kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в образовании. переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гормоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала-здоровья. Здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность, как идля общества, так и для каждого индивида. Актуализирующаяся общественная потребность заключается в новой  организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»»


Волгоградская государственная академия повышения

квалификации и переподготовки работников образования









ИТОГОВАЯ РАБОТА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ



«Модель биологического образования в системе управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы.»






Выполнила:

учитель высшей категории

Галицина Диана Витальевна

МОУ СШ № 84

Центрального района

г. Волгограда,

учитель биологии


Руководитель:

Саламе И.Б

зам. директора по УВР

МОУ СШ № 84

Центрального района

г. Волгограда








ВВЕДЕНИЕ.


Социально-экономические изменения во всех сферах жизни нашей страны привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Переход к личностной парадигме образования утвердил приоритет личностного развития во всех образовательных процессах. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и её главного потенциала - здоровья. Здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность, как для общества, так и для каждого индивида. Данное положение закреплено во всех основополагающих документах системы образования: законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Доктрине развития образования в РФ до 2025 г. Актуализирующаяся общественная потребность заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения.

1. Предпосылки и основания моделирования системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности.


Образовательная система - это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка.

Цель образования - развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, формирование ценностного отношения к своему здоровью, интегрированной в систему национальной культуры и способной успешно адаптироваться в современном мире для своей и Отечества пользы.

Задачи:

  • создание условий для профилактики школьной неуспеваемости и дезадаптации;

  • оказание помощи ребенку для преодоления трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;

  • развитие интеллекта на основе элементов развивающего обучения;

  • формирование потребности в творческой деятельности;

  • развитие художественно-эстетических способностей;

  • воспитание общительности, умения ребенка сотрудничать с детьми в классном коллективе, формирование навыков общей культуры, ценностного отношения к своему здоровью;

  • приобщение к национальным традициям;

  • формирование жизненно-важных трудовых навыков;

  • внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся, укрепление здоровья детей;

  • развитие эмоционально-чувственной сферы;

  • организация работы по коррекции недостатков психофизического развития детей.


Задачи здоровьесбережения должны быть тесно вплетены в программы действий педколлектива и оставаться наиболее актуальными.


Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников. Важное значение придаётся охране психического здоровья детей и подростков.

  • создание благоприятного психологического климата в учебном процессе

  • применение личностно значимых способов учебной работы

  • индивидуальных заданий разных типов и уровней

  • индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребёнка , повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе.

Индивидуальный подход к обучению школьников выделяется как наиболее значимая форма сохранения психического здоровья.

Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться

  • индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки

  • определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований ит.д.

Программами школы должна быть предусмотрена деятельность по различным направлениям при сохранении ведущей роли здоровьесбережения. Программа развития должна имеет раздел - внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Цель - обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.



Задачи










Условия решения поставленных задач




Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся.


  • разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

  • разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально-типологическом подходе.

  • валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.

  • сотрудничество школы и медицинских

учреждений





  • учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся.

5. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения.


Мониторинг

динамики психофизического развития учащихся и условий для сохранения и развития здоровья школьников.


  • апробация системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

  • организация мониторинга состояния здоровья школьников.





Внедрение

технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе.


  • разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

  • пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов.



Применение технологий медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.













  • обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей

  • создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

  • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию.

  • профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)












Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе предпрофильной подготовки.


  • изучение потребностей учащихся и запросов их семей для определения профилей обучения.

  • разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.

  • организация психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене.

  • применение пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки.

  • проведение профориентационной работы с составлением рекомендаций каждому ученику по профессиональному самоопределению с учётом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика.



Для реализации запланированных действий должны применяться следующие методы и технологии:

  • личностно-ориентированного образования;

  • педагогика сотрудничества;

  • игровые технологии;

  • групповые технологии;

  • проблемное обучение;

  • информационно - коммуникационные технологии обучения;

  • метод проектов;

  • здоровьесберегающие технологии:


  1. система медико-психолого-педагогических мероприятий по оптимизации образовательного процесса с целью совершенствования психофизиологической жизнеспособности учащихся;

  2. технологии психолого-педагогической поддержки личностного развития школьников с целью совершенствования их социально-личностной жизнеспособности.

Управление школой должно осуществляться на основе сотрудничества, инициативы и творчества.

Управление характеризуется:

  • наличием внутришкольной информации по конечным результатам и условиям их достижения;

  • наличием системы анализа (оперативного, тематического и итогового);

  • участием педагогов в коллективном целеполагании;

  • участием членов коллектива в планировании работы;

  • нацеленностью системы контроля на конечные результаты;

  • обеспечением оперативности воздействий на деятельность школы со стороны общественных органов соуправления в связи с изменением внешней и внутренней среды;

  • организация социологических исследований: изучение мотивации поведения, удовлетворенностей, ценностей и социальных ориентаций, общественного мнения, положения личности в коллективе.


Система методической работы обеспечивает взаимодействие всех членов пед.коллектива, способствует формированию индивидуального опыта учителей и их саморазвитию. Здоровье подрастающего поколения существенно зависит от психологического климата в школьных коллективах и в семье, психологической культуры педагогического коллектива образовательного учреждения.

Показателями эффективности развивающей среды является полноценное развитие способностей, свойственных данному возрасту, и формирование побуждающих к деятельности мотивов, обеспечивающих инициативу ребенка, его собственную активность. Образовательная среда складывается во взаимодействии инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, высокотехнологичных образовательных средств и т.д., а самое главное - требует нового качества взаимоотношений, диалогического общения между детьми, их родителями и педагогами.

2. Концептуальный проект системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности в условиях образовательного учреждения.


Базовые ценности образовательной системы школы должны определяться исходя из основной идеи обеспечения условий для здоровьесбережения. Работа должна быть направлена на организацию целенаправленной системной деятельности школы по применению в практике образования различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных школьных факторов риска нарушения здоровья.

Основное средство - организационно-педагогические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные и информационно-просветительские мероприятия.

Моделирование системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы должно основываться на определении новых приоритетов по нескольким причинам:

  • на основе анализа деятельности школы следует сделать вывод об успешности формирования у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения базового уровня. Школа должна обеспечивает психофизиологически безопасную школьную среду, проводить обучение навыкам сохранения здоровья в ситуациях риска;

  • наблюдается отсутствие положительной динамики улучшения здоровья учащихся.

В соответствии с современными изменившимися приоритетами следует скорректировать миссию школы:

организация образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующего оптимальные условия физического и психического развития подрастающего поколения, создание условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, посредством индивидуализации образовательного процесса и внедрения новых образовательных технологий.

Необходимо осуществить переход к здоровьеформирующему образованию – дополнение традиционной здоровьесберегающей деятельности школы социально-психологическими технологиями поддержки личностного развития школьников.

Здоровьеформирующее образование = здоровьесберегающее образование + обучение навыкам «быть счастливым» = компетенция здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.

Цель здоровьеформирующего образования:

  • формирование жизнеспособности как системного качества с доминированием социально-личностной;

  • развитие личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» до ресурсно-прагматического уровня;

  • формирование у подростков динамической смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».

Результат здоровьеформирующего образования - формирование у школьников компетенции здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.

Таким образом, новое качество системы образования основная идея, цель - овладение компетенцией здоровьеформирующего поведения творчески-преобразующего уровня.

3. Проектирование процессов внутри системы, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в школе.

Цель – смоделировать систему управления развитием здоровьесберегающей деятельности для перехода образовательно учреждения к здоровьеформирующей деятельности.

Гипотеза: проектирование здоровьеформирующей деятельности в общеобразовательном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса, если:

  • его модель, основанная на результатах комплексного мониторинга здоровья детей и экспертизы здоровьесберегающего потенциала и возможностей школы отражает единое пространство проектирования здоровьесберегающей деятельности;

  • в основу проектирования положена идея интеграции образовательной, здоровьесберегающей и развивающей деятельности школы в единый функциональный комплекс;

  • осуществление единого планирования учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности; разработки вариантов расписания занятий с включением оздоровительных мероприятий, интегральных курсов, поведенческих программ; включения информации об укреплении здоровья в учебные программы и в содержание внеурочной учебно-воспитательной деятельности.

На проектировочном этапе работы необходимо комплексное изучение состояния организации здоровьесберегающей деятельности в школе. Основными объектами анализа являются:

  • состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, здоровьесберегающий потенциал;

  • образ жизни школьников, оказывающий влияние на их здоровье;

  • режим труда и отдыха учащихся;

  • уровень их тревожности;

  • отношение учащихся к здоровью («индекс отношения к здоровью», по методике С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина);

  • культура здоровья педагогов и её значение для формирования здорового образа жизни учащихся.

При разработке модели проектирования здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении необходимо определить логику и смысл предстоящих изменений.

Целевой блок

Цели и задачи

  • сохранение и укрепление здоровья участников УВП

  • повышение оздоровительного потенциала школы

  • разработка системы мониторинга здоровьесберегающей деятельности

  • разработка структурно-функциональной схемы управления

  • разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогов

  • разработка коммуникационных связей между УВП и оздоровительным процессом.

Принципы проектирования

  • реализуемость

  • соответствие требованиям

  • установление ценностных ориентаций

  • регионализация

  • конструктивная целостность

  • социальная преемственность.


Функции

  • профилактическая

  • укрепление здоровья

  • диагностическая

  • просветительская

  • коррекционно-реабилитационная.


Содержательный блок

Этапы проектирования

  • информационно-аналитический

  • целеполагание

  • моделирования

  • программирования

  • целеосуществления

  • контрольно-коррекционный.


Технология проектирования

  • анализ: состояния здоровья, образа жизни учеников, здоровьесберегающего потенциала ОУ, состояния здоровья учителей и их отношения к здоровью

  • выявление основных проблем

  • определение цели

  • постановка задач

  • определение основных направлений деятельности

  • разработка структуры и содержания проекта

  • определение мероприятий

  • выбор целевых групп

  • определение исполнителей

  • выбор сроков мероприятий

  • создание условий: материально-технических, информационных, правовых

  • реализация мероприятий

  • мониторинг процесса и результатов

  • сравнительный анализ результатов

  • корректировка программ.


Содержание деятельности

  • изменение режима работы школы.

  • единый план воспитательной и оздоровительной работы.

  • единое скоординированное расписание.

  • организация медико-психологической службы.

  • параллельные и интегрированные курсы.

  • смена видов деятельности.

  • контроль за нормами домашних заданий

  • технология дифференциации физкультурного образования.

  • увеличение количества спортивных секций.

  • динамические паузы


  • организация занятий в группах лечебной физкультуры

  • реализация поведенческих программ

  • моральное и материальное стимулирование ЗОЖ

  • реализация программы «Здоровье»

  • введение курса «Психология общения»

  • тематические выпуски газеты

  • консультации, собрания для родителей

  • семинары и обучающие занятия для педагогов

  • оздоровительные занятия для учителей

  • поиск или разработка программного обеспечения

  • определение критериально- измерительного инструментария

  • обсуждение результатов на педагогических советах.


Деятельностный блок

Субьекты процесса здоровьесбережения

  • учащиеся

  • учителя

  • родители

  • другие участники УВП.


Направления деятельности.

  • рациональная организация учебного процесса

  • физкультурно-оздоровительная работа

  • формирование ценности здоровья

  • работа с педагогами и родителями

  • мониторинг здоровьесбережения.


Условия эффективной реализации.

  • интеграция образовательного и оздоровительного процессов

  • взаимопроникновение.

  • взаимодействие

  • координация

  • мониторинг хода и реализации

  • повышение профессионально-педагогической компетентности учителей по вопросам ЗОЖ

  • вовлечение в валеологическую деятельность учеников, родителей и учителей.


Результативный блок

Структуры управления проектом.

  • администрация

  • сектор мониторинга и диагностики

  • медико-психологическая служба

  • сектор физкультурного образования и двигательной активности

  • сектор профилактики вредных привычек.



Критерии эффективности реализации.

  • положительная динамика здоровья

  • увеличение количества детей регулярно занимающихся физическими упражнениями

  • отказ от вредных привычек

  • успешность в учебной и внеклассной деятельности

  • ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ

  • повышение здоровьесберегающего потенциала школы

  • повышение квалификации работников по вопросам укрепления здоровья.


Необходимым условием обеспечения эффективности здоровьеформирующего проекта является интеграция образовательной, здоровьесберегающей и развивающей деятельности школы. Выделяются следующие уровни интеграции в деятельности по здоровьесбережению:

  • координации (согласованности)

  • взаимодействия

  • взаимопроникновения.

Основными формами и средствами интеграции деятельности являются:

  • составление скоординированного расписания занятий

  • организация служб здоровьесбережения

  • введение параллельных и ин­тегрированных курсов

  • усиление межпредметных связей.

Предполагаемые изменения в системе управления.

Для управления реализацией программы развития здоровьесберегающей деятельности школы необходимо вместе с действующей структурой управления функционированием создать специальную целевую структуру управления развитием. Эта целевая структура призвана:

  • организовывать выполнение мероприятий программы;

  • контролировать ход выполнения;

  • анализировать состояние работ по программе;

  • вырабатывать решения, не требующие изменения ключевых параметров программы;

  • готовить решения для утверждения их директором школы;

  • оценивать результаты;

  • давать отчёт о ходе работ по программе.

  • создать новую систему управления - соуправление. (взаимодействие носит субъектно-субъектный характер).

Общее руководство реализацией программы в целевой структуре осуществляет СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ШКОЛЫ, возглавляемый директором. Каждой подпрограммой руководит соответствующий целевой руководитель (координатор), который самостоятельно принимает решения, если они не затрагивают связей с другими подпрограммами. При создании структуры управления развитием школы создать условия, благоприятствующие горизонтальной координации связей между рабочими группами проектов и внутри рабочих групп. Разработать условия и порядок мотивации инновационной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Разработанная модель педагогического проектирования развития здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении отражает логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса, представляет собой систему целевого, содержательного, деятельностного и результативного блоков.

Разработка программного обеспечения мониторинга здоровьесберегающей деятельности даст возможность анализировать здоровье школьников, хранить данные обследования, работать с базой данных, экспортировать и анализировать данные в динамике, что послужит основой для создания единого информационного пространства школы по физическому здоровью учащихся.

Эффективность реализации здоровьесберегающего проекта обеспечивается:

  • при наличии коммуникативных связей между различными сторонами учебно-воспитательного процесса;

  • интеграцией здоровьесберегающего процесса с образовательным в единый функциональный комплекс;

  • личностно значимым включением педагогов, учащихся и родителей в здоровьесберегающую деятельность;

  • наличием тщательно разработанной программы реализации проекта;

  • мониторингом и учётом факторов, оказывающих негативное влияние на здоровье учащихся;

  • научно-методическим и информационно-аналитическим обеспечением.

Построенная модель системы управления развитием здоровьесберегающей деятельности школы даёт возможность надеяться, что внедрение педагогического проекта окажется эффективным.

Учащиеся в школе должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.













ЛИТЕРАТУРА.

  1. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Ю.В. Науменко. - М.: Издательство «Глобус», 2009.

  2. Здоровьесберегательные технологии в образовательном процессе /авт.-сост.С.А.Цабыбин.-Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2009.- 172 с.

  3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект: Мир, 2006.

  4. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.-№6.-С.37-44.

  5. Науменко Ю.В. Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ. Волгоград 2005.

  6. Пигалев А. И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 464 с.

  7. Розин В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема // Мир психологии, 2000, № 1(21). – С. 12–30.

  8. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

  9. Физиолого-гигиеническое и психофизиологическое сопровождение модернизации образования (эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования) / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сенькина. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 96 с.

  10. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52-87.

Электронные ресурсы

  1. Биология: http://www.chat.ru/~dronisimo/homepage1/anatom1.htm

  2. Биология, обучающая энциклопедия: http://www.informika.ru/text/database/biology/

  3. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru

13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Галицина Диана Витальевна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства