kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические-образовательные технологии учителя биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы использования новых технологий преподаваний биологии

Просмотр содержимого документа
«Педагогические-образовательные технологии учителя биологии»

Педагогические-образовательные технологии учителя биологии.

Учительский труд – это кропотливый процесс, порою похожий на обкатанную дорогу, порою на дорогу без опознавательных знаков.

Из чего оно складывается?

Думаю, что оно складывается из владения педагогическими технологиями, формами, методическими приёмами, набором всевозможных заданий, задач, упражнений.

Учителю биологии легко разнообразить уроки. Мир окружающей природы позволяет увидеть проблему, создать «интригу» на уроке, замотивировать, повысить интерес у учащихся.

Очередная аттестация заставила остановиться, осмотреться и привести в порядок свой «устоявшийся багаж». Тем более, что за пять лет мир изменился. То, что было когда-то моим стало потребностью дня. Коммуникативные, информационно-коммукативные, проблемные технологии, презентации, тесты – всё это творит чудеса, расширяет границы познания. Мы живём в век скоростей, информации, дистанционного обучения. Решила привести в систему все свои знания по технологиям обучения, чтобы логично, , понятно, конструктивно воспринимать процесс обучения

Инновационные технологии

Главной целью инновационных технологий образования, на мой взгляд, является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в форму и норму существования человека.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.

И поэтому педагоги внедряют в практику такие инновационные технологии как:

  • технологии дифференциации и индивидуализации;

  • проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;

  • технологии проблемного обучения;

  • интерактивные технологии;

  • информационные технологии:

  • мультимедиа – уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

  • уроки на основе электронных учебников;

  • презентации.

Актуальность применения информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) выражается в следующем:

  • быстрота получения нужной информации;

  • большой спектр наглядных пособий;

  • интерес к предмету, качественная проверка знаний учащихся с помощью и тренажеров;

  • ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися, желание учащихся отвечать и, как следствие,

  • качественно новый тип урока (динамичный, информативный)




Характеристика инновационных методов




№ п/п

Технология

Сущность процесса обучения

Результат применения

1.

Технология проблемного обучения

Это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению

В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.


2.

Информационно-коммуникационные технологии


Это неограниченное обогащение содержания образования различной информацией

Использование интегрированных курсов, доступ в Интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодействие.

3

Технология разноуровневого обучения

Эта технология даёт учителю возможность помогать слабому и уделять внимание сильному ученику

Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей. Повышается уровень мотивации учения.

4.

Технология проектных методов обучения

Это создание различных проектов, как индивидуальных, так и в соавторстве

Технология проектных методов обучения расширяет возможности индивидуализации знаний

5

Технология исследовательских методов


Самостоятельное пополнение своих знаний, глубокое изучение проблемы и предположение путей её решения.

Формирование мировоззрения, определение индивидуальной траектории развития каждого школьника.

6

Лекционно-семинарская и зачётная система

Технология предлагает изложение материала учителем, проведения семинара с обсуждением отдельных вопросов и зачётом по конкретной теме

Помощь учащимся в подготовке к сдаче экзамена и обучению в ВУЗах Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его в системе

7

Технология использования игровых методов

Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.

Обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование определенных, в том числе учебных, умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

8

Здоровьезберегающие технологии

Технология позволяют во время урока равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ,


Помогает в достижении положительных результатов в обучении.

Обучающиеся меньше устают, не теряют интерес к изучению предмета

9

Система инновационной оценки «портфолио»

Это формирование персонифицированного учета достижений ученика

Помогает социальному самоопределению, индивидуальному развитию личности.


10

Технология дистанционного обучения

Технология, в которой занятия проходят вне аудитории с использованием ИКТ.

(Индивидуально-

консультативная дистанционная методика)

Уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки.

11

Технология модульного обучения

Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей


Индивидуализирует обучение: по содержанию , по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, контроля и самоконтроля.




В своей педагогической деятельности не пользуюсь какой-то одной технологией в чистом виде. Мне нравятся элементы тех технологий, которые повышают активность учащихся в процессе получения знаний. Всё зависит от типа урока, от готовности детей.

Достоинства инновационных технологий заключаются, на мой взгляд, в следующем:

  • дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания;

  • развивают самостоятельность в учебной деятельности;

  • увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;

  • создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, преобладает чувство уверенности;

  • повышают коммуникативную культуру;

  • способствуют мотивации к дальнейшему образованию;

  • повышают самооценку ученика;

  • снимают психологическое напряжение ученика и учителя.

Специфика использования технологий в образовательном процессе:

  • На первом этапе дети проводят информационный ввод, тем самым отвечают на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;

  • организационный ввод, где ученики дают учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»;

  • предлагается совместный с детьми алгоритм поведения;

  • учитель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);

  • предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах урока;.

  • учащиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.

Инновационная деятельность дает учителю возможность профессионального роста

  • эмоциональной удовлетворенности;

  • саморазвития;

  • организации дифференцированного обучения;

  • прогнозирования результатов обучения;

  • ранней диагностики и коррекции учебных результатов.

Ученику дается выбор

  • уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);

  • информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;

  • способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенности памяти);

  • темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;

  • формы, вида и времени контроля и самоконтроля;

  • партнера для диалогового общения;

  • роли слушающего или объясняющего.

В процессе обучения вырабатываются навыки:

  • самостоятельной деятельности;

  • коммуникативной деятельности.

Организационно-методическая составляющая работы в моей деятельности при использовании современных педагогических технологий

Опытный учитель оценивает разные направления организации деятельности на уроке

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы;

Второе направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий.

Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, когда нужно дописать определение, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности суждения, на припоминание. Использование этих форм обыгрываю. Для младших классов – это «биософизмы», «да-нетки». Старшим  предлагаю самим составить разные формы заданий: кроссворды, анаграммы, тесты, найти потерянное слово по изученному материалу и т.п. Получается творческая работа, которую можно использовать на обобщающих уроках.

Такие работы помогают при подготовке к единому государственному экзамену по биологии. Поощряю использование компьютерных технологий. Их можно применять,

  • используя компьютерные обучающие и контролирующие программы,

  • составляя самостоятельно тестовые задания,

  • создавая мультимедийные презентации,

  • применяя ресурсы сети Интернет.

Компьютерные технологии на уроке

  • экономят учебное время учителя;

  • повышают мотивацию;

  • усиливают интерес;

  • позволяют выбрать темп урока;

  • наглядно представляют материал.

  • дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и умений;

Применение компьютерных продуктов позволяет решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые и углубленные знания по предмету

  • систематизировать усвоенные знания

  • психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена

  • вырабатывать навык ответа на наиболее сложные вопросы

  • подготовить учащихся к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

В своей педагогической деятельности использую разные подходы, с модным словом «интерактивные»,среди которых можно выделить следующие:

Творческие задания

  • Работа в малых группах

  • Работа в парах

Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)

Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Разминки

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог)

Презентации

Думаю, что следует дать обобщающую картину интерактивному взаимодействию, чтобы познакомить ребят с ними.

Из всего перечисленного есть любимые формы. Попытки использовать дебаты чаще проваливаются. Мешает неумение принять чужое мнение. Тогда называю «дуэлью» двоих. Как креативный учитель, ко всему стараюсь подходить творчески. Задания предлагаю, учитывая определённые критерии:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения,

  • является практическим и полезным для учащихся,

  • связано с жизнью учащихся вызывает интерес у учащихся

  • максимально служит целям обучения.

Свою статью хочу завершить словами Конфуция:

«Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогические-образовательные технологии учителя биологии

Автор: ЛЛебедева Людмила Алексеевна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514708

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства