Волкова Т.В., Государственное учреждение "Средняя школа № 19
отдела образования акимата города Костаная" г Костанай, Казахстан.
Класс: 8.
Тема урока «Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие организма» (слайд 1).
Цель урока: сформировать представления об оплодотворении и внутриутробном развитии организма человека.
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся знания об оплодотворении, внутриутробном (эмбриональном и плодном или плацентарном) развитии; о развитии плода, о гигиенае беременной женщины, познакомиться с причинами, вызывающими нарушение развития зародыша.
Развивающие: научно обосновать вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков и других негативных факторов на развитие плода; развивать умения и навыки сравнивать, анализировать, выделять главное.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, вести здоровый образ жизни, обратить внимание на то, что здоровье будущего поколения зависит от здоровья родителей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и группах.
Методы урока: словесные, наглядные, проблемно - поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, видео – ролики «Оплодотворение т дробление зигота», «Роды», «Дневник не рожденного ребенка», текст «Не убивай меня, мамочка». презентация.
Основные термины и понятия:
Оплодотворение, зигота, зародыш, беременность, эмбриональный период, плацентарный период, плацента, пупочный канатик, роды, аборт.
План урока.
I. Организационный момент – 2 мин.
II. Актуализация знаний – 10 мин.
III. Изучение нового материала – 21 мин.
IV. Закрепление – 5 мин.
V. Подведение итогов – 3 мин.
VI. Домашнее задание – 2 мин.
VII. Рефлексия – 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
А). Работа с интерактивной доской:
Проверка знаний о строении и функциях половых клеток человека (слайды 2 -4).
Б). Фронтальная беседа с классом по вопросам:
Какие органы составляют мужскую половую систему?
Как называются мужские половые железы?
Назовите функции семенников, простаты и семенных пузырьков.
Чем представлена женская половая система?
Как называются женские половые железы?
Как называются женские и мужские половые гормоны?
Где они вырабатываются?
Какая их функция?
В). Игра на внимательность (работа с терминами).
III. Изучение нового материала.
Рождение и развитие живых организмов удивляло человека во все времена. Но мы способны наблюдать непосредственно судьбу человека лишь после рождения.
Проблема: А до рождения? Что происходит в этот период? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим на уроке и попробуем решить данную проблему.
Учащиеся вместе те с учителем определяют тему и цели урока.
Тема нашего урока «Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие организма».
Цели урока: углубить знания обучающихся об особенностях развития зародыша и плода, раскрыть сущность оплодотворения, познакомить с понятием "беременность", выяснить гигиенические требования к беременной женщине.
Запишите тему урока в тетради.
Слайд 5.Эпиграф урока
Дитя! Прекрасно! Ясно это?
Оно совсем не то, что мы
Все мы из света и из тьмы,
Дитя - из одного лишь света…
А). Значение и механизм оплодотворения (слайд 7).
"Ab ovo" - это латинское выражение в буквальном переводе означает "от яйца" (римляне когда- то начинали трапезу с яиц), а в переносном смысле - начать сначала.
Биологическая задача: Как зарождается жизнь человека и животных, с чего начинается?
Для решения поставленной задачи, посмотрите видео - ролик «Оплодотворение и дробление зиготы» и ответьте на вопросы:
1. Какие клетки принимают участие в оплодотворении?
Сколько сперматозоидов обычно принимает участие в данном процессе?
Что образуется в результате процесса оплодотворения?
Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток, с образованием зиготы, которая дает начало новому организму.
Зигота – клетка, которая образуется в результате слияния половых гамет разного типа.
Б). Определение пола будущего ребенка: мальчик или девочка (слайды 8 -9).
Пол будущего организма определяется результатами оплодотворения.
Если яйцеклетка (все женские гаметы содержат Х-хромосому) оплодотворяется сперматозоидом с Y-хромосомой – рождается ребенок мужского пола, если с Х-хромосомой – женского.
В). Внутриутробное развитие организма.
После оплодотворения наступает период внутриутробного развития.
Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением ребёнка.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Как называется первый этап эмбрионального периода развития человека? (дробление).
2. Что формируется в ходе дробления? (морула).
3. На какой стадии зародыш внедряется в слизистую стенку матки? (морулы).
Затем идёт формирование двухслойного зародыша, а завершается формированием 3 зародышевых листков - эктодермы, мезодермы, энтодермы.
Ткани, органы, системы органов формируются на стадии органогенеза.
4. Работа в парах:
Самостоятельная работа с учебником под редакцией Алимкулова Р. по заданию: найдите на стр. 248 и выпишите ответ на вопрос: за счет чего происходит питание плода, начиная с 12 – недельного развития?
(Питание будущего ребёнка с 12 недели развития осуществляется за счет плаценты, которая становится главной структурой, обеспечивающей обмен веществами между матерью и плодом).
Плацента (от греческого “Лепешка”), или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.
Функции плаценты:
Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода.
Питательная - получение питательных веществ из крови матери.
Выделительная функция плода.
Защитная - получение антител от матери.
Секреторная – (с 4-го месяца беременности) выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы.
С момента образования плаценты начинается плодный период внутриутробного развития.
Г). Беременность (слайд 10).
Беременность- это период вынашивания оплодотворенной яйцеклетки в матке до появления ребенка на свет.
Продолжительность 270-280 дней.
У человека зародыш развивается за счет материнского организма.
Эмбриональный период длится 40 недель.
После 6 недель у зародыша начинают проявляться человеческие черты
Д). Развитие зародыша человека (слайды 11- 21).
Е). Просмотр видео – ролика «Роды». Рождение ребенка (слайды 22- 23).
Ж). Факторы, влияющие на развитие зародыша (слайды 24 -26).
Работа в группах по заданию:
1 группа:
Составьте вопросы по правилам ЗОЖ, которые должна соблюдать женщина, готовящая стать мамой. Гигиена беременных женщин:
1. Беременная женщина не должна переутомляться.
2. Не носить туфли на высоких каблуках.
3. Полноценно питаться, следить за своим весом.
4. Не принимать лекарств без разрешения врача.
5. Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.
6. Больше гулять на свежем воздухе
2 группа составляет словарь новых терминов.
3 группа составляет опорный конспект по вопросу «Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека».
Загрязнение окружающей среды.
Лекарства, наркотики, препараты бытовой химии.
Стрессы.
Наследственные факторы.
Недостаток питания и дефицит воды.
Инфекционные заболевания.
Алкоголь и курение.
З). Аборты и их последствия.
Аборты - это прерванная беременность, начиная с ранних её сроков вплоть до 28 недель.
Врач Пиуль Роквелл из Нью - Йорка так описывает аборт 8-недельного зародыша: "Зародышу было 2 месяца. Я взял в руки плаценту и увидел, как в жидкости пузыря довольно быстро плавало микроскопическое существо мужского пола, зародыш был полностью сформирован. Кожа его была почти прозрачна, а на кончиках пальцев легко различались артерии и вены. Младенец плавал со скоростью один круг в секунду, как настоящий пловец. Когда плацента разорвалась, микроскопический человек лишился жизни".
1). Дневник не рожденного ребенка (слайд 27).
5 октября
Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.
19 октября
Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.
23 октября
Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".
25 октября
Сегодня начало биться мое сердце.
2 ноября
Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.
12 ноября
У меня формируются пальчики - смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.
20 ноября
Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!
23 ноября
Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.
10 декабря
У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие.
13 декабря
Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.
24 декабря
Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!
28 декабря
Сегодня моя мама меня убила.
2). Последствия абортов (слайд 28).
3). Обращение к женщинам (слайд 29).
Закрепление
IY. Закрепление (слайд 30):
Вставьте пропущенные слова:
…. – это слияние сперматозоида и яйцеклетки. В результате оплодотворения образуется ….., которая содержит ….хромосом. Зигота начинает …. и образуется многоклеточный зародыш. Первые два месяца развития называется …. периодом, последующие месяцы до рождения … или … периодом. Беременность длится ….. дней или ……. месяцев. … или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.
Ответы:
Оплодотворение, зигота, 46 хромосом, дробиться, эмбриональный, плодный, плацентарный, 280 дней, 9 месяцев, плацента.
V. Подведение итогов.
Всё, что нам свято и дорого, озарено именем матери! Земля - кормилица, Родина - мать! Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено её именем.
Материнство - священный долг женщины. Отрицать материнство - отрицать жизнь. Сколько радости, доверия, любви у малыша, который тянет ручонки к своей маме. Но к вашим словам благодарности мамам не могут присоединиться дети, которые не родились.
Будем считать, что наш разговор достиг своей цели, если в будущем вы, ребята, вспомните его.
Сегодня на уроке отлично работали учащиеся…
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание (слайд 31).
VII. Рефлексия (слайд 32).
VIII. Используемые источники (слайд 33).