kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Паразитические нематоды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паразиты отравляют организм человека своими ядовитыми выделениями, нарушают процесс пищеварения./ Для профилактики заражения следует мыть руки, фрукты и овощи, а также гладить нательное и постельное белье, предотвращая возможность попадания личинок к человеку./

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К уроку паразитические нематоды»

К уроку «Паразитические нематоды» 7класс.

Прочитайте текст, останавливаясь на значках / осмысливая прочитанное и выполните задания ( 1-4)

Текст « Паразитические нематоды»

 Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека. Длина самцов человеческой аскариды — 15-25 см, а самок — 20-40 см. Самцы отличаются от самок еще и тем, что задний конец их тела («хвост») загнут на брюшную сторону./ В организме зараженного человека обитает сразу несколько червей-паразитов, иногда их число может достигать нескольких сотен. Питаются аскариды содержимым кишечника человека и вызывают заболевание аскаридоз/

Аскариды очень плодовиты — каждая самка откладывает около 200 тыс. яиц в год. Яйца по выходе из кишечника человека наружу развиваются в сырой среде, и через 9-13 суток в них формируются личинки. Яйца аскарид могут сохранять жизнеспособность в течение нескольких лет./ С загрязненной пищей или водой они попадают в кишечник человека, где из них выходят личинки, которые проникают в кровеносное русло и с током крови переносятся в легкие, пробуравливают стенку, затем при кашле попадают в глотку, проглатываются и вновь проникают в кишечник. Через 2-2,5 месяца после заражения оплодотворенные самки начинают откладывать яйца./

Кроме аскариды в организме человека могут паразитировать и другие круглые черви, в частности острицы. Это мелкие черви: самцы длиной 5 мм, самки — 12 мм. На головном конце остриц заметно вздутие кутикулы. Задний конец самца закручен спирально, у самки он шиловидно вытянут и заострен./ Острицы обитают в толстых кишках, где питаются их содержимым. Самки со зрелыми яйцами выползают через анальное отверстие, вызывая зуд, и, отложив вблизи него яйца, погибают./ Человек заражается, проглатывая яйца. Очень мелкие яйца остриц могут переносить различные насекомые, например мухи, тараканы/ Продолжительность жизни остриц в теле хозяина — около одного месяца. После этого наступает самоизлечение. Однако обычно этого не происходит из-за многократного самозаражения больного./

Паразиты отравляют организм человека своими ядовитыми выделениями, нарушают процесс пищеварения./ Для профилактики заражения следует мыть руки, фрукты и овощи, а также гладить нательное и постельное белье, предотвращая возможность попадания личинок к человеку./

Круглые черви произошли от плоских червей путем усложнения строения и жизнедеятельности./ У них появляется первичная полость тела и задняя кишка с анальным отверстием. Лучше развиты выделительная, нервная системы, органы чувств./

Задание1.

Выберите верный ответ:

Человеческая аскарида вызывает заболевание

А. паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз

Б.  вызывает «слоновую болезнь»

В. вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Задание2.
Переведите информацию текста в схему « Цикл развития человеческой аскариды»

Задание 3.

«Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой, острицами , подумайте о мерах профилактики и составьте памятку.

Задание 4.

Выберите признаки усложнения организации круглых червей по сравнению с плоскими.

Деятельность учеников по работе с текстом и критерии оценивания

Ответы

Критерии оценивания

Задание 1

Деятельность:Выявление информации в тексте и сопоставление ее с предложенными вариантами ответов

Ответ: А

1 балл - правильный ответ.

Комментарий: В первом абзаце текста есть название болезни вызываемой аскаридами- аскаридоз

Задание 2

Деятельность: Перевод одной формы текста ( словесный текст) в другую ( схему)

Ответ:

Почва: 


  1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).

  2. В яйце развивается личинка первого возраста.

  3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).

  4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет. 

  5. Проглатывается.

Человек:

  1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.

  2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.

  3. Две линьки: 1-ая: на 5-6-й день, 2-ая: на 10-й день.

  4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

  5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

  6. Проходит через пищевод.

  7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)

  8. Яйца с фекалиями попадают в почву.


1 балл- текст переведен в схему верно; правильно указаны места развития яиц аскариды.

2 балла – правильно указан цикл развития личинок аскариды.

3 балла – общее количество

Комментарий: Во втором абзаце текста описывается весь цикл развития аскариды. Это становится ясно при внимательном прочтении текста.

Задание 3

Деятельность: Высказать предположение и обосновать его.

Ответ: Пути заражения

  • Речная вода 

  • Мухи 

  • Немытые руки 

  • Плохо промытые фрукты и овощи

  • Домашние животные

Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.

  • Вести борьбу с мухами.

  • Выделенных аскарид сжигать.

  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты

  • Соблюдать чистоплотность: 

- мыть руки перед едой; 
- не грызть ногтей и не чистить их зубами; 
- проводить уборку в домах и т.д.

1 балл – названы пути заражения аскаридами и острицами

2 балла – указаны меры профилактики

3 балла – общее количество

Комментарии: В третьем абзаце текста говорится о путях заражения паразитическими нематодами, а в четвертом абзаце о мерах профилактики.

Задание 4

Деятельность: Формулировка вывода по усложнению круглых червей

  • Ответ: Деление пищеварительной системы на отделы.

  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.

  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.

  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела.

  • Разделение полов.


1 балл – перечислены три признака

2 балла – названы все пять признаков

  1. Комментарии: На основе тестового материала и последнего абзаца можно сделать вывод об усложнении в процессе эволюции круглых червей по сравнению с плоскими и их приспособленности к паразитическому образу жизни ( высокая плодовитость, тело покрыто плотной кутикулой; мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело; особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина; микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника)


Общее количество баллов за выполнение текста: 9 баллов

Перевод баллов в отметку:

« 5» 8- 9 баллов

« 4» 6- 7 баллов

« 3» 4- 5 баллов









Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме нематоды»

Конспект урока по теме: « Паразитические черви» биология 7 класс



Цель урока:  в ходе игры -  имитации (криминалистическое расследование) проверить, систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о паразитических червях.

Задачи урока:

Продолжать формировать универсальные учебные действия:

- личностные -  (жизненное и   профессиональное самоопределение, смыслообразование и   оценивание,   установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом) - научить применять научные теоретические знания для обоснования гигиенических мер профилактики гельминтозов; воспитывать твердые убеждения в необходимости сохранения личного и общественного здоровья.

- регулятивные -  (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание,  планирование,  прогнозирование,  контроль,  коррекция, оценка) – уметь устанавливать цели работы, план ее реализации,  контролировать ход работы,  корректировать и оценивать ее;

- познавательные   - (общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия) - знать  особенности строения и циклы развития  паразитических червей (печеночного сосальщика,  аскариды, бычьего цепня); уметь работать с рисунками и схемами, устананавливать пути заражения паразитическими червями и меры профилактики;

- Коммуникативные -    (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать  и взаимодействовать) - развивать умение работать в группе, согласуя свои действия и роли, оформлять и презентовать результаты совместной деятельности;

Оборудование: таблицы с изображением паразитических червей, влажные препараты,  презентация, учебное  электронное пособие  лабораторный практикум «Биология, 6-11 класс», вспомогательные материалы (приложения).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации – интриги.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами будем активными участниками криминалистического расследования, у нас будут и потерпевшие, и преступники, которых нам надо будет определить и обезвредить. Вот три человека, пострадавшие  при столкновении с  опаснейшими и коварнейшими преступниками. Для успешного расследования разделим класс на три группы – следственные бригады.  В ней распределите роли: старший следователь, оперативник - сыщик, секретарь, пресс-атташе и прочие. Я вручаю вам «досье», где собраны материалы по каждому

преступлению. Вот «фотороботы» преступников (изображения печеночного сосальщика, аскариды и бычьего цепня, разрезанных произвольно). К сожалению, эти снимки были повреждены, поэтому, первая ваша задача: так сложить фрагменты, чтобы получить целостные изображения.

Молодцы, теперь в каждой группе есть «фоторобот» преступника. Теперь разберемся с потерпевшими. В целях тайны следствия, назовем их условно: А, Б, В.  После контакта с преступниками они получили тяжкие телесные повреждения, материальный и моральный ущерб.  Перед вами перечень симптомов:

- у господина А. - паразит в желчных протоках и печени. На этапе внедрения в организм вызывает сильные аллергические реакции по типу крапивницы и расстройства пищеварения (тошнота, рвота, боли в животе), а прижившись — заболевания печени и желчного пузыря. Может явиться причиной образования камней в желчном пузыре.

- у господина Б. - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита,    тошноту, повышенное слюновыделение  чаще утром натощак, рвота, диарея, боль в животе, головные боли, утомляемость, потеря трудоспособности, иногда повышение температуры, появление на коже зудящих высыпаний типа крапивницы. Реже, обычно при интенсивных заражениях, проявляется картина легочной патологии в виде кашля, иногда с мокротой с примесью крови, с астматическим компонентом, одышки, болей в груди.

- у господина В. -   часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи. Поражение тонкой кишки  эти паразитом  называется тениархинозом.

В вашем распоряжении  учебники, дополнительная литература, презентация, влажные препараты, муляжи, картинки.  Все это поможет вам  в  расследовании.

3. Работа в группах.

Каждая группа получает  лист с алгоритмом своих действий (приложение  1).  По ходу расследования создается полная картина  «преступления» и четкое описание «преступника». «Старший следователь»  каждой группы  докладывает «руководству» (учителю) о ходе и результатах расследования. Выясняется истинные «виновники происшествия».  Приходим к   выводу: у правоохранительных органов, как и в медицине, главное -  не борьба с преступностью (болезнями), а их профилактика.

Итак:  все вместе, фронтально подводим итоги.

Пути заражения:                                                    Меры профилактики:

1. Грязные руки, ногти                                                    МЫТЬ!!!

2. Немытые овощи и фрукты

3. Мясо                                                                         КИПЯТИТЬ!!!

4. Вода

5. Мухи                                                                         УНИЧТОЖАТЬ!!!

6.  Больные животные

Учитель оценивает итоги расследования, отмечаются лучшие работники следственной бригады, определяется бригада, проявившая качества настоящей командной работы.

4. Рефлексия.

Для проверки усвоения материала  применяем диск - электронное пособие лабораторный практикум «Биология 6-11 класс», лучше, если все компьютеры в классе подключены в локальную сеть.

Для эмоционального финала детям предлагается «Ода паразиту». Ее сочинил человек, плохо знающий истинное лицо паразита, поэтому в его стихотворении так много ошибок. Сейчас мы проверим, сможете ли вы их обнаружить. На каждую замеченную биологическую  ошибку откладывайте красную карточку. Будьте внимательны.

Эх, нелегкая жизнь паразита!

Жить в кишках  - и не быть переваренным,

Но спасает его плодовитость,

Сложный цикл, природой подаренный.

А такое простое строение,

Уж, поверьте, совсем не от лени.

Это зверь любопытный, внимательный,

Слух отличный, хорошее зрение,

И родитель с него замечательный,

Он большое дает поколение.

Всем сердцем он готов дружить

И в симбиозе дружно жить,

С хозяином везучим,

Безграмотным, грязнущим.

Он за пищу и кров всем признателен,

И сумеет создать настроение,

Он желает стать вашим приятелем,

Дегенерации чудо-творение.

Зачастую меняет хозяина,

Сам ползет, выбирая себе.

Приложите, ребята, старание:

Не встречайтесь с глистами нигде!

Учитель предлагает учащимся на пальцах показать количество замеченных ошибок,  визуально определяет правильность выполнения задания, оценивает.

5. Общие итоги урока.

6. Домашнее задание.

П.16

Творческие задания учащимся: презентации, сообщения, плакаты, стихи, сочинения  и пр.

А теперь творческий подарок – песня о гельминтах (приложение 4).












Просмотр содержимого документа
«приложение 5»

Паразиты человека. Человеческая аскарида паразитирует в тонком кишечнике человека. Длина самцов человеческой аскариды — 15-25 см, а самок — 20-40 см. Самцы отличаются от самок еще и тем, что задний конец их тела («хвост») загнут на брюшную сторону. В организме зараженного человека обитает сразу несколько червей-паразитов, иногда их число может достигать нескольких сотен. Питаются аскариды содержимым кишечника человека.

Аскариды очень плодовиты — каждая самка откладывает около 200 тыс. яиц в год. Яйца по выходе из кишечника человека наружу развиваются в сырой среде, и через 9-13 суток в них формируются личинки. Яйца аскарид могут сохранять жизнеспособность в течение нескольких лет. С загрязненной пищей или водой они попадают в кишечник человека, где из них выходят личинки, которые проникают в кровеносное русло и с током крови переносятся в легкие, пробуравливают стенку, затем при кашле попадают в глотку, проглатываются и вновь проникают в кишечник. Через 2-2,5 месяца после заражения оплодотворенные самки начинают откладывать яйца.

Кроме аскариды в организме человека могут паразитировать и другие круглые черви, в частности острицы. Это мелкие черви: самцы длиной 5 мм, самки — 12 мм. На головном конце остриц заметно вздутие кутикулы. Задний конец самца закручен спирально, у самки он шиловидно вытянут и заострен. Острицы обитают в толстых кишках, где питаются их содержимым. Самки со зрелыми яйцами выползают через анальное отверстие, вызывая зуд, и, отложив вблизи него яйца, погибают. Человек заражается, проглатывая яйца. Очень мелкие яйца остриц могут переносить различные насекомые, например мухи, тараканы. Продолжительность жизни остриц в теле хозяина — около одного месяца. После этого наступает самоизлечение. Однако обычно этого не происходит из-за многократного самозаражения больного.

Паразиты отравляют организм человека своими ядовитыми выделениями, нарушают процесс пищеварения. Для профилактики заражения следует мыть руки, фрукты и овощи, а также гладить нательное и постельное белье, предотвращая возможность попадания личинок к человеку.

Круглые черви произошли от плоских червей путем усложнения строения и жизнедеятельности. У них появляется первичная полость тела и задняя кишка с анальным отверстием. Лучше развиты выделительная, нервная системы, органы чувств.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Почему круглых червей называют также первичнополостными?

  2. Перечислите отличительные признаки внешнего и внутреннего строения круглых червей по сравнению с плоскими. Какие из них свидетельствуют о более высокой организации круглых червей?

  3. Охарактеризуйте образ жизни представителей типа Круглые черни.

  4. Как особенности строения кожно-мускульного мешка влияют на характер передвижения нематод?

  5. Какие нематоды паразитируют в организме человека и какие заболевания они вызывают?

  6. Назовите пути заражения человека аскаридами. Как уберечься от этого заражения?



Аскарида человеческая (Ascaris lumbricoides) – возбудитель аскаридоза. Заболевание распространено практически повсеместно. Вид аскариды человеческой близок по морфологии к свиной аскариде, которая встречается в Юго-Восточной Азии, где может легко заражать человека, а человеческая аскарида – свиней.

Человеческая аскарида – это крупный геогельминт, самки которого достигают в половозрелом состоянии длины 40 см, а самцы – 20 см. Тело аскариды цилиндрическое, сужено к концам. У самца задний конец тела спирально закручен на брюшную сторону.

Зрелые яйца паразита имеют овальную форму, окружены толстой многослойной оболочкой, бугристые. Имеют желтовато-коричневый цвет, размеры до 60 мкм.

Аскарида человеческая – это геогельминт, который паразитирует почти исключительно у человека. Оплодотворенные яйца выводятся из организма человека с фекалиями и для дальнейшего развития должны попасть в почву. Яйца созревают при высокой влажности, наличии кислорода и оптимальной температуре 24–25 °C через 2–3 недели. Они резистентны к действию неблагоприятных факторов окружающей среды (могут сохранять жизнеспособность в течение 6 лет и более).

Человек заражается аскаридами чаще всего через немытые овощи и фрукты, на которых находятся яйца. В кишечнике человека из яйца выходит личинка, которая проделывает сложные миграции по организму человека. Она прободает стенку кишечника, проникает сначала в вены большого круга кровообращения, потом через печень, правое предсердие и желудочек попадает в легкие. Из капилляров легких она выходит в альвеолы, затем в бронхи и трахею. Это вызывает формирование кашлевого рефлекса, что способствует попаданию паразита в глотку и вторичному заглатыванию со слюной. Попав в кишечник человека повторно, личинка превращается в половозрелую форму, которая способна размножаться и живет около года. Число аскарид, одновременно паразитирующих в кишечнике одного человека, может достигать нескольких сотен или даже тысяч. При этом одна самка за сутки дает до 240 000. яиц.

Патогенное действие. Общая интоксикация продуктами жизнедеятельности аскарид, которые весьма токсичны. Развиваются головная боль, слабость, сонливость, раздражительность, снижаются память и работоспособность. Инвазия большим количеством аскарид может привести к развитию механической кишечной непроходимости, аппендицита, закупорке желчных протоков (при этом развивается механическая желтуха), в печени могут образовываться абсцессы. Известны случаи атипичной локализации аскарид в ухе, горле, печени, сердце. При этом необходимо срочное хирургическое вмешательство. Мигрирующие личинки вызывают разрушение ткани легкого и формирование очагов гнойной инфекции.

Диагностика.

Обнаружение яиц аскариды человеческой в фекалиях больного.

Профилактика

1. Личная. Соблюдение правил личной гигиены, тщательное мытье овощей, ягод, фруктов, короткая стрижка ногтей, под которыми могут быть яйца паразита.

2. Общественная. Санитарно-просветительская работа. Запрет удобрения огородов и ягодников фекалиями, не прошедшими специальной обработки.

Острица

Острица детская (Enterobius vermicularis) – возбудитель энте-робиоза. Заболевание повсеместно распространено, чаще встречается в детских коллективах (отсюда и название).

Острица – мелкий червь белого цвета. Половозрелые самки достигают в длину 10 мм, самцы – 2–5 мм. Тело прямое, заостренное кзади. Задний конец тела самца спирально закручен. Яйца острицы бесцветные и прозрачные, овальной формы, несимметричные, уплощенные с одной стороны. Размеры яиц – до 50 мкм.

Острица паразитирует только в организме человека, где половозрелая особь локализуется в нижних отделах тонкого кишечника, питаясь его содержимым. Смены хозяев не происходит. Самка со зрелыми яйцами ночью выходит их заднепроходного отверстия и откладывает в складках ануса огромное количество яиц (до 15000.), после чего погибает. Ползание паразита по коже вызывает зуд.

Характерно, что яйца достигают инвазионной зрелости уже через несколько часов после откладывания. Лица, болеющие эн-теробиозом, во сне расчесывают зудящие места, при этом под ногти попадает огромное количество яиц.

С рук они заносятся самим же больным в рот (возникает ауто-реинвазия) или рассеиваются по поверхности белья и предметам. При проглатывании яиц они попадают в тонкий кишечник, где быстро развиваются половозрелые паразиты. Продолжительность жизни взрослой острицы составляет 56–58 суток. Если за это время не произошло нового самозаражения, наступает самоизлечение человека.

Патогенное действие. За счет зуда промежности у детей часто возникают плохой сон, недосыпание, раздражительность, ухудшение самочувствия, часто снижается успеваемость в школе. При проникновении паразита в червеобразный отросток возможно воспаление последнего, т. е. развитие аппендицита (что бывает чаще, чем при аскаридозе).

Так как паразиты располагаются на поверхности слизистой тонкого кишечника, возможны ее воспаление и нарушение целостности стенки кишки. Эффект отнятия пищи чаще всего не развивается, так как паразит имеет малые размеры и не требует такого количества питательного материала, как, например, ленточные черви.

Диагностика

Диагноз ставится на основании обнаружения яиц острицы в материале с перианальных складок и при обнаружении паразитов, выползающих из ануса. В испражнениях больных энтеробиозом острицы и их яйца чаще всего отсутствуют.

Профилактика

1. Личная. Тщательное соблюдение правил личной гигиены, санитарное просвещение населения. Тщательное мытье рук, особенно перед едой и после сна, короткая стрижка ногтей. Больным детям на ночь нужно надевать трусики, которые утром тщательно стирать и проглаживать (острицы не выносят высоких температур).

2. Общественная. Регулярное обследование детей (особенно в организованных коллективах) и персонала, работников предприятий общественного питания на энтеробиоз.











Кроссворд «Типы: Плоские, Круглые, Кольчатые черви»

Начало формы

с ответамибез ответов

Конец формы

1. Животные, в организме которых имеются и женские, и мужские органы размножения.

2. Паразиты животных и людей освоившие почти все системы внутренних органов.

3. Представительница класса Ресничные черви, обитающая в пресных водоёмах.

4. Черви этого класса ведут паразитический образ жизни.

5. Специальное образование на теле дождевого червя, которое затем сползает с переднего конца тела животного и остаётся в почве.

6. Многощетинковый червь.

7. Организм, в котором живёт и размножается взрослый червь.

8. Многочисленные образования, расположенные на параподиях у представителей класса Полихеты.

9. Кровеносная система кольчатых червей, когда кровь движется только по сосудам.

10. Многощетинковый червь, достигающий в длину 1 метр.

11. Организм, в котором развиваются и находятся некоторое время личинки червей.

12. Специальные органы прикрепления.

13. Самые мелкие многоклеточные животные.

14. Парные выросты тела, расположенные на боках каждого сегмента.

15. Прогрессивная группа среди червей, имеющая головной отдел, туловище и хвостовой отдел.

16. Представитель типа круглых червей.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Приложение 1

Задания для работы в группах.

  1. По особенностям внешнего строения определите систематическую принадлежность данного червя. Место обитания паразита.

  2. Описать внутреннее строение и особо отметить особенности, связанные с паразитизмом. Органы прикрепления и способы удержания в организме хозяина. Дегенерация – упрощение строения. Высокая плодовитость.

  3. Определить, каким путем произошло заражение, каков жизненный цикл данного животного, хозяин (основной и промежуточный).

  4. Установить профилактические меры, гигиенические правила, препятствующие заражению паразитическими червями.

  5. Сделать вывод о паразитизме как явлении, особой форме взаимоотношений между живыми организмами.



Симптомы:

  1. У господина А. - паразит в желчных протоках и печени. На этапе внедрения в организм вызывает сильные аллергические реакции по типу крапивницы и расстройства пищеварения (тошнота, рвота, боли в животе), а прижившись — заболевания печени и желчного пузыря. Может явиться причиной образования камней в желчном пузыре.



  1. Господина Б - жалобы на общую слабость, расстройство аппетита, его понижение, «капризный аппетит» у детей, тошноту, повышенное слюновыделение, «слюна клубом катится» чаще утром натощак, рвота, диарея, боль в животе, головные боли, утомляемость, потерю трудоспособности, иногда повышение температуры, появление на коже зудящих высыпаний типа крапивницы. Реже, обычно при интенсивных заражениях, проявляется картина легочной патологии в виде кашля, иногда с мокротой с примесью крови, с астматическим компонентом, одышки, болей в груди.



  1. У господина В. - часто болит живот, появляется тошнота и рвота, аппетит бывает просто неукротимым, но масса тела уменьшается при любых потребляемых объемах пищи. Поражение тонкой кишки эти паразитом называется тениархинозом.













Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Приложение 3

Памятка

Что нужно знать о глистах


Цикл развития. Гельминты проходят в своем развитии несколько стадий, прежде чем превратиться во взрослую особь (самку или самца, способных к размножению). Паразиты обычно внедряются в организм хозяина в виде личинок (реже яиц), потом проходят долгий путь до места своего основного пребывания (кишечник,-печень и любой другой орган), превращаются во взрослую особь и откладывают яйца, попадающие во внешнюю среду. Яйца превращаются в личинки, иногда это происходит в почве, иногда в теле промежуточного хозяина (рыбы, улитки и др. животных).
Человек может быть для гельминта:

  • Основным хозяином (в организме живет взрослый червь способный производить потомство) в случае аскаридоза, энтеробиоза, тениидоза, стронгилоидоза, анкилостомоза и др.

  • Промежуточным хозяином (в организме живут и развиваются личинки гельминта) в случае трихинеллеза, цистерцеркоза, эхинококкоза и др.

Пути проникновения паразитов в организм человека самые разнообразные.

  • Заражение некоторыми глистами (аскаридами, власоглавом и др.) происходит при употреблении в пищу загрязненных землей овощей, фруктов, зелени; через грязные руки. Яйца или личинки этих гельминтов созревают в почве.

  • Заразиться острицами можно через грязные руки, проглотив яйца, которые выделяет больной с калом.

  • Заражение свиным цепнем, бычьим цепнем, кошачьим сосальщиком, трихинеллой и др. происходит при употреблении в пищу сырого или термически недостаточно обработанного мяса и рыбы. Формирование личинок у этих глистов происходит в теле промежуточного хозяина, которого может съесть человек.

  • Личинки некоторых гельминтов (например, филярии, возбудителя слоновости) проникают в организм через укусы кровососущих насекомых.

  • Личинки анкилостом и шистозом способны активно проникать через кожу во время купания, работы в огороде или при хождении по траве босиком.

Патологическое действие глистов:

  • Вызывают аллергические заболевания, любые: от крапивницы и атопического дерматита до бронхиальной астмы.

  • Токсическое действие. Отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности.

  • Механическое повреждение тканей органа, где они живут.

  • Обкрадывание организма питательными веществами и/или кровью.

  • Снижение защитных сил организма.

Течение болезни зависит от:

  • Вида паразита.

  • Количества попавших в организм паразитов.

  • Изначального состояния здоровья ребенка.

Диагностика:

  • Анализ кала на яйца глистов (обнаружение яиц и личинок в кале). Важный момент! При охлаждении яйца глистов сморщиваются и под микроскопом их уже не разглядеть. Поэтому для того, чтобы что-то обнаружить, необходимо принести теплый свежий кал, последнюю порцию, снятую сверху. Причем сдать анализ нужно не менее 3-х раз. Некоторые родители даже приспособились носить анализ в лабораторию в термосе, чтобы он не остыл по дороге.

  • Кровь из вены (определяется наличие иммунитета к глистам). Более точный метод диагностики, но дорогостоящий.

Клиническая картина. Проявления глистной инвазии настолько многообразны, а обнаружить глистов так непросто, что порой гельминтозы расцениваются врачами как кишечная инфекция, патология органов пищеварения, аллергия или железодефицитная анемия. В цикле развития некоторых паразитов (аскариды, анкилостомы, власоглав) заложен-путь прохождения через легкие. У детей может быть кашель и ухудшение общего самочувствия, при этом редко кто из докторов, ставя такому ребенку диагноз «бронхит» или «ОРВИ», вспоминает об аскаридах.
Лечение гельминтоза зависит от вида гельминта, его вызвавшего. Эффективность противогельминтной терапии выше, если обследуется на глисты и проведет соответствующее лечение вся семья.
После лечения необходимо контрольное обследование (повторные анализы кала).
Чаще всего у детей обнаруживают аскаридоз, энтеробиоз и лямблиоз. К примеру, на долю школьников и детей младшего возраста приходится 90-95 % всех больных энтеробиозом и 65,1 % — больных аскаридозом. Поэтому эти виды паразитозов подробно разобраны в соответствующих главах. Здесь мы лишь дадим поверхностные характеристики наиболее часто встречающихся у нас гельминтозов.

Виды гельминтозов:

Трематодозы (вызывают черви-сосальщики).

  • Описторхоз.

  • Фасциолез.

Нематодозы (вызывают круглые черви).

  • Аскаридоз.

  • Энтеробиоз.

  • Анкилостомоз.

  • Трихинеллез.

  • Дракункулез.

  • Стронгилоидоз.

  • Трихоцефалез.

Цестодозы (вызывают ленточные черви).

  • Дифиллоботриоз.

  • Гименолепидоз.

  • Тениидоз.

  • Эхинококкоз.




Просмотр содержимого презентации
«паразитические черви»

Паразитические черви

Паразитические черви

Следствие ведут «знатоки»

Следствие ведут «знатоки»

«Потерпевшие» В . А. Б.

«Потерпевшие»

В .

А.

Б.

ДОСЬЕ № 1

ДОСЬЕ № 1

ДОСЬЕ № 2

ДОСЬЕ № 2

ДОСЬЕ № 3

ДОСЬЕ № 3

Сосальщики — исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике позвоночных, прикрепляясь двумя присосками — ротовой и брюшной. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. У сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей — 0,3 мм – 7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Сосальщики — исключительно паразитические плоские черви. Многие из них живут в кишечнике позвоночных, прикрепляясь двумя присосками — ротовой и брюшной. Они питаются либо содержимым кишечника хозяина, либо его тканями. У этих паразитов есть кишечник. У сосальщиков сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений. Размеры взрослых червей — 0,3 мм – 7,5 см. Сосальщиков более 5000 видов.

Печеночный сосальщик  Крупные плоские паразитические черви, их листовидное тело достигает в длину 26-30 мм. Половозрелые гермафродитные особи обитают в желчных ходах печени крупного и мелкого рогатого скота, реже человека. Промежуточным хозяином является малый прудовик. У животных этот сосальщик вызывает заболевание фасциолез, особенно тяжело протекающее у молодняка (смертность 25% - 70%). Фасциолез человека может закончиться смертельным исходом. Печеночный сосальщик у животных широко распространен по всему миру. Имеются данные о массовом заражении фасциолезом людей во Франции, на Кубе, в Средней Азии; единичные случаи известны и в России.

Печеночный сосальщик

Крупные плоские паразитические черви, их листовидное тело достигает в длину 26-30 мм. Половозрелые гермафродитные особи обитают в желчных ходах печени крупного и мелкого рогатого скота, реже человека. Промежуточным хозяином является малый прудовик. У животных этот сосальщик вызывает заболевание фасциолез, особенно тяжело протекающее у молодняка (смертность 25% - 70%). Фасциолез человека может закончиться смертельным исходом. Печеночный сосальщик у животных широко распространен по всему миру. Имеются данные о массовом заражении фасциолезом людей во Франции, на Кубе, в Средней Азии; единичные случаи известны и в России.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение). Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина — позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь .

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПЕЧЕНОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА

Сосальщики выработали в жизненном цикле не только смену хозяев, но и чередование поколений. Из оплодотворенного яйца выходит свободноплавающая ресничная личинка. Затем в двух разных промежуточных хозяевах следуют два поколения, размножающиеся без оплодотворения партеногенетическое размножение). Затем свободноплавающая личинка проникает в тело окончательного хозяина — позвоночного животного. Там она снова развивается в гермафродитную особь .

Тип круглые черви ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ СВОБОДНОЖИВУЩИЕ

Тип круглые черви

ПАРАЗИТИЧЕСКИЕ

СВОБОДНОЖИВУЩИЕ

Основные признаки Круглых червей Тело круглое в поперечном сечении, заостренное с концов.  Покров - кожно- мускульный мешок.  Могут только изгибаться, т.к. мышцы только продольные. Тело упругое, плотное, покрытое кутикулой. Имеют анальное отверстие.  Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью.  Имеют 4 системы органов. Раздельнополые. Большинство паразиты.

Основные признаки Круглых червей

  • Тело круглое в поперечном сечении, заостренное с концов.
  • Покров - кожно- мускульный мешок.
  • Могут только изгибаться, т.к. мышцы только продольные.
  • Тело упругое, плотное, покрытое кутикулой.
  • Имеют анальное отверстие.
  • Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью.
  • Имеют 4 системы органов.
  • Раздельнополые.
  • Большинство паразиты.

Классы: Нематоды Волосатики Скребни Коловратки Представители: аскариды, острицы, волосатики, луковая и картофельные нематоды, коловратки Аскарида

Классы:

  • Нематоды
  • Волосатики
  • Скребни
  • Коловратки

Представители: аскариды, острицы, волосатики, луковая и картофельные нематоды, коловратки

Аскарида

ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ КРУГЛОГО ЧЕРВЯ

ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ КРУГЛОГО ЧЕРВЯ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ АСКАРИДЫ

ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ АСКАРИДЫ

1 – Попадание яиц через грязные фрукты, овощи в организм человека. 2 – Выход личинок (2) в кровь через стенки кишечника (3). 3 – Попадание личинок в разные органы (в том числе – в легкие), их воспаление(4) 4 – Вторичное проглатывание личинок при кашле и их попадание в кишечник. 5 – Половое созревание червей, образование оплодотворенных яиц. 6 - Попадание яиц в почву  Цикл развития аскариды 5 6

1 – Попадание яиц через грязные фрукты, овощи в организм человека.

2 – Выход личинок (2) в кровь через стенки кишечника (3).

3 – Попадание личинок в разные органы (в том числе – в легкие), их воспаление(4)

4 – Вторичное проглатывание личинок при кашле и их попадание в кишечник.

5 – Половое созревание червей, образование оплодотворенных яиц.

6 - Попадание яиц в почву

Цикл развития аскариды

5

6

Аскаридоз

Аскаридоз

  • Почти во всех случаях аскаридоза у детей наблюдаются симптомы со стороны нервной системы, астенические проявления, такие как слабость, плохое самочувствие, раздражительность, головные боли, нередко рассеянность, понижение памяти, беспокойный сон, ночные страхи, подергивания, реже истерические и эпилептические припадки, снижение интеллекта.
КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ

КЛАСС ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ

  • Ленточные черви — паразиты, живущие в половозрелом состоянии в кишечнике позвоночных. Внешне они напоминают ленту. Характерная черта ленточных червей — отсутствие рта и кишечника. Питаются они содержимым кишечника хозяина, поглощая его через покровы. Тело ленточных червей состоит из головки с органами прикрепления (присосками, крючьями, хоботками), шейки с зоной роста и стробилы, обычно состоящей из члеников (проглоттид). В каждом членике развиваются 1, реже 2, гермафродитных половых системы. Размеры взрослых червей — от 3 мм до 25–30 м. Известно около 3000 видов ленточных червей.
Строение ленточного  червя

Строение ленточного червя

Класс ленточные черви .

Класс ленточные черви .

Цепень свиной  Свиной или вооруженный цепень - паразитический плоский червь из класса ленточных червей, возбудитель тениоза, опасного заболевания человека. Встречается во всех странах мира. Жизненный цикл со сменой хозяев (окончательного и одного промежуточного). Половозрелые гермафродитные особи свиного цепня, достигающие в среднем 2-3 м, обитают в тонком кишечнике человека, главным промежуточным хозяином являются свиньи.

Цепень свиной

Свиной или вооруженный цепень - паразитический плоский червь из класса ленточных червей, возбудитель тениоза, опасного заболевания человека. Встречается во всех странах мира. Жизненный цикл со сменой хозяев (окончательного и одного промежуточного). Половозрелые гермафродитные особи свиного цепня, достигающие в среднем 2-3 м, обитают в тонком кишечнике человека, главным промежуточным хозяином являются свиньи.

Финна.

Финна.

Гермафродитные членики широкого лентеца (слева) и бычьего солитера (справа) заполнены, в основном, мужскими и женскими половыми органами, которые производят огромные количества оплодотворенных яйцеклеток

Гермафродитные членики широкого лентеца (слева) и бычьего солитера (справа) заполнены, в основном, мужскими и женскими половыми органами, которые производят огромные количества оплодотворенных яйцеклеток

Бычий цепень

Бычий цепень

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ. Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин —крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до175 тысяч яиц.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БЫЧЬЕГО ЦЕПНЯ.

Половозрелый бычий цепень паразитирует в кишечнике человека. Его промежуточный хозяин —крупный рогатый скот. Бычий цепень достигает длины 4–10 м. Головка, как у всех цепней, с четырьмя присосками. Стробила состоит более чем из 1000 члеников. Один членик содержит до175 тысяч яиц.

Приспособления червей к паразитизму : органы прикрепления : присоски, крючочки ; большая плодовитость ; плотная кутикула ; упрощение строения тела.

Приспособления червей к паразитизму :

  • органы прикрепления : присоски, крючочки ;
  • большая плодовитость ;
  • плотная кутикула ;
  • упрощение строения тела.

Профилактика гельминтозов. Экологическая профилактика. Санитарный контроль. Обработка пищи высокими или низкими  температурами. Соблюдение правил личной гигиены. Систематические мед. осмотры. Очистка питьевой воды. Не купаться в неизвестных водоемах  Обследование домашних животных и человека

Профилактика гельминтозов.

  • Экологическая профилактика.
  • Санитарный контроль.
  • Обработка пищи высокими или низкими температурами.
  • Соблюдение правил личной гигиены.
  • Систематические мед. осмотры.
  • Очистка питьевой воды.
  • Не купаться в неизвестных водоемах
  • Обследование домашних животных и человека

Финальная песня Куплет. Гельминт грязнулю полюбил и поселился в организме, Он, как типичный паразит, известен суперэгоизмом. Брал у хозяина еду, жил в безопасности, надежно, Взамен принес ему беду, в любви, поверь мне, все возможно. Припев. Глисты и грязнуля всегда будут вместе Сюжет их любви очень старый. Глисты и чистюля, они, если честно,       не пара, не пара, не пара!

Финальная песня

Куплет.

Гельминт грязнулю полюбил и поселился в организме,

Он, как типичный паразит, известен суперэгоизмом.

Брал у хозяина еду, жил в безопасности, надежно,

Взамен принес ему беду, в любви, поверь мне, все возможно.

Припев.

Глисты и грязнуля всегда будут вместе

Сюжет их любви очень старый.

Глисты и чистюля, они, если честно,

не пара, не пара, не пара!

СПАСИБО ЗА УРОК

СПАСИБО ЗА УРОК


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Паразитические нематоды"

Автор: Крючкова Наталья Николаевна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства