kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно- исследовательская работа по биологии «Влияние никотина на организм подростков и основные причины курения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад научно- исследовательской работы по биологии о курении подростков. Мотивы курения учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно- исследовательская работа по биологии «Влияние никотина на организм подростков и основные причины курения».»

Региональная научно – практическая конференция

«Шаг в будущее»

МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»






Исследовательская работа по биологии на тему:

«Влияние никотина на организм подростков и основные причины курения».











Выполнил: Наумова Сардаана

ученица 9 класса

Руководитель: Полятинская М.С.

учитель биологии и географии



с.Кобяй 2016


Содержание:



Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая часть

    1. Содержание табака ………………….……………………………………………4

    2. Никотин - глазами медиков …………………………..…....................................5

    3. Мотивы курения подростков.................................................................................5

Глава II. Практическая часть

2.1. Анализ анкетирования …………………………………………………….7

Заключение ………………………………………………………………………………13

Литература..........................................................................................................................14

Приложение ……………………………………………………...……………………....15






























Введение

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества - обеспечение здоровья нации. Борьба с курением в молодом возрасте - составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего в личностном и профессиональном развитии.

Российское правительство одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах. Документ предусматривает запрет на торговлю сигаретами в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей.

Ввели запрет рекламы и стимулирования продажи табачных изделий, в том числе демонстрация сигарет и процесса курения во вновь создаваемых и предназначенных для детей произведениях на телевидении, в кино и театре. Для вновь создаваемых произведений, предназначенных для взрослых, также установлен этот запрет, за исключением случаев, когда демонстрация табачных изделий и процесса курения являются неотъемлемой частью художественного замысла.
     Увеличиваются акцизы на табачную продукцию в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также устанавливаются минимальные розничные цены на сигареты.
Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на  борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.

Цель исследования - выявление различных  условий приобщения подростков к курению.



Задачи исследования:

1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования

2.Раскрытие проблем курения.

3.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.

Объект исследования - личность курящих и некурящих подростков.

Предмет исследования – различные условия приобщения подростков к курению.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ.





Глава I. Теоретическая часть

1.1. Содержание табака.

Табачный дым содержит азот, метан, водород, аргон и цианистый водород… А также еще более 4000 компонентов, многие из которых являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными (т.е. накапливаются в организме). Также, представляется угрожающим нижеследующий перечень возможных агентов, придающих сигаретному дыму опасный характер: ацетальдегид, ацетон, аммиак, бензол, бутиламин, диметиламин, ДДТ, этиламин, формальдегид, сероводород, гидрохинон, метиловый спирт, метиламин, соединения никеля и пиридин.

Курильщики вдыхают смертельный коктейль ядовитых химических веществ, включая мышьяк и полоний-210. Но, несмотря на это, 68% британских граждан не смогли назвать хотя бы одно химическое вещество табачного дыма, кроме никотина и смолы, упомянутых на пачках сигарет. Даже когда им давали список ядов, чтобы выбрать из них, более двух пятых опрошенных людей не смогли указать ни одного. Кстати, именно полоний-210 убил бывшего российского агента Литвиненко. 69 из этих веществ являются канцерогенными. Результаты опроса были опубликованы в канун развертывания антитабачной кампании под названием «Дым – это Яд».



Влияние компонентов табачного дыма на органы и системы

Компоненты табачного дыма

Органы (системы) - мишени

Механизм действия

Последствия

Никотин

Сердечно-сосудистая система

1. Повышение тонуса сосудов
2. Увеличение частоты сердечных сокращений
3. Способствует тромбообразованию

- гипертоническая болезнь;
- ишемическая болезнь;
- инфаркт миокарда;
- эндартериит

Центральная нервная система

1. Спазм сосудов головного мозга

- мозговой инсульт;
- нарушения памяти, интеллектуального развития;
- психические состояния

Орган зрения

1. Спазм и склероз сосудов сетчатки
2. раздражение зрительного нерва (воспалительные поражения)

- снижение остроты зрения и цветоощущения

Орган слуха

1. Раздражение слухового нерва
2. Утолщение барабанной перепонки
3. Снижение подвижности слуховых косточек

- снижение остроты слуха

Обоняние

Угнетение нервных окончаний в носу

- снижение способности воспринимать запахи

Орган вкуса

Угнетение нервных окончаний (вкусовых рецепторов) в ротовой полости

- притупляет вкусовое восприятие;
- притупляет аппетит

Система пищеварения

1. Угнетает секреторную функцию
2. Снижает тонус желудка, кишечника, желчевыводящих путей
3. Спазм сосудов, питающих желудочно-кишечный тракт, печень, поджелудочную железу
4. Угнетает усвоение витаминов
5. Способствует отложению липидов в стенках сосудов

- гастрит;
- язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;
- дискинезия желчевыводящих путей;
- диабет;
- геморрой

Эндокринная система

1. Угнетает функцию половых желез у женщин

- удлинение менструального цикла;
- ранний климакс;
- токсикоз беременности;
- выкидыши

1. Угнетает функции половых желез у мужчин

- импотенция

Плод

1. Токсическое действие

- выкидыши;
- мертворождения;
- пороки развития

СО

Сердечно-сосудистая система

1. Способствует развитию атеросклероза

- гипертоническая болезнь;
- стенокардия;
- инфаркт миокарда

Кровь

1. Блокирует гемоглобин
2. Снижает кислородную емкость крови

- кислородное голодание мозга, органов и тканей;
- ухудшает течение беременности;
- дефекты развития плода

ЦНС

1. Влияет на функцию нервных клеток

- отравления;
- снижение памяти и усвоения информации

Аммиак

Дыхательная система

1. Едкое раздражающее действие на слизистые оболочки

- Ларингиты
- Фарингиты
- Трахеиты
- Бронхиты

Система пищеварения

- гингивиты
- стоматиты
- заболевания голосовых связок
- гастриты
- язвенная болезнь

Органы выделения

- рак почечной лоханки
- рак мочевого пузыря.

Синильная кислота

Дыхательная система

1. Снижает способность усвоения кислорода клетками

- снижении функции дыхания;
- усугубление кислородного голодания

Смола (сажа)

Дыхательная система (гортань, трахея, бронхи, легочные альвеолы)

1. Раздражающее действие на слизистые оболочки;
2. Мутагенные свойства

- фарингиты
- трахеиты
- бронхиты
- эмфизема
- рак легкого

Система пищеварения

- рак желудка

Полоний-210

Дыхательная система

1. Мутагенные свойства

- рак легкого;
- пороки развития;
- физические уродства, новообразования, психические отклонения;
- рак мочевого пузыря

Плод

Новорожденные

Мочевыводящая система

Бензопирен

Органы дыхания

1. Мутагенные свойства

- рак легкого
- рак бронхов

Кожа

- рак кожи
- рак губы.





1.2. Никотин - глазами медиков.

Попадая в организм человека вместе с табачным дымом, ядовитое вещество проделывает длинный путь: от трахеи в альвеолы легких. Альвеолы представляют собой некий пузырек, через стенки которого осуществляется процесс газообмена. Это маленький, но крайне важный для нормального дыхания человека орган. Отсюда никотин начинает всасываться в кровь.

Если описать процесс всасывания никотина с временной точки зрения, можно сказать, что от момента первой затяжки и до поступления никотина в головной мозг проходит всего 8 секунд. Концентрация никотина в крови начинает снижаться далеко не сразу – только спустя полчаса. Все это время никотин перманентно вредит нашим почкам, легким и печени.

Это вещество наносит вред абсолютно всем органам, однако наиболее пагубное действие никотин оказывает на нашу нервную систему. Не менее вреден никотин и для сердечно-сосудистой системы: его постоянное присутствие в организме человека способствует развитию такого недуга, как атеросклероз сосудов, что, в свою очередь, приводит к различным болезням сердца.

Помимо этого, никотин является канцерогенным веществом, т. е. способствует развитию рака. Медиками уже давно доказано, что 80% людей, страдающих раком легких, – это курильщики. Эта тенденция прослеживается и при исследовании больных раком губы, раком трахеи и т. д.

Пожалуй, наиболее страшным для нашего организма последствием поступления в него никотина является мутация клеток. При этом некоторые виды мутации передаются по наследству, и изменить данный процесс просто невозможно.



1.3. Мотивы курения подростков.

  • Подражание членам компании, в которую подросток хочет быть принятым;

  • Стремление к взрослости – курение становится символом возрастающей самостоятельности, независимости, взрослости;

  • Один из способов самоутверждения для тех, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к его внешним знакам;

  • Любопытство – подростку просто интересно – «что курящие люди находят в табаке?»;

  • Стремление все в жизни испробовать – «Если другие могут это делать и им это нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?»;

  • Неосознанное подражание родителям – если курят родители, курение настолько входит в обиход семьи, что для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать.



Глава II. Практическая часть.



2.1. Анализ анкетирования.















В результате исследования, нами было установлено:

  1. Число курящих школьников очень велика.

  2. В большинстве семей курят родители.

  3. Наблюдается резких рост числа курильщиков в старших классах.

  4. Наиболее резкое приобщение к курению происходит в 8 классе.

  5. Практически каждый старшеклассник пробовал курить.





Заключение.

Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время стоит достаточно остро. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает  в тех классах, где больше курящих.  Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Чем раньше дети, подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.

Табакокурение одна из самых актуальных проблем в среде учащихся. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

Таким образом, из проведенной работы я сделала следующие выводы:

  1. На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.

  2. Проведение анализа профилактических занятий позволило выявить процент курящих подростков и влияние курения.

  3. Цель работы выполнена удовлетворительно, курящие подростки осознали сложность проблемы и некоторые  решили бросить курить. У некурящих подростков укрепилось в сознании отрицательное влияние курения на психическое развитие.

Я считаю существенным проведение акций и мероприятий в каждой школе, начиная с пятого класса. Возможно, тогда количество курящих подростков снизится. Меры по укреплению борьбы с курением должны проводиться непосредственно и самими родителями, так как это будет существенно дополнять данную профилактику.

“Я выбрал сам себе дорогу к свету и , презирая сигарету, не стану ни за что курить. Я Человек! Я должен жить!”



















Источники использованной литературы:

  1. Об ограничении курения табака: Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г.

  2. Зубрицкий А. Надышавшемуся табачным дымом грозят расстройства обмена веществ: Предложение// Зеленый мир-2003.

  3. Сафонов А. Сигарета вам не друг: Методика избавления от курения // Свет: природа и человек- 2001.

  4. Углов Ф. Последствия курения // Воспитание школьников – 2002.

  5. Гончар Д. Курить здоровью вредит -2002.

  6. Ляшко Г.И. Курение или здоровье // Валеология – 2002.

  7. Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: Материалы конференции, посвященной Всемирному Дню без табачного дыма. – 31 мая 2001. – М., 2001.

  8. Смид Р. Групповая работа с детьми подростками: Пер. с анг. – М., 1999.

  9. Хриптович В.А., Валитов М.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / Редколлегия Д.Г. Лин, Я.Л. Коломинский и др. – Гомель, 2001. – С.91-93.

  10. Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч.2. – С.187-192.



















14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Полятинская Марина Степановна

Дата: 22.05.2016

Номер свидетельства: 329244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства