Мастер-класс для педагогов «Творческая лаборатория»
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.
Сущность деятельностного подхода в обучении заключается в том, чтобы интересы-желания-потребности каждого ученика были учтены. Тогда у него не возникнут вопросы типа: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?».
Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна молодежь, умеющая выделять проблемы. Задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании деятельностного человека: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В. Хуторским:
(По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока, мастер-класса)
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Организационный 1 мин. | Создание условий для активизации учащихся для последующей работы. | Настрой на работу: Приветствует участников мастер-класса. Создает комфортную ситуацию для начала урока. - Что необходимо для успешной работы на уроке? Предупреждает о временном регламенте (что успели, то успели!) | Активизация познавательных процессов (внимание, память). | Умение вступать в диалог. | Управление своей познавательной деятельностью. |
Создание проблемной ситуации 2 минуты | Определение темы через проблемную ситуацию | Создаёт проблемную ситуацию. Выстраивает зрительный ряд из следующих предметов: коробочка, кулёк, наполненный воздухом, зеркальце в коробочке, банка для сыпучих продуктов с крышкой. Просит внимательно рассмотреть предметы и обнаружить нечто общее для всех предметов. (Путем споров и обсуждений, приходят к мнению, что все предметы выполняют схожую функцию – они сохраняют то, что находится внутри них.) Зная строение клетки, предположите, имеется ли в ней органоид, выполняющий подобную функцию? | Активизация мыслительных процессов (анализ и вывод) | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью. Оценивание мнения других. |
Формулирование проблемы, планирование 2 минуты | Создание условий для формулирования цели урока и постановки учебных задач. Определение цели и задач урока. | Могли бы вы из предложенных вам подручных материалов сконструировать этот органоид? (Проблема: сконструировать клетку и показать в ней оболочку). Что необходимо для устранения данной проблемы? (Участники предлагают разбиться на группы и выполнить задание, предварительно наметив алгоритм действий). | Активизация мыслительных процессов (умозаключение) | Умение вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции. | Управление своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели. Оценивание мнения других. |
Открытие нового знания 7 минут | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации, связей и отношений в объекте изучения. | Организует работу в группах, предложив участникам мастер-класса таблицу с изображением клеток. (Участники разбиваются на группы, обсуждают план действий, распределяют обязанности в группе и выполняют задание). | Работа с информацией. Осмысливают, анализируют, фиксируют результаты на модели. Осознанно строят выводы. | Работают в группе, обсуждают информацию друг с другом. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. |
Применение нового знания и включение его в систему 5 минут | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Участники групп презентуют свои работы, объясняя смысл каждого созданного элемента, сравнивают свой продукт с аналогом. Объясняют, что общего между приведенными примерами с созданным органоидом и в чем заключается отличие. | Переосмысление своего продукта и осваивание того, что есть в действительности. | Участие в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения и его аргументация. | Осуществление взаимного контроля. Оценивание правильности выполнения заданий. |
Рефлексия учебной деятельности 2 минуты | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявления уровня овладения знаниями. | Предлагает ответить на вопросы: Что было самым трудным для вас при выполнении задания? Что вам далось легко? Где можно применить новые знания и умения? | Осознанно строят выводы. | Умение отстаивать свою позицию приводя веские аргументы. | Осуществление итогового контроля. |