kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательные практики как условие реализации cистемно - деятельностного подхода в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные практики как условие реализации                                                                                                                            

cистемно - деятельностного подхода в образовании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательные практики как условие реализации cистемно - деятельностного подхода в образовании»

Образовательные практики как условие реализации

cистемно - деятельностного подхода в образовании.


Слайд №1. В конце 2010 года были обнародованы результаты международного исследования PISA, проведенного в 65 странах, в том числе в России.

Россия заняла 45 место из 65 возможных по уровню грамотности школьников.

Слайд№2. Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к понятию «научить умению узнавать». То есть во главу угла положено развитие самостоятельной познавательной деятельности учащегося. И этот переход гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь порой даже отличник смотрит на учителя в ожидании, что ему полностью разжуют материал, а предложение подумать натыкается зачастую на стену недоумения. И ученик порой совершенно не понимает, как это можно что-то узнать/понять/открыть самому!

Приоритетами в образовании стали Универсальные Учебные Действия, а доктор психологических наук Цукерман Г.А., который входит в группу разработчиков стандартов второго поколения рекомендует:

«… Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности …». Г.А. Цукерман, доктор психологических наук.


Слайд№3. Стандарты нового поколения показывают и новые подходы к образованию.

  • ЗУНовский

  • Компетентностный

  • Системно - деятельностный ;

Именно системно – деятельностный подход требует изменения вариационной части программы основного общего образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – позиция, взгляд, точка зрения, на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе совместной учебной деятельности.


Слайд№4.Что способствует развитию познавательной деятельности?

П.О. - деятельностный подход.

Как научить учиться? УУД → ценностные ориентиры → формирование гражданской позиции → развитие личности → системно -деятельностный подход.

Слайд№5. Портрет какого выпускника основной школы хотелось бы видеть?

  • Познающего себя, утверждающего себя как взрослый

  • Умеющего работать в группе и индивидуально

  • Умеющего действовать с ориентацией на другую позицию

  • Осознанно выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.

Слайд№6.Собственная учебная деятельность (УД) школьников – важная составляющая системно - деятельностного подхода (СДП), реализуется как личностно – деятельный подход в обучении.

Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность – такова и личность» и «вне деятельности нет личности».


Эта формула, по замыслу создателей стандартов второго поколения, должна стать источником внутреннего развития школьника, чтобы сформировать его творческие способности и личностные качества.

Какова деятельность – такова и личность!


Слайд№7.Из чего же складывается деятельность ребенка в ходе решения учебной ситуации? А складывается она из учебно – практических действий (т.е. образовательных практик)!

УЧАЩИМСЯ -

  • Озвучивается проблема;

  • Ставится цель;

  • Обсуждается план достижения цели и план действия;

  • Осуществляется само действие;

  • Намечаются пути решения.

И все это подводит к процессу самоизменения учащегося в соответствии с тем, как приобретаются способности.


Слайд№8.Таким образом, приоритетом современного образования, становится собственная деятельность ученика. Он должен овладеть Универсальными Учебными Действиями!

Слайд№9.На слайде представлены основные виды учебных практик, применение которых и приведет к формированию Универсальных Учебных Действий (УУД), с которыми каждый из нас уже знаком.


ВЫВОД: Какие же преимущества системно – деятельностного подхода в образовании? П.О. - Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирует его творческие способности и личностные качества.

Каждый раз, когда учитель составляет проект (сценарий) очередного урока, он задает себе один и тот же вопрос:

а) как организовать учебную деятельность, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков?


Слайд№10.Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение графически. И задача учителя при этом, состоит в том, чтобы научить ребят мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности. Учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.






Преимущества использования графических конспектов – это один из приемов самостоятельного приобретения знаний, организации


коллективной деятельности и можно оценить работу каждого ученика.

5 класс: Ветер. Муссоны.


Слайд№11.Ориентирование. Азимут. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии в школе не были сформированы практи­ческие навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т.д.

Теоретические знания без умений их применять на практике остаются мертвым грузом, перегружающим память учащихся совершенно не нужной им информацией.


Слайд№12.Логический Опорный Конспект.

  • Так же использую ЛОК при изучении темы «Введение».

География - (Что? Где? Какая? Как? Почему? Зачем?)

  • При обобщении темы «Великие географические открытия» использую ЛОК – «Великие путешественники» и нанести их маршруты путешествий на контурную карту.


Слайд№13.ЛОК использую и при изучении темы в 5 классе «План местности». Даю определение понятиям – План и Масштаб. Привожу пример видов масштаба. А далее с помощью коллекции электронных образовательных ресурсов показываю условные знаки карты (плана).


В перспективе – наверное, создадут электронные пособия с логическими опорными конспектами или схемами, которые помогут и учителю в преподавании и ученику в познании предмета.


Слайд№14.При изучении в 5 классе темы «Путешествие по материкам», предлагаю ответить на вопросы таблицы, сделать вывод и ответить на вопросы повышенной сложности.


Слайд№15.Прием на этапе проверки домашнего задания в 5 классе

«Как питаются разные живые организмы?». Письмо Незнайки.

Найдите и исправьте ошибки в тексте.


Слайд№16. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу.

  • «Третий лишний». Тренировка логического мышления.

  • При изучении темы «Разнообразие и значение плодов»,

предлагается сформулировать тему урока.


Слайд№17. Прием на этапе восприятия и способствующий пробуждению интереса к изучаемому материалу в 5 классе предлагается ответить на Загадку и сформулировать тему урока.



Слайд№18. Приемы на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу.

  • Прием новизны. Далее работа с учебником и другими

источниками информации в поисках правильных

ответов на поставленный вопрос.


  • Прочитайте зашифрованную тему урока.

  • Мозговой штурм.

  • Групповая атака.


Слайд№19. Прием на этапе воспроизведения полученных знаний.

  • Чьи детки на этой ветке? Прием натурализации при

изучении семейства «Розоцветные».


ВЫВОД: Я думаю, что вы со мной согласитесь, что системно – деятельностный подход является методологической основой для современного урока географии и биологии.


Слайд№20.На этом слайде Вы видите виды учебных практик, которые так же применяются на уроках географии и биологии:

  • Практика проектной деятельности.

  • Экологическая практика.

  • Практика освоения научных методов познания.


Слайд№22. В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один обозначает «опасное время», второй – «время возможностей, шанс» ……







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Иванова Ольга Александровна

Дата: 04.08.2024

Номер свидетельства: 654646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства