kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла в формировании универсальных учебных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрация возможности использования метода интеллект - карт на уроках естествознания для развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла в формировании универсальных учебных действий"»

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла

в формировании универсальных учебных действий»

Цель: демонстрация возможности использования метода интеллект - карт на уроках естествознания для развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.

Объект: образовательная деятельность.

Предмет: интеллект карта как средство развития общеучебных и логических действий, умений продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, давать оценку своим действия и корректировать их.

Задачи:

  1. рассмотреть возможности применения метода интеллект-карт на уроках естествознания как средства развития универсальных учебных действий;

  2. показать практическое применение метода интеллект-карт на уроках естественнонаучного цикла.

Гипотеза: если при изучении курса «Естествознание» использовать метод интеллект - карт, то это существенно может оптимизировать процесс запоминания, понимания и воспроизведения учебного материала обучающимися, а так же способствует развитию у учащихся умений самостоятельно добывать знания, устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково – символические средства (модели, схемы); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме и как следствие мы можем говорить о том, что данный метод, обеспечивает развитие

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карандаши, фломастеры, листы А4, материал для рефлексии.

Форма проведения: лекция с элементами презентации, имитационная игра с практическими заданиями.





Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть. Целеполагание.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя географии, биологии и химии.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.

2. Теоретически - демонстрационная часть. Обзор литературы

Сократ сказал: «Я не могу научить никого ничему. Я могу только заставить их думать». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод ментальных карт или интеллект-карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций. 

Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant– испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты:

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Отличительными особенностями метода являются:

  1. визуализация структуры и образности излагаемой информации,

  2. привлекательность,

  3. активное использование цвета и многомерных объектов,

  4. концентрация внимания на важных объектах,

  5. графическое представление информации,

  6. наличие элементов творчества.

Учебная информация, представленная в виде интеллект-карты сильно сжата, но, в то же время содержит всю совокупность её нюансов, свойств и особенностей.

Благодаря визуализации информации метод интеллект-карт позволяет обучающимся:

  1. формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия,

  2. повысить работоспособность и эффективность обучения,

  3. развивать оба полушария головного мозга,

  4. повысить качество обучения,

  5. формировать орфографические и пунктуационные навыки,

  6. обогатить словарный запас,

  7. повысить уровень навыков рисования,

  8. подготовиться к экзаменам.

Для преподавателей метод интеллект-карт предоставляет возможность:

  1. глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;

  2. вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

  3. разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;

  4. развивать креативность школьников;

  5. формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

  6. формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);

  7. улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;

  8. ускорять процесс обучения.

Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока, в внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания:

  1. изучение нового материала,

  2. закрепление материала,

  3. обобщение материала,

  4. написание доклада, реферата,

  5. научно-исследовательской работы,

  6. подготовка проекта, презентации,

  7. конспектирование.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

3. Практическая часть

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена (разделить учителей на 2 группы).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

4. Подведение итогов и рефлексия.

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план – схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках естественнонаучного цикла? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

Фото. Составление ментальных карт учащимися 10 класса.


2) обучения устному высказыванию при помощи вербальных опор. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

3) При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

4) представления результатов проектной деятельности.

Фото. Ментальная карта проекта по биологии. 7 класс

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

Фото. Процесс составления ментальной карты по географии.

7 класс

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Например, на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную

Творите сами и вместе с детьми!!!



6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каримова Наталья Владимировна

Дата: 06.08.2019

Номер свидетельства: 517397


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства