Обобщение опыта с элементами реферирования на тему: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях»
Обобщение опыта с элементами реферирования на тему: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях»
В мировой практике неоднократно предпринемались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения,начиная вероятно с идей Жан Жака Руссо, Г.Песталоцци,К.Д. Ушинскогои др. При всём различии концепции педагогов их всех объединяло стремление сделать ученика центром внимания учителя,предоставить ему возможность активной познавательной деятельности через творчество,через самостоятельную деятельность ,через развитие умственных способностей. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях вводится Федеральный государственный образовательный стандарт,в основе которого лежит системно-деятельностный подход-в основе которого лежит деятельность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта с элементами реферирования на тему: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях» »
Обобщение опыта с элементами реферирования на тему:
«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях»
Федосеева Ольга Николаевна
Учитель химии и биологии,
МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»,
сУрик Иркутская область
«Мои ученики, - писал Г.Песталоцци,-
будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами».
В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей Жан Жака Руссо, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. При всём различии концепций педагогов, их объединяло стремление сделать ученика центром внимания учителя, предоставить ему возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную деятельность, умственные способности.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. И в первом и во втором случае в основе лежит – деятельность учащихся..
Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от того, насколько правильно учителю удалось спроектировать и реализовать систему методов обучения,
Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный являются общими методами. Частично-поисковый, исследовательский и проблемное изложение (является промежуточным методом) – это специальные методы, отражающие основные методы познания, ведущие к развитию умственных способностей учащихся.
Взаимосвязь методов обучения и уровней усвоения знаний:
Уровни усвоения знаний
Методы обучения
Уровень – ученики воспроизводят знание в том виде, в каком они изложены в учебнике или были первоначально даны учителем.
Объяснительно-иллюстративный
Уровень – ученики применяют знания и умения по образцу.
Репродуктивный
Уровень – творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Частично-поисковый и исследовательский
Проблемное обучение занимает промежуточное положение между репродуктивным и творческим методом.
Проблемное обучение характеризуется тем, что учащиеся систематически включаются учителем в решение проблем. В психологии доказано, что проблема составляет одну из закономерностей познаний, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Проблемное обучение необходимо для развития творческого мышления учащихся , является неотъемлемым элементом современного учебного процесса.
Характер содержания не может однозначно определить выбор методов обучения. Одно и то же содержание может быть изучено различными методами. Одни и те же методы обучения, применяемые на разных этапах урока, могут дать различные результаты.
При выборе методов обучения следует учитывать ряд дополнительных факторов: степень сложности учебного материала, логический путь его проработки, наличие времени для изучения, учебные возможности учащихся, обеспеченность школы учебным оборудованием.
Определённые ориентиры в выборе методов обучения даёт рабочая программа педагога .Для первичного усвоения новой информации характерно восприятие, осознание воспринятого и запоминание, достигается это тем, что учитель организует осознанное восприятие учащихся, воздействует на их органы чувств. Это объяснительно-иллюстративный метод. Он состоит из сообщения готовой информации, показа плаката, схем, фильма, демонстрации опытов.
Можно предложить рассмотреть учащимся: строение цветка, строение насекомого и т.д., но этот метод можно применить, согласно современным требованиям к обучению, необходимо структурировать знания: формируем у учащихся осознание элементов изучаемой темы первоначально в их ближайших связях, а затем и в более отдалённых.
Например: почти все школьники знают, что кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда, а новорождённые кукушата выбрасывают из гнезда яйца приютивших их птиц. Это ребятам интересно – но само по себе это знание бесполезно. Расскажем: в чьи гнёзда подкладывает яйца кукушка, чем питаются и где обитают эти птицы? Станет ясно: между этими фактами и явлениями существует определённая связь: взрослые кукушки питаются гусеницами с жестким ворсом и тем самым как бы сохраняют корм для других птиц, но вынуждены подбрасывать свои яйца в чужие гнёзда, потому что кукушата нуждаются в более нежном корме, поставляемом им подчас очень мелкой хозяйкой гнезда. Другой вывод: увидев в лесу кукушек, можно сказать какие птицы, кормившие их птенцов, обитают здесь, чем они питаются?
Этот пример учит структурированию знаний, а структурные знания способствуют более прочному их усвоению. Услышав интересные факты, учащиеся должны выяснить какие связи существуют. В результате у них вырабатывается системное мышление и желание вести познавательную деятельность.
Для овладения способами применения знаний необходимо использовать репродуктивный метод. Учитель инструктирует предстоящую работу, а учащиеся репродуцируют, т.е. воспроизводят порученную им деятельность. Это может быть ответ на вопрос, решение упражнений, пересказ отрывка, повторение опыта.
Например: как связана окраска, форма тела и строение рыб с условиями среды обитания? Каких вы знаете живородящих рыб? Как проявляется забота о потомстве? На эти вопросы есть готовые ответы в учебнике, уровень мышления здесь невысок.
По мере накопления опыта школьников характер репродуктивной деятельности должен усложняться. При этом меняется характер вопросов и заданий для учащихся.
Например: докажите, что в состав растения входят органические вещества? Каким опытом можно доказать, что крахмал образуется только в зелёной части листа?
Здесь необходимо уметь собрать факты воедино. В старших классах задания необходимо продолжать, усовершенствовать.
Например: задание к теме «Развитие органического мира»
Опишите основные ароморфозы в мире растений и животных в архейскую, палеозойскую эры.
Дайте характеристику идиоадаптации как важного направления эволюции.
Чтобы ответить на эти вопросы, ученик должен иметь прочные предварительные знания для доказательства. Уметь собрать их в последовательную цепочку.
Инструктивно-репродуктивный метод неизвестен в обучении. Это последующее звено для усвоения готовых знаний и умений.
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы часто используются в сочетании – самые древние методы в практике обучения и чаще всего используются в младших и средних классах.
Рассмотренные методы обогащают школьников знаниями, умениями и навыками, но не позволяют учащимся овладеть опытом творческой деятельности в достаточной и доступной мере. Для достижения этой цели необходимо использовать исследовательский, частично-поисковый (или эвристический метод) и метод проблемного изложения.
Сущность исследовательского метода состоит в том, что учитель конструирует или заимствует сконструированную другими исследовательскую задачу, а ученик ищет способ её решения. В процессе поиска её решений ученик неизбежно проявляет черты творческой деятельности, т.е. проявляет самостоятельность, применяет ранее усвоенные знания и приобретает новые.
Исследовательские задачи могут быть текстовыми, графическими, практическими, основанными на наглядно-образном материале. Они могут быть небольшими и более крупными. В этом случае они решаются на протяжении нескольких уроков. Бывает, что исследованием называют работу по инструкции. Это неверно. Инструкция исключает творческий поиск – она содержит установку. Творческая задача требует постановки в определённое время.
Например: «Комнатная муха может дать 6 поколений или 5 триллионов мух общей массой 500 тыс. тонн. Однако этих насекомых в природе существует меньше, чем образуется при разложении. Почему? Осознать творческий характер этой задачи, значить учесть, когда она даётся? Если при изучении темы «Происхождение видов современных животных», то содержание темы подсказывает ответ, если же значительно позже, то задача становится творческой для многих учащихся, словом, одна и та же задача, в зависимости от условий включения её в учебный процесс, может быть или не быть творческой.
К числу проблемных творческих задач можно отнести :
Например:
Докажите происхождение земноводных от кистепёрых рыб.
От каких животных произошли млекопитающие?
Проблемные задачи могут быть разной степени сложности. У каждой задачи – своё поле поиска. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранилась необходимость творческого мышления. Для этого используется частично-поисковый или эвристический метод. Его сущность состоит в том, что учитель небольшой подсказкой сокращает поле поиска, либо расчленяет задачу на подзадачи и тем самым, сохраняя проблему облегчает поисковое движение ученика. Предлагает сделать конечный вывод, высказать гипотезу или придумать способ её проверки . Например: при изучении темы «Размножение и развитие птиц» ставится вопрос: почему птицы могут размножаться только на суше? Если учащиеся затрудняются дать ответ, то можно предложить им рассмотреть строение натурального куриного яйца, а затем ответить на основной вопрос.
Другой, наиболее выразительный вариант частично-поискового метода – эвристическая беседа. К сожалению, на практике её используют редко, из-за недостатка интересных публикаций.
Например:
Тема урока «Внутреннее строение листа». Задача состоит в самостоятельном выявлении учениками с помощью учителя связи между строением и функцией органов для последующего уяснения процессов фотосинтеза. Урок проводится в виде лабораторной работы. Беседа начинается с краткого рассказа учителя: «Вы знаете, что в семенах и плодах растений содержится органическое вещество – крахмал. Это вещество образуется в листе под действием солнечного света. Именно из листа крахмал поступает ко всем органам растения. Попробуем выяснить: помогает ли строение листа его работе по образованию крахмала.
Вопрос: рассмотрите поперечный срез листа и скажите, сколько ясно различных групп клеток, видно на этом срезе?
Ответ: здесь на срезе, видно 4 группы клеток.
Вопрос: можете ли вы указать одинаковые по внешнему виду группы клеток?
Ответ: одинаковыми будут верхняя и нижняя группы.
Вопрос: почему вы так думаете?
Ответ: обе группы состоят из похожих клеток. Клетки бесцветные, а все остальные зелёные. Клетки в этих группах находятся близко друг от друга.
Учитель: «Вы правильно описали строение и расположение этих клеток. Попробуем решить, одинаковую или разную работу выполняют эти группы клеток?»
Ответ: разную .
Вопрос: как вы можете доказать свои предложения?
Ответ: я считаю, что эти клетки выполняют разную работу, потому что они находятся в разных местах листа. Одна группа вверху, а другая внизу.
Вопрос: а как вы считаете, кожа на спине и груди животного выполняет одинаковую или разную функцию?
Ответ: одинаковую . Ведь это кожа. Она везде выполняет одинаковую функцию. Например, защитную.
Вопрос: следовательно, правильным ли будет ваше предложение о разной работе этих групп клеток (сверху и снизу)?
Ответ: нет, наверное, я не прав.
Вопрос: теперь послушаем второе доказательство.
Ответ: я считаю, что эти клетки выполняют одинаковую функцию, потому что они имеют одинаковое строение.
Вопрос: верно. Теперь давайте выясним, какую работу выполняют эти клетки. На какую особенность нам следует прежде всего обратить внимание.
Ответ: клетки близко расположены друг к другу.
Вопрос: правильно, но этого недостаточно для решения нашей проблемы. Подумайте, какое может иметь значение их положение сверху или снизу?
Ответ: они как бы покрывают лист снаружи.
Вопрос: очень хорошее наблюдение. Следовательно, мы знаем, что верхняя и нижняя группы клеток имеют одинаковое строение. Клетки прозрачны и близко расположены друг к другу, являются границей листа с окружающей средой. Какую же работу они могут выполнять?
Ответ : клетки расположены снаружи и плотно прилегают друг к другу могут выполнять защитную функцию. Они защищают лист от повреждений.
Вопрос: а какое значение может иметь прозрачность клеток?
Ответ: прозрачные клетки лучше пропускают солнечный свет, а свет нужен для образования крахмала.
Эвристическая беседа является эффективным средством развития творческих способностей учащихся. Вопросы можно формулировать сообразно уровню знаний школьников.
Сущность метода проблемного изложения знаний состоит в том, что учитель явно или неявно сформулировал задачу, последовательно излагает путь её решения, раскрывая его противоречия, возможные затруднения, варианты их преодоления, словом, втягивает учащихся в увлекательный познавательный поиск.
Например:
Учитель: «В истории исследования микроорганизмов есть немало интересных эпизодов. В 1850 году на юге Франции начался мор значительного числа баранов и овец от болезни, которая была известна под названием сибирской язвы. Её ход и страшные последствия знали все, но вот откуда берётся болезнь, где и в чём её источник – не знал никто. В том же году два молодых учёных опубликовали заметку, в которой сообщали, что с помощью микроскопа они увидели в прахе погибших животных какие-то продолговатые существа. Возникла проблема – выяснить связь этих микробов с сибирской язвой. За решение задачи взялся Луи Пастер. Сначала, рассуждал он, надо получить чистую культуру этих микробов, для того, чтобы можно было ставить другие эксперименты. Способ выделения чистой культуры микроорганизмов несколько раньше нашёл Кох, и Пастер воспользовался этим способом. Чтобы выяснить, вызывают ли эти микробы сибирскую язву, он стал делать прививки баранам и овцам. Животные заболели и погибли. Казалось бы, вопрос ясен. Но Пастер рассуждал иначе. Ведь прививки сделаны только баранам и овцам, а если привить микробы другим животным и они не заболеют, то первоначальный вариант о роли микробов будет сомнителен. И он сделал прививки другим животным – крысам, собакам, кошкам. Они тоже заболевали и погибали. И снова напрашивался вывод: микробы вызывают сибирскую язву. Но Пастер не торопился. До сих пор он делал прививки одному и тому же виду животных – млекопитающим. А если сделать другому виду и он не заболеет, то опять первая версия пошатнётся или отпадёт. Пастер сделал прививку курам. Они не заболели и не погибли. Почему? Пастер стал изучать и сравнивать физиологические особенности млекопитающих и кур и обратил внимание на такой факт: средняя температура первых 37-38°C, вторых - 42°C. Не является ли, подумал учёный, это разница температуры причиной того, что куры не поддаются микробам? Как это выяснить? И Пастер придумал опыт. Он охладил тело курицы и сделал ей прививку. Курица заболела и погибла. Тогда учёный делает ещё один вывод, если больную курицу согреть до прежней температуры, она должна выздороветь. В очередном опыте он проверил свою гипотезу. Она подтвердилась. Не было сомнений, что найденные молодыми учёными продолговатые тельца являются возбудителями заболевания сибирской язвы».
В данном примере дети могут проследить за логикой мышления, а правильность суждения учёного учит мыслить учеников.
При любом методе разные источники хороши – слово, наглядность, практическая деятельность. Все средства обучения – учебник, диафильмы, кинофильмы и другие . Разные формы – лабораторная работа, опыт, эксперименты. Все методы применяются при разнообразных организационных формах – семинаре, конференции, зачёте, не говоря уже об обычном уроке. Но именно названные методы обучения определяют, как используются источники познания, средства и формы обучения.
Первым свидетельством полноценного усвоения теории обучения является творческий подход учителя к своей работе. Нельзя учить творчеству, не будучи творческим человеком.
Объём, глубина, кругозор – вот основные спутники творчества. Совершенно недостаточно готовиться к урокам только по учебникам и пособию. Необходимо расширять кругозор, за счёт работы с литературой, относящейся к той или иной теме (труды классиков науки, исследования). Это помогает глубже понять проблемы, выстроить для себя определённое, подчас личное понимание вопроса.
Однако содержание, как известно, не сводится лишь к одним знаниям. Важно продумать ту познавательную деятельность, в которую предстоит вовлечь учащихся, определить какие творческие задачи им будут поставлены и, с какой степенью помощи со стороны учителя, они будут решаться. Творческий подход к работе находит, изобретает свои приёмы. Не исключается отбор уже известных, но оправдавших себя приёмов обучения.
Учитель – творец и изобретатель. И каждое найденное новое решение – это своего рода изобретение. Каждый оригинально составленный урок или часть урока – творческий акт учителя.
Разумеется, учитель не может, да и не должен всё изобретать сам. Практика накопила много интересного, полезного, достойного широкого распространения. Умение отображать и использовать уже известное вовсе не означает уход от творчества. В то же время даже маленькое новшество, планируемое на уроке, уже придаёт тонус подготовке к уроку и его проведению.
Если запланировать к уроку решение творческих задач и подготовить две – три задачи самому, то урок приобретает зависящий от этих задач самодвижение, поиск, новый заряд.
Способ решения творческих задач заранее неизвестен. В этом заключается отличие творческих заданий от типовых, посредством которых осуществляется репродуктивный метод.
Выбираем частично-поисковый метод, конструируем задание, сообщаем его ученикам. После этого он расчленяет задание на задачи и вопросы, ищет пути выполнения задания в целом.
Ученики воспринимают и осмысливают задание и последовательно решают его. Часто используется исследовательский метод – метод проекта. Творческие задания хорошо сочетаются с новыми технологиями обучения, особенно с методами проекта и обучения в сотрудничестве.
Можно выделить следующие типы проектов:
исследовательские: эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, направленную на научные познания и исследования. Этот проект предполагает выбор темы, разработку путей её решения экспериментальных, опытных рассуждений.
Например: Ученик наблюдает за рыбками в аквариуме.
Питание рыб.
Освещение аквариума.
Растения аквариума.
Влияние воды.
Ученик берёт воду прямо из-под крана без предварительного её отстаивания или колодезную воду или воду, принесённую из природного водоёма. Во всех трёх случаях может произойти гибель обитателей аквариума.
Ученик выясняет причины гибели рыб, описывает внешние изменения у рыб: изменилась ли окраска, открыт ли рот, есть ли пятна на теле, сжаты или раскрыты жаберные крышки, топорщится чешуя и т.д.
По мере накопления фактов ученик работает с определителем, справочной литературой, доступными научными источниками.
В старших классах темы усложняются, увеличивается объём работы.
Например: можно предложить несколько тем:
Результаты загрязнения окружающей среды.
Реакция экосистем на загрязнение и разрушение.
Здоровье человека и окружающая среда: за и против.
Водные ресурсы и их охрана.
Космос и здоровье человека.
Озоновые дыры и их влияние на биосферу и т.д.
Обычно темы предлагаю в начале года. Ребята, имея опыт работы, составляют план по литературе, работаю с различными источниками. В школе проводим конференцию, отбираем лучшие работы.
Основные требования для участия в конференции.
Чёткость и доступность изложения материала.
Соответствие темы работы её содержанию.
Актуальность и практическое применение работы.
Эрудиция автора, умелое использование различных точек по теме работы.
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
Оформление работы.
Культура выступления.
Дополнительным требованием для выступления в научно-практической конференции – практическую часть.
Для того чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек – существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.
Элементы исследовательской работы проявляются при работе с книгой в самостоятельном, но организуемом с помощью учителя изучении литературных источников – научных статей и научно-популярных книг. Работая с книгой, ребята готовят энциклопедические данные о животных, растениях и т.д. Учатся выбирать главное, составляя мини информацию. Заполняют зоологические буквари, медицинские справочники.
Итогом такой работы является сообщение учащихся на уроках Доклады на обобщающих уроках.
Исследовательская работа тесно связана с наблюдением. Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта или явления. Это может быть изучение клеток тканей, органов и организма растений, животных, человека. Значительную роль играют наблюдения и при изучении таксономии. За счёт наблюдений натуральных объектов выделяются определённые признаки растений, животных. Устанавливается степень сходства, родства и различий.
Например: Знакомя учащихся с разнообразием растительного мира. Необходимо подвести учащихся к выводу о том, что растения – составная часть природы, часть окружающего нас мира, проследить прямую связь не только между органами растения, но и со средой обитания.
Учителю необходимо предлагать задания, ответы рассуждений, умения активно использовать уже приобретённые знания.
Например: Докажите зависимость жизнедеятельности растений от естественных причин; приведите примеры из жизни растений, доказывающие материальный характер происходящих в них процессов. Докажите, что растение – целостный организм.
Очень часто исследовательские проекты мною применяются на интегрированных уроках. Чаще всего проект затрагивает два-три предмета. Учащиеся, работая с дополнительными источниками, решают различные задачи. На интегрированном уроке по теме «Гидросфера» группа учащихся работала над проектом «Предложения по очистке сточных вод». Ребята несколько раз посетили очистные сооружения, проделали серию опытов и на основании этого выдвинули свои предложения, пытаясь их аргументировать. Выступая в роли экспертов, учащиеся учатся мыслить, хотя возникают на их пути препятствия, затруднения. На интегрированном уроке с физикой «Проблемы гидроэнергетики» ребята работали над проектом «Влияние гидроэнергетики на видовой состав рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей». Переработали много публицистического материала, научной литературы. Примеры касались местного материала (реки Иркутской области).
На ряду с исследовательским проектом часто используются творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Творческие проекты требуют оформления конечного результата. Они не имеют детально проработанной структуры деятельности учеников, она только намечается и далее развивается. Результатом может быть совместная газета, сочинение о природе, создание рисованных фильмов, праздник, урок, экспедиция. Творческий метод используется мною постоянно. При изучении новой темы предлагаю серию творческих заданий к обобщающему уроку или внеклассному мероприятию.
Например: При изучении темы «Класс млекопитающих».
Доклад о любом животном.
Информация о животных Красной Книги Иркутской области.
Реферат «Необычные рекорды».
Кроссворды, чайнворды.
Викторины, тесты.
Рассказы, загадки.
Ребусы.
Почти все ребята участвуют в творческом проекте. Выбирают задания по своим умственным способностям. Лучшие работы используем на уроках, внеклассных мероприятиях, оформляем выставку. Задания ребята используют на познавательных играх.
Не менее серьёзной подготовки требует проведение ролевых, игровых проектов, которые в последнее время становятся популярными. В таких проектах структура та же, только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть корреспонденты газет, журналов, юристы, врачи, биологи и т.д. Действующие герои имитируют социальные и деловые отношения. Степень творчества здесь высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является роль – игровая. Так в 11ом классе прошёл игровой урок в виде передачи «Тема» на злободневную тему «СПИД», «Разъярённый джин вырвался из кувшина». Выступая в различных ролях, учащиеся узнали много фактов, вызывающих тревогу за молодое поколение. Художники оформили выставку работ, в которых передали свою боль, выступили с протестом против наркотиков. Ролевой метод можно частично использовать на каком-нибудь этапе урока.
было почитать дополнительную литературу.
Чтобы готовить ролевые проекты необходимо:
Развивать у учащихся навыки активного самостоятельного получения знаний, расширять кругозор учащихся через дополнительную информацию.
Изучить индивидуальные способности, интересы ребят за счёт анкетирования. Вопросы могут быть различные.
Соответственно индивидуальным способностям и интересам можно условно подразделить ребят на группы:
Группа объединяет учащихся, отдающим предпочтение источникам биологической информации, как радио – и телевизионные передачи.
Во вторую группу входят учащиеся, которые проявляют интерес к печатной биологической литературе.
Третья группа объединяет ребят, которые посещают факультативы, кружки.
При подготовке различных игр каждой группе даётся задание.
Такая работа учит вести самостоятельный поиск, целенаправленно проводить свободное время, обогащаясь знаниями. .
На любом уроке можно играть, но там где это уместно, никакого отступления от программы. Можно просто изучать кровеносную систему, а можно путешествовать с эритроцитами, лейкоцитами и т.д., вести репортаж. Новые технологии обучения неразрывно связаны с экологическими проектами.
Экологическое образование молодёжи – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие дальнейшего выживания, поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.
Для углубления знаний об экологических проблемах и антропогенных факторах на многих уроках: «Влияние деятельности человека на жизнь растений леса» (8 кл.), «Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений» (6 кл.), «Влияние деятельности человека на природные сообщества» (11 кл.), «Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия» (11 кл.) и т.д. Целесообразно применять метод самостоятельной работы учащихся, опираться на приобретённые навыки умственной и творческой работы. В учебниках говорится очень сжато о многих проблемах, необходимо работать с дополнительными источниками, справочниками, используя газеты, журналы, отбираю материал для составления заданий, выполнение которых требует обобщений и выводов.
Каждый год провожу «Экологический марафон» - проект – комплексная программа - цикл творческой экологически ориентированной деятельности учащихся 8-11 классов. Проект нацелен на решение задач; пробуждение интереса к окружающему миру; информирование школьников об экологической ситуации города; распространение экологических знаний; объединение школьников для решения экологических проблем. Марафон включает в себя несколько этапов:
Этап – «Экологический ликбез». Это познавательная, теоретическая часть (доклады, рефераты, сообщения) по заинтересовавшей теме. Примерные темы: Влияние экологической ситуации на здоровье людей. Организация утилизации вредных отходов. Экология питания и т.д.
Этап – «Экологический конкурс». Тема: «Мой дом – моя крепость».
Этап – блиц – турнир. Краткость вопроса и краткость ответа в данном случае – залог успеха. Например:
Система мироздания.
Вселенная.
Резкое убыстрение роста.
Акселерация.
Определённый режим питания.
Диета и т.д.
Логическим завершением экологического марафона должен стать сделанный старшеклассниками вывод: «Пришло время не говорить, а действовать». Особенно эффективны новые формы уроков для осуществления экологического метода обучения: урок – погружения, урок – мышления.
Уроки – погружения можно отнести к типу урока систематизации и углубления знания. Проводить его целесообразно в конце изучения темы перед обобщающим уроком. Предварительная работа в классе проводится групповым методом. Особенностью данного урока является работа только с дополнительной литературой и живыми объектами, что развивает мышление учащихся. Учащиеся делятся на группы согласно заданиям. Например: тип Хордовые класс Млекопитающие. А дальше идёт деление на отряды: хищники, грызуны, насекомоядные. Каждая группа готовит характеристику всех отрядов. Ученики не знают, какая тема им достанется, - это решит жребий в начале урока. Каждая группа в процессе урока рецензирует выступления, исправляет неточности, дополняет, отвечает на вопросы. Дополнительно проводится конкурс плакатов «Они должны жить» по страницам Красной книги Иркутской области. Работа учащихся фиксируется на доске старшеклассниками.
На уроках мышления (уроках парадоксов) разбираются некоторые общеизвестные факты. Например: «теплокровность млекопитающих позволила им занять господствующее положение в животном мире». Решение проблемы требует сравнения организмов разных систематических групп с помощью таблиц, иллюстраций, данных палеонтологии о зверозубых ящерах доказывается ошибочность факта, и учащиеся сами выходят на последние научные факты. Эффективность таких уроков очень высока, но они требуют огромной подготовки, а поэтому проводить их целесообразно не чаще 1 раза в четверть в сильных классах.
Форм экологического образования много, но каждый ученик должен выбрать тот род познавательной деятельности, к которому они предрасположены по темпераменту, характеру, силе и умственным способностям. Общий девиз всех творческих инициатив: «Созидая себя, созидать природу» или «Найти – чтобы увидеть, увидеть чтобы узнать, узнать чтобы спасти – это ли не достойная цель». Так как сочетается метод работы в группах, то девиз работы: «Главное надо помнить – мы в одной лодке: или выплываем вместе, или утонем вместе» или «Помогая другим, учимся сами».