kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации. Проектирование урока с позиций требований системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока. Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации. Проектирование урока с позиций требований системно-деятельностного подхода»

Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода Зверько Т.А. Учитель биологии МБОУ СОШ № 26 с. Краснокумского

Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода

Зверько Т.А.

Учитель биологии МБОУ СОШ № 26

с. Краснокумского

Характеристики урока в условиях традиционного обучения

Характеристики урока в условиях традиционного обучения

  • Ученик - пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя.
  • Основной источник учебного материала - слово учителя.
  • Структура урока отличается постоянством.
  • Деятельность учащихся, носит подражательный и воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала).
  • Ведущей формой обучения на уроке является фронтальная, а методом - монологический (один говорит все слушают и выполняют; один работает у доски, другие на своих рабочих местах и сверяют с "доской").
  • Согласованных критериев оценки знаний учащихся нет.
  • Учитель ставит отметки "на глаз", примерно, в сравнении с другими ученикам.
  • Цели и дидактические задачи урока формально присутствуют, хотя в отдельных случаях учитель объявляет цели и задачи урока, но они не всегда выдерживаются учителем в ходе урока.
Черты урока по ФГОС

Черты урока по ФГОС

  • Ученик - субъект обучения.
  • Разнообразие источников знаний : слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы.
  • Структура урока динамична , изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося.
  • Ведущий способ обучения - коллективный , основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
  • Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим.
  • Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов».
  • Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.
Какие требования предъявляются к современному уроку

Какие требования предъявляются к современному уроку

  • Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  •   вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • в центре внимания урока - дети;
  • планирование обратной связи
Методические принципы инновационного урока

Методические принципы инновационного урока

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход . Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность . Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
ФГОС  Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ФГОС

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники

  • Свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Подготовка к уроку Деятельность учителя, работающего по ФГОС Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Подготовка к уроку

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Основные этапы урока Деятельность учителя, работающего по ФГОС Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Организовать деятельность детей: •  по поиску и обработке информации; •  обобщению способов действия; •  постановке учебной задачи и т. д.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Основные этапы урока

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Организовать деятельность детей:

•  по поиску и обработке информации;

•  обобщению способов действия;

•  постановке учебной задачи и т. д.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Деятельность учителя, работающего по ФГОС Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Образовательная среда Деятельность учителя, работающего по ФГОС Создается учителем. Выставки работ обучающихся Результаты обучения Предметные результаты. Нет портфолио обучающегося Основная оценка – оценка учителя Важны положительные оценки учеников по итогам контр. работ Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Создание портфолио. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Образовательная среда

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Результаты обучения

Предметные результаты.

Нет портфолио обучающегося

Основная оценка – оценка учителя

Важны положительные оценки учеников по итогам контр. работ

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Создание портфолио. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения 1. Урок изучения нового Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 2. Урок закрепления знаний Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения

1. Урок изучения нового

  • Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

  • Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

  • Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

  • Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

  • Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Типы уроков деятельностной направленности

Типы уроков деятельностной направленности

  • 1) уроки «открытия» нового знания;
  • 2) уроки рефлексии;
  • 3) уроки общеметодологической направленности;
  • 4) уроки развивающего контроля.
1.Урок «открытия» нового знания

1.Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
1.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи; 6) этап первичного закрепления с комментированием; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.Уроки «открытия» нового знания имеют следующую структуру

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи;

6) этап первичного закрепления с комментированием;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.1 . Этап мотивации  к учебной деятельности .  Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

1.1 . Этап мотивации к учебной деятельности .

Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока.

Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально.

Этот этап необходим не только для успешной работы на уроке каждого учащегося, но и для дальнейшего формирования и тренировки способности к самоопределению, что является одной из приоритетных целей на этапе обучения в средней школе.

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

  • Для реализации этой цели необходимо:
  • 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  • 3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
1.2.Этап актуализации и пробного учебного действия    На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся:

1.2.Этап актуализации и пробного учебного действия

На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся:

  • 1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
  • 2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
  • 3) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
  • 4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
Особенности этапа

Особенности этапа

  • Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут. Вместе с тем, он является достаточно насыщенным по содержанию и по объему работы.
  • Для того чтобы данный этап не был затянут по времени, можно предлагать многофункциональные задания, то есть задания, на которых решается целый ряд поставленных задач.
  • Также важно помнить, что предлагаются только необходимые для построения нового знания задания. На этом этапе не ставится задача повторения пройденного материала. Она является здесь второстепенной.
Комментарии

Комментарии

  • Принципиальным отличием данного этапа от традиционной актуализации знаний является осознание и фиксация учащимся индивидуального затруднения при выполнении пробного учебного действия, что является мотивом к его решению, к преодолению возникшего затруднения.
  • Затруднение - это фиксация того, что человек не может что-то сделать, то есть фиксация невозможности получить запланированный результат.
  • Для реализации этой задачи необходимо использовать индивидуальные формы работы: диктант, задание для самостоятельного выполнения и т.д
1.3.Этап выявления места и причины затруднения   Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:   а) не смог выполнить задание; б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ); в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать — это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение; г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

1.3.Этап выявления места и причины затруднения

Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло:

а) не смог выполнить задание;

б) не смог правильно решить поставленную задачу (получил неверный ответ);

в) получил верный ответ, но не смог его обосновать (обосновать — это значит предъявить абстрактный критерий (определение, правило, алгоритм и т.д.), с помощью которого осуществлено решение;

г) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т.д.

Возможен вариант иного затруднения   д) не смог выполнить условия задания. Например, решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

Возможен вариант иного затруднения

  • д) не смог выполнить условия задания.

Например, решил задание, но не за указанное время. Следовательно, затруднение может быть сформулировано следующим образом: «Не могу решить задание за 1 минуту».

На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность своих знаний, умений или способностей.  Для этого надо чтобы учащиеся:

На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность своих знаний, умений или способностей. Для этого надо чтобы учащиеся:

  • 1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговаривание в слух, что и как они делали;
  • 2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
  • 3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
Комментарии Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты. На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог.  На данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке.  Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.

Комментарии

  • Продолжительность данного этапа составляет 3-4 минуты.
  • На этом этапе можно использовать побуждающий или подводящий диалог.

На данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке.

Принципиальным отличием данного этапа от формулировки темы и цели урока учителем является то, что результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.

1.4.Этап построения проекта выхода из затруднения     Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1.4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • 1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
  • 2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
  • 3) выбрали способ построения нового знания (как?) (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
  • 4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) — изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.;
  • 5) сформулировали план своих действий по построению нового знания.
Комментарии Продолжительность данного этапа 4-6 минут. Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается: во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана), во-вторых, в реализации этого плана.  Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения .

Комментарии

  • Продолжительность данного этапа 4-6 минут.
  • Принципиальным отличием данного этапа от объяснения нового материала в традиционном уроке является то, что построение нового знания учащимися на основе выявленной причины затруднения заключается:
  • во-первых, в определении учащимися каким образом будет построено новое знание (построение плана),
  • во-вторых, в реализации этого плана.

Таким образом, результатом этапа построения проекта является план действий выхода из затруднения .

1.5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи  Для реализации этой цели учащиеся должны:

1.5.Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • 1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
  • 2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
  • 3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой (с помощью эталона) форме;
  • 4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения;
  • 5) уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа).
Комментарии На данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.  Продолжительность этапа составляет 5-8 минут.  Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.  Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.

Комментарии

  • На данном этапе функция учителя - организовать реализацию учащимися построенного проекта в соответствии с планом.

Продолжительность этапа составляет 5-8 минут.

Для успешного результата на данном этапе возможна как фронтальная форма работы, так и групповая.

Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.

1.6.Этап первичного закрепления с комментированием    Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.  Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

1.6.Этап первичного закрепления с комментированием

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

  • 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
  • 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

1.7.Этап самостоятельной работы  Основной целью этапа является самопроверка по эталону. Для этого необходимо:

1.7.Этап самостоятельной работы

Основной целью этапа является самопроверка по эталону. Для этого необходимо:

  • 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
  • 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
  • 3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
  • 4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
1.8.Этап включения в систему знаний и повторения  Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний . Для этого нужно:

1.8.Этап включения в систему знаний и повторения

Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний .

Для этого нужно:

  • 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
  • 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
  • 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
  • 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
  • Продолжительность этапа 4-5 минут.
1.9.Этап рефлексии учебной деятельности  Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия . Для реализации этой цели:

1.9.Этап рефлексии учебной деятельности

Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия .

Для реализации этой цели:

  • 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
  • 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
  • 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Комментарии  Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.  Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности.  Организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»)

Комментарии

Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты.

Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, тренируется способность к рефлексии своей учебной деятельности.

Организация данного этапа возможна при понимании учащимися нормы учебной деятельности (что значит «уметь учиться»)

2.Урок рефлексии

2.Урок рефлексии

  • Деятельностная цель : формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3.Урок общеметодологической направленности

3.Урок общеметодологической направленности

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
3.1.Уроки общеметодологической направленности призваны Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; формировать представления о методах организации своей учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.  На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.  Такие урока являются вводными или завершающими изучение темы (раздела).

3.1.Уроки общеметодологической направленности призваны

  • Формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  • формировать представления о методах организации своей учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

На таких уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Такие урока являются вводными или завершающими изучение темы (раздела).

4.Урок развивающего контроля

4.Урок развивающего контроля

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритмов и т.д.
4.1.Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой

4.1.Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой

  • 1) написание учащимися варианта контрольной работы;
  • 2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • 3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля

Алгоритм конструирования урока развивающего контроля

  • 1. Определить форму и процедуру проведения контрольной работы.
  • 2. Составить список знаний - понятий, алгоритмов, правил, способов действий и т.д., которые требуют контроля усвоения. Подобрать соответствующие эталоны.
  • 3. В соответствии с принципом минимакса подобрать задания для контрольной работы на применение перечисленных знаний.
  • 4. Составить контрольную работу.
  • 5. Подобрать задания для этапа самостоятельной работы с самопроверкой.
  • 6. Определить критерий оценивания контрольной работы и форму его предъявления учащимся.
Продолжение

Продолжение

  • 7. Подготовить образцы и эталоны для самопроверки.
  • 8. Определить способы организации самопроверки контрольной и самостоятельной работ.
  • 9. Продумать форму организации этапа мотивации.
  • 10. Продумать форму организации актуализации знаний.
  • 11. Продумать организацию работы с алгоритмом исправления ошибок и, при необходимости, составить диалог для его коррекции на уроке.
  • 12. Спроектировать деятельность учащихся, зафиксировавших отсутствие затруднений (подобрать задания более высокого уровня сложности, продумать способ их предъявления и проверки, продумать возможность их включения в консультационную деятельность и пр.).
Продолжение

Продолжение

  • 13. Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
  • 14. Продумать форму организации этапа рефлексии учебной деятельности.
  • 15. Сконструировать диалоги для организации фронтальной работы на всех этапах урока (обратить особое внимание на этапы мотивации, локализации затруднений и построение проекта).
  • 16. При необходимости внести коррективы в план-конспект.
  • 17. В случае организации групповой работы, сформулировать задания и способы организации обратной связи по результатам работы групп.
  • 18. Подобрать задания для этапа повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
Продолжение

Продолжение

  • В педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.
  • Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.
Технологическая карта урока  — это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.  Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам .  Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Параметрами могут быть

Технологическая карта урока

это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.

  • Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам .
  • Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Параметрами могут быть

  • этапы урока,
  • его цели,
  • содержание учебного материала,
  • методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся .
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
  • Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Создание технологической карты позволяет учителю  • Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Создание технологической карты позволяет учителю

• Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Технологическая карта позволит учителю

Технологическая карта позволит учителю

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • соотнести результат с целью обучения;
  • обеспечить повышения качества образования.
Структура технологической карты

Структура технологической карты

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  • основные понятия темы;
  • межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  • этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Что такое цель?  – ожидаемый результат за определённый промежуток времени Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.  Цель урока – главный системообразующий элемент урока

Что такое цель?

– ожидаемый результат за определённый промежуток времени

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения.

Цель урока – главный системообразующий элемент урока

Специфика педагогических целей в том, что они прогнозируют  изменения в личностных структурах об учающихся : знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах Поставить пед. цель – значит определить изменения , которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока

Специфика педагогических целей

в том, что они прогнозируют изменения в личностных структурах об учающихся : знаниях, умениях, ценностных ориентациях, интеллектуальных свойствах

Поставить пед. цель – значит определить изменения , которые должны произойти в свойствах, структуре мыслительной деятельности ребенка к концу урока

Ошибки при формулировке цели

Ошибки при формулировке цели

  • подмена целей урока средствами их достижения
  • подмена цели содержанием учебного материала (вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -"познакомить обучающихся с ...");
  • подмена цели методом (использование в формулировке цели таких словоформ как «путём», «посредством», «через»);
  • вместо результата деятельности представлен процесс (использование таких словоформ как «формирование», «развитие», «продолжение»);
  • подмена цели процессом деятельности ("обучающиеся выполняют работу...", "обучающиеся пишут...", "обучающиеся решают задачи по теме...")
  • цели неосуществимы (патриотизм на отдельно взятом уроке – наиболее одиозная форма, равно как и представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т.п.);
  • расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей . Так, например, воспитательные цели могут быть формализованы - на уроках в условиях компетентностной парадигмы ученики должны обучиться приёмам проявления активности, обретению навыков самостоятельного поиска решений учебных задач, жизненных ситуаций, получить опыт активной коммуникации в условиях отстаивания своей собственной позиции.
  • формулировка глобальных целей .
Требования к качеству формулирования цели урока Цель урока должна : 1. Отражать специфику предмета 2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока ( открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.) 3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.) 4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.) 5. Быть диагностичной – проверяемой ( уровни )

Требования к качеству формулирования цели урока

Цель урока должна :

1. Отражать специфику предмета

2. Отражать приоритетные результаты (изменения в свойствах уч-ся), которые ожидаются к концу урока ( открытие новых знаний, себя, усвоение умений, развитие каких- то свойств, выявление ценностей и т.п.)

3. Соответствовать реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности, 45 минут, обеспечение и т.п.)

4. Быть конкретной, а не абстрактной (конкретизирует цель предмета, темы, школы и т.д.)

5. Быть диагностичной – проверяемой ( уровни )

Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность интерпретации по-своему.   Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы исключить возможность интерпретации по-своему.
  • Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Диагностичность предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить описание качественных характеристик

1 Рассказать о фигурах на плоскости 2 Научить находить симметричные фигуры 3 Систематизировать знания об атмосферном давлении 4 Раскрыть сущность понятия «теплоемкость» 5 Обсудить возможные способы создания текстового файла 6 Подвести к выводу формулы расчета количества теплоты

1

Рассказать о фигурах на плоскости

2

Научить находить симметричные фигуры

3

Систематизировать знания об атмосферном давлении

4

Раскрыть сущность понятия «теплоемкость»

5

Обсудить возможные способы создания текстового файла

6

Подвести к выводу формулы расчета количества теплоты

7 Вызвать интерес к самоанализу факторов, определяющих успехи и неудачи в учебной деятельности 8 Разъяснить основные правила работы с приборами 9 Сформировать умение анализировать текст задачи 10 Обратить внимание на особенности записи десятичных дробей

7

Вызвать интерес к самоанализу факторов, определяющих успехи и неудачи в учебной деятельности

8

Разъяснить основные правила работы с приборами

9

Сформировать умение анализировать текст задачи

10

Обратить внимание на особенности записи десятичных дробей

5-й класс. Наибольший общий делитель (урок открытия нового знания) Цели: 1. Развитие способности к использованию алгоритмов Не соответствует возможностям 1-го урока Закрепить умение использовать алгоритм в ситуации определения НОД 2.  Познакомить с новым понятием НОД Обеспечить понимание  сущности НОД  3. Вывести 2 алгоритма нахождения НОД Подвести к выводу алгоритмов нахождения НОД 4. Повторить и закрепить понятия «делители числа», «кратные числа»

5-й класс. Наибольший общий делитель (урок открытия нового знания)

Цели: 1. Развитие способности

к использованию алгоритмов

Не соответствует возможностям 1-го урока

Закрепить умение использовать алгоритм в ситуации определения НОД

2. Познакомить с новым понятием НОД

Обеспечить понимание сущности НОД

3. Вывести 2 алгоритма нахождения НОД

Подвести к выводу алгоритмов нахождения НОД

4. Повторить и закрепить понятия «делители числа», «кратные числа»

Слова — ориентиры для определения целей урока (Лебедев О.В.) Традиционный подход Компетентностный подход Понимать требования Научить формулировать цель Знать (сформировать знание о..) Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему) Научить работать с различными источниками знаний Научить выбирать источники знаний Систематизировать Обобщать Научить систематизировать Научить выявлять общее и особенное Научить выполнять определённые действия (сформировать умения) при решении задачи Научить выбирать способы решения задачи Оценить Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке Закрепить Модифицировать, перегруппировать, научить применять Проверить Научить приёмам самоконтроля Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) Сформировать способность к самооценке

Слова — ориентиры для определения целей урока (Лебедев О.В.)

Традиционный подход

Компетентностный подход

Понимать требования

Научить формулировать цель

Знать (сформировать знание о..)

Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)

Научить работать с различными источниками знаний

Научить выбирать источники знаний

Систематизировать

Обобщать

Научить систематизировать

Научить выявлять общее и особенное

Научить выполнять определённые действия (сформировать умения) при решении задачи

Научить выбирать способы решения задачи

Оценить

Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке

Закрепить

Модифицировать, перегруппировать, научить применять

Проверить

Научить приёмам самоконтроля

Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)

Сформировать способность к самооценке

Алгоритм процесса целеполагания

Алгоритм процесса целеполагания

  • Формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта.
  • Конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла  в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения.
  • Определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.
  • Планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа)
  • При обучении учеников  технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах:
  • Актуализация знаний
  • Учитель обозначает цели урока, темы; на более высоком уровне тему урока формулируют дети
  • Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?
  • На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил?
  • Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл.
  • Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата – насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Базовые образовательные

технологии

Между обучением и психическим

развитием человека всегда

стоит его деятельность

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ

« УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »

Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания

  • образцов деятельности,
  • различных методических или дидактических средств,
  • последовательности выполняемых действий,
  • особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.

Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя

  • обнаруживают предмет свого действия,
  • исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
  • преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
  • частично – запоминают.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .

Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .

образовательная задача

состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

Учебные ситуации: подходы

  • структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают;
  • дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают;
  • содержательная основа – планируемые результаты;
  • учет возрастных особенностей

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности : соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Проектирование и отбор

учебных ситуаций: примеры

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности :

  • соревнования – командные и индивидуальные;
  • сюжетные – «поиск сокровищ» …
  • ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности : «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

Проектирование и отбор

учебных ситуаций: примеры

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности :

  • «Пишем книгу» ;
  • «Готовим праздник»
  • «Делаем подарки»
  • «Сообщаем вам …»

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности : эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

Проектирование и отбор

учебных ситуаций: примеры

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности :

  • эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)
  • маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие)
  • проведение мини-исследований
  • описание и оценка

Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации : Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

Проектирование и отбор

учебных ситуаций: примеры

Ежедневно используемые учебные ситуации :

  • Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение
  • Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение
  • Окружающий мир: Дневник наблюдений

Некоторые примеры учебной деятельности: Математика

Некоторые примеры учебной

деятельности: Математика

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)
  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)
  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)
  • Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
  • Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)
  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач
Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык

Некоторые примеры учебной

деятельности: Русский язык

  • Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами )
  • Работа с учебными моделями (слова , устные высказывания, тексты)
  • Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
  • Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)
  • Ежедневное чтение (вслух и “ про себя ” ) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)
На первом этапе  «Самоопределение в деятельности» 

На первом этапе  «Самоопределение в деятельности» 

  • Организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.
  • Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе  «Учебно-познавательной деятельности» 

На втором этапе  «Учебно-познавательной деятельности» 

  • Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет пошаговое выполнение учебных заданий  по освоению конкретного содержания и включает:   на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне  «знания»  — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;  на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне «понимания»;  на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне «умения» ;  на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
  • Каждый блок представляет пошаговое выполнение учебных заданий  по освоению конкретного содержания и включает:  на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне  «знания»  — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний; на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне «понимания»; на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению  этой же учебной информации на уровне «умения» ; на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
На третьем этапе  «Интеллектуально-преобразовательной деятельности»

На третьем этапе  «Интеллектуально-преобразовательной деятельности»

  • Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
  • Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе  «Рефлексивной деятельности» 

На четвертом этапе  «Рефлексивной деятельности» 

  • Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников.
Примерные материалы для работы: Интернет:

Примерные материалы для работы:

Интернет:

  • Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»;
  • Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»;
  • И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»;
  • А.П.Ерославцева, Е.А.Баяринова «Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Площадь прямоугольника. Единицы площади»;
  • «Технологическая карта урока математики, 5 класс, учитель Т.И.Козак»;
  • Л.А.Мишукова «Технологическая карта урока»
Литература

Литература

  • Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного образования в деятельность образовательного учреждения. Методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников. – Вологда: ВИРО, 2012. – 208 с.
  • Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г. Петерсон – М.: АПК и ПРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.
  • Кокарева З.А. Игнатьева А.С. Проектирование уроков и внеурочных занятий с позиций системно-деятельностного подхода // начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 3-6.
  • Лебедев О.Е. Цели урока: компетентностный подход // Народное образование. – 2011. - № 9. – С.203 – 211.
  • Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
  • Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.
  • Сайт Федерального государственного образовательного стандарта www.standart.edu.ru .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зверько Татьяна Александровна

Дата: 26.04.2021

Номер свидетельства: 579371

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства