Тема: Мастер-класс « Разные приемы в обучении биологии»
Слайд 2
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с применением новых подходов обучения биологии
Слайд 3
"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский.
С.Г.: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на ваше сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет - отверните их от меня.
Прием обратной связи "Ладошки". Слайд 4
Спасибо, начинаем наш мастер- класс.
С.Г.: Биология …… это слово рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам подумать несколько секунд и изобразить себя каким-либо объектом природы
Прием " Ассоциации", выполняется на фоне
музыки (Слайд 5).
Для кого-то это красивый цветок или шум моря, для другого- загадочный лес. И у учеников, конечно, возникает множество вопросов по изучению тайн науки биологии. А мы, учителя, должны помочь найти ответы и разобраться в этом загадочном и интересном мире нашего предмета. И от того как мы будем ставить и формулировать интересующие вопросы, будет зависеть развитие мышления наших детей.
(слайд 6).
Методика постановки «тонких и толстых вопросов» или вопросов второго и первого порядка
Научить ребят думать над прочитанным, понимать текст помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного
"Тонкие” вопросы | "Толстые” вопросы |
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...? | Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
Заданный учеником вопрос по тексту является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать . Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопросов
Практическое задание: Составьте несколько вопросов к любой теме урока
Озвучивание и выступление желающих
Слайд 7
Е.Н.: Я предлагаю Вам посмотреть в зеркало. Кого Вы в нём увидели? (Заслушиваются 4-5 ответов)
Приём "Зеркало".
Верно, вы увидели в нём человека, как неотъемлемую часть Природы. И, безусловно, мы не можем не знать мир, частью которого мы являемся. А какой это мир, и что в нём является интересным, мы можем узнать , используя модуля ИКТ
Применение модуля ИКТ. Работа с одарёнными детьми.
Приём "Самый-самый". Слайд 8-13
Задание: Найдите в интернете и подготовьте сообщение или презентацию по данной теме
Вот только некоторые из них:
-самое большое сооружение, построенное живыми организмами - Большой барьерный риф в Квинсленде, на северо-восточном побережье Австралии. Он простирается на 2027 км, при ширине до 72 км. (Слайд 8)
самый большой цветок- раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра, растёт на островах Суматра, Ява и Калимантан. ( Слайд 9)
самое большое животное - синий кит, размер 33метра, масса 140 т, сердце весит 600-700 кг (Слайд10 )
самые быстрым наземным млекопитающим является гепард, догоняя добычу, он может развить скорость до 120 км/час (Слайд11)
самое толстое дерево-баобаб. При высоте-20м и обхвате ствола-20м, в дереве может скапливаться до 120 тыс. л воды. (Слайд12)
самая длинная змея - анаконда, был зарегистрирован экземпляр длиной 11м 43 см (Слайд 13)
Список этот можно продолжать и продолжать.
Развитие критического мышления
Как и в любой науке у неё есть свои объекты. Найти объекты изучения Биологии поможет Вам моя подсказка: из предложенных мной объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Приём "Третий — лишний" (слайд 14)
Стол- подосиновик-туча
Роза- - тополь-лошадь
Бактерии - книга-солнце
Ручка-астра -пенал.
Е.Н.: Что же у нас получилось? Мы собрали всех представителей царств живой природы, которые и являются объектами изучения биологии.
(Слайд: 15)
Как Вы думаете, почему все они стали объектами изучения биологии? И что изучает, на ваш взгляд, эта наука?
Ответ: Все названные объекты-живые организмы, наука, изучающая живую природу - Биология.
( Слайд16).
Биология раскрывает перед нами много тайн и загадок и чтобы познать их мы должны быть очень наблюдательными. Я предлагаю провести небольшой конкурс " Что бы это значило?"
Приём "Что бы это значило?"
(Демонстрация слайдов:17-19.
17-папоротник
18-лишайник
19-палочник
Е.Н.: Почему все увиденные существа мы можем назвать живыми? (выдвижение гипотез).
Слайд 20
Признаки живых организмов:
растут
размножаются
питаются
дышат
состоят из клеток
Для выполнения следующих заданий, нам необходимо разделиться на 2 группы.
Слайд 21
Приём " Почемучка"
Придумать два, самых интересных вопроса, для эрудитов биологии.
Творческая деятельность . Вся группа составляет Колллаж и пишут впечатления и пожелания от проведённого мастер-класса
Звучит красивая мелодия
и участники работают над созданием проекта
Е.Н.: Вот и завершает работу наш мастер класс я предлагаю вам поразмышлять над вопросом, какие цели были поставлены мной на данный урок?
Слайд 22
(Выступления участников).
Рефлексия.
Вот прошёл мой мастер-класс.
Попрошу, коллеги, вас:
Чтоб урок пошёл всем впрок,
Подвести простой итог!
Если мастер- класс полезен,
Или просто интересен,
Поднимают синий лист!
Лист зелёный – непонятно
И приемы все невнятны!
На память о нашей сегодняшней встрече вы оставите мне плод вашего совместного труда - биологический коллаж
Приём обратной связи "Анкетирование"
метод незаконченного предложения
(Слайд 23).
я очень попрошу Вас выбрать 1-наиболее значимое для Вас и дополнить своими мыслями:
- На мастер- классе я::.
- Самым интересным для меня сегодня было:
- В своей дальнейшей работе я:
- Я пожелал бы:
- Я бы хотела посоветовать:.
Е.Н.: Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.
Я думаю, что используемые сегодня на уроке методические приёмы помогут Вам в работе.
Успехов Вам и творчества! До свидания!
(Слайд 24).