Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения"»
Компетентностно-ориентированные задания
по биологии
как средство достижения планируемых результатов обучения
«Человек, схвативший хотя бы
однажды кошку за хвост,
знает о котах значительно больше,
чем тот, кто лишь читал о них,
но никогда не видел».
Марк Твен
Традиционные требования
Новые
требования
«Выпускник знающий»
«Выпускник умеющий, творческий»
«Компетенция»—
это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
«Компетентность»- это умение применить знания, умения навыки в незнакомой жизненной ситуации.
Компетентность– это умение решить жизненную задачу, с которой ранее не встречался.
Компетентность– это умение адаптироваться в сегодняшнем стремительно меняющемся мире.
Цель КОЗ:
Организациядеятельности обучающегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.
Структура компетентностно-ориентированных заданий
Как узнать компетентностно-ориентированное задание?
Очень просто!
Во-первых, это деятельное задание;
Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
В - третьих, оно строится на актуальном для обучающихся материале;
В - четвёртых, его структура задаётся определенными элементами.
Пример КОЗ - урок биологии по теме «Побег. Видоизменения побегов» (компетентность разрешения проблем)
Стимул -
Вы, ученик 6 класса, выполняете со своим другом домашнее задание. На вопрос: «Какой орган у картофеля мы употребляем в пищу?», получили ответ: «Плод». Этот ответ вас смутил, ведь вы знаете, что на самом деле плоды картофеля ядовиты и можно употреблять в пищу только клубни - видоизмененные побеги .
Задачная формулировка -
На рисунке представлен клубень картофеля № 1, который является видоизмененным побегом, и побег дерева с почками № 2.
Внимательно рассмотрите рисунки. Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке? Почему нельзя назвать клубень картофеля плодом?
Модельный ответ:
Сходства объектов
Различия объектов
Есть стебель
Форма стеблей разная
Есть почки
Клубень содержит много крахмала
Имеет кожицу
Из почек дерева распускаются листья
Образуют придаточные корни
Клубень едят, а ветку - нет
Критерии ответов:
Названы 3- 4 сходства и отличия 5 баллов
Названы 2- 3 сходства и отличия 4 балла
Названы 1-2 сходства и отличия 3 балла
Бланкответа:
Вольер № 1
Животное ( ые)
Вольер № 2
кролик
Корм 1
Вольер № 3
еж черепаха
трава
Корм 2
Вольер
№ 4
морковь
крыса
молоко
Питье
курица
Вольер
№ 5
морковь
капуста
в ода
зерно
лиса
мясо
в ода
трава
мясо
в ода
молоко
в ода
в ода
Критерии ответов:
Правильное распределение животных в вольерах – 3 балла
Правильное распределение корма животным – 2 балла
Учащийся уложился за 10 минут (при правильном ответе) – 2 балла
Всего – 7 баллов
Урок в 6 классе по теме «Минеральное питание растений»
( компетентность разрешения проблем):
Бланк ответа:
1. Перед опытом почву в горшке обильно полить теплой водой.
2. У молодого комнатного растения срезать стебель на 5 см выше корневой шейки.
3. Пенек по кругу смазать вазелином и надеть на него резиновую трубку. Ее свободный конец соединить со стеклянной трубкой с делениями.
4. Для определения скорости подъема воды из корня к стеблю отметить за какое время и на какую высоту поднялся столб воды по трубке.
Раздел «Человек».
Тема «Слуховой анализатор»
Бланк ответа:
1.Возможно , если не повреждён слуховой нерв.
2.Помимо проведения звука по воздуху существует костное звукопроведение : звуковая волна идет через кости черепа, затем передается непосредственно на лабиринт, минуя систему среднего уха, и на его звуковоспринимающие рецепторы. При этом звуковые колебания передаются на верхнюю челюсть, скуловую и височную кость и на лабиринт.
Раздел «Человек».
Тема «Органы и системы органов»
Аналитическая шкала 1.Узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак. 2.Подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья
3.Определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведённых руках.
Раздел «Человек».
Тема «Кожа. Терморегуляция»
Бланк ответа
А. Эпидермис – 2,3,4,12
Б. Дерма – 1,5,6,7,8,9
В. Подкожная клетчатка – 10,11
Раздел « Общая биология».
Тема «Охрана природы».
РЕШЕНИЕ: 100г водорослей содержит 35 г углеводов 1000000г водорослей содержит Х г углеводов Х= (1000000 • 35) : 100 = 350000 г или 350 кг углеводов 100г водорослей содержит 45 г белков 1000000г водорослей содержит Х г белков Х= (1000000 • 45) : 100 = 450000 г или 450 кг белков 100г водорослей содержит 10 г жиров 1000000г водорослей содержит Х г жиров Х= (1000000 • 10) : 100 = 100000 г или 100 кг жиров Ответ: в одной тонне водорослей содержится 350 кг углеводов, 450 кг белков, 100 кг жиров.