kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научно-исследовательский проект на тему "Влияние музыки на рост и развитие растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект на тему "Влияние музыки на рост и развитие растений"»

Введение


Актуальность работы заключается в том, что с каждым десятилетием в современном мире музыка становится быстрее и агрессивнее, появилось множество музыкальных направлений. А музыкальные звуки и ритмы обладают определенной силой воздействия на окружающую среду и живые организмы.

Роль растений в биосфере Земли огромна, благодаря их способности осуществлять биосинтез. Весьма существенна еще одна функция растений - индикаторная. Человек давно заметил, что среди растений есть такие, у которых хорошо развито «особое» чувство, т.е. растения чутко реагируют на изменения условий окружающей среды: давления, влажности, характера почв.

Растения – важнейший источник сырья и пищевых ресурсов и жизненно важного элемента – кислорода, без которого не могут существовать животные и человек. Именно растениям обязан живой мир нашей планеты своим становлением и жизнью. Благодаря растениям земной шар имеет кислородную атмосферу с тонким слоем озона, защищающего живые существа от губительного действия коротковолновых ультрафиолетовых лучей, идущих от Солнца.

Непреходящая ценность растений как постоянного источника нашей бодрости и вдохновения, эстетического наслаждения и красоты. Цветы растений всегда были символом любви и преклонения, они сопровождали человека на протяжении всей его жизни.

Казалось бы, люди уже хорошо изучили растения и представляют себе, как они растут и что требуют для своего развития, и вроде бы особых загадок тут уже нет... Но…

Велик и многообразен мир растений - от луговой травы до гигантской секвойи, достигающей в высоту 100-150 м. Человечество во все времена уделяло внимание растениям, заботясь о них, выращивая новые сорта цветов и деревьев. Относительно недавно люди стали изучать влияние музыки на растения.

Перед нами стоит проблема изучения положительного и разрушительного воздействия музыки на живые организмы.

Новизна работы в том, что в доступных источниках недостаточно информации о влиянии музыки на рост и развитие растении.

Цель нашей работы - в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.

Мы поставили следующие задачи:

1) Выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;

2) Провести лабораторное исследование по изучению воздействия музыки на рост и развитие фасоли стручковой;

3) Сделать выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.

4) Составить рекомендации по использованию музыки при выращивании растений с целью стимулирования их роста и развития.

Практическая значимость работы:

Наша жизнь плотно связана с музыкой и поэтому, важно знать, как она влияет на растения, как не погубить их. Результаты этой работы пригодятся в сельском хозяйстве (для лучшей урожайности и скорости роста), в промышленности и во всех случаях, где используются растения.

Возможность использования полученных результатов на уроках биологии, в теплицах школы, при озеленении кабинетов.

Гипотеза данной работы:

Классическая музыка положительно влияет на рост и развитие растений, а рок-музыка - отрицательно (или не влияет на рост и развитие).

Объект исследования: растение семейства бобовых – фасоль стручковая

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения.

Методы исследования: экспериментальный, статистический

визуализации.


1. Обзор литературы


В газете «Золотой век» автор статьи «Целебная сила музыки» [1] Г. Саго поднимает вопрос о том, какая музыка имеет целебную силу, а какая не имеет. На основе научных экспериментов и приводя в пример, случаи из жизни известных учёных, профессоров, врачей, автор затрагивает тему, которая до настоящего времени до конца не изучена, но уже есть доказательства, подтверждающие то, что музыка может быть не только благотворно влияющей, но и обладать разрушающей силой. Автор Шкляр Л. В. в книге «Музыкальное образование в школе» [2] говорит о том, что под воздействием громких звуков при длительном прослушивании такой музыки как рок, у человека нарушается сон и портится настроение. Есть опасность получить зависимость от такой музыки. Из книги Н. Ситниковой «Давайте слушать музыку» [3] автор повествует нам о песнях разных народов, причём говорит не только об их позитивном воздействии на человека, но и о том, что колыбельная песня обязательно должна исполняться на родном языке. Автор утверждает, что при слушании и пении таких песен исполнитель и слушатель наполняются спокойствием и умиротворением. В книге «Я познаю мир» [4] автор А. С. Клёнов рассматривает воздействие классической музыки на живые организмы. Эффект такой музыки, по словам автора книги, излечивающий, исцеляющий.

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: что существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного влияния на человека и на живые организмы.







2 Собственные исследования


2.1 Зеленые меломаны


Поэты и писатели гораздо раньше ученых подметили связь между птичьим пением и развитием растений. В сти­хотворении И. А. Бунина «Со­ловьи» читаем:

А из лощин, где распускались Во тьме цветы, и из садов Лились и в чащах отдавались Все громче песни соловьев.

В другом стихотворении «Весеннее» он вновь возвраща­ется к этой теме:

Налетят лесные птицы.

Зашумят грачи, а с ними — Зацветут, зазеленеют.

Оживут леса и рощи.

Поэт Николай Рыленков в стихотворении «Шумлив напор весенних вод» высказался по этому поводу еще более опре­деленно:

Чтоб зацвести, земля должна Услышать голос соловьиный.

Прозаики также отметили влияние звуков на рост расте­ний. Тончайший знаток рус­ской природы М. М. Пришвин в миниатюре «Лесной ручей» писал:

«…и чудится, будто тра­вы растут под музыку».

В древнем кахетинском пре­дании «Лоза и соловей» ска­зано:

«Однажды соловей с таким пылом свистел и зали­вался, что у лозы от страсти быстро стали расти ее зеленые усики».

Рассказывают, будто во время концертов арфистов, виолончелистов и скрипачей, проводившихся в Древнем Ри­ме в садах богатых патрици­ев, на глазах изумленных слу­шателей раскрывались бутоны роз…[5] Растение с момента его по­явления сопровождают самые разнообразные звуки, которые ему отнюдь не безразличны.






2.2 Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений


Первые научные опыты по влиянию звуков музыкальных инструментов на рост растений были поставлены в 1917 году индийским ученым Д. Босом. Он установил, что проигры­вание скрипичной музыки вы­зывает у растений довольно четко выраженную реакцию[6].

В 50-х годах появились ра­боты других индийских уче­ных о влиянии музыки на гидриллу, стыдливую мимозу, десмодиум, бальзамин и бар­хатцы. Было установлено, что звучание скрипки вызывает заметное ускорение движения цитоплазмы в клетках гидриллы — растения из семейства водокрасовых. Через несколь­ко минут после прекращения исполнения музыки скорость перемещения цитоплазмы вос­становилась до первоначаль­ной величины.

Из школьных учебников ботаники и общей
биологии известно, что движе­ние цитоплазмы имеет важное значение для перемещения веществ внутри клетки. Чем быстрее движутся вещества, тем интенсивнее протекает их обмен. Вместе с тем, чем интенсивнее обмен веществ, тем обычно быстрее растут растения. В связи с этим мож­но предположить, что факто­ры, благоприятствующие дви­жению цитоплазмы, способст­вуют и росту растений.

Опыты над стыдливой ми­мозой, проведенные индийски­ми исследователями, подтвер­ждают правильность этого предположения. Стыдливая мимоза — небольшое сорное растение тропических стран. Для нее характерна очень вы­сокая чувствительность к раз­личным раздражителям. Сто­ит слегка прикоснуться к ее сложному перистому листу, как небольшие листочки начи­нают быстро опускаться вниз. Растение как бы смущается от прикосновения. Вот почему эту мимозу назвали стыдли­вой.

Точно такую же реакцию вызывает у нее сотрясение почвы и приближение к листу горящей спички. Для этого растения индийские ученые ежедневно в течение 25 минут проигрывали на скрипке мело­дию старинной индийской пес­ни, славящей рассвет — «Ма­йю Мальвагула Рага». В ре­зультате опытные экземпляры в полтора раза обогнали в росте контрольные, которые не прослушивали музыки.

Американские исследовате­ли проводили опыты с кукуру­зой и соей. При круглосуточ­ном воздействии музыкой эти культуры дали всходы на несколько дней раньше. Опыт­ные растения по сравнению с особями, не обработанными музыкой, были более креп­кими.

В экспериментах, постав­ленных Дороти Ретолак (США), 10-дневные проростки выращивались в камерах фитотрона, где с помощью авто­матики поддерживались на строго определенном уровне освещенность, влажность и температура. В первых кон­трольных камерах соблюда­лась абсолютная тишина. Во вторых — звучала органная музыка Баха и индийские мелодии Рави Шанкара, в третьих — джазовая музыка ведущих американских.компо­зиторов, в четвертых — совре­менная классическая музыка, и в остальных непрерывно играли ударные инструменты. [7] Через три недели растения высушили и взвесили. Опыты показали, что в камерах, где проигрывались произведения Баха и индийская музыка, размер растений, их сухая масса оказались наибольшими по сравнению с другими вари­антами, причем подметили, что стебли тянулись к источ­нику звуков. А вот рок-музыка и непрерывное звучание бара­банов сдерживали рост расте­ний, их стебли отклонялись прочь от источника интен­сивных звуков.

Дело, разумеется, не в том, что одни растения «любят» фуги Баха и отрицательно относятся к поп-музыке. Ско­рее всего, они неодинаково реагируют на те или иные звуковые частоты, на интен­сивность звуков. В самом де­ле, установлено, что на расте­ния благотворно влияют звуки низкой частоты: рокот мор­ских волн и грома, журчание рек, гудение шмеля. Бананы, например, лучше растут, если им по несколько часов в тече­ние дня проигрывать музыку с преобладанием басовых нот. В опытах канадских ученых пшеница под влиянием басо­вой музыки дала в четыре раза больше боковых побегов по сравнению с той, которая росла в тишине. Высокие звуки оказались менее эффек­тивными, хотя также повыша­ли урожай. В то же время очень сильные звуки не только стимулируют рост растений, но, напротив, угнетают его: обработка ими декоративных культур замедляет их рост на 47 процентов. Когда шум до­стигал 100 децибел, некоторые растения даже увядали. Ре­зультаты этого опыта объяс­няют, почему рок-музыка от­рицательно сказывается на темпах роста[8].

В 1979 году американский исследователь Дан Карлсон разработал методику стимуля­ции роста растений, назван­ную им «Озвученный цветок». Она включала озвучивание растений и семян (музыка плюс высокочастотные сигна­лы 3—8 кГц) и внекорневую обработку раствором гиббереллина и микроэлементов. Следуя этой методике, уда­лось получить растение тома­та высотой 4,5 метра, на котором можно было насчи­тать 835 плодов, утроить уро­жаи дынного дерева (па­пайи), манго и цитрусовых. Так, на одном растении папайи выросло 135 больших плодов вместо обычных 30— 35. Бурным ростом реагирова­ли на озвучивание озимая пшеница и салат. Изучение химического состава озвучен­ных проростков пшеницы по­казало, что в них по срав­нению с контрольными содер­жится в 20 раз больше вита­мина А, в пять раз больше витаминов С и B, то есть именно тех соединений, кото­рые играют очень важную роль в обмене веществ живых организмов. В озвученной лю­церне и в семенах сои заметно возрастает содержание белка. Дан Карлсон организовал производство кассет с за­писью музыки, стимулирую­щей рост растений, поставил торговлю ими и питательными растворами на солидную ком­мерческую основу.








2.3 Строение растений и процессы, происходящие в них


Есть один неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?

Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации. У них происходит обмен веществ, который совершается особых активных белков-ферментов. А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков.[9]

Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.

Биофизики Романов С.Н., Мужеев Е.А., проводя исследования с растениями и модельные опыты с ферментами, установили связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций, происходящие в растительных клетках.[10]

Растения - главный первичный источник пищи и энергии для всех других форм жизни на Земле. У некоторых растений питание гетеротрофное (сапрофиты и паразиты). Известно около 350 тыс. видов ныне живущих растений, которые делятся на низшие и высшие растения.

Чтобы лучше понять механизм влияния музыки на различные виды растений, необходимо знание строения растений, разбираться в явлении фотосинтеза. В нашей работе мы будем исследовать только высшие растения, имеющие корень, стебель, лист и цветок.

Растения - одно из царств органического мира. Важнейшее отличие растений от других живых организмов - способность к автотрофному питанию, т.е. синтезу всех необходимых органических веществ из неорганических. При этом зеленые растения используют энергию солнечных лучей, т. е. осуществляют фотосинтез - процесс, в результате которого создается основная масса органического вещества биосферы и поддерживается газовый состав атмосферы. Растения- живые организмы. Они обладают всеми качествами живой материи, могут реагировать на свет, температурные изменения окружающего воздуха, они подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации, у них имеется электрическая активность клеток.

Лист- эта та «волшебная фабрика», где под воздействием солнечных лучей происходит превращение из неорганических веществ (воды, углекислого газа) в вещества органические. Помимо этого, лист дышит и испаряет воду. Листья могут превращаться в колючки (кактусы), усики (у гороха), ловчие аппараты. Лист - один из основных органов растения, занимающий боковое положение в побеге [11].

Далее необходимо более подробно остановиться на внутреннем строении листа. На листовой пластинке многих видов растений четко выражены жилки. В них находятся пучки с проводящей и механической тканью. На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и межклеточную щель между ними называют устьицем. Через устьице проходит газообмен и испаряется влага.

В основе биологического воздействия музыки на растения лежит резонансный механизм. Резонанс - это такое физическое явление, при котором резко возрастает амплитуда колебаний в какой-либо системе, если частота колебаний внешнего источника воздействия приближается к частоте собственных колебаний в системе.

Явление резонанса тесно связано с синхронизацией. Синхронизация- явление, при котором устанавливается такой режим колебаний, при котором частоты равны или кратны друг другу. Звуковой сигнал воспринимается резонирующими системами в растительных клетках и тканях, и амплитуда их колебаний их возрастает. В конечном итоге происходит возрастание интенсивности процессов, происходящих в клетках и тканях растения.

При музыкальном воздействии на растения наблюдаются эффекты и, очевидно, за счет явления резонанса. Этот факт не вызывает у ученых сомнений в его применимости. Таким образом, можно видеть последовательную связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций на основе резонанса, происходящего в растительных клетках. Но этот механизм, на мой взгляд, очень сложен, и должен найти свое подтверждение в новых исследованиях ученых. В дальнейшем я хочу на практике показать, как влияет музыка на растения.

2.4 Научные открытия и практическая польза


В 70-ые годы учеными из Шведского музыко-терапевтического общества установлено, что плазма клеток растительных организмов под воздействием музыки движется намного быстрее.

В США Дороти Ретеллек в 70-ые годы проведена целая серия экспериментов относительно влияния музыки на растения, в результате которых выявлены закономерности, связанные с дозами звукового воздействия на растения, а также с конкретными видами воздействующей музыки. Продолжительность прослушивания музыки имеет значение! Три подопытных группы растений содержались в одинаковых условиях, при этом первая группа не «озвучивалась» музыкой, вторая слушала музыку в течение 3 часов ежедневно, третья – в течение 8 часов ежедневно. В итоге растения из второй группы выросли значительно больше, чем растения первой, контрольной группы, а вот те растения, которые были вынуждены прослушивать музыку по восемь часов в сутки, погибли в течение двух недель с начала эксперимента. Фактически Дороти Ретеллек получила результат, аналогичный полученному ранее в ходе экспериментов для определения влияния «фонового» шума на фабричных рабочих, когда было установлено: если музыка играет постоянно, рабочие устают больше и работают менее продуктивно, чем, если бы музыки не было вовсе. Стиль музыки имеет значение! Прослушивание классической музыки приводит к увеличению урожайности, в то время как тяжёлый рок вызывает гибель растений. Спустя две недели после начала эксперимента растения, «слушавшие» классику, стали однородными по размеру, пышными, зелёными и активно цвели. Растения же, которым достался хард-рок, выросли чрезвычайно высокими и тонкими, не цвели, а вскоре и вовсе погибли. Удивительно, но растения, которые слушали классику, тянулись в сторону источника звука так же, как обычно тянутся к источнику света. Инструменты, которые звучат, имеют значение! Ещё один эксперимент заключался в том, что растениям включалась близкая по звучанию музыка, которую условно можно отнести к классической: для первой группы – органную музыку авторства Баха, для второй — северную индийскую классическую музыку в исполнении ситара (струнный инструмент) и табла (ударный). В обоих случаях растения наклонялись к источнику звука, но в динамику с северно-индийской классической музыкой наклон был гораздо более выраженным.

В Голландии получено подтверждение выводов Дороти Ретеллек относительно негативного влияния рок-музыки. Три расположенных рядом поля были засеяны семенами одного происхождения, а затем «озвучивались» соответственно классической, фольклорной и рок-музыкой. Через некоторое время на третьем поле растения либо поникли, либо пропали вовсе. Таким образом, влияние музыки на растения, интуитивно подозреваемое ранее, в настоящее время научно доказано. На основе научных данных и на волне интереса в продаже появились различные устройства, в большей или меньшей степени научные и призванные увеличить урожай и улучшить состояние растений.

Например, во Франции пользуются популярностью «суперурожайные» CD-диски с записями специально отобранных произведений классической музыки. В Америке включаются тематические аудиозаписи для целенаправленного воздействия на растения (увеличения размеров, повышения количества завязей и так далее), в Китае в теплицах давно устанавливают «звукочастотные генераторы», которые передают разные звуковые волны, способствующие активизации процессов фотосинтеза и стимулирующие рост растений с учётом «вкуса» конкретного сорта растения.

В настоящее время ученые большое внимание уделяют звуковой обработке семян с целью стимуляции роста ра­стений. Сотрудники универси­тета штата Каролина (США) обнаружили, что шум реак­тивного двигателя ускоряет прорастание семян сахарной свеклы и репы. Исследователи предположительно объяснили это способностью звука разру­шать внешнюю оболочку се­мян и активированием процес­сов жизнедеятельности.

Сотрудники кафедры лес­ных культур Сибирского тех­нологического института доби­лись стимуляции роста расте­ний с помощью обыкновенного автомобильного гудка. Низ­кий, около 100 герц, звук улучшал всхожесть семян, по­вышал морозоустойчивость растений, ускорял темпы их роста. Так реагировали на автомобильный гудок листвен­ницы сибирская и даурская, сосна обыкновенная, клен ясе­нелистный. Однако для каж­дого вида необходимо свое определенное время обработ­ки.

Сенсационным оказался тот факт, что и озвученная вода стимулирует рост растений. Однако результаты опытов по влиянию озвученной воды на растительные организмы нуж­даются в тщательной провер­ке, поскольку довольно трудно найти в природе «неозвучен­ную» воду: морской прибой, пение птиц, шум падающих камней, шелест листьев де­ревьев, наклонившихся над источником, — вот отнюдь не полный перечень факторов, «озвучивающих» воду в при­родной обстановке.

Не только высшие растения, но и дрожжевые клетки оказа­лись небезучастными к музы­ке. Акустическая обработка в течение не более получаса привела к тому, что актив­ность дрожжевых клеток за­метно повысилась, — об этом говорит тот факт, что время брожения сократилось на два часа. Хлеб из озвученного теста оказался более каче­ственным.

Звуковые сигналы могут быть использованы не только для усиления роста, но и для опыления растений в тепли­цах, где эта операция прово­дится вручную, путем встря­хивания каждой цветочной кисти. Эту довольно трудо­емкую работу надо проделы­вать ежедневно в течение все­го периода цветения. Амери­канские исследователи пред­ложили ее механизировать. В теплицах, где выращива­лись помидоры, были установ­лены мощные свистки, приво­димые в действие сжатым воздухом. Стоит включить та­кой свисток, как колебания воздуха приведут в движение тычинки, пыльники лопнут и пыльца попадет на рыльца пестиков.

Возможно, наступит время, когда над полями установят громкоговорители, которые будут исполнять «по заявкам» растений их «любимые» мело­дии. В ответ на эту заботу пшеница и свекла, кукуруза и подсолнечник дадут человеку дополнительные миллионы тонн ценной продукции.

Можно предположить, что пение птиц в природе, напри­мер трели жаворонка над по­лем, является своего рода стимулятором роста растений. В пользу этого предположе­ния свидетельствует то, что максимум пения птиц в сред­ней полосе совпадает с перио­дом наиболее интенсивного роста растений. Однако для окончательного решения этого вопроса необходимы строго научные опыты.















2.5 Лабораторное исследование воздействия музыки на растение семейства бобовых фасоль стручковый

Цель исследования: изучение влияния звуков музыки на рост и развитие растений.

Задачи исследования:

1. Изучить влияние различных музыкальных мелодии на жизнидеятельность растении.

2.Провести исследования практического характера для получения информации по вопросу влияние различных мелодии на растения.

3. Сравнить результаты наблюдений.

4.Используя теоретический и практический материалы, сделать выводы о влиянии различных мелодии на растения (на примере фасоли стручковой).

Объект исследования: растение из семейства бобовых – фасоль стручковая .

Предмет исследования: воздействие различных ритмов музыки на развитие растения.

Методы исследования:

  • экспериментальный;

  • статистический;

  • визуализации.

Ход исследования.

Для лабораторного исследования использовались три абсолютно одинаковых семени фасоли стручковой семейства бобовых, выращенных после шестидневного окутывания во влажной среде. Семена фасоли имели одинаковые всходы и были посажены в три одинаковых горшка, и в течение 26 дней за ними осуществлялся уход с соблюдением всех агротехнических приемов и условий исследования. При выращивании фасоли в двух из трех горшков использовалось музыкальное сопровождение. Записи условно разделены были на 2 группы:

  • рок–музыка,

  • классическая музыка.

По условиям исследования растения в горшках ежедневно ставили в пустой аквариум с закрытыми стеклянными стенками на 2 часа и создавали музыкальный фон согласно условиям данного исследования.

Условия проведения эксперимента

Виды растения- фасоль стручковая(phaseolus struchkhovau).

Полифония телефона

1.Громкость звучания мелодии -70-80Дц

2.Диапозон частоты звуковой волны:

А) классика Mozart, Shubert -3000-4000Гц;

Б) рок Rasmmstein-600-750 Гц.

Частота эксперимента обеспечивалась относительным постоянством таких абиотических факторов, как :давление, температура, продолжительность светового дня, влажность.

Воздействие звуками музыки проводилось ежедневно на протяжении 20 дней эксперимента в течении 30 минут утром и в течении 1 часа с 19:00 до 20:00 ч. вечером.

На основании результатов опыта и дневника наблюдения мною сделаны таблицы и диаграммы, отражающие результаты опыта, и составлен фоторяд, подтверждающий эксперимент.


Таблица 4.1 Показатели температуры и атмосферного давления

Дни

1

8

10

12

15

18

19

22

Температура

24

24,5

23,5

23

23

24

24

24,5

давление

763

765

774

771

770

766

763

768


За время проведения эксперимента колебания температуры составляли 1,5 градуса С, разница в давлении составляла 11 мм.рт.ст.

Давление колебалось от 763 до 774 мм, влажность воздуха была 71-82%

Температура воздуха 23-24,5 градуса

Продолжительность эксперимента 26 дней

Видно, что произросли растения практически в одно время.

Данные показывают, что с седьмого по одиннадцатый день, быстрее всех начало прорастать контрольное растение, средний темп роста имело растение «слушающее» классику, а «слушающее» рок отставало в развитии. Наибольший скачок в росте произошел у растения, на которое производилось воздействием звуками классических мелодий и в итоге оно самое высокое- 22 см, контрольное – 16 см, и на которое производилось воздействие звуками рока, низкорослое-11 см (Приложение 1,2).

Самая широкая листовая пластинка у контрольных растений, а самая большая площадь листовой пластинки у растений находящихся под воздействием звуков классики (Приложение 3,4).

Данные фоторяда отражают длину междоузлий. Наибольшая длина у растения ,на которое воздействовали звуками классики-4 сантиметра. По 2,5 сантиметра у контрольного растения и растения, на которое воздействовали звуками рока (Приложение 5).

Средние показатели длины корневой системы экспериментальных растений показали, что корневая система наиболее развита у растения,на которое воздействовали звуками классики-23 сантиметра. У контрольного растения-10 см, а на которое воздействовали звуками рока-7 см (Приложение 6).

Выводы и рекомендации:

Влияние звуков классической музыки:

-увеличивает рост растений за счет усиления метаболизма(ферментных реакций), дыхания, что подтверждается длинной корневой системы, длиной междоузлий, корреляцией листьев .

-растение не наклоняется в сторону источника звука, а тянется к солнцу.

Влияние звуков рок-музыки на растения:

-отстает в росте, что подтверждается длинной корневой системы, длинной междоузлий, корреляций листьев

-ослабевает корневая система и вообще, низкочастотная музыка(в частности, рок-музыка) ухудшает рост в целом.

Таким образом, на основе полученных мною данных можно утверждать,что воздействием звуков музыки на культурные растения можно ускорить рост,а следовательно и развитие растения. Считаю, что действием музыки можно ускорить сроки плодоношения, которое приведет к увеличению урожайности.

Хотела бы рекомендовать использовать классические мелодии для выращивания культурных растений.






















Заключение

В процессе изучения литературы были установлены точки зрения авторов по поводу воздействия музыки: существует разрушающая музыка, которая отрицательно действует на человека и на живые организмы, и музыка, обладающая силой положительного воздействия на человека и на живые организмы.

Музыка, в которой звуки, ритм и музыкальный рисунок подчинены законам гармонии, оказывает благотворное воздействие на здоровье и духовное развитие человека. Особенно музыка Моцарта положительно воздействует не только на людей, но и на другие живые организмы. А рок – музыка действует разрушительно на все живые организмы. Таким образом, музыка может из друга превратиться во врага.

Классическая музыка прошлого и настоящего времени всегда будет актуальна и ценима человечеством во все времена, поскольку она пронизана положительным энергетическим потенциалом, приносит слушателю радость. А рок – музыка и сверхгромкие звуки действуют разрушительно на все живые организмы.

Лабораторные исследования показали, что классическая музыка положительно действует на растение, способствуя его росту и развитию. Рок – музыка действует на растение негативно.

Результаты дали возможность не предполагать, а утверждать, что музыка классическая благоприятно воздействует на рост и развитие растений, а рок– музыка угнетает или ослабляет данные процессы.

Таким образом, наша гипотеза о воздействии музыки на растения как на живые организмы подтвердилась – музыка воздействует на рост и развитие растений.





Список использованной литературы

1. Саго Г. Целебная сила музыки. Золотой век №3, 2008г -56с.

2. . Шкляр Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: АСАДЕМА, 2001г -69с

3. Ситникова Н. От песни до симфонии или Давайте слушать музыку О мордовской музыке - Саранск Мордовское книжное издательство, 1989г.- 224с.

4. . Я познаю мир: детская энцикл.: Музыка Сост. А.С.Кленов; Под ред. О.Г.Хинн. - М. : АСТ, 1999. - 456с..

5. Лисовская Т.Ф. Влияние музыки на организм человека [Электронный ресурс]-105с.

6 Филинкова В. Влияние музыки на живые организмы - 25 с

7. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцaртa Пер. с aнгл. Л. М. Щукин."Попурри", 1999г - 320с.

9. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие. // М., 1983г -56с.

10. Брыкова Т. В. Проектная деятельность в учебном процессе. // М.: Чистые пруды, 2006 -35с.

11. Алиева Ю. Б. Музыка. 7-8 классы. // М., 1993г 85с.










13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Научно-исследовательский проект на тему "Влияние музыки на рост и развитие растений"

Автор: Бегалинов Мубарак Баянович

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 418002


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства