Актуальность проблемы исследования состоит в том, что одна из главных задач государства и общества - обеспечение здоровья нации. Борьба с курением в молодом возрасте - составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни, поскольку курение является серьезным фактором риска многих хронических неинфекционных заболеваний в зрелом возрасте, которые в свою очередь часто не позволяют взрослому человеку достичь своего в личностном и профессиональном развитии.
Российское правительство одобрило законопроект о запрете курения в общественных местах. Документ предусматривает запрет на торговлю сигаретами в ларьках, на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей.
Ввели запрет рекламы и стимулирования продажи табачных изделий, в том числе демонстрация сигарет и процесса курения во вновь создаваемых и предназначенных для детей произведениях на телевидении, в кино и театре. Для вновь создаваемых произведений, предназначенных для взрослых, также установлен этот запрет, за исключением случаев, когда демонстрация табачных изделий и процесса курения являются неотъемлемой частью художественного замысла. Увеличиваются акцизы на табачную продукцию в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также устанавливаются минимальные розничные цены на сигареты. Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении различных условий, препятствующих употреблению табака среди детей и подростков, а также в разработке и проведении мероприятий по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка к началу курения.
Цель исследования - выявление различных условий приобщения подростков к курению.
Задачи исследования:
1.Изучение теоретической литературы по проблеме исследования
2.Раскрытие проблем курения.
3.Выявление условий, влияющих на распространение табакокурения у подростков.
Объект исследования - личность курящих и некурящих подростков.
Предмет исследования – различные условия приобщения подростков к курению.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, сравнение, изучение, анализ.
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Содержание табака.
Табачный дым содержит азот, метан, водород, аргон и цианистый водород… А также еще более 4000 компонентов, многие из которых являются фармакологически активными, токсичными, мутагенными и канцерогенными (т.е. накапливаются в организме). Также, представляется угрожающим нижеследующий перечень возможных агентов, придающих сигаретному дыму опасный характер: ацетальдегид, ацетон, аммиак, бензол, бутиламин, диметиламин, ДДТ, этиламин, формальдегид, сероводород, гидрохинон, метиловый спирт, метиламин, соединения никеля и пиридин.
Курильщики вдыхают смертельный коктейль ядовитых химических веществ, включая мышьяк и полоний-210. Но, несмотря на это, 68% британских граждан не смогли назвать хотя бы одно химическое вещество табачного дыма, кроме никотина и смолы, упомянутых на пачках сигарет. Даже когда им давали список ядов, чтобы выбрать из них, более двух пятых опрошенных людей не смогли указать ни одного. Кстати, именно полоний-210 убил бывшего российского агента Литвиненко. 69 из этих веществ являются канцерогенными. Результаты опроса были опубликованы в канун развертывания антитабачной кампании под названием «Дым – это Яд».
Влияние компонентов табачного дыма на органы и системы
Компоненты табачного дыма
Органы (системы) - мишени
Механизм действия
Последствия
Никотин
Сердечно-сосудистая система
1. Повышение тонуса сосудов 2. Увеличение частоты сердечных сокращений 3. Способствует тромбообразованию
Попадая в организм человека вместе с табачным дымом, ядовитое вещество проделывает длинный путь: от трахеи в альвеолы легких. Альвеолы представляют собой некий пузырек, через стенки которого осуществляется процесс газообмена. Это маленький, но крайне важный для нормального дыхания человека орган. Отсюда никотин начинает всасываться в кровь.
Если описать процесс всасывания никотина с временной точки зрения, можно сказать, что от момента первой затяжки и до поступления никотина в головной мозг проходит всего 8 секунд. Концентрация никотина в крови начинает снижаться далеко не сразу – только спустя полчаса. Все это время никотин перманентно вредит нашим почкам, легким и печени.
Это вещество наносит вред абсолютно всем органам, однако наиболее пагубное действие никотин оказывает на нашу нервную систему. Не менее вреден никотин и для сердечно-сосудистой системы: его постоянное присутствие в организме человека способствует развитию такого недуга, как атеросклероз сосудов, что, в свою очередь, приводит к различным болезням сердца.
Помимо этого, никотин является канцерогенным веществом, т. е. способствует развитию рака. Медиками уже давно доказано, что 80% людей, страдающих раком легких, – это курильщики. Эта тенденция прослеживается и при исследовании больных раком губы, раком трахеи и т. д.
Пожалуй, наиболее страшным для нашего организма последствием поступления в него никотина является мутация клеток. При этом некоторые виды мутации передаются по наследству, и изменить данный процесс просто невозможно.
1.3. Мотивы курения подростков.
Подражание членам компании, в которую подросток хочет быть принятым;
Стремление к взрослости – курение становится символом возрастающей самостоятельности, независимости, взрослости;
Один из способов самоутверждения для тех, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к его внешним знакам;
Любопытство – подростку просто интересно – «что курящие люди находят в табаке?»;
Стремление все в жизни испробовать – «Если другие могут это делать и им это нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?»;
Неосознанное подражание родителям – если курят родители, курение настолько входит в обиход семьи, что для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать.
Глава II. Практическая часть.
2.1. Анализ анкетирования.
В результате исследования, нами было установлено:
Число курящих школьников очень велика.
В большинстве семей курят родители.
Наблюдается резких рост числа курильщиков в старших классах.
Наиболее резкое приобщение к курению происходит в 8 классе.
Практически каждый старшеклассник пробовал курить.
Заключение.
Проблема табакокурения детей и подростков в настоящее время стоит достаточно остро. В ходе данного исследования можно убедиться в том, что, по сравнению с взрослыми, организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов, от действия табачных веществ его организм менее защищен.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12 – 15 лет они уже жалуются на одышку при физической нагрузке. Подростки, начиная курить и стремясь это скрыть от взрослых, быстро и глубоко затягиваются.
Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение и школьник не совместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Чем раньше дети, подростки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему. И в дальнейшем отказаться от курения будет трудно.
Табакокурение одна из самых актуальных проблем в среде учащихся. Так как влияние сверстников на несформировавшееся сознание очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Подрастающему поколению необходимо больше внимания, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, социальных педагогов, которым надо внимательнее наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.
Таким образом, из проведенной работы я сделала следующие выводы:
На основе литературных источников были изучены мотивационные аспекты табакокурения подростков, профилактические программы по борьбе с курением.
Проведение анализа профилактических занятий позволило выявить процент курящих подростков и влияние курения.
Цель работы выполнена удовлетворительно, курящие подростки осознали сложность проблемы и некоторые решили бросить курить. У некурящих подростков укрепилось в сознании отрицательное влияние курения на психическое развитие.
Я считаю существенным проведение акций и мероприятий в каждой школе, начиная с пятого класса. Возможно, тогда количество курящих подростков снизится. Меры по укреплению борьбы с курением должны проводиться непосредственно и самими родителями, так как это будет существенно дополнять данную профилактику.
“Я выбрал сам себе дорогу к свету и , презирая сигарету, не стану ни за что курить. Я Человек! Я должен жить!”
Источники использованной литературы:
Об ограничении курения табака: Федеральный закон РФ от 10 июля 2001 г.
Зубрицкий А. Надышавшемуся табачным дымом грозят расстройства обмена веществ: Предложение// Зеленый мир-2003.
Сафонов А. Сигарета вам не друг: Методика избавления от курения // Свет: природа и человек- 2001.
Углов Ф. Последствия курения // Воспитание школьников – 2002.
Гончар Д. Курить здоровью вредит -2002.
Ляшко Г.И. Курение или здоровье // Валеология – 2002.
Ситуация, связанная с курением табака в России. Пассивное курение. Лечение табачной зависимости: Материалы конференции, посвященной Всемирному Дню без табачного дыма. – 31 мая 2001. – М., 2001.
Смид Р. Групповая работа с детьми подростками: Пер. с анг. – М., 1999.
Хриптович В.А., Валитов М.А. Мотивационные аспекты курения // Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы международной научной конференции / Редколлегия Д.Г. Лин, Я.Л. Коломинский и др. – Гомель, 2001. – С.91-93.
Хриптович В.А. Проективная методика «Мое письмо курящему подростку» в психопрофилактической работе психолога. – Мн., 2001. – Ч.2. – С.187-192.