Обобщение опыта работы по технологии формирования комуникативной компитенции на уроках биологии
Обобщение опыта работы по технологии формирования комуникативной компитенции на уроках биологии
Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению биологии, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Использование информационных технологий имеет сегодня определенные преимущества по сравнению с другими технологиями, но только грамотное их сочетание формирует и развивает информационно-коммуникативные компетентности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по технологии формирования комуникативной компитенции на уроках биологии»
Технология формирования информационно- коммуникативной компетенции на уроках биологии.
Для формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности у учащихся внедряются в образовательный процесс информационные технологии. В век информатизации владение учителем информационными технологиями становится необходимостью. Использование информационных средств повышает интерес у учащихся к изучению биологии, формирует и развивает информационно-коммуникативную компетентность. Использование информационных технологий имеет сегодня определенные преимущества по сравнению с другими технологиями, но только грамотное их сочетание формирует и развивает информационно-коммуникативные компетентности.
В чем преимущества использования компьютерных технологий? Прежде всего, они удобны в следующем:
многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;
детализирование изучаемых объектов и их частей;
восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.
Уроки с использованием электронных изданий вызывают эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе компьютер может выполнять сразу несколько функций:
Учебники и пособия использую на самых различных этапах урока: при изучении нового материала, для закрепления полученных знаний, контроля знаний, выполнения лабораторных работ, получение дополнительной информации для урока. Учащимся предоставляется возможность изучения материала, анализа и отбора информации, составление презентаций к уроку с использованием сведений из пособий.
Во внеурочное время создаю условия для самостоятельной подготовки к экзаменам, для использования при работе над проектами и в ходе исследовательской работы.
Информационные технологии позволяют не только применять на уроках и во внеурочной деятельности электронные учебники, репетиторы, электронные лабораторные практикумы, но и использование Интернет - ресурсов.
Основная образовательная ценность Интернет-это огромный информационный ресурс для развития интеллектуальных умений у учащихся. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет - сайтах и может быть использовано на уроках, как учителем, так и детьми. Организация виртуальных экскурсий не только повышает познавательный интерес к изучаемому, но и помогает в освоении предмета. ( 7 класс. Тема Рептилии;11 класс. Тема Селекция животных и растений) Построение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Использую компьютер как наглядное электронное пособия, что позволяет мне дополнить урок красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка через эмоционально-чувственное восприятие, а, следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации. 2. Осуществляю автоматический контроля: использую готовые тестов, создаю собственные тесты. Например, зачеты по темам в 10-11 классах.
«Строение клетки», «Законы генетики», «Эволюционное учение» и «Движущие силы эволюции»
Опираясь на оперативность обработки материала, я провожу контроль знаний по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки. Тестовые задания применяю для промежуточного контроля усвоения знаний, при проведении зачётов в средних и старших классах. 3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
Цели обучения биологии, ориентированные на формирование
у школьников информационно-коммуникативной компетенции
Сформировать
у учащегося
Дидактические элементы, входящие в структурный компонент компетенции
знания
- различные источники информации (учебные тексты,
справочные и научно-популярные
издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернет, СМИ);
- методы обработки и виды кодирования информации
различного вида;
- методы научного познания (эмпирические и теоретические);
умения
- находить необходимую информацию в различных источниках;
- обрабатывать и преобразовывать информацию различного
вида, представлять ее в разных формах (словесно, с помощью
графиков, математических символов, рисунков и структурных
схем);
- проводить наблюдения природных явлений;
- использовать измерительные приборы для изучения явлений природы;
- проводить лабораторные и практические работы;
- моделировать биологические явления и процессы
Ценностные ориентации
- осознание значимости новой информации для познания и
преобразования окружающего мира;
- убежденность в возможности познания природы;
- осознание необходимости работы с разными источниками информации
Опыт практической деятельности
работа с учебником, каталогом, справочником, базами данных Интернет, подготовка докладов, сообщений, написание рефератов
Литература
Голуб, Г. Б. Попытка определения компетенции как образовательного результата [Текст] : Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Г. Б. Голуб,
Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер,
А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. – М. : Московский психологосоциальный институт, 2005. О. В. Чуракова. – Материалы семинара. – Самара : Изд-во Профи –2001.