Просмотр содержимого документа
««Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»»
« Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»
Введение.
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая система обучения, которая обеспечивает детей с нарушениями интеллекта комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. Смысл применения данных упражнений решает вопрос компенсации дефекта интеллекта ребенка, развитии его личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Для развития в целом личности ребенка и преодоления нарушений интеллекта очень важную роль играют коррекционно-развивающие упражнения, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ребенка. Коррекционно-развивающие упражнения способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.
Цель: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи:
1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.
2)Повышения уровня развития логического мышления.
3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.
4)Развитие речи.
5)Развитие приемов учебной деятельности.
6)Развитие личностно-мотивационной сферы.
7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Основная часть.
1.Содержание работы.
1.1. Организационно-педагогические условия:
Организация данной технологии - это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом коррекционном подходе обучения заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления коррекционными процессами необходимо вводить игровые формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг коррекционных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса. Коррекционная работа на уроках рассматривается как закономерный этап реализации общего образования, обусловленный доступностью получения и усвоения учебной информации и возможностью дальнейшего применения ее на практике в социальной жизни. 1.2. Механизм реализации.
Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание коррекционной работы определяют ряд принципов: соблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи. Коррекционная работа общего образования включает в себя четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание:диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа. Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
1.3. Сущность практического опыта.
При системном применении коррекционно-развивающих упражнений во время обучения детей с проблемами психического развития особо важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед каждым учителем- предметником, прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности , так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на: эффективное развитие ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, а так же преодоление психо-физических отклонений, мешающих его общему развитию.
Функции применения таких упражнений:
1.Обучающая (помогает в овладении знаниями); 2.Развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал) 3.Коррекционная (исправляет недостатки) 4.Коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого); занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). Кроме того, они способствуют созданию позитивного эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.
ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
1. Упражнения связанные с тактильным восприятием:
Цветная аппликация.
«Узнай по контуру»
Копирование изображения по образцу.
«Кусочки целого»
Штриховка.
Пластилиновая живопись
2. Упражнения направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
«Запомни и нарисуй»
«Один лишний»
«Бессмысленные слова»
«Буквенные шифры»
Найди смысловые связи»
«Память на слова»
«Составь слово»
«Ассоциации»
«Мысленные образы»
«Раздели на группы»
3.Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу:
«Найди по алфавиту
« Высокий, средний, низкий»
«Номер буквы по алфавиту»
«Слова по алфавиту»
СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
Изучение иосмысление нового материала.
Повторение изученного материала.
Закрепление.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль знаний.
Активизации имеющегося у учащихся опыта.
Домашние задания.
1.3 Результативность педагогической деятельности.
При использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, через некоторое время наблюдается:
1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2. Повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы.
Дети с удовольствием идут на урок, зная, что их ждет что-то интересное и увлекательное, а не простое заучивание нового материала. На уроках, используя все разнообразие упражнений в процессе обучения, у детей происходит развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания, развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики. А это очень важно для успешного обучения и социализации ребенка.
1.4. Выводы.
Все вышеперечисленные коррекционно-развивающие упражнения, применяемые в процессе обучения детей с ОВЗ биологии, в той или иной степени стимулируют их познавательную активность, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Все виды упражнений, применяемые в системе и в разнообразии, являются эффективным средством активизации обучения и коррекционно-развивающей деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет детей от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.