«Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»
«Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в образовании. переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гормоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность, как идля общества, так и для каждого индивида. Актуализирующаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»»
Волгоградская государственная академия повышения
квалификации и переподготовки работников образования
ИТОГОВАЯ РАБОТА
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ
«Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»
Выполнила:
учитель высшей категории
Галицина Диана Витальевна
МОУ СШ № 84
Центрального района
г. Волгограда,
учитель биологии
Руководитель:
Саламе И.Б
зам. директора по УВР
МОУ СШ № 84
Центрального района
г. Волгограда
ВВЕДЕНИЕ.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала - здоровья. Здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида. Данное положение закреплено во всех основополагающих документах системы образования: законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Доктрине развития образования в РФ до 2025 г. Актуализирующаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.
1. Предпосылки и основания моделирования системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности.
Образовательная система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка.
Цель образования - развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, формирование ценностного отношения к своему здоровью, интегрированной в систему национальной культуры и способной успешно адаптироваться в современном мире для своей и Отечества пользы.
Задачи:
создание условий для профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации;
оказание помощи ребенку для преодоления трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
развитие интеллекта на основе элементов развивающего обучения;
формирование потребности в творческой деятельности;
развитие художественно-эстетических способностей;
воспитание общительности, умения ребенка сотрудничать с детьми в классном коллективе, формирование навыков общей культуры, ценностного отношения к своему здоровью;
приобщение к национальным традициям;
формирование жизненно-важных трудовых навыков;
внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся, укрепление здоровья детей;
развитие эмоционально-чувственной сферы;
организация работы по коррекции недостатков психофизического развития детей.
Задачи здоровьесбережения должны быть тесно вплетены в программы действий педколлектива и оставаться наиболее актуальными.
Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придаётся охране психического здоровья детей и подростков.
создание благоприятного психологического климата в учебном процессе
применение личностно значимых способов учебной работы
индивидуальных заданий разных типов и уровней
индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка , повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе.
Индивидуальный подход к обучению школьников выделяется как наиболее значимая форма сохранения психического здоровья.
Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться
индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки
определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований ит.д.
Программами школы должна быть предусмотрена деятельность по различным направлениям при сохранении ведущей роли здоровьесбережения. Программа развития должна имеет раздел - внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Цель - обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
Задачи
Условия решения поставленных задач
Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся.
разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.
разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.
валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.
сотрудничество школы и медицинских
учреждений
учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся.
5. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения.
Мониторинг
динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников.
апробация системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.
организация мониторинга состояния здоровья школьников.
Внедрение
технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе.
разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).
пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.
Применение технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей
создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.
формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.
профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)
Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе предпрофильной подготовки.
изучение потребностей учащихся и запросов их семей для определения профилей обучения.
разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.
организация психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене.
применение пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки.
проведение профориентационной работы с составлением рекомендаций каждому ученику по профессиональному самоопределению с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.
Для реализации запланированных действий должны применяться следующие методы и технологии:
личностно-ориентированного образования;
педагогика сотрудничества;
игровые технологии;
групповые технологии;
проблемное обучение;
информационно - коммуникационные технологии обучения;
метод проектов;
здоровьесберегающие технологии:
система медико-психолого-педагогических мероприятийпо оптимизации образовательного процесса с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности учащихся;
технологии психолого-педагогической поддержки личностного развитияшкольников с целью совершенствования их социально-личностной жизнеспособности.
Управление школой должно осуществляться на основе сотрудничества, инициативы и творчества.
Управление характеризуется:
наличием внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения;
наличием системы анализа (оперативного, тематического и итогового);
участием педагогов в коллективном целеполагании;
участием членов коллектива в планировании работы;
нацеленностью системы контроля на конечные результаты;
обеспечением оперативности воздействий на деятельность школы со стороны общественных органов соуправления в связи с изменением внешней и внутренней среды;
организация социологических исследований: изучение мотивации поведения, удовлетворенностей, ценностей и социальных ориентаций, общественного мнения, положения личности в коллективе.
Система методической работы обеспечивает взаимодействие всех членов пед.коллектива, способствует формированию индивидуального опыта учителей и их саморазвитию. Здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата в школьных коллективах и в семье, психологической культуры педагогического коллектива образовательного учреждения.
Показателями эффективности развивающей среды является полноценное развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность. Образовательная среда складывается во взаимодействии инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных образовательных средств и т.д., а самое главное - требует нового качества взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами.
2. Концептуальный проект системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения.
Базовые ценности образовательной системы школы должны определяться исходя из основной идеи обеспечения условий для здоровьесбережения. Работа должна быть направлена на организацию целенаправленной системной деятельности школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.
Основное средство - организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.
Моделирование системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы должно основываться на определении новых приоритетов по нескольким причинам:
на основе анализа деятельности школы следует сделать вывод об успешности формирования у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня. Школа должна обеспечивает психофизиологически безопасную школьную среду, проводить обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска;
наблюдается отсутствие положительной динамики улучшения здоровья учащихся.
В соответствии с современными изменившимися приоритетами следует скорректировать миссию школы:
организация образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующего оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения, создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.
Необходимо осуществить переход к здоровьеформирующему образованию – дополнениетрадиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников.
Здоровьеформирующее образование = здоровьесберегающее образование + обучение навыкам «быть счастливым» = компетенция здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.
Цель здоровьеформирующего образования:
формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностной;
развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;
формирование у подростков динамической смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».
Результат здоровьеформирующего образования- формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.
Таким образом, новое качество системы образования основная идея, цель - овладение компетенцией здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.
3. Проектирование процессов внутри системы, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.
Цель – смоделировать систему управления развитием здоровьесберегающей деятельности для перехода образовательно учреждения к здоровьеформирующей деятельности.
Гипотеза:проектирование здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:
его модель, основанная на результатах комплексного мониторинга здоровья детей и экспертизы здоровьесберегающего потенциала и возможностей школы отражает единое пространство проектирования здоровьесберегающей деятельности;
в основу проектирования положена идея интеграции образовательной, здоровьесберегающей и развивающей деятельности школы в единый функциональный комплекс;
осуществление единого планирования учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности; разработки вариантов расписания занятий с включением оздоровительных мероприятий, интегральных курсов, поведенческих программ; включения информации об укреплении здоровья в учебные программы и в содержание внеурочной учебно-воспитательной деятельности.
На проектировочном этапе работы необходимо комплексное изучение состояния организации здоровьесберегающей деятельности в школе. Основными объектами анализа являются:
состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, здоровьесберегающий потенциал;
образ жизни школьников, оказывающий влияние на их здоровье;
режим труда и отдыха учащихся;
уровень их тревожности;
отношение учащихся к здоровью («индекс отношения к здоровью», по методике С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина);
культура здоровья педагогов и её значение для формирования здорового образа жизни учащихся.
При разработке модели проектирования здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении необходимо определить логику и смысл предстоящих изменений.
Целевой блок
Цели и задачи
сохранение и укрепление здоровья участников УВП
повышение оздоровительного потенциала школы
разработка системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности
разработка структурно-функциональной схемы управления
разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогов
разработка коммуникационных связей между УВП и оздоровительным процессом.
Принципы проектирования
реализуемость
соответствие требованиям
установление ценностных ориентаций
регионализация
конструктивная целостность
социальная преемственность.
Функции
профилактическая
укрепление здоровья
диагностическая
просветительская
коррекционно-реабилитационная.
Содержательный блок
Этапы проектирования
информационно-аналитический
целеполагание
моделирования
программирования
целеосуществления
контрольно-коррекционный.
Технология проектирования
анализ: состояния здоровья, образа жизни учеников, здоровьесберегающего потенциала ОУ, состояния здоровья учителей и их отношения к здоровью
выявление основных проблем
определение цели
постановка задач
определение основных направлений деятельности
разработка структуры и содержания проекта
определение мероприятий
выбор целевых групп
определение исполнителей
выбор сроков мероприятий
создание условий: материально-технических, информационных, правовых
реализация мероприятий
мониторинг процесса и результатов
сравнительный анализ результатов
корректировка программ.
Содержание деятельности
изменение режима работы школы.
единый план воспитательной и оздоровительной работы.
единое скоординированное расписание.
организация медико-психологической службы.
параллельные и интегрированные курсы.
смена видов деятельности.
контроль за нормами домашних заданий
технология дифференциации физкультурного образования.
увеличение количества спортивных секций.
динамические паузы
организация занятий в группах лечебной физкультуры
реализация поведенческих программ
моральное и материальное стимулирование ЗОЖ
реализация программы «Здоровье»
введение курса «Психология общения»
тематические выпуски газеты
консультации, собрания для родителей
семинары и обучающие занятия для педагогов
оздоровительные занятия для учителей
поиск или разработка программного обеспечения
определение критериально- измерительного инструментария
обсуждение результатов на педагогических советах.
Деятельностный блок
Субьекты процесса здоровьесбережения
учащиеся
учителя
родители
другие участники УВП.
Направления деятельности.
рациональная организация учебного процесса
физкультурно-оздоровительная работа
формирование ценности здоровья
работа с педагогами и родителями
мониторинг здоровьесбережения.
Условия эффективной реализации.
интеграция образовательного и оздоровительного процессов
взаимопроникновение.
взаимодействие
координация
мониторинг хода и реализации
повышение профессионально-педагогической компетентности учителей по вопросам ЗОЖ
вовлечение в валеологическую деятельность учеников, родителей и учителей.
Результативный блок
Структуры управления проектом.
администрация
сектор мониторинга и диагностики
медико-психологическая служба
сектор физкультурного образования и двигательной активности
сектор профилактики вредных привычек.
Критерии эффективности реализации.
положительная динамика здоровья
увеличение количества детей регулярно занимающихся физическими упражнениями
отказ от вредных привычек
успешность в учебной и внеклассной деятельности
ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ
повышение здоровьесберегающего потенциала школы
повышение квалификации работников по вопросам укрепления здоровья.
Необходимым условием обеспечения эффективности здоровьеформирующего проекта является интеграция образовательной, здоровьесберегающей и развивающей деятельности школы. Выделяются следующие уровни интеграции в деятельности по здоровьесбережению:
координации (согласованности)
взаимодействия
взаимопроникновения.
Основными формами и средствами интеграции деятельности являются:
составление скоординированного расписания занятий
организация служб здоровьесбережения
введение параллельных и интегрированных курсов
усиление межпредметных связей.
Предполагаемые изменения в системе управления.
Для управления реализацией программы развития здоровьесберегающей деятельности школы необходимо вместе с действующей структурой управления функционированием создать специальную целевую структуру управления развитием. Эта целевая структура призвана:
организовывать выполнение мероприятий программы;
контролировать ход выполнения;
анализировать состояние работ по программе;
вырабатывать решения, не требующие изменения ключевых параметров программы;
готовить решения для утверждения их директором школы;
оценивать результаты;
давать отчёт о ходе работ по программе.
создать новую систему управления - соуправление. (взаимодействие носит субъектно-субъектный характер).
Общее руководство реализацией программы в целевой структуре осуществляет СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЫ, возглавляемый директором. Каждой подпрограммой руководит соответствующий целевой руководитель (координатор), который самостоятельно принимает решения, если они не затрагивают связей с другими подпрограммами. При создании структуры управления развитием школы создать условия, благоприятствующие горизонтальной координации связей между рабочими группами проектов и внутри рабочих групп. Разработать условия и порядок мотивации инновационной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Разработанная модель педагогического проектирования развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении отражает логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса, представляет собой систему целевого, содержательного, деятельностного и результативного блоков.
Разработка программного обеспечения мониторинга здоровьесберегающей деятельности даст возможность анализировать здоровье школьников, хранить данные обследования, работать с базой данных, экспортировать и анализировать данные в динамике, что послужит основой для создания единого информационного пространства школы по физическому здоровью учащихся.
Эффективность реализации здоровьесберегающего проекта обеспечивается:
при наличии коммуникативных связей между различными сторонами учебно-воспитательного процесса;
интеграцией здоровьесберегающего процесса с образовательным в единый функциональный комплекс;
личностно значимым включением педагогов, учащихся и родителей в здоровьесберегающую деятельность;
наличием тщательно разработанной программы реализации проекта;
мониторингом и учётом факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье учащихся;
научно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением.
Построенная модель системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы даёт возможность надеяться, что внедрение педагогического проекта окажется эффективным.
Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.
ЛИТЕРАТУРА.
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Ю.В. Науменко. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
Здоровьесберегательные технологии в образовательном процессе /авт.-сост.С.А.Цабыбин.-Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2009.- 172 с.
Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Мир, 2006.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.
Науменко Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ. Волгоград 2005.
Пигалев А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 464 с.
Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000, № 1(21). – С. 12–30.
Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.
Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сенькина. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 96 с.
Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.