Применение методики ситуативного обучения на уроках биологии, с целью формирование компетенций у учащихся
Применение методики ситуативного обучения на уроках биологии, с целью формирование компетенций у учащихся
По словам педагога - новатора А.В.Хуторского «Ситуативная педагогика - это альтернатива плановой педагогики и средство самореализации учащихся». В чем же ее сущность: «учитель занимается тем, что обозначает фундаментальные образовательные объекты, проблематизирует отношение учеников к ним, а затем занимает сопровождающую и рефлексивную позицию в отношении их деятельности. Ключевой элемент ситуативного обучения - образовательная ситуация». В современной педагогической литературе нет классификаций ситуативных заданий, поэтому, каждый, кто использует эти приемы обучения, эту классификацию определяет сам для себя. Есть такая авторская классификация и у меня. За основу своей классификации я взяла отдельные положения из автореферата А.С. Серединцевой (диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук) и хочу поделиться своими творческими разработками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение методики ситуативного обучения на уроках биологии, с целью формирование компетенций у учащихся »
Тимонина Т.А.
Тема: применение методики ситуативного обучения на уроках биологии, с целью формирование компетенций у учащихся.
Говоря сегодня о сущности педагогической деятельности в рамках реализации требований закона «Об образовании» Российской Федерации, ФГОС общего, среднего образования, необходимо уделять большое внимание в преподавании предметов не фундаментальной системой знаний, составляющей основы наук, а умению применять их. Это доказала мобильность современной жизни. Важен стал не объем знаний, а сноровка в их применении. Это поставило перед современной школой совершенно иные задачи по формированию новой модели ученика – человека своего времени. Выпускник школы должен соответствовать запросам нового общества и уметь само - реализоваться в нем. Это в современной педагогике называется компетентностным обучением или в педагогике прошлого «Связь обучения с жизнью». Формирование учебных компетенций – это главное требование современной школы, оно приводит к личностно–ориентированному образованию. Дает возможность каждому быть гибким и приспособленным к условиям быстро меняющейся жизни. Эти требования меня, как учителя, привели к созданию новой модели личностно–ориентированного урока, где вместе со знаниями я пытаюсь учащимся дать основы жизненного опыта.
Компетентностный подход к обучению я осуществляю через применение ситуативных методов обучения. Если мы откроем учебник педагогики, то там мы не встретим ситуативной методики обучения. Это принципиально новые педагогические новинки только начинают набирать популярность. По словам педагога - новатора А.В.Хуторского «Ситуативная педагогика - это альтернатива плановой педагогики и средство самореализации учащихся». В чем же ее сущность: «учитель занимается тем, что обозначает фундаментальные образовательные объекты, проблематизирует отношение учеников к ним, а затем занимает сопровождающую и рефлексивную позицию в отношении их деятельности. Ключевой элемент ситуативного обучения - образовательная ситуация». В современной педагогической литературе нет классификаций ситуативных заданий, поэтому, каждый, кто использует эти приемы обучения, эту классификацию определяет сам для себя. Есть такая авторская классификация и у меня. За основу своей классификации я взяла отдельные положения из автореферата А.С. Серединцевой (диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук) и хочу поделиться своими творческими разработками. Применяемые мной задания я разделила так:
1. Социально - бытовые, использование заимствованного из ситуаций быта реальной жизни учебного материала и создание условий учебного общения, наиболее приближенных к реальным;
Пример:1. 7класс. Тема: «Пресмыкающиеся». «Вам в аквариум подарили декоративную черепаху, как вы обеспечите ей комфорт существования».
Для решения такой простой задачи ребенок как минимум должен найти соответствующую литературу или пройти в зоомагазин и проконсультироваться с продавцом, как правильно ухаживать и содержать животное.
Пример:2. 7класс. Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были
привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мертвыми. Предложите, возможно большее число гипотез, объясняющих причины гибели рыб. Дайте советы продавцу зоомагазина, чтобы она могла составить необходимую инструкцию для покупателей рыб в зоомагазине.
Вот такие простые учебные ситуации формируют навыки социально – бытовых компетенций.
2.Социально – общественные, задачи, связанные с социально-экономическими проблемами общества. В 10 классе при изучении темы «Основы экологии. Защита окружающей среды». Я задаю детям такую задачу.
Пример:1. Краснодарскому краю экономически очень выгодно иметь дорогу Абинск – Геленджик. Особенно в этом заинтересованы транспортники. Строительство этой дороги сократит время и расходы на доставки грузов в южные районы края. При обсуждении этой проблемы, сильно столкнулись интересы двух ведомств «Управление транспортной промышленности края» и «Управление охраны окружающей среды».
Одну группу детей я назначаю служащими одного ведомства, другую представителями другого ведомства. Задание группам: доказать свою правоту в суде. Для этого необходимо обладать нужными аргументами, которые будут являться доказательной базой и юридически грамотно и этично достичь желаемого результата .
3. Социально – личные. Задачи, основанные на производственных взаимоотношениях.
Я создаю ролевую игру. Содержание игры: «Вы директор предприятия. К вам на работу поступает специалист и вы как работодатель согласны его зачислить в штат. Но вдруг вы узнаете, что он ВИЧ-инфицирован. Имеете ли право отказать ему в приеме на работу. Как в этом случае должен защитить себя больной».
Два человека пытаются разыграть спектакль, но это не просто ролевая игра, она учит ребенка применять на практике полученные ранее знания, вырабатывая социально – правовые компетенции.
4. Задания на тренинг жизненной аутогенности, эти задачи учат основным жизненным умения, как правильно войти и выйти из конфликта.В данном случае, главными являются три следующих качества: честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счет эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
Пример:1. 8класс. Тема: «Пищеварение». Поставленная задача «Выразить свое недовольство заведующему поликлиникой относительно некачественной санации зубов». Претензии можно попросить выразить в письменной и устной форме.
Простая задача, но очень яркий материал для формирования общекультурных и коммуникативных компетенций. Владение такими компетенциями является очень важным фактором для учащихся. Они учат как правильно войти в конфликт и как правильно с достоинством из него выйти. Решение таких задач, сродни тонким восточным философиям, которые веками писали мудрецы, а европейцы чаще обладают горячим спором, чем холодным рассудком.
5. Социально - статусные задачи, направленные на выявление профессиональных качеств личности в соответствии с ее статусом в социуме.
Пример:1. 8 класс. Тема: «Внутренняя среда организма. Влияние вредных привычек алкоголя, наркотиков, курения на состояние организма». В этой теме я включаю задания следующего содержания. Вы заведующий поликлиникой. Вам необходимо разработать месячник мероприятий на тему «Антинарко» среди населения города. Составьте план работы, назначьте ответственных людей, проанализируйте эффективность действий.
Данный тип задач помогает проверить не только знания предмета, но и как нельзя лучше способствует выработке учебных организаторских, управленческих компетенций. Положительным примером того, что подростки хорошо и быстро овладевают этими компетенциями, служит доказательство, что в России самое молодое правительство в Европе. По предложению президента Медведева возраст может снизиться до 18 лет. Значит, настал момент уделять особое внимание формированию социально – статусных компетенций.
6. Информативно – самообразовательные задачи. Эти задачи, направлены на расширение собственного профессионального и жизненного кругозора, самостоятельного приобретения знаний из различных источников. Применить эти знания учащиеся могут в научно - практических конференциях, на научных дебатах или просто лидировать в спорах. Примером таких задач, являются задания с содержанием творческой проблемы.
Пример:1. 10 класс. «Экология. Охрана окружающей среды» Почему в ядерной войне победителей не будет.
Пример:2. 10 класс. Ученье о ноосфере - реальность или утопия.
Пример:3. 7 класс. Тема «Класс Пресмыкающиеся». Известно, что неядовитые змеи - полозы питаются в природе мышевидными грызунами. Но выпушенная в террариум со змеей белая мышь через сутки не была съедена. Выскажите наибольшее число гипотез, объясняющих этот факт.
Пример:4. 7 класс. Тема «Класс Птицы». Ученые долгое время в одни и те же часы утром, днем и вечером проводили подсчет чаек в небольшой колонии этих птиц. Какие цели могли стоять перед исследователями? Какие вопросы о жизнедеятельности птиц могут быть изучены таким образом?
Данный тип задач формирует компетенции ораторского искусства и самостоятельность мышления, тренирует рефлексию, а это так необходимо современному руководителю.
7. Ситуативные задачи, связанные с эпистолярными умениями. В наш техногенный век эпистолярные компетенции все больше и больше набирают популярность: от написания резюме и до различных административных ответов и писем. При выработке эпистолярных компетенций часто обращаюсь за помощью к специалистам-филологам, учу правильно составлять прощения, жалобы, обращения в различные инстанции.
Пример:1. 8 класс. «Человек и его здоровье» Вам необходимо выделение денежных средств на сложную операцию. Как правильно составить прошение в министерство здравоохранения.
Пример:2. 8 класс. Вам необходимо составить повестку об инфицировании населения против свиного гриппа. Как правильно это сделать.
Владение компетенциями делового профессионального письма необходимое требования времени.
8. Ситуативно-валеологические задачи, направленные на исследования собственного организма, с целью сохранения здоровья.
Пример:1. 8 класс. Тема: «Орган. Система органов» Изучение проекций тела.
Пример:2. 8 класс. Определение паспортного и биологического возраста. Ответственное отношение к своему здоровью и владение основными здоровье-сберегающими компетенциями – это необходимое условие успешности жизни.
9. Ситуативно-технологические задачи и задачи, связанные с применением ИКТ, помогающие быстро чувствовать новизну вопроса, видеть его практическую пользу, быть гибким в зависимости от ситуации, уметь осваивать все технически новое. Подобные задачи позволяют приобрести профессионально – практические и лидерские компетенции. Делают мобильную и уверенную личность, способную взять ответственность на себя.
Пример:1. 8 класс. Тема: «Кровообращение» Нужно составить свою суточную диаграмму кровяного давления.
Пример:2. 8 класс. Освоить новый медицинский аппарат по измерению кровяного давления и пульса.
При выполнении таких задач, я стараюсь дать психологическую установку типа: «Если не ты, то кто» или «Кто это сможет лучше тебя», «Больше чем ты сам, никто о тебе позаботиться не сможет»
10. Задачи межпредметной проблематики. Задачи, требующие определенных знаний сразу нескольких наук - это наиболее трудный тип задач и порой выполним только сообща. Главное - учащийся должен понимать: какую часть задачи он сможет решить сам, а какую нужно поручить товарищу.Вот так рождается тема межпредметногооткрытого проекта, способствующего формированию информативных компетенций по различным предметам.
Пример:1. 10класс. Тема «Экология». Задача: «В чем выиграет и в чем проиграет Россия, проводя олимпиаду в Сочи в 2014г.».
Для решения этой задачи необходимы знания в области экологии, географии, экономики, математики, обществознания и т.д. Эта категория задач самая трудная и не любимая детьми. Поэтому при работе с такими задачами нужно еще и развивать познавательный интерес и творческие компетенции.
11. Ситуативно–практические задачи, связанные с эстетическим чутьем восприятия окружающего мира, развивающие практические навыки и требующие умений выполнять статистические прогнозы.
Пример:1. 7класс. Тема «Класс насекомые». Задача: «После нашествия непарного шелкопряда, лес теряет 15% зеленой массы листа и увеличивает площадь распространения на 80%. Сделать прогноз: через сколько лет, если не принимать меры, шелкопряд съест леса Кубани, если в 2009г он заселил 60 тыс.га. Всего леса на Кубани составляют 430 тыс.га».
Пример:2. 7класс. Задача 2. Задание на лето. Просчитать эффективность защиты сада от непарного шелкопряда, проведя практические опыты. Обвертывание ствола гофрированной бумагой, обработка грены керосином, соскабливание грены щеткой. Опыт подтвердить на 3 деревьях».
Пример: 3. 7класс. Задача 3. «Как было лучше посадить картофель жителям в парковой зоне блокадного Ленинграда. Сколько посадочного материала можно получать с одного клубня. Известно, что при размножении глазками картофель дает больше клубней, но меньших по массе. Как выгоднее посадить картофель глазками или клубнями, чтобы получить больше урожай. Глазками: с 1га - 50т, площадь посадки 120га. Клубни: 1га - 60т. Их хватит на площадь 45га».
Пример:4. Элективный курс. Подобрать растения для школьной клумбы с учетом вегетативного периода цветения с конца мая до середины сентября. Придумать абстрактную форму посадки с учетом декоративной вставки травы и камней.
Такие задания способствуют развитию практических компетенций, плановости ведения хозяйства.
И последний метод, который набрал в современной педагогике огромный рейтинг – этот метод Кейсов. Этот метод придуманный Гарвардской Школе Бизнеса в начале XX века в данной классификации ситуативного обучения он очень хорош. Дам краткую характкристику его использования в мрем предмете.
12. Метод Кейсов. Основан на подборе ситуаций для конкретной личности с целью развития у нее той или иной компетенции. В настоящее время метод Кейсов (сокращенно КС) я считаю одним из самых «продвинутых» активных методов новейших технологий обучения и это неслучайно. Для доказательства этого в своих рассуждениях будем исходить из того, что технология должна давать ответы на 3 вопроса: «Что надо получить?», «Как сделать?» и «Какими средствами?». Обучение происходит по схеме ученик излагает конкретную ситуацию (проблему), а затем датет анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Постепенно этот метод завоевывал позиции, и стал использоваться как одни из самых эффективных способов обучения навыкам решения типичных проблем. Процесс решения ситуативной проблемы в кейсе, сводится к пошаговому выделению нескольких вариантов возможных действий, их анализу и выбору в итоге одного - наиболее эффективного варианта решения. Переход между уровнями предложенных решений происходит по следующей схеме: рассмотрены все возможные варианты; истекло время, отведенное на анализ вариантов; поступают новые данные о развитии событий. Также необходимо продумывать технику принятия решения, если имеется несколько вариантов. Здесь применимы методы сравнений и выбор лучших решений и т.д. В некоторых случаях лидер может взять на себя ответственность за принимаемые решения. Таким образом, кейсовый метод делает основной акцент на организацию различных видов деятельности обучаемых. Преподаватель выступает в роли педагога - менеджера, а не транслятора учебной информации. Но самое главное - информация используется как средство организации деятельности, а не цель обучения.
Пример:1. 7 класс. Тема «Пресмыкающиеся». Вы пошли в лес за грибами, и вашего друга укусила змея. Какие действия вы можете предпринять. Вариантов ответа несколько: можно ввести противоядие, отсосать яд ртом из раны, доставить в больницу, дать выпить тонизирующий напиток(кисломолочный) или спиртное, удалить ножом пораженную ткань и т.д.
Вот здесь необходимы быстрые решения, направленные на умение быстро анализировать и применять информацию, но единичного действия помощи может быть мало. Необходима обработка дальнейшей наблюдаемой информации. Если после принятия тонизирующих напитков и прикладывания к ране вытягивающей мази не стало положительной динамики - значит надо менять методы действий и кому-то брать ответственность на себя, чтобы отсечь пораженные ткани ножом. К таким поступкам нужно готовить ученика не только теоретически и практически, но и психологически, а для этого необходима система тренировок и обязательных системных упражнений, которые должна предусмотреть методика ситуативного обучения. Исходя из вышесказанного, отметим следующее: технология КС позволяет применять теоретические знания к решению практических задач, является наиболее успешной и распространенной для обучения практическим навыкам с минимальным участием преподавателя. Данная технология ориентирована на самостоятельную или групповую работу учащихся над изучением информации и документов, характеризующих состояние и развитие определенной практической ситуации. При этом каждый участник имеет возможность и должен продемонстрировать свои способности не только к анализу информации, но и к непосредственному влиянию и воздействию на изучаемый процесс. Ученик «погружается» в ситуацию, становится ее участником и, часто в соревновательной форме, творчески ищет и применяет практические действия для достижения заданных целей обучения, тем самым, включаясь в самостоятельную деятельность.
Говоря сегодня о требованиях времени в области Современного научно-методическое обеспечение развития образовательных систем», компетентностное обучение должно стоять на первом месте. Если мы рассматриваем детерминанты – как матрицу методов, то обобщая свой опыт в КККИ ДППО г. Краснодаре, я точно знаю, что данной схемой плюс – минус от содержания предмета, сейчас пользуются многие мои коллеги. Они так же как и я создают свой банк ситуативных задач и мне кажется не плохо было бы собрать их в одно печатное методическое пособие. Я предложила свою образовательную методику в этом направлении. Она дает положительные результаты. Эти выводы сделаны на основе составленного мной многолетнего мониторинга. Мои ученики успешны, правильно умеют оценить обстановку, хорошо работать в команде, четко чувствуют в жизни позицию лидера и клерка. То есть социально адаптированы. А образовательное пространство в рамках ФГОС прежде всего должно работать на то . что бы человек был востребован обществом.
Список литературы
1. На правах рукописи Серединцева Анна Сергеевна «Коммуникативное обучение студентов педагогического коледжа» М. Электронный ресурс.Версия1.0. М, у пр - кт.Заревый 2 .
(на материале английского языка) коммуникативного подхода, изложенные в работах отечественных(И.Л. Бим, Н.И. Гез, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов,Е.И Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова и др.) и зарубежных (N.Chomsky, W. Littlewood, T. Lynch, D. Nunan, S. Savignon, J. Van Ek) ученых.
2. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2003. – 522 Кб.
3. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. - 290 с. - М., 2009г.
4. Хуторской А. В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М., 2010г.
5. Ситуативные задачи как средство формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/situativnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovaniya-informatsionnoi-kompetentnosti-budushchikh-pe#ixzz392xoUoQa