Оценочные средства по учебной дисциплине "Физиология с основами биохимии"
Оценочные средства по учебной дисциплине "Физиология с основами биохимии"
Оценочные средства по предмету "Физиология с основами биохимии" для студентов СПО, специальность "Физическая культура". Составлены в соответствии с ФГОС СПО 3 поколения.
1.Измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
Устный ответ студента.
Практическое задание
Анализ показателей физиологического развития человека в различные возрастные периоды;
2.Оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
Устный ответ студента.
Практическое задание
Правильное использование антропометрических и др. методов оценки функционального состояния человека;
3.Оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
Устный ответ студента.
Практическое задание
Анализ влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека на разных этапах онтогенеза;
4.Использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;
Определение максимальных нагрузок исходя из энергетических ресурсов организма при мышечной деятельности;
5.Применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;
Практическое задание Портфолио студента.
Отбор физических упражнений в соответствии с энергетическими затратами организма, требуемыми результатами и возрастными особенностями;
Знать:
1.Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
Устный ответ студента.
Понимание закономерностей основных процессов, протекающих в организме человека;
Формулировка понятия обмена веществ в организме, перечисление особенностей срочной и долговременной адаптации;
3.Регулирующие функции нервной и эндокринной системы;
Сопоставление влияния нервной и гуморальной систем на регуляцию функций в организме;
4.Роль центральной нервной системы в регуляции движений;
Понимание роли ЦНС в координации рефлекторных процессов, образовании динамических стереотипов движений;
5.Особенности физиологии детей, подростков и молодёжи;
Распознавание основных возрастных особенностей;
6.Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
Устный ответ студента, практическое задание
Сопоставление используемых нагрузок на занятиях физической культурой с возрастными и индивидуальными возможностями организма;
7.Физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;
Практическое задание
Понимание общих закономерностей двигательной активности, особенностей восстановительного периода;
8.Механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
Устный ответ студента
Сравнение механизмов энергетических затрат при занятии разными видами спортивных упражнений;
9.Биохимические основы развития физических качеств;
Устный ответ студента
Изложение биохимических основ и принципов спортивной тренировки;
10.Биохимические основы питания;
Портфолио студента
Обзор основных положений современных теорий рационального питания;
11.Общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;
Устный ответ студента
Систематизация закономерностей и особенностей метаболизма при занятиях физической культурой;
12.Возрастные особенности биохимического состояния организма.
Устный ответ студента, практическое задание
Описание отличительных особенностей биохимического состояния человека в разные возрастные периоды.
Описание правил оформления результатов оценивания
Оценивание производится по 5-ти балльной шкале.
Критерии оценки:
"отлично" ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;
- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;
- способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
- владеют понятийным аппаратом;
- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
- подтверждают теоретические постулаты примерами из практики.
"хорошо" ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают твёрдое знание программного материала;
- усвоили основную и наиболее значимую дополнительную литературу;
- способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;
- допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.
"удовлетворительно" ставится студентам, которые при ответе:
- в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;
- в целом усвоили основную литературу;
- допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.
"неудовлетворительно" ставится студентам, которые при ответе:
- обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;
- допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета.
II. Комплект оценочных средств
2.1. Теоретические вопросы:
Предмет и задачи физиологии. Классификация физиологических дисциплин, связь с другими науками. Методы физиологических исследований. Основные этапы развития физиологии.
Нервный механизм регуляции. Рефлекторный принцип нервной регуляции. Рефлекторная дуга. Классификация рефлексов
Нервное волокно как элемент рефлекторной дуги. Проведение возбуждения по нервным волокнам. Нервные центры. Синапс. Передача возбуждения через синапс.
Характеристика гормональной регуляции. Гормоны. Виды влияний гормонов. Системный принцип регуляции. Типы регуляции функции организма.
Структурно-функциональная характеристика скелетной мышцы и механизм ее сокращения. Источники энергии для мышечной работы.
Функции ЦНС. Классификация нейронов, их медиаторы и рецепторы. Свойства нервных центров.
Роль спинного мозга в осуществлении движений. Рефлексы спинного мозга.
Кровь как внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Плазма крови. Форменные элементы крови.
Изменения в крови при мышечной деятельности.
Движение крови по сосудам. Сердце. Цикл сердечной деятельности. Особенности свойств сердечной мышцы и ее энергообеспечения.
Влияние мышечной работы на кровообращение. Лимфатическая система. Функции лимфатической системы.
Значение дыхания. Внешнее дыхание. Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.
Дыхание при мышечной деятельности. Жизненная емкость легких. Легочная вентиляция.
Влияние мышечной работы на деятельность пищеварительного аппарата. Печень. Ее значение и функции
Пищеварение в желудке. Гидролиз. Регуляция желудочной секреции. Пищеварение в толстой кишке. Акт дефекации.
Понятие об обмене веществ. Обмен белков. Обмен жиров. Обмен углеводов. Обмен воды и минеральных веществ.
Обмен энергии. Основной обмен. Рабочий обмен. Потребность организма в энергии. Энергозатраты при различных видах мышечной деятельности.
Последовательность появления признаков полового созревания.
Химический состав мышечной ткани. Источники энергии для мышечной работы.
Мобилизация энергетических ресурсов организма при мышечной работе. Потребление кислорода при мышечной деятельности.
Биохимические основы методов подготовки спортсменов. Понятие о компонентах выносливости
Изменение интенсивности процессов функционального и пластического обмена. Биохимические особенности растущего организма.
Реакции детского и юношеского организма на физические нагрузки.
Биохимические особенности стареющего организма.
Пластическая, энергетическая и регуляторная функция питания. Основные принципы питания спортсменов.
Отличие питания спортсменов от питания лиц, занимающихся умственным и физическим трудом.
Роль и соотношение белков, жиров и углеводов в пищевом рационе спортсменов.
Биохимические причины «углеводной ориентации» питания спортсменов.
Витамины и микроэлементы. Пути повышения работоспособности спортсменов с помощью факторов питания.
Возрастные особенности выделения и терморегуляции.
2.2. Практические задания.
Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов нервной системы, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма высших животных и человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Составьте рекомендации для учителя физической культуры по работе с детьми младшего школьного возраста со слабым типом ВНД.
Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов нервной системы, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма высших животных и человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Составьте рекомендации для учителя физической культуры по работе с детьми младшего школьного возраста с сильным, неуравновешенным типом ВНД.
Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов нервной системы, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма высших животных и человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Составьте рекомендации для учителя физической культуры по работе с детьми младшего школьного возраста с сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД.
Высшая нервная деятельность – это деятельность высших отделов нервной системы, которая обеспечивает индивидуальное приспособление организма высших животных и человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Составьте рекомендации для учителя физической культуры по работе с детьми младшего школьного возраста с сильным, уравновешенным, малоподвижным типом ВНД.
Менструация – это результат созревания особых зародышевых клеток, поступления яйцеклетки в матку и образования в яичнике жёлтого тела.
Если оплодотворение яйцеклетки не наступает, то жёлтое тело отмирает, что сопровождается кровотечением. Составьте рекомендации для учителя физической культуры по работе с девочками – подростками с учётом физиологических и психологических особенностей женского организма.
Физические упражнения, рациональный двигательный режим - залог здоровья людей пожилого возраста. Учитывая снижение у пожилых людей
предельных возможностей функций дыхания и кровообращения, составьте примерный комплекс занятия физической культурой для «Группы здоровья». Обоснуйте.
Старость – это закономерно наступающий этап индивидуального развития. Составьте тезисы выступления о физиологических особенностях организма людей среднего и пожилого возраста для участников «Группы здоровья» (56-74 лет).
Спортивное совершенствование юных спортсменов должно происходить в условиях строгого учёта возрастных изменений двигательных и вегетативных функций, физической работоспособности. Составьте примерный комплекс занятия физической культурой для школьников подросткового возраста. Обоснуйте.
При оценке тренированности большое значение имеют специально проводимые испытания – тесты. Приведите примеры тестирования физической работоспособности при стандартной работе.
При оценке тренированности большое значение имеют специально проводимые испытания – тесты. Приведите примеры тестирования физической работоспособности при предельной работе.
Состояние перетренированности характеризуется снижением работоспособности, вызванным неправильной организацией тренировочного процесса, неоправданным увеличением применяемых нагрузок. Предложите способы предупреждения перетренированности.
Составьте суточный пищевой рацион спортсмена по формуле сбалансированного питания при умеренной физической нагрузке.
Напишите структурную формулу трипептида, в состав которого входит аланин, глутамин и тирозин. Объясните, что понимают под первичной структурой белка?
Напишите структурную формулу трипептида, в состав которого входит валин, серин и фенилаланин. Объясните, что понимают под вторичной структурой белка?
Напишите структурную формулу трипептида, в состав которого входит аспарагиновая кислота, лизин и цистеин. Объясните, что понимают под третичной структурой белка?
Напишите структурную формулу трипептида, в состав которого входит глутаминовая кислота, метионин и глицин. Объясните, что понимают под четвертичной структурой белка?
Самым богатым источником этого класса соединений служат растения. В организмах животных и человека представителей этого класса значительно меньше. О каком классе соединений идёт речь? Дайте характеристику представителям этого класса, входящим в состав организма человека.
Эти вещества в структурном отношении являются сложными эфирами жирных кислот и разнообразных спиртов. Перечислите основные биологические функции представителей этого класса соединений.
Предстартовое состояние, вызывающее изменение функций организма, может возникать как непосредственно на старте, так и задолго перед началом выступления на соревнованиях. Оно проявляется перед учебно-тренировочными занятиями, контрольными прикидками, а также при трудовой деятельности. Охарактеризуйте три разновидности предстартовых реакций. Дайте рекомендации учителям физической культуры старших классов по регулированию предстартового состояния.
Под разминкой понимают определенную мышечную деятельность, которую осуществляется перед началом соревнований или основной работой в тренировочном занятии. Предложите комплекс упражнений для общей части разминки на уроках физкультуры в младших классах.
Под разминкой понимают определенную мышечную деятельность, которую осуществляется перед началом соревнований или основной работой в тренировочном занятии. Предложите комплекс упражнений для специальной части разминки на уроках физкультуры в младших классах.
Под утомлением понимают временное снижение работоспособности, наступающее в результате проделанной мышечной работы. Предположите, каковы будут проявления утомления у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Как снизить факторы, приводящие к утомлению.
Под утомлением понимают временное снижение работоспособности, наступающее в результате проделанной мышечной работы. Охарактеризуйте средства ускоряющие процессы восстановления организма.
В процессе спортивного совершенствования под влиянием физических упражнений организм спортсмена приобретает особое состояние, которое называется тренированностью. Подготовьте тезисы выступления по теме: «Тренированность. Виды тренированности. Спортивная форма».
Родители хотят, чтобы их ребёнок посещал секцию лёгкой атлетики и занимался бегом. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Родители хотят, чтобы их ребёнок посещал бассейн и занимался плаванием. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Родители хотят, чтобы их ребёнок занимался велосипедным спортом. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Родители хотят, чтобы их ребёнок занимался гребным спортом. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Родители хотят, чтобы их ребёнок занимался спортивной гимнастикой. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Родители хотят, чтобы их ребёнок занимался спортом и посещал секцию бокса. Расскажите им о влиянии данного вида спорта на физиологические параметры организма.
Дайте рекомендации родителям, исходя из состояния здоровья и возраста ребёнка.
Таблица 2
Предмет(ы) оценивания
Объект(ы) оценивания
Показатели
оценки
Критерии оценки
Уметь:
1.Измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;
Устный ответ студента,
практическое задание
Анализ показателей физиологического развития человека в различные возрастные периоды;
Продемонстрировано владение основными методами оценки физиологических показателей организма человека;
2.Оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;
Практическое задание.
Использование антропометрических и др. методов оценки функционального состояния человека;
Соответствие выбранных методов оценки функционального состояния и работоспособности человека целям исследования;
3.Оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
Практическое задание.
Анализ влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека на разных этапах онтогенеза;
Глубина анализа влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека на разных этапах онтогенеза;
4.Использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;
Определение максимальных нагрузок исходя из энергетических ресурсов организма при мышечной деятельности;
Продемонстрировано владение методиками определения максимальных нагрузок при занятиях физической культурой;
5.Применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;
Практическое задание портфолио студента.
Отбор физических упражнений в соответствии с энергетическими затратами организма, требуемыми результатами и возрастными особенностями.
Соответствие выбранных физических упражнений целям физкультурного занятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей;
Знать:
1.Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
Устный ответ студента.
Практическое задание
Понимание закономерностей основных процессов, протекающих в организме человека;
Закономерности основных процессов, протекающих в организме человека освещены полно, верно;
Формулировка понятия обмена веществ в организме, перечисление особенностей срочной и долговременной адаптации;
Полнота раскрытия характеристики процессов анаболизма и катаболизма, срочной и долговременной адаптации;
3.Регулирующие функции нервной и эндокринной системы;
Устный ответ студента
Понимание влияния нервной и гуморальной систем на регуляцию функций в организме;
Точность сопоставления
влияния нервной и гуморальной систем на регуляцию функций в организме;
4.Роль центральной нервной системы в регуляции движений;
Понимание роли ЦНС в координации рефлекторных процессов, образовании динамических стереотипов движений;
Аргументированность изложения роли ЦНС в координации рефлекторных процессов, перечислены этапы образования динамического стереотипа;
5.Особенности физиологии детей, подростков и молодёжи;
Устный ответ студента, практическое задание
Описание основных возрастных особенностей;
Перечислены все основные особенности физиологии детей, подростков, молодёжи.
6.Взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;
Сопоставление используемых нагрузок на занятиях физической культурой с возрастными и индивидуальными возможностями организма;
Установлено соответствие между использованными физическими нагрузками и возрастными и индивидуальными возможностями организма;
7.Физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;
Понимание общих закономерностей двигательной активности, особенностей восстановительного периода;
Названы все общие закономерности двигательной активности, дана полная характеристика срочному и отставленному восстановлению;
8.Механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;
Устный ответ студента
Сравнение механизмов энергетических затрат при занятиями разными видами спортивных упражнений;
Полнота характеристики механизмов энергетических затрат при занятиями разными видами спортивных упражнений;
9.Биохимические основы развития физических качеств;
Устный ответ студента
Изложение биохимических основ и принципов спортивной тренировки;
Продемонстрировано владение алгоритмом проведения спортивной тренировки;
10.Биохимические основы питания;
Практическое задание
Обзор основных положений современных теорий рационального питания;
Понимание биохимических особенностей различных систем питания, установлено соответствие систем питания видам спортивной деятельности;
11.Общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;
Устный ответ студента
Систематизация закономерностей и особенностей метаболизма при занятиях физической культурой;
Установлено соответствие между уровнем расхода энергии и определёнными физическими нагрузками;
12.Возрастные особенности биохимического состояния организма.
Устный ответ студента, практическое задание
Описание отличительных особенностей биохимического состояния человека в разные возрастные периоды.
Сравнение особенностей биохимического состояния организма людей разного возраста, перечисление основных рекомендаций по физкультурной работе с людьми разных возрастных групп.
Условия проведения экзамена
1. Место (время): учебная аудитория.
2. Минимальное время подготовки к устному ответу: 30 мин., время на ответ до15 минут.
3. Учебно-дидактический материал для подготовки к ответу:
1.Таблицы по анатомии, физиологии.
2.Муляжи по анатомии.
3.Материал для выполнения практических заданий.
При подготовке к экзамену можно использовать следующие источники:
Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для средних и высших учебных заведений по физической культуре. – М.: «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2002. – 608с.
Сапин, М.Р., Брыксина, З.Г, Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие.- 6-е издание; М.: Издательство «Академия», 2009. – 432с.
Сапин, М.Р. Своглазов, В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебник. - 7-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 384с.
Гайворонский, Н.В., Ничипорук, Г.И., Гайворонский, А.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие.- 5-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2009-496с.
Сонькин, В.Д., Безруких, Н.М., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учебное пособие.- 4-е издание, М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 416с.
Необходимым требованием допуска к экзаменам является наличие портфолио, просмотренного преподавателем за 7 дней до проведения экзамена.
Портфолио включет следующие документы:
Реферат по теме «История развития физиологии».
Выполненные студентом сообщения в рамках самостоятельной работы по дисциплине
Мультимедийные презентации по темам:
Современные системы рационального питания.
Разминка: общая и специальная её части. Проведение физиологического анализа разминки.
Тестирование физической работоспособности.
Схема «Последовательность появления признаков полового созревания»
Требования к оформлению портфолио представлены в положении о портфолио №22, утвержденном 05.09.2011г. на Совете колледжа.
Таблица 3
Оценка портфолио (включая требования к оформлению)
Предмет(ы)
Оценивания
Показатели
оценки
Критерии оценки
Уметь:
3.Оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;
Анализ влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека на разных этапах онтогенеза;
Глубина анализа влияния факторов внешней среды на функционирование и развитие организма человека на разных этапах онтогенеза;
5.Применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;
Отбор физических упражнений в соответствии с энергетическими затратами организма, требуемыми результатами и возрастными особенностями
Соответствие выбранных физических упражнений целям физкультурного занятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей.