Приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии - средство развития функциональной грамотности учащихся
Приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии - средство развития функциональной грамотности учащихся
В статье представлены приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии. Данные приёмы способствуют развитию естественно-научной грамотности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии - средство развития функциональной грамотности учащихся»
Приёмы формирования смыслового чтения на уроках биологии – средство развития естественно-научной грамотности учащихся
Васильева Г.Е., учитель биологии,
гимназия «Гармония»,
г. Великий Новгород
Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Цель смыслового чтения – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
Есть несколько определений смыслового чтения.
Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение, направленное на постижение читателем (учеником) ценностно - смыслового содержания текста, заданного целью чтения превращает школьника в субъекта учебной деятельности, повышая его активность и самостоятельность на любой ступени образования.
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:
работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;
работа с текстом: оценка информации.
Эти УУД нужно формировать на всех предметах, в том числе и на биологии, как одни из важнейших компетенций и способы развития функциональной грамотности.
Естественно-научнаяграмотность – это единство знаний, умений и позитивной ценностной оценки достижений естественных наук, которое проявляется в способности и готовности личности использовать имеющиеся естественно-научные знания для решения теоретических и практических задач в учебной, практической и любой другой деятельности учащегося.
Проблемы, которые возникают при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ связаны с незнанием учащихся приёмов смыслового чтения и работы с текстом. Так, при выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то “своего задания”.
Понимание текста - это вычитывание трёх видов текстовой информации:
• фактуальной (о чём в тексте сообщается в явном виде)
• подтекстовой (о чём в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
• концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
1. Определение темы текста и его назначения (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
2. Подбор заголовка (регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника).
3. Формулирование главной мысли текста (коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме).
4. Объяснение порядка частей, содержащихся в тексте (коммуникативные УУД: овладение логическими действиями).
5. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов: обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, формулирование вопроса, объяснение назначение карты, рисунка, пояснение частей графика или таблицы (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов).
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
1. Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения (познавательные УУД: обобщать и классифицировать по признакам).
2. Преобразование текста с использованием таблиц, схем, иллюстраций (познавательные УУД: представлять информацию в виде схемы).
Работа с текстом: оценка информации
оценка содержания текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников (познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов)
Познавательные УУД при работе с текстом в 5-6 классах
Назовите основные части…
Сгруппируйте вместе все…
Изложите в форме текста… Объясните причины того, что…
Сравните … и …, а затем обоснуйте…
Раскройте особенности…
Постройте классификацию… на основании …
Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
Познавательные УУД при работе с текстом в 7-9 классах
Составьте список понятий, касающихся…
Расположите в определенном порядке…
Изложите в форме текста
Изобразите информацию о … графически
Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…
Сравните … и …, а затем обоснуйте…
Рассчитайте на основании данных о…
Раскройте особенности…
Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что…
Проведите экспертизу состояния …
Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.
На начало учебного года я провела анкетирование в 5 классе и получила следующие результаты.
Анкета
1.Нравится ли тебе читать?
Нравится – 58%
Нет – 16%
Иногда – 26%
2.Хорошо ли ты понимаешь прочитанное?
Да – 50%
Нет – 10%
Не сразу – 40%
3.Легко ли ты воспринимаешь научные тексты?
Да – 38%
Нет – 10%
Только с чьей-то помощью –52%
4.Умеешь ли ты работать с текстом?
Да – 52%
Нет – 12%
Только с чьей-то помощью – 36%
Обработав результаты анкеты, я пришла к выводу, что у ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом.
В 6 и 7-х классах я провела анкетирование, касающееся непосредственной работы с текстом на занятиях по биологии
Анкета
1.Сразу ли ты понимаешь смысл научного текста?
Да – 48%
Только по абзацам – 36%
Только с чьей-то помощью – 16%
2.Легко ли тебе в тексте или абзаце найти главное?
Да – 54%
Нет – 18%
Только с чьей-то помощью – 28%
3.Есть ли в тексте подсказки, указывающие на самое главное?
Да – 86%
Нет – 0%
Не знаю – 14%
4.Умеешь ли ты выделять из текста определение или понятие?
Да – 52%
Нет – 18%
Только с чьей-то помощью – 30%.
Обработав результаты этой анкеты. Я сделала вывод, что не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определения или понятия, не видят «подсказок» в самом тексте.
Данные анкетирования проводились для того, чтобы видеть основные направления моей работы по формированию смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии.
На своих уроках я использую работу с текстом с использованием вопросов и заданий. Это один из видов деятельности направленный на изучение нового материала. Например:
1. Поставить вопросы к прочитанному тексту.
2. Выделить основную мысль (основной тезис) текста.
3. Определить причину событий, явлений.
4. Проанализировать.
5. Объяснить, аргументировать собственную точку зрения.
6. Провести исследование, ответить на вопросы.
Приведу примеры приёмов, которые я использую на уроках при работе с текстом.
Приём «Восстанови текст»
Текст разделён на предложения или абзацы, которые надо расположить в определённом порядке (обучающиеся восстанавливают логическую последовательность всего текста).
Приём «Найди ошибку»
Данный приём формирует умения читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Приём «Дневник двойных записей»
Формирует умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V - Знакомая информация
+ - Новая информация
- - Я думаю иначе
? - Это меня заинтересовало, хочу узнать больше
Приём «Сравнение определений»
Формирует умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме, проявлять творческие способности.
Опорный конспект
При использовании данного приема можно предложить учащимся выбрать форму для составления опорного конспекта. Опорные конспекты могут быть представлены в виде тезисов, схем, а также рисунков. Данное задание выполняется индивидуально, в паре или группе.
Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений.
I вариант. Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
II вариант. На отдельных листах выписываются 5–6 событий из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
Карта познания Интеллект карты– наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Поэтому составлять карты интересно и увлекательно.
Правила составления карты познания:
1. Ключевое понятие помещается в центр листа.
2. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, сочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Для обозначения каждого понятия используется не более трех слов.
3. От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.
4. Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться.
5. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.
В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.
Использование подобных приёмов на уроках биологии способствует формированию смыслового чтения и способствует развитию естественно-научной грамотности учащихся.
Литература.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.