Просмотр содержимого документа
«План-конспект по теме "Ткани растений"»
Ткани растений
Цель урока: изучение видов растительных тканей, определение их функций и связанные с ними особенностями строения.
Задачи: Образовательные: выяснить расположение, строение, значение механических и проводящих тканей; сформировать первое представление о передвижении веществ в растении; установить взаимосвязь строения и функций изучаемых тканей; сформулировать умения анализировать.
Развивающие: развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение; продолжить работу по формированию умения определять ткани по микрофотографиям; развивать коммуникативные умения и навыки.
Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Планируемый результат: называть и определять клетки механических и проводящих тканей растений, уметь их описывать.
Основные термины и понятия: механические ткани, волокна, проводящие ткани, древесина, луб, сосуды, ситовидные трубки.
8. Сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию
а) питание б) дыхание в) движение цитоплазмы г) деление
9. Определение. Ткань -
Ответы: 1в, 2б, 3а, 4г, 5б, 6а, 7в, 8б.
II. Изучение нового материала
В 1665 году Роберт Гук (Слайд 1) рассмотрел под микроскопомсрез коры пробкового дерева и увидел вот такую картину… Что же увидел Роберт Гук? (ячейки, которые назвал cells – клетки). Действительно Роберт Гук увидел на срезе ячейки и их было достаточно много. Вот именно об этом множестве клеток сегодня мы с вами и узнаем подробнее.
Учитель объявляет тему урока, обозначает задачи (Слайд 2).
А что же такое ткани? (мнения учащихся)
Слайд 2 Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции.
Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей.
Слайд 3 Классификация растительных тканей основана на единстве выполняемых функций, происхождении, сходстве строения и расположении клеток в органах растения. По этим критериям ткани делят на несколько групп: меристематические или образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.
Лекция(Работа сослайдами 4 – 14).
Во время работы со слайдами учащиеся составляют таблицу с краткими записями (Ткань, особенности строения, функции; возможно отдельно сделать таблицу в обычной тетради или работать с заданием в рабочей тетради)
Ткани растений [1, 4]
Название ткани
Рисунок
Функции
Особенности строения (характеристика клеток)
Покровная
защита
Клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами; плотно прилегают друг к другу Клетки мертвые, с плотными оболочками, пропитанными жироподобными веществами Мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками
Механическая
Придание прочности
Живые клетки с неравномерно утолщёнными не одревесневшими первичными оболочками, вытянутые вдоль оси органа Прочная ткань из быстро отмирающих клеток с одревесневшими и равномерно утолщенными оболочками
Мертвые паренхимные клетки с толстыми одревесневшими оболочками.
Проводящая
Проведение растворов веществ
Клетки вытянуты, мертвые, без цитоплазмы, с одревесневшими стенками
Клетки вытянуты с частично одревесневшими стенками и сохранившимися участками цитоплазмы
Основная
Синтез и запасание веществ
Клетки имеют тонкие стенки и много хлоропластов Клетки округлые или многоугольные, живые; тонкая оболочка часто утолщается и одревесневает; много межклетников Клетки округлые или звездчатые, расположены рыхло; много крупных межклетников
Образовательная
Образование новых клеток для формирования тканей.
Клетки многогранные, тонкостенные, без вакуолей и хлоропластов, постоянно делятся
Слайд 17 Внутреннее строение стебля
Учащиеся еще раз рассматривают клеточное строение стебля, зрительно запоминают расположение тех или иных тканей стебля. Можно задать вопросы (при необходимости, в зависимости от специфики класса) о том, элементы каких тканей указаны на слайде.
III. Закрепление знаний:
Кроссворд «Растительная клетка»
Выпишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек. Цифрами от пронумерованных слов укажите соответствующие части клетки на рисунке.