Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных технологий по биологии во внеурочной деятельности»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ
Молокова Т.А.
учитель биологии
МАОУ СОШ № 30 г. Томска
Как известно 10% полученной информации человек усваивает из прочитанного, 30% из увиденного и до 90%, если человек усваивает через деятельность.
Включиться в активную деятельность на учебных занятиях позволяют интерактивные методы. Именно взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «ученик-ученик» позволяет ученикам осознанно познавать учебный предмет. Главная роль учителя в этом взаимодействии создание наилучших условий для развития мотивации творческой, экспериментальной и эмоциональной деятельности обучаемых.
Интерактив - (от английского «интерактив» - взаимодействие) – образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач, (по Д.Н. Кавтарадзе).
Интерактивные методы
И обучающиеся, и преподаватель являются субъектами обучения
Преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, консультанта
Организуется взаимодействие
Интерактивность – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем- либо (человеком)
При интерактивном обучении в обязательном порядке присутствуют и активно взаимосвязаны три вида активности:
Физическая – меняют рабочее место, пересаживаются; говорят (единство речевой и мыслительной деятельности по А.Г. Ривину, В.К. Дьяченко), пишут, слушают, рисуют.
Социальная – задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями.
Познавательная – вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта.
Интерактивные методы позволяют:
Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения
Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей
Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия
Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.
Правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников семинара в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактивна не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое.Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки,
помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися,
обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей,
снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Принципы:
- взаимодействие;
- активность обучаемых;
- опора на групповой опыт;
- обратная связь.
Преимущества:
- Формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта.
- Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности
и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную
позицию.
- Учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта.
- Добывать знания.
Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, основной целью которой является научить самостоятельному достижению намеченных целей, научить предвидеть минипроблемы и уметь их решать, формировать умения ориентироваться в информационном пространстве; формировать навыки проведения исследований; формировать навыки работы и делового общения в группе; формировать навыки презентации полученных знаний и опыта.
Многообразие учебных проектов велико. На уроке это могут быть проекты на один урок или на весь учебный год; проектирование может быть индивидуальным и групповым; в проекте могут участвовать дети разного возраста; проекты могут быть монопредметными и межпредметными.
Виды проектов.
Информационно-поисковый проект – когда учащиеся собирают и анализируют информацию, на основе которой готовят и защищают выступление в виде доклада или реферата.
Продуктивные проекты дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при созданиигазеты, плаката, рисунка.
Драматизационные проекты создают условия для игрового моделирования.
Исследовательские предполагают небольшое научное исследование.
Темой проекта может быть:
Объект
Проблема
Исследование
Дело
В системе классно-урочной работы может выполняться монопредметный проект и на уроках биологии. Я активно практикую метод проектов в 7, 10-11 классах. Так на уроках биологии в 7 классе изучаются разные группы животных по определенному плану. Изучение отдельных групп животных можно проводить, используя метод проектов. Изучение темы «Моллюски» можно провести в течение уроков. Темой данного проекта является объект – моллюски. Учащимся предлагается решить проблему: «Ребята, тема нашего урока – моллюски. Что бы вы хотели о них узнать?»
Учащиеся высказывают свои пожелания. В итоге, приходят к выводу – чтобы иметь представление о моллюсках надо изучить особенности внешнего и внутреннего строения, особенности размножения, многообразие и значение моллюсков. Так в ходе проекта формулируются задания (под проблемы). Учащиеся по группам из 4-5 человек работают над своей мини проблемой. Проектные задания могут быть следующие:
Образ жизни и местообитание моллюсков.
Внешнее строение моллюсков.
Особенности питания, дыхания, выделения у разных представителей моллюсков.
Размножение моллюсков.
Способы защиты от врагов у разных классов моллюсков.
Значение моллюсков.
«Самые, самые…» (самые быстрые, самые маленькие и большие и т. д.).
Учащимся предлагаются, кроме учебника, дополнительные источники информации.
Далее идет усвоение и осмысление знаний, где учащиеся знакомятся с информацией, таблицами, коллекциями. В ходе обсуждения в группах отбирают главное, основное содержание и оформляют минипроект в соответствии с выбранной формой: готовят выступление, плакат, схему.
На защиту исследовательского минипроекта каждой группе отводится определенное время. Выступления оцениваются.
В конце урока подводятся итоги учебного занятия, когда учащиеся определяют разрешена ли проблема, стоящая перед ними в начале урока; идет рефлексия и коррекция.
В старших классах одной из интереснейших тем для проекта считаю «Приспособления организмов к среде обитания». Подготовка к этому проекту выходит за пределы урока. Обучающимся заранее предлагаются задания по темам:
Покровительственная окраска у рыб
Забота потомства у рыб
Форма и окраска яиц у птиц
Приспособления к распространению плодов и семян у растений
Приспособления цветков к опылению насекомых и т, д.
В данном случае урок можно провести в форме семинара, к которому «эксперты» должны подготовить дополнительные вопросы.
Метод проектов можно использовать и за рамками урока. Одним из таких проектов является проект «Комнатные растения».
Этот проект осуществляется в течение 2-3 месяцев. В нём могут принимать участие ребята разных классов, например учащиеся средней параллели с 5 по 7 класс.
Проектную деятельность успешно применяется на факультативных занятиях по биологии. Запуская проект, учитель определяет тему и проблему. Например:
представим, что у нас есть комната, которую надо озеленить, т.е. с помощью комнатных растений сделать красивой и уютной;
все из нас мечтают побывать в тропических странах Азии, Америки или в знойных пустынях Африки с их сказочным разнообразием растений, но не всем это удается. А как можно создать чудесный экзотический уголок в комнате или дома.
Учащиеся с учителем выбирают какими путями этого можно добиться ( т.е. формулируют свои проектные задания, их темы, пути решения).
После выбора темы проектного задания учащиеся подбирают источники информации и другие материалы, оформляют проект и после консультации с учителем. Особое внимание обращается на практическую работу с комнатными растениями: выращивание растений из черенков, перевалка.
Конечной целью всего проекта является итоговая защита, которая происходит в форме конференции. Учащиеся выступают со своими проблемными заданиями, подводят итоги и обсуждают результаты работы.
Метод проектов – одна из форм интерактивного обучения. Только использование различных форм и методов интерактивного обучения может привести к осознанному обучению предмета биологии.
Список используемой литературы
1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники/ А.Е. Богоявленская - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.- с. 342
2. Суворова Н.Г. Интерактивное обучение: Новые подходы. М.: Прогресс, 2005. 348 с.