kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лотос орехоносный

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды я прочитала заметку в "Нашей газете" о том, что у нас на озере Синтупик расцвели лотосы. Меня очень заинтересовало это. Я предложила учащимся 8 класса поработать над этой темой, собрав материал, у нас получился экологический проект. Задачи проекта:

1.            Формирование и развитие общеобразовательных умений и навыков:

а) поиск информации о дополнительных источниках

б)выделение  главного из всего собранного материала.

в)структурирование  материала

г) коммуникация в группках

д) защита проекта

2.            Расширение кругозора, развития любознательности.

3.            Создание условий для самореализации каждого учащегося, роста его личной самооценки, развитие его творческого потенциала.

4.            Развитие           интереса к предмету биологии и учебно- познавательной мотивации. Вид проекта - предметный.

Перед началом работы над проектом учащимися создается мотивация разъясняющая цели и ценность проектной деятельности для ребят, знакомство с этапами проектной работы в общих чертах. Учащиеся разделились на группы.

1 группа учащихся подбирала интересный материал.

2     группа проводила практическую работу, делала снимки лотоса, изучала морфо- биологические особенности лотоса.

3  группа - делала анализ практической работы.

После выполнения работы учащиеся оформляют и защищают проект перед одноклассниками. Учащиеся проходят хорошую школу демонстрации своих знаний, умений, способностей, обретают опыт публичных выступлений.

 

Группы проводят итоговую рефлексию, подводят итоги сделанной работы, соотнося их с критерием оценки и дают самооценку, которая обсуждается одноклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Лотос орехоносный »

Управление образования Администрации Октябрьского района Муниципальное образовательное учреждение "Покровская основная общеобразовательная средняя школа Октябрьского района"

Фестиваль педагогических идей.

Экологический проект "Лотос Орехоносный"

для учащихся VI - XI классов

Выполнили учащиеся VI11 класса: 1.Жиленков Д.

  1. Ларина Я.

  2. Майор Д.

  3. Савенков В.

проверила: Серикова Н.С.

учитель биологии

2012г. с.Покровка

Содержание.

Стр.

    1. Пояснительная записка. 3

    2. Основные этапы работы над проектом. 4

    3. Теория. 5

      1. Систематическое положение лотоса орехоносного.

      2. Морфо-биологические особенности лотоса орехоносного..

а) мощные ветвящиеся корневища

б) листья лотоса

в) цветки лотоса

г) семена лотоса

д)практическая работа «Лотос орехоносный выращивание из семян»

    1. Это интересно: 12

а) священное растение Китая, Индии, Древнего Египта.

б) трон Будды

в) саморазогревающийся цветок

г) Храм лотоса

    1. Заключение. 14

    2. Список литературы. 15

    3. Приложение.

Пояснительная записка.

Однажды я прочитала заметку в "Нашей газете" о том, что у нас на озере Синтупик расцвели лотосы. Меня очень заинтересовало это. Я предложила учащимся 8 класса поработать над этой темой, собрав материал, у нас получился экологический проект. Задачи проекта:

      1. Формирование и развитие общеобразовательных умений и навыков:

а) поиск информации о дополнительных источниках

б)выделение главного из всего собранного материала.

в)структурирование материала

г) коммуникация в группках

д) защита проекта

      1. Расширение кругозора, развития любознательности.

      2. Создание условий для самореализации каждого учащегося, роста его личной самооценки, развитие его творческого потенциала.

      3. Развитие интереса к предмету биологии и учебно- познавательной мотивации. Вид проекта - предметный.

Перед началом работы над проектом учащимися создается мотивация разъясняющая цели и ценность проектной деятельности для ребят, знакомство с этапами проектной работы в общих чертах. Учащиеся разделились на группы.

        1. группа учащихся подбирала интересный материал.

        2. группа проводила практическую работу, делала снимки лотоса, изучала морфо- биологические особенности лотоса.

        3. группа - делала анализ практической работы.

После выполнения работы учащиеся оформляют и защищают проект перед одноклассниками. Учащиеся проходят хорошую школу демонстрации своих знаний, умений, способностей, обретают опыт публичных выступлений.

Группы проводят итоговую рефлексию, подводят итоги сделанной работы, соотнося их с критерием оценки и дают самооценку, которая обсуждается одноклассниками.

Основные этапы работы над проектом.

          1. этап - подготовительный. Мы с учащимися 8 класса, выбрали объект исследования

- лотос -орехоносный, который посадили на озере Синтупик. Подобрали информацию об этом растении, теоретический материал, составили план практической работы.

          1. этап - проведение эксперимента с учащимися 8 класса.

Мы поехали на озеро Синтупик, для того чтобы изучить морфо-биологические особенности строения лотоса орехоносного. Жиленков Д. и Майор Д. сделали фотографии изучаемого объекта. Провели практическую работу.

          1. этап учащиеся готовились к защите проекта, оформляли проект. Ларина Я., Савенков В., Жиленков Д., Майор Д. готовились к выступлению.

          2. этап - защита проекта. Учащиеся рассказали о целях и задачах нашего экологического проекта.

продемонстрировали этапы выполнения работы.

Семейство лотосовых в классе двудольных цветковых растений.

Семейство лотосовых в классе двудольных цветковых растений представлено всего одним родом лотос (Nelumbo), включающим два вида : лотос орехоносный ( N.nucifera) и лотос жёлтый ( N.luteo). Эти виды отличаются друг от друга не только окраской цветков ( у лотоса орехоносного они розовые, а у желтого, о чем говорит само его название,- желтые), но и географическим расположением. Лотос орехоносный - уроженец Старого Света. Именно ему поклонялись древние индусы и египтяне, его плодами питались гомеровские лотофаги. Лотос желтый, открытый после плавания Колумба, произрастает на Атлантическом побережье Америки и островах Карибского моря.

Лотос, как правило, растет в условиях жаркого тропического климата в слабопроточных водоемах - в заболоченных местах, озерах и реках с медленным течением. Интересно, что в засушливые годы лотос, наряду с другими земноводными растениями, нередко оказывается на суше, но продолжает нормально расти и развиваться. В индии, в кашмирской долине, лотос произрастает на высоте до 1560м над у.м. Это наибольшая высота, на которую

он поднимается.

Лотос орехоносный редкий реликтовый род. Ископаемые находки свидетельствуют, что эти растения появились ещё в конце мелового периода мезозойской эры, были широко распространены в третичном периоде, особенно в палеогене, и резко сократили область своего распространения в четвертичном периоде.

Известно, что большую роль в распространении лотоса орехоносного в Юго-Восточной и Южной Азии, например в индии, сыграло разведение его в культуре. В настоящее время все места связаны

Фото № 1

исключительно с поселениями или археологическими памятниками, есть мнение, что если бы не вмешательство человека, культивировавшего лотос, это растение сейчас относилось бы к числу вымирающих, а может быть и вымерших.

Лотос - растение травянистое, земноводное, стебли его превратились в ползучие корневища, погруженные в песчаное дно водоема. Корневища эти мощные, ветвящиеся, с хорошо выраженными шаровидными узлами, от которых отходят многочисленные корни. На зиму в корневищах откладывается крахмал, благодаря чему они очень разрастаются в толщину. В узлах корневищ образуются почки, в которых формируются как листья , так и цветки. На поперечном срезе корневища видно, что оно пронизано многочисленными одиночными пучками, расположенными концентрическими кругами, разделенными крупными воздухоносными полостями.

В естественных условиях лотос размножается преимущественно вегетативно - с помощью своих корневищ, которые в весенне-летнее время активно растут и ветвятся, давая тонкие шнуровидные молодые "ветви", называемые столонами. Они обеспечивают быстрое завоевание растением большого пространства. Нередко лотосы одной заросли оказываются связанными общей системой корневищ, достигающих огромной длины. Например, американскими учеными было подсчитано, что длина сети корневищ лотоса желтого на площади около 4000м2 составляла свыше 340 км.



Фото № 2

Листья лотоса бывают двух типов: подводные - сидячие, чешуевидные, с параллельным жилкованием, и надводные, или воздушные,- плавающие и высоко поднимающиеся над водой. Надводные листья имеют округло-щитовидную форму и длинный шиповатый черешок. У плавающих листьев листовая пластинка плоская, а у

стоячих воронковидная.

Фото №3



Жилкование воздушных листьев лучистое: из центра листа от места крепления черешка радиально расходятся 12-25 жилок.

Листья лотоса обладают интересной особенностью - их верхняя поверхность не смачивается водой, которая собирается здесь в крупные капли.

Это объясняется наличием на верхней поверхности листа хорошо развитого воскового налета. В утренние часы в центре воронковидных стоячих листьев лотоса собирается роса, которую химики древности использовали для своих опытов.

Фото Ne 4

Устьица на листьях лотоса располагаются только с верхней стороны, а в тканях листа имеются большие воздухоносные полости, избавляющие растение от избыточного увлажнения.

Цветки лотоса издревне славились своей красотой. Они очень крупные ( диаметром до 30см), одиночные, обоеполые, обладают слабым, но очень приятным коричным запахом. Как и стоячие листья, цветки лотоса высоко подняты над водой на

Фото №5



прямой длинной цветоножке. Они обладают положительным

гелеотропизмом, т.е. всегда обращены в сторону солнца - несколько ниже места

прикрепления цветка имеется так называемая зона реагирования, благодаря изменениям в которой он меняет свое положение. На ночь цветок закрывается. Каждый цветок радует нас своей красотой лишь три дня.



Цветок лотоса образован многочисленными ( 22-30 штук ) спирально расположенными лепестками, нижние из которых постепенно переходят в чашелистики. Впрочем, четко выраженных чашелистиков в цветке лотоса только два.

Фото N96



Многочисленные крупные тычинки также располагаются спирально. Спирально или почти кольчато располагаются и бочонковидные плодолистики с сидячими рыльцами. Плодолистики погружены в сильно разросшееся цветоложе, которое имеет обратно- коническую форму, при созревании из плодолистиков образуются односемянные орешки с темным, очень прочным деревянистым околоплодником и дыхательным отверстием близ рыльца. Зародыш лотоса очень крупный, с мясистыми бесцветными семядолями и почечкой с двумя первыми темно-зелеными листьями.

Семена лотоса сохраняют всхожесть в течение столетий и даже тысячелетий.

© л*лгл GardenCigger.com

Американская исследовательница Джейн Шен-Миллер прорастила орех лотоса, пролежавший в земле 1288 лет. Несколько семян было найдено в Китае, на дне высохшего пруда, когда-то вырытого J- буддийскими монахами. Древние семена ■лотоса, возраст которых составлял 13 столетий I , подвергли биохимическим исследованиям. tУченым удалось выделить фермент, устраняющий повреждения, которые накапливаются в клеточных белковых структурах. Этот фермент был активен в

8

древнем семени так же, как и в недавно

созревшем. Фото Ne 7

Может быть, есть и другие механизмы, препятствующие старению семян лотоса. Джейн Шен - Миллер надеется, что в будущем ученым удастся встроить в геном человека и домашних животных гены, отвечающие за устранение дефектов, которые накапливаются в течении жизни. Вот таков священный лотос, таящий в себе лекарство от недугов и старости!

Практическая работа

Тема: "Лотос орехоносный (Nelumbo nucifera ) выращивание из семян". Цель : Провести эксперимент по проращиванию из семян в комнатных условиях. Оборудование : емкость с водой, 2-3-шт. семян лотоса, линейка, карандаш, речной песок, цветочный грунт, горшок цветочный.


Ход работы.

День 4.


Семена были скарифицированы и проращивались в (теплой воде на свету при температуре 25-27С. Замена воды Производилась каждый день. Вначале в местах скарификации появились выпуклости, затем вся поверхность "орешка" стала неровной, и семена всплыли. Через некоторое время они набухли, увеличившись в размере почти в 2 раза, и опустились на дно емкости с водой. Вскоре толстая оболочка треснула, и появился зеленый росток в форме крючка.

День 6.


День 35.

Лотос стал расти гораздо медленнее. Сегодня раскрылся 4-й лист (на фотографии он более светлый). Если присмотреться, на большой фотографии можно увидеть боковой побег, который дорос до стенки горшка и тоже выдал лист.


Вывод: Мы провели эксперимент по выращиванию семян лотоса орехоносного, научились проращивать семена в домашних условиях.


Росток, являющийся первым листом, достиг длины 12 см. Видно, что из орешка появляется еще один лист.

День 12.

Выросло уже 2 листа, которые пока не развернулись. На фотографии видно, что появилась точка роста и маченькие корешки. Пришло время высаживать лотос. В качестве "аквариума" был выбран 3-литровый широкий цветочный горшок. На дно слоем в 10 см толщиной был выложен обыкновенный цветочный грунт (залитый водой и простоявший в таком состоянии неделю), а сверху - 1.5-см слой промытого речного песка. Затем была аккуратно залита вода, толщина водного слоя - около 10 см. Орешек лотоса осторожно закопан в песок до точки роста.

Лотос Комарова —Nelumbo Komarowie

На Дальнем Востоке лотос Комарова растет в бассейне Амура по нижнему течению реки Уссури, в озере Малая Ханка, где занимает большие пространства. Он сохранился здесь как третичный реликт, живое ископаемое прошлых геологических эпох, когда климат в этом районе был более теплым. Лотос приспособился к местным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. В случае же полного промерзания водоема, что иногда происходит, корневища лотоса погибают. На фотографии плоды лотоса Комарова. В Европе лотос начали выращивать как декоративное растение с конца XVIII века. Его сажали в оранжереях, а там, где позволял климат, - в открытых водоемах садов и парков. Профессионалам и умелым садоводам выращивание лотоса вполне удается. Лотос хорошо растет при температуре воды 25-30 С, для него необходимы длительный вегетационный период и постоянное солнечное освещение. В искусственных открытых водоемах для лотоса готовят специальный грунт, состоящий из ила, песка и небольшого количества глины и гравия. Вода должна быть чистой, мягкой, слабопроточной. В небольших водоемах периодически добавляют свежую воду, а иногда воду полностью заменяют. Размножают лотос семенами и делением корневища в марте-апреле. Твердую оболочку семян надпиливают напильником, затем семена кладут в банку с теплой водой и ставят в солнечное место. Через несколько дней оболочка семян лопается, один за другим показываются маленькие листочки, а дней через 20 и тоненькие корешки. Молодые растения высаживают или сразу в водоем, если вода уже достаточно прогрета, или в горшки, которые ставят в емкость с водой. Первоначальный уровень воды поддерживают в пределах 6 см, затем по мере роста растений их пересаживают в емкости большего объема, а уровень воды повышают до 20- 40 см. Листья лотоса должны плавать на поверхности. При соблюдении всех этих условий с мая по июль на растении образуется много листьев, а в конце июля - начале августа появляются цветки. В некоторых странах в В Корее, на севере Китая, в Германии воду из водоемов, где выращивается лотос, зимой спускают, а дно водоема укрывают толстым слоем листьев или каким-либо утеплителем - чтобы предохранить растения от вымерзания. Можно выращивать лотос в помещении в больших аквариумах.

В средней полосе России зимой предпочтительно хранить в погребе в ящике с сырым песком при температуре около 10 °С.

Это интересно.

О том, что лотос издавна привлекал к себе внимание человека, свидетельствуют многочисленные памятники искусства и литературы. Лотос использовали как культовое пищевое, лекарственное растение. В корневищах и семенах лотоса содержится до 50% крахмала, а также много сахара, жиров и витамина С. Культура лотоса была известна уже первобытным обитателям Южной и Юго-восточной Азии, а американские индейцы, особенно жившие по берегам рек Теннесси и Камберленд, и туземцы северной оконечности Южной Америки до прихода туда европейцев очень широко использовали лотос в пищу.

В странах Юго -Восточной Азии лотос издавна возделывали по типу рисовой культуры на запруженных террасированных низинах. Его обычно высаживают семенами весной, предварительно разбив околоплодник и помещая в ком глины, который опускают на дно водоема. Урожай собирают осенью, оставляя часть для очередных посадок следующего года. Сельское население Китая, Индии и Японии до сих пор используют семена и корневища лотоса для изготовления муки и получения крахмала, сахара и масла. Из корневищ нередко варят суп или готовят их в качестве гарнира, как картофель. В Китае и в наше время считаются лакомством нарезанные ломтиками и засахаренные корневища лотоса, напоминающие по вкусу мармелад.

Первое упоминание лотоса в числе других лекарственных растений находятся в китайских источниках, составленных более 3000 лет до н.э.

Уже в древности народная медицина применяла все части лотоса- корневища, листья, цветоножки, лепестки, тычинки, плодики - для лечения заболеваний нервной и сердечно- сосудистой систем.

Издавна в Китае, индии и Древнем Египте лотос считали священным растением, чему способствовало его широкое применение, а также удивительная красота. Изображения лотоса довольно части встречаются в памятниках архитектуры Индии, Египта и Ассирии, где он на ряду с папирусами и кувшинками присутствует как характерный элемент водного ландшафта. Цветки лотоса применяли при погребениях, их нередко находят в древне-египетских гробницах. Однако следует обратить внимание на то, что иногда лотосом ошибочно называют кувшинки ( род Nymphaea) из семейства кувшинковых. Цветок, называемый "египетским лотосом", - кувшинка Nymphaea Lotus. Это растение у древних египтян также было священным, настоящий же лотос сейчас в Египте не встречается.

Лотос относится к числу растений, роль которых в жизни человека очень велика, начиная от применения его в народной медицине и кончая поэзией, воспевающей его красоту и загадочность.

Трон Будды.

Согласно легенде, там, где ступал юный Будда, вырастали прекрасные цветы лотоса. В каждом буддийском храме есть резные изображения лотоса и обязательно присутствуют живые цветы. Обычно мудреца Будду изображают восседающим в позе лотоса на троне, сплетенном из лотоса.

Последние исследования.

Что такое "эффект лотоса"?

Утверждение, что "лотос всегда чист", - это не выдумка, вода стекает с него, унося любой сор: сажу, споры грибов, водоросли, даже краски и клей соскальзывают с него. В чем же причина этого?

Совсем недавно раскрыл эту тайну немецкий ботаник Вильгельм Бартлот. Он исследовал поверхностную структуру различных растений под электронным

12

микроскопом. Тот факт, что некоторые листья - например лист кольраби, настурции или лотоса - никогда не бывают грязными, его удивил и озадачил.

оказалось, что поверхность листьев лотоса усеяна тысячами мельчайших восковых комочков и ложбинок - благодаря этим неровностям капельки воды и брызги грязи просто не могут зацепится за нее, и скатываются.

Такой вывод был совершенно неожиданным для ученных, прежде считалось, что лишь идеально гладкая поверхность может быть чистой. Если на ней имеются микронеровности, то они непременно забьются грязью. Но оказалось, что микроскопическая шероховатость обеспечивает поверхности безупречную чистоту, такое явление назвали "эффектом лотоса".

Саморазогревающийся цветок.

такое исследование провели ученые Аделаидского университета (Австралия). Оказалось, что бутоны и цветки лотоса способны самостоятельно разогреваться и регулировать свою температуру, поддерживая её на уровне около +35 С. Выяснилось, что количество энергии, выделяемое цветущим лотосом, достигает 1 Вт. С помощью 20 растений можно было бы осветить комнату.

" Храм Лотоса ".

В столице Индии Дели есть удивительный храм, похожий своими очертаниями на полураскрытый цветок лотоса из 27 лепестков.

Храм Лотоса, или бахаистский молитвенный дом индийского субконтинента,- одна из наиболее ярких архитектурных достопримечательностей не только Индии, но и всей современной Азии. В этом уникальном сооружении нет ни одной прямой линии. Храм был построен за 6 лет на добровольные пожертвования. Компьютерное проектирование геометрических расчетов длилось два с половиной года.

"Лепестки" расположены в три ряда и сделаны из белого бетона, а снаружи облицованы белыми мраморными плитами. Внутренний ряд образует свод здания и напоминает ещё не распустившийся бутон цветка. Внутри Расположен центральный зал диаметром 75м, рассчитанный на 1300 мест. Расстояние от пола до вершины здания - 35м. храм окружен девятью бассейнами, создающими впечатление, что здание, подобно цветку лотоса стоит на воде.

Храм обладает неповторимой системой естественной вентиляции. Благодаря открытым проемам у основания здания и на его вершине, теплый воздух из центрального зала выходит через отверстие в куполе, а прохладный воздух, проходя через бассейны с водой и фундамент, поступает в зал, поддерживая внутри приемлемую температуру.

Заключение

Работа над данным проектом дает ответ на вопросы - можно ли вырастить Лотос в искусственном водоёме?

Оказывается, это уникальное растение, которому поклоняются люди в Китае, Египте, Индии, можно вырастить у нас на озере Синтупик. Размножается Лотос орехоносный семенем и при помощи корневищ, которые завоёвывают за летний период огромное пространство.

Лотос относится к числу растений, роль которых в жизни человека очень велика, начиная от применения в народной медицине и заканчивая поэзией, воспевающей её красоту и загадочность.

Мы, в ходе выполнения данного проекта поняли, увидели и доказали, что Лотос орехоносный можно выращивать в искусственном водоёме и решили продолжить исследовательскую работу по этой теме. Так как знания мы приобрели самостоятельно в интересной работе, то это ценится больше и запоминается надолго.

Список литературы.

Вахромеева М.Г.,Павлов В.Н. Растения красной книги СССР, - М.: Педагогика, 1990. Вокруг Света, 2002, № 3.

Жизнь растений. Т. 5 (1). - М.: Просвещение, 1980.

Кадакин A.M. Дели и его историко-архитектурные памятники. - Издание Посольства РФ в республике Индии.2000. "Наша газета" август 2 ст.В.Гусев.

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лотос орехоносный

Автор: Серикова Наталья Сергеевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Растения Красной книги Казахстана"
    ["seo_title"] => string(34) "rastieniiakrasnoiknighikazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "293144"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455425739"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Путешествие по заповедникам Амурской области "
    ["seo_title"] => string(49) "putieshiestviie-po-zapoviednikam-amurskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "243869"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445845821"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства