kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая копилка "БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие представляет собой сборник заданий различного уровня по ботанике, для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Пособие можно использовать на уроках, для подготовки учащихся к олимпиадам и для работы с одарёнными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка "БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ" 6 класс»




















МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА



БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ











Составитель: Скворцова Ю.А., учитель биологии высшей квалификационной категории г. Экибастуз, ГУ СОШ №17






Пособие представляет собой сборник заданий различного уровня по ботанике, для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Пособие можно использовать на уроках, для подготовки учащихся к олимпиадам и для работы с одарёнными детьми.






























БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ


Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед любым школьным учителем, в том числе и биологом, стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний по предметам, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учить анализировать, сравнивать, обобщать. Эту работу можно и нужно начинать уже со школьниками пятых классов. Существует большое разнообразие методических предметов, с помощью которых можно управлять умственным развитием школьников. В практике моей работы накоплен определенный опыт использования на уроках вопросов-заданий, вопросов-задач для вовлечения учащихся в активный познавательный поиск, для формирования у них приемов умственного труда.

Решение подобных задач помогает осуществить связь теоретических знаний учащихся с практикой, позволяет перебросить своеобразный мостик к проведению ориентации на профессии, связанные с сельским хозяйством. Традиционным приемом ведения урока является постановка перед учащимися вопросов. Особую ценность представляют вопросы, для ответов, на которые от школьников требуется применение умений анализировать, сопоставлять, использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Начиная с шестого класса, на своих уроках я приучаю школьников к работе над заданиями и вопросами, направленными на активную мыслительную деятельность, включаю в их содержание информацию по сельскохозяйственной тематике, по профориентации.

Предлагаю вниманию сборник таких вопросов и заданий, составленных мною для изучения раздела «Растения».













Вопросы и задания к теме «Корень»


  1. Известно, что развитие корневой системы зависит от условий произрастания данного растения. Подумайте, какое растение, выросшее на влажной почве или в пустыне, будет иметь более развитую корневую систему.

  2. Какое значение в практике выращивания растений имеет установление форм внесения в почву минеральных удобрений? Учитываются ли при этом биологические особенности выращиваемых культур?

  3. Почему рыхление почвы называют сухим поливом?

  4. Почему после посадки саженцев деревьев или кустарников почву обильно поливают независимо от ее влажности?

  5. Для посева хлопчатника почву после весенней вспашки малуют (проглаживают). Для чего так поступают работники сельского хозяйства?

  6. Почему перед созреванием ягод, плодов, семян зерновых культур полив растений прекращают?

  7. Два растения были посажены в горшочки с одинаковой почвой. Уход за растениями был одинаковый, но стенки одного из горшочков были покрашены масляной краской. Где растение будет развиваться лучше и почему?

  8. При посадке овощных культур рассадой необходимо осуществить пикировку, обильный полив, добиться плотного соприкосновения корней с почвой. Обоснуйте необходимость этих агротехнических приемов.

  1. Объясните, почему в задачах, поставленных сегодня перед химической промышленностью, предусматривается максимальное увеличение выпуска удобрений в гранулированном виде.

  1. Иногда корни образуют так называемые «ходули» и возвы­шаются над почвой. У каких растений?

  2. Почему многие растения пустынь имеют очень длинные или очень небольшие корни?

  3. Существуют ли длинные корни у растений, растущих на болоте?

  4. Почему у многих растений листья располагаются строго над корневой системой?

  5. Какое значение имеют боковые выросты корней многолет­них деревьев?

  6. Если корневую систему тыквы вытянуть в одну линию, то какая это будет длина?

  7. Как попадает воздух к корням цветочных растений, кото­рые растут на болотах?

  8. Для чего у комнатных растений удаляют нижнюю часть корня? Как это называют?

  9. Что отрастает от листа бегонии при посадке в грунт?

  10. Почему взрослые растения труднее приживаются при пе­ресадке из одной почвы в другую? Как нужно поливать растения под штамб или по кругу?

  11. Почему комнатные растения не рекомендуется поливать холодной водой?

  12. Если несколько зерновок озимой и яровой пшеницы по­ставить на проращивание, то у какой из них появится больше проростков?

  13. Получает ли в достаточном количестве питательные вещества слабая корневая система?

  14. Почему магнолия имеет корни, которые растут вверх и выходят на поверхность земли?

  15. Почему сосна имеет более развитую корневую систему по сравнению с елью?

  16. За счет какого физического явления происходит попада­ние воды и минеральных веществ в корневую систему?

  17. Можно ли у мочковатой корневой системы выделить глав­ный корень?

  18. У каких растений большая вероятность перенести зимовку: у репы, моркови или редьки?

  19. Что расположено в центре корня на поперечном срезе?

  20. Чем минеральные удобрения отличаются от органических?

30. Почему черноземные почвы самые плодородные?

31. В каких районах умеренного или субтропического пояса происходит быстрое разложение органических веществ?

32.Что будет, если на одном поле высевать из года в год одну и ту же культуру?

33. Во многих хозяйствах производят снегозадержание. Зачем это делают?

34. Почему температура почвы ночью выше, чем днем





Вопросы и задания к теме «Побег»

  1. Проросток, появляющийся через несколько дней после посадки семени, имеет желтоватую окраску, но на свету он очень быстро становится зеленым. Объясните, что означает эта перемена.

  2. Известно, что один и тот же лист растения утром и вечером имеет разную массу. Как вы считаете, когда он легче? Объясните свое предположение.

  3. Овощеводческим хозяйствам, выращиваемым листовые овощи - салат, шпинат, щавель, сельдерей, укроп, листовую спаржу, свеклу, предназначенные для употребления в пищу, рекомендуется собирать урожай в конце дня. С чем это связано?

  4. Продолжительная засуха в летней период ослабляет деревья, и они становятся весьма чувствительными к зимним морозам. Объясните эту взаимосвязь.

  5. Для выращивания растений в теплицах устанавливают дополнительное освещение и периодами насыщают помещение углекислым газом. Обоснуйте необходимость этих действий.

  6. В садах можно встретить плодовые деревья с разнозагущенной кроной: сильно-, среднезагущенной и регулярно обрезаемой. Объясните, какова взаимосвязь состояния кроны с урожайностью плодового дерева.

  7. При выращивании хлопчатника и некоторых других культур рекомендуется проводить пасынкование: удаление боковых побегов (пасынков), развивающихсяв пазухах листьев. Как этот агроприем влияет на рост, развитие и урожайность растений.

  8. Когда растения размножают участками стебля то, что там обязательно должно быть?

  9. От роста каких листьев зависит общее состояние растения?

  10. В чем заключается особенность роста пшеницы?

  11. Что будет, если у подсолнечника срезать верхнюю часть стебля?

  12. В Китае существовала казнь. Человека сажали на молодые проростки бамбука. Это была достаточно жестокая казнь. Почему?

  13. Почему у растений растущих в местах, где бывают частые ветры, корневая система вытянута в противополжную от кроны сторону?

  14. Можно ли, используя один клубень картофеля, засеять всю грядку на дачном участке?

  15. Докажите, что клубень картофеля — это видоизмененный побег, а морковь нет.

  16. Является ли корневище пырея и клубень картофеля гомо­логами?

  17. Почему в густом лесу происходит отмирание нижних по­бегов у деревьев?

  18. Почему в Бразилии встречаются деревья с бочкообразны­ми стволами? Как их называют?

  19. Зачем при посадке деревьев необходимо производить об­резку кроны?

  20. Как можно по спилу дерева определить какие годы в его жизни были благоприятны, а какие — нет? У деревьев тропических стран на стволах отсутствуют го­дичные кольца. Почему?

  21. Почему у пустынных растений происходит опадение вет­вей ?

  22. На каком расстоянии от дома надо посадить ясень, если известно, что он достигает высоты до 20 м, корневая система в среднем проникает на глубину 15 м, а в диаметре разрастается до 15 м?

  23. Почему насыпают у штамба растений снег или опилки в осенне-зимний период?

  24. Зачем деревья белят известью?

  25. Почему у растений делают надрезы на стебле, перед тем как поставить в вазу?

  26. Как можно объяснить, что молодые стебли более гибкие, чем старые?

  27. Как называются почки, которые образуют побеги на пень­ках срубленных деревьев?

  28. Иногда можно наблюдать как в оттепель растение покры­вается слоем льда. Благоприятно ли это действует на растение?

  29. Где происходит ветвление стеблей злаков?

  30. Какого цвета безлистный стебель?

  31. У каких растений самый короткий период жизни?

  32. Почему сосна обладает более ценной древесиной, чем осина?

  33. Что такое открытые пучки?

  34. Почему узел кущения у злаков содержит много питатель­ных веществ?

  35. Немецкий писатель Гете очень много сделал в области ботаники. Что именно?

  36. Какое применение в медицине находит кора дуба?

  37. Что такое гормоны растений?

  38. Какие минеральные удобрения необходимы для роста растений?

  39. Почему срубленные деревья лесорубы часто оставляют в лесу на лето?

  40. Как располагаются листья для осуществления процесса фо­тосинтеза? Что они образуют?

  41. Почему низовые листья часто бывают непохожи на средин­ные?

  42. У некоторых растений листья ориентированы или строго на юг или строго на север. Их называют растениями-компасами. Почему у них такое листорасположение?

  43. Почему происходит изменение листорасположения утром, днем и вечером?

  44. Листья, растущие в тени имеют более развитую губчатую ткань, а листья, растущие на свету — более развитую палисадную ткань. Как это можно объяснить?

  45. Существуют кактусы, растущие в тропических лесах. Чем они отличаются от кактусов, растущих в пустыне?

  46. На одном поле клевер скосили в начале цветения, а на дру­гом в конце. С какого поля сено более питательно?

  47. Какие растения имеют восковой налет на листьях: растения засушливых стран или растения умеренного пояса? Почему?

  48. Голландский ученый Ван Гельмонт определил, что за 5 лет масса дерева увеличилась на 80 кг, а масса почвы уменьшилась только на 57 г. Почему? За счет чего росло растение?

  49. Какой опыт показал, что растение на свету выделяет кис­лород?

  50. Почему в жаркий день лист на ощупь прохладный?

  51. Какие листья опадают раньше — верховые или низовые?

  52. Почему, если часть листа заклеить бумагой, то он через некоторое время станет светлее остальной части?

  53. В какое время суток происходит выделение кислорода, а в какое углекислого газа?

  54. Почему у пшеницы зародышевые листья со временем от­мирают?



Вопросы и задания к теме «Цветок. Плод. Семя»

  1. Какими агроприемами обеспечивается доступ воздуха к семенам, высеваемым в почву? Кто из работников сельского хозяйства руководит этими операциями?

  2. В обязанности лаборанта-калибровщика семян входит тщательная сортировка и отбор семян для посева только первого сорта. Чем обусловлена такая необходимость? Как в домашних условиях можно провести отбор первосортных семян?

  3. Для обслуживания зернохранилищ предусмотрена должность мастера по сушке, активному вентилированию и очистки семян. Обоснуйте ее необходимость. В чем заключается его работа?

  4. В практике сельского хозяйства используется следующая методика подготовки семян к посеву: их смешивают с песком, увлажняют слабым раствором перманганата калия и помещают на дно холодильника на несколько дней. После этого семена промывают проточной водой, подсушивают и высевают в почву. Объясните, зачем так поступают?

  5. Подумайте, почему семена разных сельскохозяйственных культур нужно высевать в почву в различное время? С чем это связано?

  6. Запас воды в почве на площади в один гектар при осенней (зяблевой) вспашке составляет примерно 1250 м3, без нее – около 800 м3. Объясните, какова роль зяби в накоплении влаги? Назовите, кто из работников сельского хозяйства определяет сроки посева семян и глубину вспашки поля?

  7. Объясните, почему продолжительные дожди и сильные ветры, часто сопровождающие период цветения растений, могут сильно снизить урожай плодов и семян?

  8. Обильное цветение растений весной не всегда заканчивается хорошим урожаем. Какие причины могут вызвать подобное явление?

  9. В чем причина не ежегодного плодоношения некоторых сортов яблонь, груш и других плодовых деревьев? Почему часто плоды, завязавшиеся весной, затем осыпаются?

  10. Каким образом хлопчатник в диком виде распространяет свои семена?

  11. Цветки многих растений закрываются во влажную погоду. Какое значение имеет это приспособление для полового размножения цветковых растений?

  12. Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением сумерек и опыляются ночными бабочками. Какие приспособления к такому опылению они имеют?

  13. Можно ли назвать цветок побегом?

  14. Какое происхождение имеют пестики, тычинки, лепестки?

  15. Почему пестики и тычинки называют главными частями цветка?

  16. Почему пестики и тычинки у многих растений развиваются в разное время?

  17. Что такое диаграмма цветка?

  18. Почему нектарники располагаются в нижней части цветка?

  19. У ветроопыляемых растений невзрачные цветки. Почему?

  20. Растение табака раскрывает свои цветки только ночью. Почему?

  21. Почему у примулы цветки бывают белого или красного цвета?

  22. Плод яблоко называют ложным плодом. Правильно ли это?

  23. Существуют ли плоды, которые развиваются без оплодо­творения?

  24. Что такое соплодия?

  25. В результате какого процесса образуются плоды?

  26. Почему цветок яблони образует один пестик, но имеет много семян?

  27. Почему иногда семена перед посевом выдерживают во влажном песке?

  28. Что такое «пролификация»?

  29. Используют ли в медицине цветки растений?

  30. Созревание зерен в початке кукурузы идет снизу вверх. Где лучше собирать семена для посева?

  31. Древесные породы с легкими семенами плодоносят почти ежегодно, а более тяжелые плодоносят через 2—4 года. С чем это связано?

  32. Применительно ли слово «рассеивать» к семенам подсол­нечника?

  33. Какую культуру заставляли насильственно выращивать в хозяйствах России?

  34. Какие плоды имеет белокочанная капуста?

  35. Как называется плод картофеля?

  36. В почву с повышенной влажностью семена сажают неглу­боко, а в засушливых районах глубже. Почему?

  37. Почему клубни картофеля, которые держат на морозе — сладкие?

  38. Появятся ли проростки у семян, если их доверху залить водой?

  39. Почему при прокалывании семени фасоли в пробирке на стенках образуются капли воды?

  40. Почему картофель лучше убирать тогда, когда увядает ботва?

  41. Почему у яблони не происходит самоопыления?

  42. На хранение положили 30 т картофеля. Какова стала мас­са картофеля на следующий год, если известно, что при хране­нии в осенние и весенние месяцы картофель теряет 1% влаги, а зимой 0,5%. Как это можно объяснить?

  43. Почему голосеменные растения не производят плодов?

  44. Почему процессы питания, дыхания и фотосинтеза — еди­ны?



Вопросы и задания к теме

«Бактерии»


  1. Сколько хромосом имеют бактерии?

  2. Отличается ли строение ДНК у прокариотов от эукариотов?

  3. Какое значение имели бактерии для дальнейшей эволюции на Земле?

  4. Почему бактерии выделяют сейчас в отдельное царство?

  5. Откуда появилось название «микроорганизмы»?

  6. Какую функцию выполняет слизистый слой в бактериаль­ной клетке?

  7. Грамположительные и грамотрицательные бактерии. В чем отличие?

  8. Какие функции выполняют бактерии в биоценозах?

  9. На какие группы делятся бактерии по способу питания?

  10. Если бы бактерии размножались беспрерывно, то через некоторое время они покрыли бы весь земной шар слоем в 1 м. Почему этого не происходит?

  11. Чем половое размножение прокариот отличается от поло­вого размножения эукариот?

  12. Что такое «транедукция»?

  13. Сапрофиты. Симбионты. Паразиты. Какие из них отсутст­вуют у бактерий?

  14. Бактерии и плодородие почвы. Как связаны эти два поня­тия?

  15. Какое значение имеют бактерии для пищевой промыш­ленности?

  16. Какой вклад внес в развитие микробиологии Л.Пастер?

  17. Могут ли бактерии жить в бескислородной среде?

  18. Что такое биотехнология?

  19. Что такое микоплазмы?

  20. Что такое антисептика?

  21. Почему болезнетворные бактерии, имея такие малые раз­меры могут вызвать смерть у человека?

  22. У каких растений имеются клубеньковые бактерии, фикси­рующие азот?

  23. Почему термиты могут питаться ногтями, бумагой и про­чими несъедобными вещами?

  24. Что такое бактериофаги?

  25. Какое значение имеют бактериофаги?

  26. Какое значение имеют микроорганизмы, обитающие в ки­шечнике у человека?

  27. Какие бактерии появились раньше: хемосинтезирующие, анаэробы или аэробы?

  28. В чем отличие молочнокислого брожения от уксуснокис­лого?

  29. Чем брожение отличается от гниения?

  30. Зачем надо знать, как болезнетворные бактерии проника­ют в организм хозяина?

  31. Что такое вакцина?


Царство грибов

  1. Почему грибы сейчас выделяют в отдельное царство?

2. Чем высшие грибы отличаются от низших?

  1. Почему гриб пеницилл используется для производства ан­тибиотиков?

  2. Почему опасно длительное использование антибиотиков?

  3. Кто разработал отечественный пенициллин?

  4. Какой гриб вызывает заболевание, именуемой в народе «злые корчи»?

  5. На какие две группы можно разделить все высшие грибы?

  6. Есть ли паразиты среди высших грибов?

  7. Что такое эрготамин и эрготоксин?


Отдел водорослей

  1. Какие водоросли являются самыми примитивными?

  2. Как происходит размножение водорослей?

  3. Что такое чередование поколений?

4.К какому классу относятся водоросли, образующие тину?

  1. Какие водоросли обитают на суше?

  2. Какие водоросли используют в сельском хозяйстве?

  3. Что такое планктон и что такое бентос?

  4. Почему в отличие от наземных растений, водоросли мягкие на ощупь?


Отдел лишайников

  1. Из чего состоят лишайники?

  2. Как переводится слово «симбиоз»?

  1. Какие свойства имеют лишайники, что отличает их от водо­рослей и грибов?

  1. Какое значение имеют лишайники для народов Севера?

  1. Почему во время войны, когда не хватало бинтов, лишай­ники использовали как перевязочное средство?

  1. Почему лишайники служат эталоном чистоты воздуха?

  2. Как происходит размножение лишайников?



Вопросы и задания к теме «Высшие растения»

  1. Растение псилофит. Что вы о нём знаете? Чем это растение отличается от своих предшественников?

Отдел мохообразных

  1. Почему мохообразные обитают в тенистых и сырых местах?

  2. Почему, когда человек наступает на мох сфагнум, то под подошвой у него появляется вода?

  3. Где обитает сфагнум? Что он образует?

  4. Как можно доказать, что предком мохообразных была нит­чатая водоросль?

  5. Какое устройство имеет коробочка кукушкиного льна для рассеивания семян?



Папоротникообразные


  1. Многие люди считают, что тот, кто увидит цветок папорот­ника, будет счастливым всю жизнь. Возможно ли его увидеть?

  2. Существуют ли сейчас древовидные папоротники?

  3. В какую эру был расцвет папоротникообразных? Какие бы­ли условия для этого?

  4. Запасы какого ценного топлива дали папоротникообразные?

  1. Почему папоротникообразные предпочитают сырые и те­нистые места?

  2. Практическое значение папоротникообразных?





Отдел голосеменных

  1. Почему голосеменные так называются?

  2. Кто является предком голосеменных?

  3. Почему вымерли большинство папоротникообразных, а го­лосеменные заняли господствующее положение?

  4. Как голосеменные приспособлены к тем условиям, где они живут?

  5. Почему корневая система сосны более развита чем у ели?

  6. Есть ли травянистые растения среди голосеменных?

  7. Нужна ли влага для размножения голосеменных?

  8. Что позволило голосеменным завоевать сушу?

  9. Какое количество времени проходит от опыления до опло­дотворения?

  10. Образуют ли голосеменные плоды?

  11. Наблюдается ли у голосеменных листопад?

  12. Что такое пыльцевое зерно? Опишите его строение.

  13. Происходит ли опадение иголок у ели?

  14. Почему женские шишки после оплодотворения поворачи­ваются вниз?

  15. Появление семян — важный ароморфоз в эволюции. Но наряду с преимуществами имеются и недостатки. В чем они заключаются?

  16. В чем заключается преимущество в размножении семена­ми но сравнению с другими группами растений?

  17. Почему древесина сосны и других голосеменных находит широкое применение?

  18. Почему кедр является символом долголетия, здоровья, твёрдости?


Отдел покрытосеменных


  1. Когда появились первые покрытосеменные?

  2. Откуда произошло название «покрытосеменные»?

  3. Являются ли голосеменные предками покрытосеменных?

  4. Что такое двойное оплодотворение?

  5. Кто открыл двойное оплодотворение?

  6. Что такое цветок?

  7. В какой части света находится центр происхождения по­крытосеменных?

  8. Что позволило покрытосеменным занять господствующее положение?

  9. Почему растение «вороний глаз» относят к однодольным?

  1. Существует класс однодольных и класс двудольных. В чем их сходство и различие?

  2. Почему двудомные цветки встречаются довольно редко?

  3. Ч4Л4Т2+4П1. Формула какого цветка? Какое это семей­ство?

  4. Какой важный витамин содержит капуста?

  5. Применение пастушьей сумки.

  6. Какое растение из семейства крестоцветных используют при лечении сердечно-сосудистых заболеваний?

  7. Какое семейство определяет следующая формула: Ч5Л5Т П

  1. О каком растении из семейства розоцветных писал вели­кий Авицена?

  2. Напишите формулу растения семейства пасленовых.

  3. К какому семейству относится табак?

  4. Какое растение из семейства пасленовых используют при ревматизме, холецистите, желудочных коликах?

  1. Какое растение из семейства сложноцветных имеет ши­рокое применение в медицине?

  2. Какие существуют типы цветков, входящих в семейство сложноцветных?

  3. Назовите представителей семейства лилейных.

  4. Какое применение в медицине имеет виноград?

  5. Почему все растения и животные имеют двойное название? Кто предложил такую номенклатуру?

  6. Какие растения эпифиты вы знаете?

  7. Что положено в основу деления покрытосеменных на се­мейства?





ЛИТЕРАТУРА


  1. ГамбургЛ.Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике. «Московский лицей», 2001г.

  2. Величко И.М.. Когда и как возникли растения – Киев, 1989.

  3. Биологический энциклопедический словарь – М, 1989.

  4. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.М: Просвещение, 1998.

  5. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по ботанике.Тула: «Родничок»,1999.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая копилка "БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ БОТАНИКИ" 6 класс

Автор: Скворцова Юлия Анатольевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265659


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства