kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Применение интерактивных технологий по биологии во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

как использовать интерактивные технологии при проведении различных мероприятий по биологии

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных технологий по биологии во внеурочной деятельности»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ


Молокова Т.А.

учитель биологии

МАОУ СОШ № 30 г. Томска


Как известно 10% полученной информации человек усваивает из прочитанного, 30% из увиденного и до 90%, если человек усваивает через деятельность.

Включиться в активную деятельность на учебных занятиях позволяют интерактивные методы. Именно взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик» позволяет ученикам осознанно познавать учебный предмет. Главная роль учителя в этом взаимодействии создание наилучших условий для развития мотивации творческой, экспериментальной и эмоциональной деятельности обучаемых.

Интерактив - (от английского «интерактив» - взаимодействие) – образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач, (по Д.Н. Кавтарадзе).


Интерактивные методы

  • И обучающиеся, и преподаватель являются субъектами обучения

  • Преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта

  • Организуется взаимодействие


Интерактивностьозначает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем- либо (человеком)

При интерактивном обучении в обязательном порядке присутствуют и активно взаимосвязаны три вида активности:

  • Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют.

  • Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.

  • Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта.

Интерактивные методы позволяют:

  • Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения

  • Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей

  • Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия

Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.


Правила организации интерактивного обучения

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.


Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач:

  • развивает коммуникативные умения и навыки,

  • помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися,

  • обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей,

  • снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Принципы:

- взаимодействие;

- активность обучаемых;

- опора на групповой опыт;

- обратная связь.


Преимущества:

- Формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта.

- Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности

и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную

позицию.

- Учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.

- Добывать знания.

Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.


Метод проектов – педагогическая технология, основной целью которой является научить самостоятельному достижению намеченных целей, научить предвидеть минипроблемы и уметь их решать, формировать умения ориентироваться в информационном пространстве; формировать навыки проведения исследований; формировать навыки работы и делового общения в группе; формировать навыки презентации полученных знаний и опыта.

Многообразие учебных проектов велико. На уроке это могут быть проекты на один урок или на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; в проекте могут участвовать дети разного возраста; проекты могут быть монопредметными и межпредметными.


Виды проектов.

  • Информационно-поисковый проект – когда учащиеся собирают и анализируют информацию, на основе которой готовят и защищают выступление в виде доклада или реферата.

  • Продуктивные проекты дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при созданиигазеты, плаката, рисунка.

  • Драматизационные проекты создают условия для игрового моделирования.

  • Исследовательские предполагают небольшое научное исследование.


Темой проекта может быть:

  • Объект

  • Проблема

  • Исследование

  • Дело


В системе классно-урочной работы может выполняться монопредметный проект и на уроках биологии. Я активно практикую метод проектов в 7, 10-11 классах. Так на уроках биологии в 7 классе изучаются разные группы животных по определенному плану. Изучение отдельных групп животных можно проводить, используя метод проектов. Изучение темы «Моллюски» можно провести в течение уроков. Темой данного проекта является объект – моллюски. Учащимся предлагается решить проблему: «Ребята, тема нашего урока – моллюски. Что бы вы хотели о них узнать?»

Учащиеся высказывают свои пожелания. В итоге, приходят к выводу – чтобы иметь представление о моллюсках надо изучить особенности внешнего и внутреннего строения, особенности размножения, многообразие и значение моллюсков. Так в ходе проекта формулируются задания (под проблемы). Учащиеся по группам из 4-5 человек работают над своей мини проблемой. Проектные задания могут быть следующие:

  • Образ жизни и местообитание моллюсков.

  • Внешнее строение моллюсков.

  • Особенности питания, дыхания, выделения у разных представителей моллюсков.

  • Размножение моллюсков.

  • Способы защиты от врагов у разных классов моллюсков.

  • Значение моллюсков.

  • «Самые, самые…» (самые быстрые, самые маленькие и большие и т. д.).

Учащимся предлагаются, кроме учебника, дополнительные источники информации.

Далее идет усвоение и осмысление знаний, где учащиеся знакомятся с информацией, таблицами, коллекциями. В ходе обсуждения в группах отбирают главное, основное содержание и оформляют минипроект в соответствии с выбранной формой: готовят выступление, плакат, схему.

На защиту исследовательского минипроекта каждой группе отводится определенное время. Выступления оцениваются.

В конце урока подводятся итоги учебного занятия, когда учащиеся определяют разрешена ли проблема, стоящая перед ними в начале урока; идет рефлексия и коррекция.

В старших классах одной из интереснейших тем для проекта считаю «Приспособления организмов к среде обитания». Подготовка к этому проекту выходит за пределы урока. Обучающимся заранее предлагаются задания по темам:

  • Покровительственная окраска у рыб

  • Забота потомства у рыб

  • Форма и окраска яиц у птиц

  • Приспособления к распространению плодов и семян у растений

  • Приспособления цветков к опылению насекомых и т, д.

В данном случае урок можно провести в форме семинара, к которому «эксперты» должны подготовить дополнительные вопросы.

Метод проектов можно использовать и за рамками урока. Одним из таких проектов является проект «Комнатные растения».

Этот проект осуществляется в течение 2-3 месяцев. В нём могут принимать участие ребята разных классов, например учащиеся средней параллели с 5 по 7 класс.


Проектную деятельность успешно применяется на факультативных занятиях по биологии. Запуская проект, учитель определяет тему и проблему. Например:

  • представим, что у нас есть комната, которую надо озеленить, т.е. с помощью комнатных растений сделать красивой и уютной;

  • все из нас мечтают побывать в тропических странах Азии, Америки или в знойных пустынях Африки с их сказочным разнообразием растений, но не всем это удается. А как можно создать чудесный экзотический уголок в комнате или дома.

Учащиеся с учителем выбирают какими путями этого можно добиться ( т.е. формулируют свои проектные задания, их темы, пути решения).

Тема: «Комнатные растения».

Проблема: создание красивого, уютного интерьера.

Темы проектных заданий:

  • комнатные растения на карте мира

  • условия выращивания комнатных растений

  • комнатные растения, обладающие целебными свойствами

  • легенды о цветах

  • влияние комнатных растений на человека.

После выбора темы проектного задания учащиеся подбирают источники информации и другие материалы, оформляют проект и после консультации с учителем. Особое внимание обращается на практическую работу с комнатными растениями: выращивание растений из черенков, перевалка.

Конечной целью всего проекта является итоговая защита, которая происходит в форме конференции. Учащиеся выступают со своими проблемными заданиями, подводят итоги и обсуждают результаты работы.


Метод проектов – одна из форм интерактивного обучения. Только использование различных форм и методов интерактивного обучения может привести к осознанному обучению предмета биологии.


Список используемой литературы

1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники/ А.Е. Богоявленская - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.- с. 342

2. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: Новые подходы. М.: Прогресс, 2005. 348 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение интерактивных технологий по биологии во внеурочной деятельности

Автор: Молокова Татьяна Анатольевна

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства