Контрольно-оценочные срества по учебной дисциплине Биология. Предназначены для проверки знаний и умений студентов при освоении дисциплины Биология в среднем профессиональном учебном заведении. Могут быть использованы при проведении практических уроков, контрольных работ. Определены задания для самостоятельной работы студентов, даны подробные рекомендации к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Клинцовский социально-педагогический колледж»
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Содержание КОС:
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1 Область применения контрольно-оценочных средств:
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения УД Биология._
1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания
Форма аттестации
Знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
перечисляет органические вещества растительной клетки; описывает клеточную теорию строения;
перечисляет закономерности фенотипической и генотипической изменчивости;
демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя;
имеет представление о биосфере и учении Вернадского;
владеет такими понятиями, как наследственность, изменчивость;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом;
описывает особей одного вида по морфологическому критерию;
характеризует естественные и искусственные экосистемы;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
перечисляет признаки приспособленности живых организмов;
правильно определяет такие биологические процессы, как размножение, оплодотворение;
описывает естественный и искусственный отбор;
приводит примеры приспособленности организмов к среде обитания;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере;
имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линнея;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- биологическую терминологию и символику
применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ, текущем контроле знаний;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
Уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
описывает развитие природы и общества;
приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных;
описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка;
приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма;
отличает фенотипическую и генотипическую изменчивости;
приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении;
перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека;
выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер;
приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания;
решает генетические задачи;
описывает особей одного вида по морфологическому критерию;
составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания;
решает экологические задачи;
контрольная работа
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека;
приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
самостоятельная работа
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
приводит примеры бесполого и полового размножения, сравнивает их и делает вывод;
проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов;
зарисовывает строение живой и растительной клеток;
выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных;
называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем;
тест
текущий контроль: работа на уроке, тестирование, контрольная работа
2. Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения текущего контроля.
Тема 2. Учение о клетке.
Самостоятельная внеаудиторная работа № 1
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Заполните таблицу «Органоиды клетки»
Название органоида
Строение
Функции
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии :
- правильность заполнения таблицы
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленная работа не соответствует требованиям.
ЗАДАНИЕ (практическая работа)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Тема: Изучение строения растительной и животной клеток.
Цель работы:
- познакомиться с методами изучения клетки, формами и размерами клеток,
- изучить строение растительной и животной клеток,
- показать принципиальное различие и сходство между растительной и животной клеткой.
- научиться готовить микропрепараты, пользоваться микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате, схеме.
4. Название основных органоидов, входящих в состав клеток и их функции.
Выполните опыты:
По результатам опытов заполните таблицу (поставьте + или -):
Клетки
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Опыт 1
1. С луковицы репчатого лука снимите наружные сухие чешуи. С поверхности белой мясистой чешуи препаровальной иглой отделите маленький кусочек прозрачной кожицы.
2. Пипеткой или стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло одну каплю чистой воды и очистите в воду кусочек снятой кожицы, расправьте кожицу кончиком иглы.
3. В воду добавьте каплю раствора йода, закройте кожицу покровным стеклом.
4. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом. Зарисуйте клетку кожицы лука и подпишите названия её основных частей.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка
Работа выполнена менее 70% - неудовлетворительная оценка.
Контрольная работа №1 по теме « Учение о клетке»
Вариант 1
Выберите правильный ответ на предложенную информацию.
Запишите номер и букву ответа.
1.Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
а) клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки;
б) клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу и
жизнедеятельности;
в) клетки прокариот и эукариот сходны по строению;
г) клетки всех тканей выполняют сходные функции;
2. Соматические клетки в отличие от половых, содержат:
а) двойной набор хромосом;
б) непостоянный набор хромосом;
в) цитоплазму;
г) плазматическую мембрану;
3. Клетки прокариот, в отличие от клеток эукариот,
а) не имеют плазматической мембраны;
б) не имеют оформленного ядра;
в) состоят из более простых органических веществ;
г) содержат цитоплазму;
4. Клетки растений, в отличие от клеток животных, содержат:
а) ядра; в) хлоропласты;
б) митохондрии; г) эндоплазматическую сеть;
5. Ферменты, участвующие в процессе фотосинтеза, встроены в мембраны:
а) митохондрий; в) лизосом;
б) эндоплазматической сети; г) гран хлоропластов;
6. К двухмембранным органоидам клетки относят:
а) митохондрии и пластиды;
б) рибосомы и клеточный центр;
в) лизосомы и вакуоли;
г) ЭПС и аппарат Гольджи;
7. Лизосомы в клетке образуются в:
а) в эндоплазматической сети; в) клеточном центре;
б) митохондриях; г) комплексе Гольджи
8. Органоиды, расположенные на гранулярной эндоплазматической сети и участвующие в биосинтезе белка, это –
а) лизосомы; в) рибосомы;
б) митохондрии; г) хлоропласты;
9. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:
а) множеству полостей с пузырьками на концах;
б) множеству расположенных в ней гран;
в) системе связанных между собой разветвлённых канальцев;
г) многочисленным кристам на внутренней мембране;
10. Их одной молекулы нуклеиновой кислоты в соединении с белками состоит:
а) митохондрия; в) хромосома;
б) хлоропласт; г) эндоплазматическая сеть;
11. Органоиды – это:
а) постоянные функциональные части клетки;
б) временные образования клетки;
в) выросты клетки;
г) образования, состоящие из множества клеток;
12. Плазматическая мембрана состоит из:
а) двойного слоя белков и слоя липидов;
б) двойного слоя липидов и слоя углеводов;
в) двойного слоя белков и углеводов;
г) двойного слоя липидов и молекул белков;
13. К прокариотам относятся:
а) бактерии и вирусы;
б) бактерии и одноклеточные водоросли;
в) простейшие животные и бактерии;
г) автотрофные и гетеротрофные бактерии;
14.*Какие функции выполняют углеводы?
а) структурную в) каталитическую
б) энергетическую г) многие являются гормонами
15. Какими свойствами обладают полисахариды?
а) хорошо растворимы в воде, сладкие на вкус
б) плохо растворимы в воде, сладкие на вкус
в) теряют сладкий вкус и способность растворяться в воде
16. Какие связи стабилизируют вторичную структуру белков?
а) ковалентные в) ионные
б) водородные г) такие связи отсутствуют
17. Каковы функции ДНК в клетке?
а) один из основных источников энергии
б) принимает непосредственное участие в синтезе белков
в) обеспечивает синтез углеводов и липидов в клетке
г) участвует в хранении и передаче наследственной информации
18. Мономерами нуклеиновых кислот являются:
а) азотистые основания в) нуклеотид
б) рибоза или дезоксирибоза г) глюкоза
19. Наиболее энергоёмкими являются:
а) жиры в) белки
б) нуклеиновые кислоты г) вода
20. К полимерам относятся:
а) крахмал, белок, целлюлоза
б) белок, гликоген, жир
в) целлюлоза, сахароза, крахмал
г) глюкоза, белок, жир
ВАРИАНТ 2
Выберите правильный ответ на предложенную информацию.
Запишите номер и букву ответа.
1.Клетки животных относят к группе эукариотных, так как они имеют:
а) хлоропласты
б) плазматическую мембрану
в) оболочку
г) ядро, отделённое от цитоплазмы оболочкой
2. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в её состав молекулами:
а) гликогена и крахмала в) белков и липидов
б) ДНК и АТФ г) клетчатки и глюкозы
3. Внутренняя полужидкая среда клетки, пронизанная мельчайшими нитями и трубочками, в которой расположены органоиды и ядро, - это
а) лизосомы в) аппарат Гольджи
б) цитоплазма г) эндоплазматическая сеть
4. Главным структурным компонентом ядра являются:
а) хромосомы в) митохондрии
б) рибосомы г) хлоропласты
5. Основная функция митохондрий-
а) редупликация ДНК в) синтез АТФ
б) биосинтез белка г) синтез углеводов
6. Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию:
а) хранения и передачи наследственной информации дочерним клеткам;
б) транспорта органических и неорганических веществ в клетке;
в) окисления органических веществ до неорганических с освобождением энергии;
г) образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света;
7. Какую функцию выполняет в клетке клеточный центр?
а) принимает участие в клеточном делении
б) является хранителем наследственной информации
в) отвечает за биосинтез белка
г) является центром матричного синтеза рибосомной РНК
8. Органоид, отграниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов, которые расщепляют сложные органические вещества до простых, мономеров,-
а) митохондрии в) лизосомы
б) рибосомы г) аппарат Гольджи
9. Какие процессы происходят в рибосомах?
а) окисление углеводов
б) синтез молекул белка
в) синтез липидов и углеводов
г) окисление нуклеиновых кислот
10. На мембранах каких органоидов клетки располагаются рибосомы?
а) эндоплазматической сети в) лизосом
б) хлоропластов г) комплекса Гольджи
11. Органоиды клетки, имеющие две мембраны,- это:
а) лизосомы и митохондрии
б) митохондрии и рибосомы
в) пластиды и митохондрии
г) рибосомы и вакуоли
12. На мембранах гладкой эндоплазматической сети, в отличие от шероховатой, не происходит синтеза:
а) углеводов в) липидов
б) белков г) нуклеиновых кислот
13. Хромосомы представляют собой:
а) несколько молекул ДНК, соединённых вместе
б) молекулу ДНК в соединении с липидами
в) несколько генов ДНК
г) молекулу ДНК в соединении с белками
14.*Какие функции выполняют липиды?
а) структурную в) теплоизолирующую
б) энергетическую г) не5которые являются гормонами
15. В каких клетках содержится больше углеводов?
а) в растительных б) в животных
в) одинаковое количество в тех и других клетках
16. Как нуклеотиды ДНК соединены в одну цепь?
а) через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и 3-атом дезоксирибозы другого
б) через остаток фосфорной кислоты одного нуклеотида и азотное основание другого
в) через остатки фосфорной кислоты соседних нуклеотидов
г) через дезоксирибозы соседних нуклеотидов
17. Из аминокислотных остатков построены молекулы:
а) углеводов в) липидов
б) белков г) воды
18. Состав ДНК и РНК отличается содержанием:
а) сахара б) азотистых оснований
в) сахара и азотистых оснований
19. Для ДНК характерны следующие азотистые основания:
“2” (неудовлетворительно) – 9 и менее правильных ответов
Условия выполнения заданий: письменная работа.
В каждом варианте по 14 тестовых задания.
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
ТЕМА 4 « ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ»
Самостоятельная внеаудиторная работа № 2
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Составить кроссворды по теме «Основы генетики».
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии:
- умение правильно составить вопросы по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- эстетичность оформления;
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленная работа не соответствует требованиям.
Контрольная работа №3 по теме « Основы генетики и селекции»
Вариант 1
Ответьте правильно на вопросы:
1. Изучением закономерностей наследственности и изменчивости организмов занимается наука……
2. Явление полиплоидии представляет собой….
3. Фенотип это….
4. Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по….
5. Назовите признаки, характеризующие мутации (1) и модификации (2):
а) имеют приспособительный характер;
б) передаются по наследству;
в) носят случайный характер
г) не передаются по наследству
д) не затрагивают генотипа
е) изменяют генотип
ж) изменения происходят в хромосомах
6. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются….
7. К анализирующему относят скрещивание типа:
а) Аа х Аа;
б) Аа х аа;
в) АА х Аа;
8. Женская гетерогаметность имеет место у:
а) дрозофилы;
б) человека;
в) птиц;
9. Количество фенотипов при скрещивании АА х Аа в случае полного доминирования:
а) 1; б) 2; в) 3;
10. Возможные варианты гамет у особи с генотипом ААВв:
а) АВ; Ав;
б) АА; Вв;
11. Дигетерозигота имеет генотип:
а) АаВВ;
б) ААВв;
в) АаВв;
12. Мутация – это изменения в генах, происходящие под влиянием….
13. Метод, который нельзя использовать для изучения генетики человека:
а) гибридологический;
б) биохимический;
в) генеалогический;
14. Однородную группу растений с хозяйственно ценными признаками называют -…
15. Массовый отбор практически не используется в селекции….
16. Центры многообразия и происхождения культурных растений установил….
17. Разработать способы преодоления бесплодия межвидовых гибридов впервые удалось...
18. Метод, широко используемый в селекции растений и микроорганизмов и позволяющий искусственно получать мутации,…
19. По каким признакам Г. Мендель избрал горох объектом своих исследований:
а) самоопыляющийся однолетник;
б) имеет контрастные признаки;
в) оба ответа верны;
20. Где расположены аллельные гены:
а) одна хромосома;
б) разные хромосомы;
Вариант 2
Выберите правильный ответ на предложенную информацию.
Запишите номер и букву ответа.
1. Сущность гибридологического метода заключается в:
а) скрещивании организмов и анализе потомства;
б) получении мутаций;
в) исследовании генеалогического древа;
г) получении модификаций;
2. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют:
а) рецессивным; в) гетерозиготным;
б) доминантным; г) гомозиготным;
3. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?
а) гетерозиготными; в) рецессивными;
б) гомозиготными; г) доминантными;
4. Совокупность генов, которую организм получает от родителей, называют:
а) генофондом; в) фенотипом;
б) наследственностью; г) генотипом;
5. Организм с генотипом, гетерозиготным по двум парам аллелей, -
а) АаВв в) ааВВ
б) АаВВ г) ААВв
6. Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве,-
а) мутантные; в) гетерозиготные;
б) гетерозисные; г) гомозиготные;
7. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы
а) 44 аутосомы + ХУ в) 44 аутосомы + ХХ
б) 23 аутосомы + Х г) 23 аутосомы + У
8. Какие гаметы образуются у особи с генотипом Аавв?
а) Ав, вв в) Аа, АА
б) Ав, ав г) Аа, вв
9. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?
а) ВвВв х АаАа в) АаАА х ВвВв
б) АаВв х АаВв г) Аааа х ВвВв
10. Сколько пар альтернативных признаков изучают при моногибридном скрещивании?
а) одну в) две
б) три г) четыре
11. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака –
а) неродственного в) людей разных национальностей
б) близкородственного г) людей разных рас
12. Как называется наука о закономерностях наследственности и изменчивости?
а) экология в) селекция
б) биотехнология г) генетика
13. Преобладающий признак, который проявляется у гибридного потомства, называют:
а) доминантным в) гибридным
б) рецессивным г) мутантным
14. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки):
а) ААВВ в) аавв
б) АаВв г) Аавв
15. « В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти – доминантный» - это закон:
а) единообразия гибридов первого поколения
б) расщепления
в) независимого распределения генов
г) сцеплённого наследования
16. Свойство противоположное наследственности, но неразрывно с ней связанное, - это:
а) развитие в) раздражимость
б) изменчивость г) адаптация
17. Загрязнение окружающей среды мутагенами, повышение уровня радиации – причины:
а) увеличения числа инфекционных заболеваний
б) увеличения числа наследственных заболеваний
в) приспособленности организмов к среде
г) усложнения цепей питания
18. Изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК – это мутация:
а) генная в) хромосомная
б) геномная г) аутосомная
19. Примером какой изменчивости является вытягивание стеблей у растений, испытывающих недостаток света:
а) мутационной; в) комбинативной;
б) цитоплазматической; г) модификационной;
20. Установите соответствие между наследственной (А) и модификационной (Б) изменчивостью и их характеристиками.
а) проявляется только в пределах, ограниченных генотипом;
б) возникшее изменение не передаётся потомкам;
в) может затрагивать отдельные гены;
г) может изменить количество хромосом в хромосомном наборе;
д) является следствием новой комбинации генов, возникшей при оплодотворении;
е) проявляется в ответ на воздействие отдельных факторов среды.
7. Определите формулу расщепления фенотипов гибридного потомства по каждому признаку.
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.
Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
Задача № 5. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка
Работа выполнена менее 70% - неудовлетворительная оценка.
ЗАДАНИЕ (практическая работа)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Тема: Решение генетических задач и составление родословных.
Цель работы:
научиться устанавливать закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых находится в разных парах гомологичных хромосом, путем гибридного или полигибридного скрещивания.
Практическая часть:
Задача 1:
У человека низкий рост преобладает над высоким.
Каковы генотипы членов семьи, если у матери рост низкий, а у отца высокий?
Каковы генотипы членов семьи, если мать гетерозиготна, а отец гомозиготен по признаку роста?
Задача 2:
У КРС ген обуславливающий черную окраску шерсти доминирует над красным. Какое потомство можно ждать от гомозиготного черного быка и гомозиготной черной коровы?
Задание 3
У человека карий цвет глаз доминирующий над голубым. Какого цвета будут глаза у потомков, если кареглазая женщина выйдет замуж за голубоглазого мужчину. Оба родителей гомозиготные.
Задание 4
У фасоли черная окраска семенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян при следующем скрещивании?
а) Аа × аа
б) АА × Аа
в) аа × АА
Задание 5
Карий цвет глаз доминирует над голубым, темный цвет волос – над светлым. Определите вероятность рождения голубоглазого светловолосого ребенка, если мать – гетерозиготная по обоим признакам кареглазая темноволосая, отец – голубоглазый темноволосый.
Задание 6.
Составьте свою родословную.
Контрольная работа №4 по теме «Основы селекция».
ВАРИАНТ 1
Выберите правильный ответ:
1. Группу наиболее сходных по строению и жизнедеятельности животных, созданных для сельскохозяйственных целей человеком, называют:
а) сортом в) породой
б) видом г) родом
2. Метод получения новых сортов растений путем воздействия на организм ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами называют:
а) гетерозисом в) мутагенезом
б) полиплоидией г) гибридизацией
3. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
а) кратно увеличивают набор хромосом в клетках
б) скрещивают чистые линии
в) скрещивают родителей и потомков
г) уменьшают набор хромосом в клетках
4. Явление гибридной силы, проявляющееся в повышении продуктивности и жизнеспособности организмов, называют:
а) полиплоидной в) гетерозисом
б) мутагенезом г) доминированием
5. Полиплоидия - одна из форм изменчивости:
а) модификационной в) комбинативной
б) мутационной г) соотносительной
6. Популяция растений, характеризующаяся сходным генотипом и фенотипом, полученная в результате искусственного отбора, - это:
а) вид в) порода
б) подвид г) сорт
7. Большое значение имело открытие центров многообразия и происхождения культурных растений Н.И.Вавиловым для:
а) селекции в) систематики
б) эволюции г) биотехнологии
8. Н.И. Вавилов разработал:
а) хромосомную теорию наследственности
б) эволюционную теорию
в) гипотезу происхождения жизни
г) учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений
9. Возможность подбора родительских пар для скрещивания и получения потомства с нужными селекционеру признаками возросла благодаря открытию Н.И.Вавиловым:
а) закона гомологических рядов в наследственной изменчивости
б) центров многообразия и происхождения культурных растений
в) закона независимого наследования
г) закона сцепленного наследования
10. Что характерно для отдаленной гибридизации животных?
а) потомство всегда бесплодно
б) часто в потомстве проявляется эффект гетерозиса
в) потомство плодовито и проявляет эффект гетерозиса
г) наблюдается депрессия, ухудшение свойств породы
11. Чистая линия растений - это потомство:
а) гетерозисных форм в) межсортового гибрида
б) одной самоопыляющейся особи г) двух гетерозиготных особей
12. Выращиванием на питательных средах из отдельных клеток биомассы женьшеня занимается:
а) генная инженерия в) микробиология
б) клеточная инженерия г) растениеводство
13. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов, -
а) бионика в) цитология
б) биотехнология г) микробиология
14. В селекции какой группы организмов используют полиплоидию для получения плодовитых межвидовых гибридов?
а) животных в) грибов
б) растений г) бактерий
15. Гетерозис наблюдается при….
а) скрещивании близкородственных особей
б) скрещивании неродственных особей одного вида
в) скрещивании особей разных видов
г) скрещивании бесплодных особей
ВАРИАНТ 2
Выберите правильный ответ.
1. Как называют популяцию растений со сходным генотипом и фенотипом, полученную в результате искусственного отбора?
а) видом в) породой
б) подвидом г) сортом
2. Продуктивность пород животных в хороших условиях содержания изменяется в соответствии с:
а) их фенотипом
б) их нормой реакции признака
в) законами наследственности
г) законом гомологических рядов наследственной изменчивости
3. Какой из перечисленных методов используется в селекции растений и животных?
а) отбор по экстерьеру в) получение полиплоидов
б) массовый отбор г) скрещивание организмов
4. Какие методы используют в селекции растений при выведении новых сортов?
а) выращивание растений на удобренных почвах
б) вегетативное размножение отводками
в) скрещивание растений разных сортов с последующим отбором потомства с ценными признаками
г) выращивание растений в теплицах
5. Какие методы используются при создании новых пород сельскохозяйственных пород животных?
а) скрещивание и искусственный отбор в) естественный отбор
б) хороший ход за животными, режим питания г) массовый отбор
6. Чем характеризуется гетерозис?
а) превосходством гибридов по ряду свойств над родительскими формами
б) подавлением действия генов одного из родителей генами другого родителя
в) кратным увеличением числа хромосом
г) наследованием признаков родительских форм
7. Для получения эффекта гетерозиса:
а) удваивают число хромосом у особей
б) создают и скрещивают чистые линии
в) скрещивают особей одной популяции
г) воздействуют на организм ионизирующей радиацией
8. Чем можно объяснить снижение жизнеспособности перекрёстноопыляемых растений при их самоопылении с целью получения чистых линий?
а) переходом рецессивных мутаций в гомозиготное состояние
б) образованием гетерозиготных особей
в) увеличением числа доминантных мутаций
г) появлением полиплоидного потомства
9. Знания центров происхождения культурных растений используются селекционерами при:
а) создании средств химической защиты от вредителей
б) определении числа мутантных генов у сорта
в) подборе исходного материала для получения нового сорта
г) изучении дрейфа аллельных генов в популяциях
10. Полиплоидию вызывают обработкой семян или проростков растений….
а) ультрафиолетовым излучением в) колхицином
б) гексахлораном г) медным купоросом
11. Аминокислоты, белки, ферменты, антибиотики, витамины, гормоны и прочее получают при помощи….
а) полимерии в) клонирования
б) мутагенеза г) микробиологического синтеза
12. Тритикале – это гибрид….
а) пшеницы и ржи в) пырея и ржи
б) пшеницы и пырея г) лошади и осла
13. С помощью какого метода биотехнологии получают генетически модифицированные продукты питания?
а) клонирования
б) встраивания природных или искусственно созданных генов
в) микробиологического синтеза
г) культуры клеток и тканей
14. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
а) кратно увеличивают набор хромосом в клетках
б) скрещивают чистые линии
в) скрещивают родителей и потомков
г) уменьшают набор хромосом в клетках
15. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов, -
“2” (неудовлетворительно) – 9 и менее правильных ответов
Условия выполнения заданий: письменная работа по 2-м вариантам.
В каждом варианте по 15 тестовых задания.
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
Самостоятельная внеаудиторная работа № 3
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Составить кроссворды по теме «Основы селекции».
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии:
- умение правильно составить вопросы по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- эстетичность оформления;
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленная работа не соответствует требованиям.
Тема 5 «Эволюционное учение».
Внеаудиторная самостоятельная работа 4.
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Подготовка рефератов по теме:
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.
Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.
Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Составление сравнительной тестовой таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании.
4. Подготовка сообщений по вопросам: эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих. (Работа с дополнительной литературой).
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии :
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленная работа не соответствует требованиям.
Контрольная работа по теме « Эволюционное учение»
Вариант 1.
Выберите правильный ответ:
1.Основная заслуга Ч. Дарвина в развитии биологии заключается в:
а) разработке методов селекции
б) выявлении движущих сил эволюции
в) создании научных основ систематики
г) изучении палеонтологических находок
2. Что представляют собой наследственная изменчивость, борьба засуществование и естественный отбор?
а) свойства живой природы б) результаты эволюции
в) движущие силы эволюции г) основные направления эволюции
3. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
а) колебание численности популяций
б) образование новых видов в природе
в) мутационный процесс
г) изоляция популяций
4. К движущим силам эволюции относят:
а) многообразие видов б) борьбу за существование
в) видообразование г) приспособленность
5. Каково значение борьбы за существование в эволюции?
а) сохранение особей преимущественно с полезными изменениями
б) сохранение особей с любыми наследственными изменениями
в) создание материала для отбора
г) обострение взаимоотношений между особями
6. Каковы причины борьбы за существование?
а) изменчивость особей популяции
б) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение особей
в) природные катаклизмы
г) отсутствие приспособлений у особей к среде обитания
7. Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора?
а) сезонная б) мутационная
в) определённая г) фенотипическая
8. Естественный отбор – это:
а) сложные отношения между организмами и неживой природой
б) процесс сохранения особей с полезными для них наследственными изменениями
в) процесс образования новых видов в природе
г) процесс роста численности популяции
9. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора?
а) сохранение старых видов б) изменение нормы реакции
в) появление новых видов г) сохранение особей с изменёнными признаками
10. Приспособленность растений и животных к среде обитания – результат:
а) стремления особей к самоусовершенствованию
б) деятельности человека
в) модификационной изменчивости
г) взаимодействия движущих сил эволюции
11. Сложные отношения между особями одного и разных видов и неживой природой Ч. Дарвин назвал:
а) естественным отбором б) искусственным отбором
в) видообразованием г) борьбой за существование
12. Каковы причины многообразия видов в природе?
а) сезонные изменения в экосистеме
б) приспособленность организмов к среде обитания
в) наследственная изменчивость и естественный отбор
г) модификационная изменчивость и искусственный отбор
13. В чём проявляется приспособленность зайца-беляка к защите зимой от хищников?
а) наличие постоянной температуры тела
б) смена волосяного покрова
в) наличие зимней спячки
г) способность быстро передвигаться по снегу
14. К какому виду приспособлений относят яркую окраску божьих коровок?
а) мимикрия
б) маскировка
в) покровительственная окраска
г) предупреждающая окраска
15. Основной идеей Ч. Дарвина была мысль о:
а) возникновении приспособлений у организмов в результате естественного отбора
б) выживании самых сильных
в) наследовании полезных приобретённых признаков
г) стремлении всех к организмов прогрессу
16. Примером мимикрии служит:
а) сходство формы тела акулы и дельфина
б) окраска пчёл и шмелей
в) муха журчалка, которая по форме и окраске похожа на ос
г) зелёный цвет гусеницы капустной белянки
17. Блестяще-чёрная с ярко-жёлтыми пятнами окраска огненной саламандры – это пример:
а) маскировки
б) мимикрии
в) покровительственной окраски
г) предостерегающей окраски
18. Ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, хорошо заметных ночью, но часто летят на огонь и гибнут – это доказательство:
а) абсолютности приспособлений
б) универсальности приспособлений
в) относительности приспособлений
г) неэффективности приспособлений
19. Какой критерий вида основан на сходстве белков:
а) морфологический б) физиологический
в) биохимический г) генетический
20. При определении видов - двойников решающую роль играет - … критерий:
а) генетический б) географический
в) морфологический г) биохимический
Вариант 2
Выберите правильный ответ для каждого вопроса и запишите цифру и букву.
1. Двойное название видов ввёл в науку:
а) Ч. Дарвин б) Ж. Б. Ламарк
в) К. Линней г) Л. Пастер
2. Укажите пункт, в котором перечислены движущие силы эволюции:
а) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор
в) условия среды, условия питания, возможность для размножения
г) приспособленность, расхождение в признаках
3. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежат:
а) наследственная изменчивость и естественный отбор
б) способность к неограниченному размножению и распространению
в) географическая изоляция
г) приобретённые в течение жизни признаки
4. Процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях среды наследственными признаками, называют:
а) искусственным отбором б) борьбой за существование
в) естественным отбором г) видообразованием
5. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:
а) географической изоляции
б) взаимодействия движущих сил эволюции
в) мутационной изменчивости
г) искусственного отбора
6. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида:
а) возрастает число спонтанных мутаций
б) проявляется движущий отбор
в) проявляется стабилизирующий отбор
г) усиливаются процессы дивергенции
7. В процессе эволюции под действием движущих сил происходит:
а) саморегуляция в экосистеме
б) колебание численности популяций
в) круговорот веществ и превращение энергии
г) формирование приспособленности организмов
8. Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов является причиной:
а) естественного отбора б) дрейфа генов
в) формирования приспособленности г) борьбы за существование
9. Сохранению признаков вида в природе способствует:
а) изменчивость б) мутагенез
в) метаболизм г) наследственность
10. Материалом для естественного отбора служит изменчивость:
а) сезонная б) мутационная
в) определённая г) фенотипическая
11. Образование новых видов в природе происходит в результате:
а) возрастного изменения особей
б) сезонных изменений
в) природоохранной деятельности человека
г) взаимодействия движущих сил эволюции
12. Пример внутривидовой борьбы за существование –
а) соперничество самцов из-за самки
б) «борьба с засухой» растений пустыни
в) сражение хищника с жертвой
г) поедание птицами плодов и семян
13. Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать как приспособление к:
а) запасанию органических веществ б) запасанию минеральных веществ
в) распространению семян г) поглощению воды семенами
14. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида – это проявление:
а) наследственности б) борьбы за существование
в) индивидуального развития г) изменчивости
15. Морфологический критерий вида – это:
а) его область распространения
б) особенности процессов жизнедеятельности
в) особенности внешнего и внутреннего строения
г) определённый набор хромосом и генов
16. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?
а) окраску, расчленяющую тело
б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма
в) сходство в окраске менее защищённых организмов одного вида с защищёнными организмами другого вида
г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами
17. Английский ученый Чарлз Роберт Дарвин:
а) верил в сотворение природы Богом и постоянство видов, но допускал возможность возникновения новых видов путём скрещивания или под влиянием условий среды
б) считал движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству и утверждал наследование благоприобретённых признаков
в) создал эволюционную теорию, основанную на понятиях борьбы за существование и естественного отбора
г) установил главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс
18. Зелёная окраска кузнечика, гусениц бабочек – это пример:
19. Какому критерию вида соответствует следующее описание: у двух видов чёрной крысы разные наборы хромосом – 38 и 42, между собой эти виды не скрещиваются, хотя идентичны по внешнему виду?
а) генетическому б) морфологическому
в) биохимическому г) этологическому
20. Примером приспособленности организма к перенесению неблагоприятных условий окружающей среды является:
“2” (неудовлетворительно) – 9 и менее правильных ответов
Условия выполнения заданий: письменная работа по 2-м вариантам.
В каждом варианте по 20 тестовых задания.
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
ЗАДАНИЕ (фронтальный опрос)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
1. Дайте определения следующим понятиям: вид, биоценоз, популяция.
2. Изложите основные взгляды на эволюцию Линнея. Каковы заслуги Линнея в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?
3. Изложите основные взгляды на эволюцию Ламарка. Каковы заслуги Ламарка в развитии знаний о живой природе? В чём были его заблуждения, ошибки?
4. Изложите основные положения эволюционной теории Дарвина.
5. Какие существуют формы естественного отбора? Дайте им характеристику, приведите примеры.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во время аудиторного занятия
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если нет ответа на поставленный вопрос.
Раздел 6. Человек и окружающая среда.
Внеаудиторная самостоятельная работа
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Подготовка реферата по теме:
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется во внеаудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 60 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, глобальной сетью
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии:
- умение сформулировать цель работы;
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота и логичность раскрытия темы;
- самостоятельность мышления;
- стилистическая грамотность изложения;
- корректность выводов;
- правильность оформления работы.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если выполнены все вышеперечисленные требования к изложению, оформлению, и представлению работы
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в оформлении и представлении работы.
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если допущены незначительные погрешности в содержании, оформлении и представлении работы.
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если представленная работа не соответствует требованиям.
ЗАДАНИЕ (практическая работа)
ТЕКСТ ЗАДАНИЯ:
Тема:Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум).
Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.
Ход работы.
1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
3. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.
4.Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).
5.Составьте пищевые цепи в аквариуме.
6. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:
падают прямые солнечные лучи;
в аквариуме обитает большое количество рыб.
7. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:
Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка.
Выполнение практической работы (менее 70%) – неудовлетворительная оценка.
Контрольная работа по теме « Человек и окружающая среда »
Вариант 1
Выберите правильный ответ:
1.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
а) абиотическими б) экологическими
в) биотическими г) антропогенными
2. Факторы, определяющие пределы выживаемости вида, называют:
а) абиотическими б) оптимальными
в) антропогенными г) ограничивающими
3. Взаимное влияние одного и разных видов относят к факторам:
а) биотическим б) антропогенным
в) абиотическим г) ограничивающим
4. К биотическим факторам среды относят:
а) создание заповедников
б) разлив рек при половодье
в) обгрызание зайцами коры деревьев
г) поднятие грунтовых вод
5. К каким факторам относят увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов?
а) антропогенным б) абиотическим
в) биотическим г) ограничивающим
6. Все виды деятельности человека относят к факторам:
а) абиотическим б) антропогенным
в) биотическим г) периодическим
7. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определённой территории с однородными природными условиями, представляет собой:
а) экосистему б) тайгу
в) тундру г) агроценоз
8. Водоём, заселенный разнообразными видами растений и животных, - это:
а) биогеоценоз б) биосфера
в) ноосфера г) агроэкосистема
9. К биотическим компонентам экосистемы относят:
а) газовый состав атмосферы
б) состав и структуру почвы
в) особенности климата и погоды
г) продуцентов, консументов, редуцентов
10. Какие организмы минерализуют органические вещества в экосистеме?
а) продуценты
б) консументы 1-го порядка
в) консументы 2-го порядка
г) редуценты
11. Какие организмы в экосистеме преобразуют солнечную энергию в химическую?
а) редуценты
б) консументы 3-го порядка
в) консументы 2-го порядка
г) продуценты
12. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки ---? --- уж ---коршун.
а) лягушка б) ёж
в) мышь г) жаворонок
13. Определите консумента 2-го порядка в цепи питания:
8. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:
а) гомозиготные; в) гетерозиготные;
б) гемизиготные; г) полиплоидными.
9. Фенотип – это совокупность:
а) генов организма;
б) генов данной популяции;
в) генов данного вида;
г) внешних и внутренних признаков организма.
10. Наука о закономерностях наследственности и изменчивости:
а) цитология;
б) селекция;
в) генетика;
г) медицина.
11. Наследственной изменчивостью называют:
а) способность живых организмов приобретать новые признаки;
б) форму изменчивости меняющую генотип;
в) изменчивость, которая не имеет прямого влияния на эволюционные процессы;
г) норму реакции.
12. Цитогенетический метод изучения генетики человека основан на изучении:
а) родословных; в) структуры хромосом;
б) особенностей обмена веществ; г) близнецов.
13. Наследственность – это свойство организмов:
а) передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям;
б) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития;
в) воспроизводить себе подобных;
г) с помощью нервной системы отвечать на воздействие внешней среды.
14. Элементарная единица наследственности:
а) ген;
б) хромосома;
в) ядро;
г) цитоплазма.
15. Определите из названий приведенных ниже законов то, которое соответствует формулировке: «Расщепление каждой пары признаков идёт независимо от других пар признаков»:
а) I закон Менделя;
б) закон Вавилова о гомологических рядах наследственной изменчивости;
в) II закон Менделя.
16. Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями:
а) искусственный отбор;
б) естественный отбор;
в) борьба за существование;
г) эволюция.
17. Движущей и направляющей силой эволюции является:
а) дивергенция признаков; в) приспособленность к условиям среды;
б) разнообразие условий среды; г) естественный отбор.
18. Какой критерий вида основан на сходстве белков?
а) морфологический;
б) физиологический;
в) биохимический;
г) генетический.
19. Интенсивность экологического фактора при котором благоприятна жизнедеятельность организмов,- это
а) оптимум;
б) пессимум;
в) верхний предел выносливости;
г) нижний предел выносливости.
20. Кто в экосистеме в наибольшей степени осуществляет минерализацию органических веществ?
а) продуценты;
б) консументы;
в) редуценты;
г) все в равной степени.
Вариант 2 Выберите правильный ответ для каждого вопроса и запишите цифру и букву.
Какое утверждение является одним из положений клеточной теории:
одни и те же триплеты кодируют одни и те же аминокислоты;
свободно живущих неклеточных форм жизни (вирусов) не существует;
ДНК - носитель и хранитель генетической информации;
клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.
Вода – основа жизни:
она может находиться в трёх состояниях (жидком, твёрдом и газообразном);
в клетках зародыша её больше 90%;
является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из неё продуктов обмена;
охлаждает поверхность при испарении.
В ядре клеток содержатся:
митохондрии;
хромосомы;
эндоплазматическая сеть;
лейкопласты.
К формам бесполого размножения относятся:
почкование;
партеногенез;
гермафродитизм;
гаметогенез.
Ген – это часть молекулы:
белка;
ДНК;
АТФ;
РНК.
6. Доминантный ген проявляется:
а) только в гомозиготном организме;
б) только в гетерозиготном организме;
в) как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организме;
г) только в первом поколении.
7. Гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков называются:
а) доминантными;
б) аллельными;
в) рецессивными.
8. Свойство организмов обеспечивать преемственность признаков из поколения в поколение – это
а) изменчивость;
б) наследственность;
в) мутации;
г) гибридизация.
9. Аутосомы – это:
а) половые хромосомы;
б) хромосомы одинаковые у обоих полов;
в) гаметы с гаплоидным набором хромосом;
г) разновидность соматических клеток.
10. Модификационная изменчивость связана с изменениями:
а) генотипа;
б) генофонда;
в) фенотипа;
г) хромосом.
11. Метод, который нельзя использовать для изучения генетики человека:
а) гибридологический; в) генеалогический;
б) биохимический; г) близнецовый.
12. Определите из названий приведенных ниже законов то, которое соответствует формулировке: « Гибриды первого поколения характеризуются единообразием по генотипу и по фенотипу по изучаемым признакам»:
а) II закон Менделя;
б) правило единообразия гибридов первого поколения;
в) закон Моргана;
г) I закон Менделя.
13. Сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды:
а) естественный отбор;
б) борьба за существование;
в) искусственный отбор;
г) эволюция.
14. Эволюция – это:
а) учение об изменении живых организмов;
б) учение, объясняющее историческую силу форм живых организмов глобальными катастрофами;
в) необратимое и, в известной мере, направленное историческое развитие живой природы;
г) раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.
15. Какому критерию вида соответствует следующее описание: императорский пингвин достигает в длину 117 см, весит до 40 кг, имеет обтекаемую форму тела, короткую шею?
а) этологическому;
б) морфологическому;
в) географическому;
г) экологическому.
16. Для эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений характерен фактор эволюции –
а ) мутационный процесс;
б) естественный отбор;
в) искусственный отбор;
г) волны жизни.
17. Способность живых существ производить большое количество потомков ограниченность мест их обитания – это непосредственные причины:
а) наследственной изменчивости;
б) вымирания;
в) борьбы за существование;
г) видообразования.
18. Воздействие друг на друга организмов разных видов относят к факторам:
а) ограничивающим;
б) антропогенным;
в) биотическим;
г) абиотическим.
19. Ведущая роль продуцентов в экосистеме заключается в
а) повышении плодородия почвы;
б) обогащении почвы водой воздухом и минеральными солями;
“2” (неудовлетворительно) – 9 и менее правильных ответов.
Форма проведения промежуточного контроля:
Письменная работа по 3-м вариантам.
В каждом варианте по 20 тестовых задания.
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время.
2. Максимальное время выполнения задания: 45 мин.
3. Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Результаты освоения
(объекты оценивания)
Основные показатели оценки результата и их критерии
Тип задания;
№ задания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
описывает развитие природы и общества;
приводит эмбриологические доказательства эволюционного родства животных;
описывает отрицательное влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков на организм и на эмбриональное развитие ребенка;
приводит примеры влияния окружающей среды и её загрязнений на развитие организма;
отличает фенотипическую и генотипическую изменчивости;
приводит примеры успехов современной генетики в медицине и здравоохранении;
перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека;
выявляет черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливает их относительный характер;
приводит примеры антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности;
вариант 1, 2, 3
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
составляет простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания;
решает генетические задачи;
описывает особей одного вида по морфологическому критерию;
составляет схемы передачи веществ и энергии по цепям питания;
решает экологические задачи;
вариант 1, 2, 3
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
перечисляет источники мутагенов в окружающей среде и описывает их влияние на организм человека;
приводит примеры ландшафтов своей местности, приспособленности организмов к среде обитания
вариант 1, 2, 3
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
находит и извлекает нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
вариант 1, 2, 3
- сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
приводит примеры бесполого и полового размножения, сравнивает их и делает вывод;
проводит сравнительную характеристику естественного и искусственного отборов;
зарисовывает строение живой и растительной клеток;
выявляет и описывает признаки сходства зародышей человека и других позвоночных;
называет черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем;
вариант 1, 2, 3
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
знает основные положения биологических теорий и закономерностей, перечисляет органические вещества растительной клетки; описывает клеточную теорию строения;
перечисляет закономерности фенотипической и генотипической изменчивости;
демонстрирует владение терминологией и символами генетики, понимает законы Менделя;
имеет представление о биосфере и учении Вернадского;
владеет такими понятиями, как наследственность, изменчивость;
вариант 1, 2, 3
- строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
описывает строение растительной и живой клетки, химическую организацию клетки, функционирование генов и хромосом;
описывает особей одного вида по морфологическому критерию;
характеризует естественные и искусственные экосистемы;
вариант 1, 2, 3
- сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
знает сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вариант 1, 2, 3
- вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
называет основателей современной эмбриологии, генетики, учения о биосфере;
имеет представление об эволюционных идеях Ч.Дарвина и Ж.Б.Ламарка, системы природы К.Линнея;
вариант 1, 2, 3
- биологическую терминологию и символику
применяет биологическую терминологию и символику в ходе выполнения практических работ, текущем контроле знаний;