kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Место и значение практической работы при изучении биологии школьниками с нарушением интеллекта».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение разработано для учителей коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Место и значение практической работы при изучении биологии школьниками с нарушением интеллекта».»

ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»








СООБЩЕНИЕ


«Место и значение практической работы

при изучении биологии школьниками с нарушением интеллекта».


Подготовила: учитель биологии

Ашутова Л.А.















Одной из важнейших задач обучения в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ ( YIII вида) является подве­дение учащихся к самостоятельному использованию знаний, применению их в жизни. Реализации данной задачи служит такой вид деятельности учащихся, как выполнение практиче­ских работ.

Практические работы, как и процесс обучения в целом, вы­полнение функции образования, воспитания и коррекции недос­татков интеллектуального развития учащихся специальных школ.

Коррекционно — образовательная функция выражается в ус­воении, расширении, закреплении знаний, практических умений, умений работать с оборудованием и т.д.

Коррекционно - вос­питательная функция состоит в формировании таких черт личности, как трудолюбие, настойчивое умение преодолевать трудности, уверенность в своих силах.

Коррекционно - разви­вающая функция заключается в развитии самостоятельности, интеллектуальных умений, наблюдательности. Процесс выполне­ния трудовых функций дает возможность упражнять все мышцы и координировать действия. Большое значение имеют практические работы для развития мелкой моторики. Напри­мер, сортировка семян, прореживания и др.

Дети с нарушением интеллекта с большим трудом применяют на практике теоретические знания, полученные на уроках. По­этому в специальных школах необходима более тесная, чем в массовых школах, связь теоретического обучения с практиче­ской деятельностью. Согласно программе специальных школ в разделе «Растения» проводятся практические работы по всхожести семян, перевалке и пересадке комнатных растений выполняются работы по уходу за растениями на пришкольном участке, в разделе «Животные» учащимся предлагается выпол­нение работ по уходу за животными на фермах.

Вопросы специфики форм организации учебной работы по обучению школьников применять естествоведческие знания на практике изучены недостаточно. В.И.Бондарь, К.П.Ягодовский, Л.Л.Исаенко, Постовская отме­чают, что практическая деятельность умственно отсталых учащихся имеет недостаточно осмысленный характер и вы­полнения на уровне подражания. Причина заключается в непо­нимании сущности в отсутствии анализа и планирования пред­стоящей деятельности.

Дети с нарушением интеллекта приступают к выполне­нию задания без должного ориентирования в нем, без анализа инструкции, продумывания последовательности действий, выбо­ра средств. Нарушение ориентировки в задании является одной из особенностей детей с нарушением интеллекта. Оно сказы­вается на характере выполняемых ими действий.

Для развития у учащихся навыков ориентирования в зада­нии важным является применение разных форм инструктиро­вания, постепенный переход от поэтапной регуляции действий учащихся к самостоятельному выполнению действий учащихся на основе предварительно обобщенных словесных указаний учителя. Целесообразно постепенное сокращение инструкции в зависимости от усвоения учащимися видов деятельности.

Наряду с практическим выполнением заданий по плану сле­дует применять словесное описание способов его выполнения на основе предложенного плана. В результате такой работы практическая деятельность учащихся приобретает определен­ную целенаправленность, так как план упорядочивает и стиму­лирует умственную и практическую деятельность учащихся, а отчет систематизирует и обобщает способ выполнения зада­ния.

Для осуществления образовательного и воспитательного воздействия практических работ необходимо их правильно ор­ганизовать. При плохой организации учащиеся не чувствуют ответственности за работу, у них не воспитывается правиль­ного отношения к труду. Большое значение при выполнении практических заданий имеет точное указание места и вида работы, конкретность и небольшой объем заданий.

Формы организации деятельности могут быть фронталь­ными и индивидуальными. Во всех этих случаях каждый получает определенное задание, ограниченное место и время рабо­ты.

При фронтальной работе учащиеся выполняют одинаковые задания. Например, все производят копку или рыхление почвы на участке. Некоторые задания выполняются группами (звенья­ми, бригадами). Каждая группа получает свое задание, в кото­ром указано место работы и время ее выполнения. В одних случаях всем группам дается одинаковые задания и в конце работы выясняется, кто лучше и быстрее выполнил работу. В других случаях каждая группа выполняет определенную часть общего задания. Например, дается следующее задание: произве­сти подкормку деревьев. Работа распределяется следующим образом: одни копают бороздки вокруг деревьев, другие накла­дывают торф, компост или минеральную смесь на носилки, подносят удобрение и рассыпают его в бороздки, третьи на­полняют ведра и лейки водой, несут их к дереву и выливают воду в бороздки, четвертые засыпают бороздки и разравнива­ют почву граблями.

Кроме того, полезно выполнение индивидуальных заданий, когда каждый ученик длительное время от начала до конца работает самостоятельно.

К проведению практических работ предъявляются опреде­ленные требования, все они должны быть тщательно подго­товлены. Заранее намечается цель работы, определяются кон­кретные задачи, продумываются формы организации деятель­ности учащихся и их содержание, подбирается необходимое оборудование, формулируются инструкции, которые будут пред­ложены учащимся. Учащиеся также должны быть подготов­лены к работе в условиях, отличных от классно — урочных. Большое внимание должно быть уделено правилам техники безопасности и формированию умений и навыков работы с необходимыми инструментами.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Ашутова Любовь Алексеевна

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597273


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства