kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка содержит виды коррекционно-развивающих заданий для детей с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ»»

 « Коррекционно-развивающие упражнения по биологии, применяемые  при работе с детьми с ОВЗ»



Введение.

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая  система обучения, которая обеспечивает  детей с нарушениями интеллекта комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. Смысл применения данных упражнений  решает вопрос компенсации дефекта интеллекта ребенка, развитии его  личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта. Для развития в целом личности ребенка и преодоления нарушений интеллекта  очень важную роль играют коррекционно-развивающие упражнения, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ребенка. Коррекционно-развивающие  упражнения способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.

Цель: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы среднего общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи:

1)Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

2)Повышения уровня развития логического мышления.

3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.

4)Развитие речи.

5)Развитие  приемов учебной деятельности.

6)Развитие личностно-мотивационной сферы.

7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Основная часть.

1.Содержание работы.

1.1. Организационно-педагогические условия:



Организация  данной технологии - это процесс творческий, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Уже в самом  коррекционном подходе обучения  заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Для управления  коррекционными процессами необходимо вводить игровые формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг  коррекционных  процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса. Коррекционная работа на уроках рассматривается как закономерный этап реализации общего образования, обусловленный доступностью получения и усвоения учебной информации и возможностью дальнейшего применения ее на практике в социальной жизни.
1.2. Механизм реализации.



Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями развития посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Содержание коррекционной работы определяют ряд принциповсоблюдение интересов ребёнка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер оказания помощи. Коррекционная  работа общего образования включает в себя четыре взаимосвязанных направления, отражающих её основное содержание: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа. Коррекционная работа реализуется поэтапно. 

Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

1.3. Сущность практического опыта.



При   системном  применении коррекционно-развивающих упражнений  во время обучения детей с проблемами психического развития особо важное  значение  имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам,  сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед каждым  учителем- предметником, прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности , так как чаще всего именно выраженные нарушения той или иной деятельности помешали ребенку обучаться в условиях детского коллектива.  Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на: эффективное развитие ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, а так же преодоление психо-физических отклонений, мешающих его общему развитию.

Функции применения   таких упражнений:

1.Обучающая (помогает в овладении знаниями); 
2.Развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал) 
3.Коррекционная (исправляет недостатки) 
4.Коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого); 
занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). 
Кроме того, они  способствуют созданию позитивного эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность. 

ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО_РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:

  1. Упражнения связанные с тактильным восприятием:



  • Цветная аппликация.

  • «Узнай по контуру»

  • Копирование изображения по образцу.

  • «Кусочки целого»

  • Штриховка.

  • Пластилиновая живопись



2. Упражнения  направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия,  образного мышления:



  • «Запомни и нарисуй»

  • «Один лишний»                            

  • «Бессмысленные слова»                         

  • «Буквенные шифры»                       

  • Найди смысловые связи»

  • «Память на слова»

  • «Составь слово»

  • «Ассоциации»

  • «Мысленные образы»

  • «Раздели на группы»                    



3.Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу:



  • «Найди по алфавиту

  • « Высокий, средний, низкий»

  • «Номер буквы по алфавиту»

  • «Слова по алфавиту»

 

СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:

  • Изучение иосмысление  нового материала.

  • Повторение изученного материала.

  • Закрепление.

  • Обобщение и систематизация знаний.

  • Контроль знаний.

  • Активизации имеющегося у учащихся опыта.

  • Домашние задания.

  • 1.3 Результативность педагогической деятельности.

  • При использовании коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии, через некоторое время наблюдается:

  • 1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

  • 2. Повышение уровня мотивационной сферы, интереса к предмету, речевой инициативы.

  • Дети с удовольствием идут на урок, зная, что их ждет что-то интересное и увлекательное, а не простое заучивание нового материала. На уроках, используя  все разнообразие упражнений в процессе обучения,  у детей происходит развитие и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания, развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики. А это очень важно для успешного обучения и социализации ребенка.

  • 1.4. Выводы.

Все вышеперечисленные коррекционно-развивающие упражнения, применяемые в процессе обучения детей с ОВЗ биологии, в той или иной степени стимулируют их познавательную активность, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Все виды упражнений, применяемые в системе и в разнообразии, являются эффективным средством активизации обучения и коррекционно-развивающей деятельности. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет детей от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Хрубилова Татьяна Ивановна

Дата: 22.08.2022

Номер свидетельства: 611968


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства