Просмотр содержимого документа
««Место и значение практической работы при изучении биологии школьниками с нарушением интеллекта».»
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
СООБЩЕНИЕ
«Место и значение практической работы
при изучении биологии школьниками с нарушением интеллекта».
Подготовила: учитель биологии
Ашутова Л.А.
Одной из важнейших задач обучения в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ ( YIII вида) является подведение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Реализации данной задачи служит такой вид деятельности учащихся, как выполнение практических работ.
Практические работы, как и процесс обучения в целом, выполнение функции образования, воспитания и коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся специальных школ.
Коррекционно — образовательная функция выражается в усвоении, расширении, закреплении знаний, практических умений, умений работать с оборудованием и т.д.
Коррекционно - воспитательная функция состоит в формировании таких черт личности, как трудолюбие, настойчивое умение преодолевать трудности, уверенность в своих силах.
Коррекционно - развивающая функция заключается в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности. Процесс выполнения трудовых функций дает возможность упражнять все мышцы и координировать действия. Большое значение имеют практические работы для развития мелкой моторики. Например, сортировка семян, прореживания и др.
Дети с нарушением интеллекта с большим трудом применяют на практике теоретические знания, полученные на уроках. Поэтому в специальных школах необходима более тесная, чем в массовых школах, связь теоретического обучения с практической деятельностью. Согласно программе специальных школ в разделе «Растения» проводятся практические работы по всхожести семян, перевалке и пересадке комнатных растений выполняются работы по уходу за растениями на пришкольном участке, в разделе «Животные» учащимся предлагается выполнение работ по уходу за животными на фермах.
Вопросы специфики форм организации учебной работы по обучению школьников применять естествоведческие знания на практике изучены недостаточно. В.И.Бондарь, К.П.Ягодовский, Л.Л.Исаенко, Постовская отмечают, что практическая деятельность умственно отсталых учащихся имеет недостаточно осмысленный характер и выполнения на уровне подражания. Причина заключается в непонимании сущности в отсутствии анализа и планирования предстоящей деятельности.
Дети с нарушением интеллекта приступают к выполнению задания без должного ориентирования в нем, без анализа инструкции, продумывания последовательности действий, выбора средств. Нарушение ориентировки в задании является одной из особенностей детей с нарушением интеллекта. Оно сказывается на характере выполняемых ими действий.
Для развития у учащихся навыков ориентирования в задании важным является применение разных форм инструктирования, постепенный переход от поэтапной регуляции действий учащихся к самостоятельному выполнению действий учащихся на основе предварительно обобщенных словесных указаний учителя. Целесообразно постепенное сокращение инструкции в зависимости от усвоения учащимися видов деятельности.
Наряду с практическим выполнением заданий по плану следует применять словесное описание способов его выполнения на основе предложенного плана. В результате такой работы практическая деятельность учащихся приобретает определенную целенаправленность, так как план упорядочивает и стимулирует умственную и практическую деятельность учащихся, а отчет систематизирует и обобщает способ выполнения задания.
Для осуществления образовательного и воспитательного воздействия практических работ необходимо их правильно организовать. При плохой организации учащиеся не чувствуют ответственности за работу, у них не воспитывается правильного отношения к труду. Большое значение при выполнении практических заданий имеет точное указание места и вида работы, конкретность и небольшой объем заданий.
Формы организации деятельности могут быть фронтальными и индивидуальными. Во всех этих случаях каждый получает определенное задание, ограниченное место и время работы.
При фронтальной работе учащиеся выполняют одинаковые задания. Например, все производят копку или рыхление почвы на участке. Некоторые задания выполняются группами (звеньями, бригадами). Каждая группа получает свое задание, в котором указано место работы и время ее выполнения. В одних случаях всем группам дается одинаковые задания и в конце работы выясняется, кто лучше и быстрее выполнил работу. В других случаях каждая группа выполняет определенную часть общего задания. Например, дается следующее задание: произвести подкормку деревьев. Работа распределяется следующим образом: одни копают бороздки вокруг деревьев, другие накладывают торф, компост или минеральную смесь на носилки, подносят удобрение и рассыпают его в бороздки, третьи наполняют ведра и лейки водой, несут их к дереву и выливают воду в бороздки, четвертые засыпают бороздки и разравнивают почву граблями.
Кроме того, полезно выполнение индивидуальных заданий, когда каждый ученик длительное время от начала до конца работает самостоятельно.
К проведению практических работ предъявляются определенные требования, все они должны быть тщательно подготовлены. Заранее намечается цель работы, определяются конкретные задачи, продумываются формы организации деятельности учащихся и их содержание, подбирается необходимое оборудование, формулируются инструкции, которые будут предложены учащимся. Учащиеся также должны быть подготовлены к работе в условиях, отличных от классно — урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам техники безопасности и формированию умений и навыков работы с необходимыми инструментами.