Мастер-класс "Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла в формировании универсальных учебных действий"
Мастер-класс "Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла в формировании универсальных учебных действий"
Демонстрация возможности использования метода интеллект - карт на уроках естествознания для развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла в формировании универсальных учебных действий"»
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование ментальных карт на уроках естественнонаучного цикла
в формировании универсальных учебных действий»
Цель: демонстрация возможности использования метода интеллект - карт на уроках естествознания для развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Объект: образовательная деятельность.
Предмет: интеллект карта как средство развития общеучебных и логических действий, умений продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, давать оценку своим действия и корректировать их.
Задачи:
рассмотреть возможности применения метода интеллект-карт на уроках естествознания как средства развития универсальных учебных действий;
показать практическое применение метода интеллект-карт на уроках естественнонаучного цикла.
Гипотеза: если при изучении курса «Естествознание» использовать метод интеллект - карт, то это существенно может оптимизировать процесс запоминания, понимания и воспроизведения учебного материала обучающимися, а так же способствует развитию у учащихся умений самостоятельно добывать знания, устанавливать причинно-следственные связи; использовать знаково – символические средства (модели, схемы); осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме и как следствие мы можем говорить о том, что данный метод, обеспечивает развитие
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карандаши, фломастеры, листы А4, материал для рефлексии.
Форма проведения: лекция с элементами презентации, имитационная игра с практическими заданиями.
Ход мастер-класса:
1. Вступительная часть. Целеполагание.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя географии, биологии и химии.
Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.
Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.
Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.
Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.
И наша задача, как учителей, сохранить индивидуальность каждого ребенка. Научить его думать креативно, развивать творческое мышление.
2. Теоретически - демонстрационная часть. Обзор литературы
Сократ сказал: «Я не могу научить никого ничему. Я могу только заставить их думать». Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод ментальных карт или интеллект-карт», созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant– испускающий свет, лучи (лучистый).
Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".
Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты:
Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.
Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Отличительными особенностями метода являются:
визуализация структуры и образности излагаемой информации,
привлекательность,
активное использование цвета и многомерных объектов,
концентрация внимания на важных объектах,
графическое представление информации,
наличие элементов творчества.
Учебная информация, представленная в виде интеллект-карты сильно сжата, но, в то же время содержит всю совокупность её нюансов, свойств и особенностей.
Благодаря визуализации информации метод интеллект-карт позволяет обучающимся:
формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия,
повысить работоспособность и эффективность обучения,
развивать оба полушария головного мозга,
повысить качество обучения,
формировать орфографические и пунктуационные навыки,
обогатить словарный запас,
повысить уровень навыков рисования,
подготовиться к экзаменам.
Для преподавателей метод интеллект-карт предоставляет возможность:
глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
развивать креативность школьников;
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
ускорять процесс обучения.
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока, в внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания:
изучение нового материала,
закрепление материала,
обобщение материала,
написание доклада, реферата,
научно-исследовательской работы,
подготовка проекта, презентации,
конспектирование.
Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “How to Mind Map”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.
Правила создания интеллект-карт:
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
3. Практическая часть
Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена (разделить учителей на 2 группы).
Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.
Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.
4. Подведение итогов и рефлексия.
Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план – схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать.
Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках естественнонаучного цикла? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.
Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.
Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.
Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.
Я использую интеллект-карты на своих уроках для:
1) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.
2) обучения устному высказыванию при помощи вербальных опор. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
3) При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
4) представления результатов проектной деятельности.
Фото. Ментальная карта проекта по биологии. 7 класс
Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.
Фото. Процесс составления ментальной карты по географии.
7 класс
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Например, на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.
Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную