В работе представлено введение, раскрыты цели и задачи экологизации биологического образования, онтогенез биологического образования и основные методологичные принципы, методы экологизации. Работа оканчивается заключением, списком используемой литературы, а также имеется приложение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЫСТРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«ЭКОЛОГИЗАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
выполнил учитель биологии
Кибаев Нил Изиляевич
с. ЭССО 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ:
стр
Введение ……………………………………………………………….3
Цели и задачи экологизации биологического образования …………..7
Онтогенез биологического образования и основные методологичие
принципы ………………………………………………………………9
Методы экологизации………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………..27
7. Приложения ………………………………………………………….28
I. ВВЕДЕНИЕ.
Нет «ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», есть «МИР ПРИРОДЫ»
1) ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС КАК КРИЗИС АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКЕГО СОЗНАНИЯ
"Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!" - говорил профессор Преображенский из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Если двадцать - тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о том, что "экология" везде, знают даже дети. Когда в 1870г. Эрнст Геккель ввел в науку это слово, навряд ли предполагал, что лет через сто оно станет популярным в массовом сознании. По общепринятому определению - это наука, изучающая системы живых организмов, их отношения с окружающей средой и в зависимости между различными формами жизни. Но в сознании большинства людей слово "экология" связано еще и с понятием "тревога", "защита", "сохранение". И, несмотря на это, лишь недавно стало приходить понимание того, что экологический кризис - это не в последнюю очередь, "разруха в головах", и именно в них нужно вначале привести все в порядок.
В то же время технократическая парадигма мышления, свойственная 20 веку, настолько сильна, что выход из экологического тупика по-прежнему ищется в привычных путях: контроль за применяемыми в промышленности технологиями, принятие природоохранных законов, создание «экологически чистых» заводов и т.д. Иными словами, коль скоро экологический кризис порожден техническим прогрессом, то надо просто внести соответствующие коррективы в направление этого прогресса.
А пока регулирование государством состояния окружающей Среды является принудительным и поэтому не может решить проблему ее разрушения: защита природы превращается в войну между государством и производственником-человеком, а в войне, как известно, все средства хороши. Отсюда тайный вывоз отходов с заводов и их несанкционированное захоронение, залповые выбросы ядовитых газов по ночам, подкуп чиновников государственных природоохранительных органов и т. д., не говоря уже о мытье машин на берегах рек, брошенном на газоне окурке и выкалывании подростками глаз у котят.
Исходя из вышеперечисленного я делаю вывод, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Я думаю, что уроки биологии должны стать платформой для формирования нового мышления детей, поэтому на каждом уроке я планирую элемент экологизации с учетом темы и возраста детей. Переход типа мышления с антропоцентрического на экоцентрический – главная идея моей педегогической концепции. Поэтому на первых же уроках и начиная с самого младшего возраста я стараюсь донести суть следующих типов сознания и мышления.
В сфере экологического сознания парадигма «человеческой исключительности»представляется как парадигма «человеческой освобожденности», освобожденности от подчинения объективным экологическим закономерностям. Базирующееся на ней западное экологическое сознание в целом может быть названо антропоцентрическим, поэтому я выделяю в ней следующие особенности.
Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, приносящее ему вред - антиценно. Природа объявляется собственностью человека, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право.
Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже - вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т. д., - получение определенного продукта. Сущность его определяется словом "использование".
Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная окружающая Среда.
Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека.
Деятельность по охране природы продиктована дальнейшим прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
3) ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ТИП ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.
Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса – это центральное место не только моей концепции, но и плана работы психологической службы школы, а также целевых комплексных программ школы, включающие следующие постулаты, характерны:
Хотя человек и обладает исключительными, характеристиками (культура, технология и т.д.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему.
Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими и экологическими связями. .
Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природных средах, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
На мой взгляд, сущность экоцентрического экологического сознания характеризируется следующими особенностями:
Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
Отказ от иерархической картины мира. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
Характер взаимодействия с природой определяется своего рода "экологическим императивом1': правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5)Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
6) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Формирование нового экологического сознания, предусмотренное моей педагогической концепцией, должно кардинально изменить поведение моих учеников по отношению к природе. Если антропоцентрический его тип способствует разработке планов поворота рек, то экоцентрический - строительству на европейских автомобильных магистралях специальных направляющих бортиков и подземных переходов в виде труб, чтобы лягушки могли безопасно мигрировать с одной стороны дороги на другую, и дело не в финансовом благополучии этих стран, где создаются такие переходы для лягушек; дело в том, что проектировщику, у которого сформировался антропоцентрический тип экологического сознания, такое просто не придет в голову, а когда он узнает, что его коллеги делают подобные переходы, он воспринимает это как экзотику или курьез, а не как естественную норму.
Я считаю, что самой главной задачей современной школы на данном этапе является воспитание и развитие в ребенке экоцентрического сознания. А так как я работаю учителем биологии и экологии (а именно эти предметы "открывают дверь" в мир природы), я считаю, что максимальная экологизация биологического образования позволит вырастить новое поколение молодых людей с новым экологическим сознанием.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1) ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главной целью моей концепции является формирование ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. Экологическая личность - это личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Для нее характерны следующие особенности личности.
1) Для экологической личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы;
2) Для экологической личности свойственен субъективный характер восприятия природных объектов;
Для экологической личности свойственно непрагматичное отношение к миру природы.
2) ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ
Для реализации поставленных целей я определил следующие задачи: общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности, но я разделяю общую задачу на следующие уровневые направления:
Формирование системы умений и навыков (технологий)
взаимодействия с природой.
III. ОНТОГЕНЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕПРИНЦИПЫ
1) Онтогенез экологического образования
Большое внимание в планировании организации педагогического воздействия на личность ребенка я уделяю его возрастным особенностям. Я считаю, что данные об онтогенетических закономерностях формирования сознания личности позволяют адекватным образом осуществлять педагогический процесс экологического образования. Так, например, в ДОШКОЛЬНОМ возрасте дети обладают такими специфическими свойствами мышления, как "магия" (словами и жестами придается сила воздействия на внешние предметы). Это позволяет мне эффективно использовать в педагогическом процессе различные предметы ритуализации их экологической деятельности, подобно тому, как это было свойственно архаичному человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем собирать в нем различные сведения или продумывать для себя природные "лесное имя", "речное имя" и т. д. с тем, чтобы идентифицироваться с соответствующими природными объектами. Педагогическая актуализация свойственного дошкольникам антропоморфоза также помогает формировать партнерскую позицию во взаимодействии с природными объектами, как с равными и самоценными субъектами. В то же время особое педагогическое внимание необходимо уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок. Важнейшее педагогическое значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на формирование представления ребенка об отличиях живого и неживого. Таким образом, в дошкольном возрасте основной педагогический акцент необходимо делать на систему представлений ребенка.
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его экологической эрудиции. Книжки с изображением различных растений и животных, экскурсии в природу и музей могут быть в этом возрасте особенно эффективными. Именно в младшем школьном возрасте у детей появляется возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребенок активно хочет и реально может самостоятельно содержать дома живые существа, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнерских взаимоотношений, общения. В результате эти живые существа становятся для него "значимыми другими", играют важные роли в его индивидуальной картине мира. Важно, чтобы эти растения и животные подбирались взрослыми с учетом их "непритязательности" к жизненным условиям (морская свинка, хомяк, хлорофитум, кактусы и др.), ведь младший школьник еще не способен осуществлять сложные технологические приемы ухода за природными объектами.
При соблюдении этого простого требования взаимодействие с этими живыми существами будет сопровождаться положительными эмоциями и сбережет ребенка от психотравмы, связанной с болезнью или гибелью.
Таким образом, педагогические усилия в этом возрасте продолжают сосредоточиваться на системе представлений ребенка, затрагивая также формирование его экологических стратегий и технологий.
МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ возраст - это период, особенно благоприятный для целенаправленного формирования экологического сознания.
Ребенок продолжает воспринимать природные объекты в качестве субъектов, поэтому я провожу экскурсии на пришкольный участок, в теплицу, применяю на уроках природные объекты «местные». Хорошее подспорье в этой работе – Красная Книга Камчатского края, особенно электронный вариант. Именно это обстоятельство облегчает мне работу по экологизации с использованием мультимедийных средств.
Интенсивность отношения к природе в этом возрасте очень высока. Наряду с познавательным интересом к природе в этом возрасте на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с природными объектами, а также их охранять, способствовать их благополучию.
Младший подростковый возраст наиболее подходит для педагогической организации непосредственных контактов ребенка с различными объектами. Это возраст, когда определяется направление дальнейшего развития экологического сознания, либо в объектно-прагматическом, либо в субъектно-непрагматическом направлении. Очень важно актуализировать у младших подростков процессы эмпатии, идентификации по отношению к природным существам.
Таким образом, в младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер, он должен обеспечить адекватное развитие отношений личности к миру природы, наряду с продолжением формирования представлений и усиления внимания к технологической компетенции ребенка,
В СРЕДНЕМ ПОДРОСТКОВОМ возрасте наблюдается снижение уровня субъектного восприятия природных существ, которые зачастую осмысляются уже как объекты. Это обстоятельство обуславливает особое значение педагогической организации деятельности ребенка, направленной на субъектификацию природных объектов.
При этом необходимо отметить, что доминантность отношения к природе в этом возрасте находится на высоком уровне, дети охотно участвуют в различных природоохранных мероприятиях, что, безусловно, используются мной в педагогической практике. Мои ученики работают на пришкольном участке, в летних лагерях, пишут рефераты, ухаживают за комнатными растениями.
Средние подростки способны самостоятельно осуществлять достаточно сложные технологии взаимодействия с природными объектами (например, содержание попугая или даже уход за аквариумом).
Таким образом, особое педагогическое внимание в среднем подростковом возрасте может быть сосредоточено на организации участия школьников в природоохранительной деятельности, то есть в области формирования стратегий и технологий экологической деятельности.
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ
я думаю, этот возраст - критический и наиболее педагогически сложный онтогенетический этап формирования экологического сознания, так как в этом возрасте уже доминирует объективное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума.
В старшем подростковом возрасте уже четко выкристаллизовывается группа школьников со сформированным высокоинтенсивным отношением к природе (17%), которая разительно отличается от своих сверстников по характеристикам своего экологического сознания. В то же время значительная часть старших подростков (37%) имеет очень низкий уровень интенсивности непрагматического отношения к природе.
Педагогический процесс в этом возрасте имеет вынужденно коррекционный характер. При этом опору делаю на персептивно - аффективный компонент непрагматического отношения к миру природы, который является у старших подростков доминирующим, то есть акцентирую свои действия на эстетические свойства природных объектов.
Объектно-прагматический характер, свойственный экологической деятельности старших подростков, может быть педагогически "нейтрализован" путем стимулирования у них экологического коллекционирования, не связанного с лишением жизни природных объектов ( марки "флора" и "фауна", фотографии мира природы!) реализуется свойственная для этого возраста потребность в добывании "трофея" (в первую очередь у мальчиков), подтверждающего их "взрослость".
Отмечаемый рост симпатий у старших школьников, как мальчиков так желание и девочек, к "благородным хищникам" - львам и тиграм - может быть также использован для формирования экологического сознания, путем использования именно хищных животных в качестве "модельных" природных объектов при формировании экологических представлений.
Практическая направленность экологизации в этом возрасте в нашей школе реализуется через выполнение экологических проектов. Так в прошлом году на конкурсе «Эколог года», работа Яцкова Алексея «закладка дендрария» заняла второе место.
Таким образом, педагогический процесс в старшем подростковом возрасте является наиболее сложным и носит в основном "нейтрализующий" и коррекционный характер. Наконец, в ЮНОШЕСКОМ возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое "созерцательное" восприятие природы, отношение к ней носит объективный характер, хотя и менее прагматический чем в старшем подростковом возрасте, намечается повышение уровня интенсивности непрагматического отношения к природе, в котором доминирует его перцептивно - аффективный компонент.
Юношеский возраст предрасполагает к поиску гармонии в мире природы, осмысление личной позиции во взаимоотношениях с ним. Педагогическая стратегия для этого возраста состоит, таким образом, в стимулировании такой интелектуальной деятельности старших школьников, в которой на мировоззренческом, абстрактном уровне формируются педагогически желательные связи в индивидуальной картине мира.
Практическое взаимодействие учащихся с миром природы осуществляется мной с акцентом на овладении технологиями эстетического освоения природных объектов: проявления чувственно - эстетической восприимчивости к ним; личностно - смысловой оценки их витальности (жизненных состояний); эмоциональной отзывчивости в ситуациях общения с ними. Наконец, в умении находить культурную форму сохранения и выражения своего впечатления об этих объектах (в рисунках, стихотворениях, фотографии, музыке и т. д.). По различным темам ученики рисуют схемы-плакаты, делают фотографии, поделки из природных материалов. Участвуют и побеждают на различных конкурсах.
Итак, психологические особенности процесса формирования экологического сознания в юношеском возрасте детерминируют концентрацию педагогических усилий на формирование соответствующей системы представлений (в их мировоззренческом аспекте) и на освоении эстетических технологий взаимодействия личности с миром природы.
2) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Для реализации задач экологизации биологического образования я целенаправленно организовываю педагогические стимулы, связанные с миром природы, с другой, соответствующую деятельность личности. Соответственно, в своей работе по воспитанию экологической личности я выделяю две группы принципов: организации стимулов и организации экологической деятельности.
Из основного методологического принципа экологической психопедагогики в процессе формирования экологического сознания я учитываю три аспекта:
1) Задействовать все каналы его формирования.
Стимулировать действие соответствующих механизмов.
Строить педагогический процесс в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями.
Обе группы принципов включают по три принципа, каждый из которых я использую в своей педагогической практике.
ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ СТИМУЛОВ
1)Принцип комплексности стимульного воздействия.
Я планирую и организовываю работу так, чтобы направлять воздействие на личность системы разнородных стимулов, охватывающих все возможные каналы формирования экологического сознания.
Условием реализации данного принципа является подбор комплекса стимулов: один из которых действует по персептивному каналу, а другой - по когнитивному, третьи - по практическому. Например, система представлений о птицах формируется,
а) на основе научных данных о морфологии, физиологии, экологии птиц, причем подчеркивается идея разнообразия экологических взаимосвязей человека с миром птиц;
б) на основе музыкальных, фольклорных, литературных, графических и др. художественных произведений;
в) на основе информации о разнообразной деятельности человека, связанной с птицами, такой, как охота, птицеводство, охрана и привлечение птиц и др.
Субъективное отношение к птицам формируется путем организации воздействия на личность различных положительных релизов: естественных (в том числе поведенческих), социальных, эмоционально значимых экологических факторов, наконец, "ответов" птиц в ситуациях общения личности с ними.
Для формирования стратегий и технологий деятельности, связанной с миром птиц, в качестве специальных стимулов могут выступать экспонаты выставки декоративных птиц (стимул здесь - сама птица + оборудованная клетка, в которой она находится), готовые образцы птичьих кормушек и искусственных гнездовий, а также инструкции по кормлению, уходу птиц или технологические карты изготовления скворечника и г. д.
2) Принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов
заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют "включают" определенные психологические механизмы формирования экологического сознания.
Условиями реализации данного принципа являются:
а) аттракционность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие;
б) индивидуализированность природных объектов;
в) наличие у них факторов ( морфологических и поведенческих), способствующих установлению параллелизма с человеком, и др.
Например, при формировании системы представлений о птицах, в качестве базового природного объекта целесообразно использовать "симпатичных" птиц, таких, как попугай, синица, скворец, избегая использования, скажем, ворон (условие аттракционности). Образ жизни птиц лучше раскрывать, говоря не о птицах вообще, а в виде рассказа о том, какие проблемы встают перед избранной конкретной птицей - можно даже дать ей имя - в течение календарного года (условие индивидуализированности), а также акцентировать ее витальные проявления, сходные с человеческими, и социальные контакты (условие параллелизма) и т.д..
При формировании субъективного отношения к птицам, учитывая эффект первичности, также целесообразно организовывать контакты с такими птицами, которые обладают комплексом психологических релизеров, преимущественно положительной модальности - естественных, социальных, "ответов", т.е. являются аттракционными. При этом организация стимулов на основе условий параллелизма и индивидуализированности позволяет "включать" такие психологические механизмы, как субьектификация, интеллектуализация эмоций, актуализирует проявление совести по отношению к птицам.
В процессе освоения технологий взаимодействия с птицами выполнение указанных условий реализации данного принципа также является целесообразным. Например, если в школьном вольере содержится стайка птиц, или просто подкармливаются "просто местные" птицы, то это гораздо в меньшей степени обеспечивает актуализацию психологических механизмов формирования экологического сознания, чем содержание или подкармливание конкретных узнаваемых птиц ("Наша синичка прилетела!"), которые в процессе такого взаимодействия становятся уже "значимыми другими".
3) Принцип ориентации на сенсетивность к стимулам
Я считаю, что целесообразно организовывать воздействие стимулов на личность с учетом его индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.
Условием реализации данного принципа четкое соответствие подобранных для воздействия на личность стимулов и индивидуальной готовности данной личности (или социально - возрастной группы) к их восприятию.
При формировании системы представлений я ориентирую учащихся на индивидуальную значимость получаемой личностью информации. Сведения о самых распространенных, часто встречаемых, местных птицах более значимы, например, для младших школьников, чем сведения о каких - либо тропических птицах, пусть даже занесенных в Красную книгу.
Большое значение имеет реализация данного принципа при формировании субъективных отношений. Так, для дошкольников и младших школьников наиболее подходящими являются крупные, яркие, хорошо знакомые птицы (петух), для подростков - дневные хищники, символизирующие силу и благородство - качества, привлекательные для подростков (орел, сокол), а для старшеклассников - птицы, обладающие интересным поведением, какими либо исключительными особенностями (колибри, пингвины).
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) принцип гетерогенности экологической деятельности
Используется мной для включение личности в максимально разнообразную деятельность, связанную с миром природы.
Условиями реализации данного принципа являются:
а) педагогическая организация разносторонней деятельности, репрезентирующей образы природных объектов, сформированные у личности;
б) освоение личностью разнообразных технологий взаимодействия с природными объектами. Другими словами, речь идет о разнородном как реальном так и идеальном взаимодействии личности с миром природы.
Углубление представлений, а также формирование отношений с личности к природным объектам происходит в процессе разнообразных представлений сложившихся образов мира природы: в рисунке, в лепке, в сочинении, в стихотворении, в пластической миниатюре, в научном реферате и т. д
В сфере формирования технологий целесообразна педагогическая организация освоения их различных типов , в зависимости от специфических требований, детерминированных разными природными объектами: аквариумистика , цветоводство , содержание собак и кошек , посадка деревьев , подкормка птиц и т.д.
2) принцип формирующей направленности экологической деятельности
заключается в том, что педагогически целесообразно включение личности в такую деятельность, которая актуализирует, "запускает" те или иные психологические механизмы формирования экологического сознания.
Условиями реализации данного принципа являются:
а)приоритет непрагматического непосредственного взаимодействия личности с природными объектами;
б)актуализация в такой деятельности механизмов эмпатии, идентификации, рефлексии и др.;
в)принципиальное избегание ситуаций деструктивной деятельности по отношению к природным объектам, особенно ситуаций их умерщвления и др.
В сфере формирования представлений, на основе данных учета птиц, например, можно предложить провести анализ динамики гнездования серой цапли за последние 10 лет. В процессе такого анализа школьники обнаружат тенденцию сокращения количества гнезд этих птиц, "откроют", что это связано с неосторожной деятельностью человека. В процессе данной аналитической деятельности "включаются" лабилизационные механизмы, корректирующие образ мира личности.
При формировании субъективных отношений к птицам можно, например, предложить придумать для птиц названия, которые бы вызвали к ним симпатию ("дятел старательный", "грач благородный"). Выполнение этого задания" запускает" механизмы субъектификации, что обуславливает формирование отношения к птицам, характеризующего субъектной модальностью, и т. д.
Данный принцип предусматривает приоритет таких стратегий и технологий взаимодействия с миром природы , которые обеспечивают наиболее тесный контакт личности с природным объектом , его партнерский характер , процесс общения. Например, обучение попугайчика произнесению каких либо фраз представляется с этой точки зрения эффективным, чем просто содержание пары попугаев в клетке.
В соответствии с данным принципом, предпочтение отдается тем видам деятельности, которые обеспечивают формирование экологической личности, т. е. педагогически направлены на саму личность, а не только на мир природы.
3) принцип индивидуальной психологической адекватности экологической деятельности заключается в том, что педагогически целесообразно организация такой деятельности, которая соответствует специфически психологическим особенностям личности.
Условием реализации данного принципа является включение личности в такую деятельность, которая соответствует существующей у нее доминирующей мотивации. Согласно этому принципу, например, для младших школьников организуется деятельность по изучению птиц, наблюдению за ними, для младших и средних подростков - деятельность по освоению содержания различных животных, а также биотехнических технологий; для старших подростков - коллекционная деятельность; для старшеклассников – проектная деятельность, в рамках которой идёт привлечение наиболее заинтересованных школьников к изучению и фактическому участию в охране окружающей среды «Школьный дендрарий» (см. Приложение 1).
Описанные принципы регулируют педагогическую деятельность по формированию системы экологических представлений, субъективного отношения и стратегий и технологий взаимодействия в отношении отдельных природных объектов или их групп, категорий. Но для формирования экологического сознания, осуществление цели экологического образования необходимо сформировать их в отношении ко всем природным объектам, т.е. к природе в целом. Из этого вытекает следующий принцип экологической психопедагогики.
принцип гетерогенности природных объектов
в моей работе направлена на организацию взаимодействия личности с разнообразными природными объектами, представляющими различные их категории: царства, типы, классы и т.д., иными словами, должны быть представлены самые разнообразные природные объекты.
При взаимодействии с каким либо природным объектом формируется представления о нем, складывается субъективное отношение к нему, осваиваются соответствующие технологии. Затем все это переносится и на другие сходные природные объекты, а на основе синтеза представления, и технологий соответствующих различным категориям природных объектов формируется экологическое сознание личности, отражающие уже мир природы в целом.
IV. МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ
В деле формирования экологической личности с экоцентрическим типом экологического мышления я использую в своей работе и выделяю три группы методов:
формирования экологических представлений,
формирования субъективного отношения к природе,
формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой. Внутри каждой группы выделяются также три подгруппы: одна подгруппа -методы, преимущественно связанные именно с формированием данной подструктуры , две другие подгруппы - методы, наряду с формированием данной подструктуры, связаны также с формированием одной из двух подструктур.
Система методов экологической психопедагогики носит динамический
характер, каждый метод может "перетекать" из одной подгруппы в другую в зависимости от тех акцентов, которые будут сделаны при его использовании.
В основе каждой группы методов лежит тот или иной методологический принцип , который регулирует конструирование и использование этих методов в экологическом образовании. Так, принцип формирования мыслеобразов регулирует использование методов, формирующих систему экологических представлений; принцип субъектификации субъективного отношения к природным объектам; принцип коактивности с миром природы - стратегий и технологий экологической деятельности.
1) МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОДСТРУКТУРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
( принцип формирования мыслеобразов)
Данный принцип я использую в педагогическом процессе для реализации методов , которые формируют систему экологических представлений личности как на основе научной информации , так и на основе произведений искусства, анализ лингвистического материала , различных философских теорий и т. п.
Я считаю, что представление личности о мире должны строиться не только на основе экспериментально логической деятельности, но и опираться на образы мира природы, возникающие вследствие его эмоционально - эстетического освоения , философского осмысления.
а) метод экологической лабилизации ( неустойчивости) заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на определенные взаимосвязи в образе мира личности , в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный открывшимся пониманием неэффективности сложившихся (традиционных) стратегий экологической деятельности.
Лабилизирующие приемы могут быть самыми различными. Например, при создании биотопных экспозиций в биологическом музее, намеренно можно "ввести" в природный ландшафт несколько разбросанных окурков, обрывки молочного пакета и т.п. Очень интересны были реакции посетителей, которые, любуясь "прекрасным природным пейзажем ", вдруг замечали эти "украшения". Люди уже были запрограммированы на любование , а мусор в экспозиции блокировал им процесс. Именно в малом объеме музейной витрины особенно остро ощущалась неестественность, чужеродность этих следов человеческой деятельности, посетители ощущали от этого дискомфорт, - у них начинались лабилизационные процессы.
Наряду с формированием экологических представлений, использование данного метода оказывает влияние и на подструктуру стратегий и технологии взаимодействия с миром природы.
б)метод экологических ассоциации(соединений)
я использую для педагогической актуализации ассоциативных связей между различными образами в контексте поставленной перед личностью проблемы. Метод ассоциаций направлен на обогащение и углубление представлений личности о природных объектах и мире природы.
Примерами из моей практики использования метода ассоциации в формировании экологических представлений могут сложить: экологическая пирамида, цепи питания, джентльменский вид пингвинов, танцы пчел, брачный сезон у животных и т.д.
Метод ассоциации часто используется для установления определенной аналогии между какими либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующими социальными проявлениями. Формирующийся при этом мыслеобраз способствует более полному, разностороннему развитию представления личности об изучаемом феномене. Данный метод преимущественно связан именно с формированием подструктуры экологических представлений.
в) метод художественной репрезентации природных объектов(представительства) заключается в формировании мыслеобразов природных объектов средствами искусства.
Согласно данному методу, я считаю, что экологические представления личности формируются не только на основе информации научного характера, но и в большей степени на основе литературных произведений, изобразительного искусства, музыки и т. д.
Мой опыт работы, хоть и не очень большой, но убеждает в том, что представление личности о лесе, безусловно, будет более адекватным, если наряду с ботанической, зоологической, географической и другой научной информацией, оно будет углубляться средствами искусства. Это и стихи , и сказки, и соответствующие отрывки из литературных произведений, и творчество писателей натуралистов, и лесные пейзажи художников, представляющих разные направления живописи, и деревянное зодчество, и музыкальные пьесы и т.д. Такой комплекс образов леса, отражающий все многообразие его восприятия человеком, позволяет формировать более глубокое представление о нем. Убежден, что наиболее эффективнее метод во время экскурсий.
Особенно важно, что такое представление не оказывается "сухим", чисто сценическим, а становится эмоционально окрашенным, стимулирует субъективную значимость леса для личности, формирует высокоинтенсивное отношение к нему. Лес уже представляется личности не только "лесным биоценозом", а уже как Мир леса.
Использование данного метода наряду с формированием подструктуры экологических представлений, оказывает влияние и на подструктуры субъективного отношения к природе
.
2) МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ
(принцип субъектификации природных объектов)
Применяемая мной данная группа методов, способствуют формированию субъектной модальности отношения к природе.
Принцип моей работы в этом направлении предусматривает стимулирование действия механизмов субъектификации, позволяющих природным объектам открыться личности в качестве субъектов, проводящих к формированию "субъектной установки", по отношению к ним, что кардинально меняет характер взаимодействия, выбор стратегий и технологий экологической деятельности и т. д.
а) метод экологической идентификации (отождествления)
заключается в педагогической актуализации постановки личностью себя наместо того или иного природного объекта, в погружении себя в ситуацию, обстоятельства, в которых он находится.
Данный метод наиболее применяемый в моей работе. Я практикую элемент равенства всех живых организмов на Земле, поэтому побывать на месте каждого организма не представляет особой сложности.
Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояний природных объектов, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя тем самым представление личности о природном объекте. Кроме того, метод экологической идентификации актуализирует содействующее поведение по отношению к природным объектам.
Использование данного метода может быть проиллюстрировано следующей педагогической ситуацией. На уроке зоологии, при изучении жизнедеятельности рыб в зимний период, школьникам предлагается сжать пальцами собственный нос и, не открывая рта, продержаться так, сколько можно, затем отпустить один палец, и открыть доступ воздуха в одну ноздрю. Собственные ощущения в этой ситуации проецируются школьниками на состояние рыб подо льдом, когда им не хватает кислорода. Освобождение одной ноздри для дыхания, сопровождающееся огромным облегчением, моделирует состояние рыб после того, как для них будут просверлены дыхательные лунки во льду.
Использование данного метода наряду с формированием подструктуры субъективного отношения к природе, оказывает влияние и на подструктуру экологических представлений.
б) метод экологической эмпатии (сопереживания)
заключается в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему.
Как я заметил на своих уроках, перенос личностью собственных состояний на природные объекты, переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, формируется субъектификация природных объектов
Метод экологической эмпатии предполагает использование вопросов, актуализирующих проявление эмпатии к живым существам. Задаю, к примеру, такие вопросы: "Что он сейчас чувствует?", "Какое у него сейчас настроение?", "Ему хочется спать? А может быть ему просто грустно?" и т. д.
Данный метод преимущественно связан именно с формированием подструктуры субъективного отношения к природе.
в) метод экологической рефлексии (обращения назад)
заключается в педагогической актуализации самоанализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.
Я считаю этот метод наиболее важным, так как я стараюсь формировать в учениках ответственность за природный объект, знания предмета будут определять целесообразность его поступков.
Данный метод, в соответствии с принципом субъектификации природных объектов, стимулирует сознание личностью того, как его поведение могло бы "выглядеть" с точки зрения тех природных объектов, "интересы" которых оно затрагивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных технологий взаимодействия с природными объектами. Например, если школьник забыл вовремя полить свои комнатные растения, то ему можно задать следующий вопрос: "Что они могли бы о тебе подумать?". Сточки зрения растений он "выглядит", безусловно, как безответственный, безжалостный человек, подвергший их "пытке жаждой". Или, например, школьник из лучших побуждений принес домой "брошенного" птенца, не зная, что птицы родители продолжали о нем заботиться и вне гнезда. Подчеркивая экологическую целесообразность такого поступка, можно подчеркнуть, что с точки зрения птиц этот школьник не может восприниматься иначе как похититель детей.
Использование данного метода, наряду с формированием субъективного отношения к природе, оказывает влияние и на подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
3) МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯС ПРИРОДОЙ
( принцип коактивности (содействия))
Этот принцип обуславливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию экологически целесообразных стратегий и технологий экологической деятельности.
Я стараюсь строить стратегии помощи миру природы и освоения соответствующих технологий, которые позволяют моим ученикам "соучаствовать" в жизни самой природы, процессах, протекающих в ней. Это изготовление кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке и т.д.
При этом подбираю такие методы, позволяющие организовывать и координировать экологическую деятельность школьников, а также методы, симулирующие повышение собственной экологической компетентности, способствующие формированию экологически целесообразного отношения к природе.
а) метод экологических экспектаций (ожиданий)
заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактов личности с миром природы. Личность заранее технологически готовится к встрече с природными объектами, психологически настраивается на эту встречу, чтобы соответствовать тем "требованиям", которые предъявляются миром природы к. тем, кто вступает с ним в отношение
Данный метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосредственного взаимодействия личности с ними.
Например, перед походом в лес я настраивает школьников на то, что им предстоит "идти в гости к Лесу". Ведь, когда идут в гости к тем, кого уважают то и одеться стремятся соответственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если предстоит собирать грибы, то заранее необходимо приготовить такую корзину, в которой грибам "будет удобно", в которой они будут наиболее красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтиленовый мешок, в котором они превратятся в скользкое месиво.
Использование данного метода, наряду с формированием стратегий и технологий взаимодействия с природой, оказывает влияние и на подструктуру субъективного отношения к природе.
б) метод ритуализации экологической деятельности (обрядовый) заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленный на мир природы.
Данный метод позволяет мне создать экологическую мотивацию активности личности, стимулировать совершенствование технологий этой деятельности.
Ритуализация, основанная на экоцентрической идеологии, обуславливает выбор личностью стратегий соучастия, сотрудничества с миром природы, осуществляемых с помощью соответствующих технологий.
Данный метод, например, позволяет мотивировать и структурировать деятельность школьников путем организации экологических клубов, отрядов, движений и т.д. Важным условием реализации этого метода является наличие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т.д.), иерархи
(звания и привилегии), устава и т.д.
Данный метод связан именно с формированием подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с природой.