Компетентностно-ориентированные задания по биологии 9 класса тема "Размножение и индивидуальное развитие организма"
Компетентностно-ориентированные задания по биологии 9 класса тема "Размножение и индивидуальное развитие организма"
Компетентностно-ориентированные задания по биологии для 9 класса разработаны по теме "Размножение и индивидуальное развитие организма". Данные задания можно использовать как при изучении новой темы, так и при выполнении домашнего задания. Они соответсвуют второму уровню. Аспект: первичная обработка информации, разрешие проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по биологии 9 класса тема "Размножение и индивидуальное развитие организма"»
Автор: Маркина Н.Г. СОШ № 29.
Класс: 9 класс
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма.
Аспект: первичная обработка информации, разрешение проблемы Уровень II
Введение в проблему: Морские звезды истребляют устриц. Поэтому попавших в сети морских звезд рыбаки разрубали на куски и выбрасывали за борт. Однако, узнав об одной особенности их размножения, они перестали так поступать.
Задачная формулировка: Что это за особенность и к чему она приводит?
Стимул: если выяснить, какие формы размножения существуют, то можно объяснить такое поведение моряков
Бланк задания:
Используя текст учебника, выясните, какими способами размножаются живые существа.
В чем принципиальная разница между половым и бесполым размножением?
Назовите преимущества и недостатки полового и бесполого размножения.
Выясните, какие формы бесполого размножения существуют
Заполните таблицу:
Формы бесполого размножения
Определение
Пример
Используя данные о формах бесполого размножения объясните поведение моряков.
Модельный ответ:
Живые существа размножаются бесполым и половым путями.
При бесполом размножении не происходит образования половых клеток – гамет. В этом процессе участвует одна материнская особь или клетка.
Большое преимущество бесполого размножения - его надежность, так как любая особь вида способна оставить потомство. Недостаток – пониженная изменчивость.
Преимущество полового размножения – высокая изменчивость. Недостаток – велик риск остаться без потомства, т.к. процедура оплодотворения сложна и требует встречаемости если не целых особей, то хотя бы гамет.
Формы бесполого размножения
Особенность
Пример
Митоз
Деление
Простейшие и одноклеточные эукариоты
Вегетативное
Размножение частями тела
Высшие растения, лишайники, некоторые грибы;
Почкование
На материнском организме образуется вырост – почка.
Дрожжи, кишечнополостные;
Стробиляция /фрагментация/
Тело распадается на отдельные фрагменты, каждый из которых достаивает себя до целого организма.
Полипы, морские звезды, некоторые кольчатые черви.
Спорообразование
Образуются специализированные клетки – споры.
Грибы и растения
Морские звезды размножаются путем стробиляции или фрагментации. В ходе это способа размножения происходит достраивание части организма до целого дочернего организма. То есть распавшиеся фрагменты имеют все необходимые ткани и органы, гарантирующие восстановление. Узнав об этой особенности размножения морских звезд, моряки перестали разрубать их на части т.к. этим они способствовали их размножению.
Автор: Маркина Н.Г. СОШ № 29.
Класс: 9 класс
Тема: Размножение и индивидуальное развитие организма.
Аспект: первичная обработка информации, разрешение проблемы Уровень II
Введение в проблему: Нас окружают самые разные организмы. Это кошки, собаки, птицы, аквариумные рыбки. Животные и растения очень сложные организмы. Не задумывались ли вы о том, что все они развивались из единственной клетки – зиготы?
Задачная формулировка: Каким образом это происходит?
Стимул: если изучить, этапы онтогенеза, то можно объяснить развитие разных живых организмов из одной клетки – зиготы.
Бланк задания:
Используя текст §19 дайте определение понятию «онтогенез».
Составьте схему, отражающую периоды онтогенеза и его временные промежутки.
Заполните таблицу:
Стадии эмбриогенеза
Стадии эмбриогенеза
Характеристика
Зигота
Дробление
Бластула
Ранняя гаструла
Поздняя гаструла
Нейрула
Органогенез
Сделайте вывод о единстве происхождения живых организмов на Земле.
Модельный ответ:
Онтогенез – индивидуальное развитие живого организма с момента зарождения и до смерти.
Онтогенез
/с момента образования зиготы и до смерти/
эмбриогенез постэмбриогенез
/от зиготы до рождения/ /от рождения и до смерти/
Стадии эмбриогенеза
Стадии эмбриогенеза
Характеристика
Зигота
Оплодотворенная яйцеклетка с диплоидным набором хромосом.
Дробление
Быстрый митоз. Образование бластомеров.
Бластула
Образование однослойного многоклеточного зародыша с полостью внутри.
Ранняя гаструла
Поздняя гаструла
Двуслойный зародыш, имеющий 2 зародышевых листка: эктодерма и энтодерма.
Трехслойный зародыш. Формирование третьего зародышевого листка – мезодермы.
Нейрула
Образование нервной трубки. Формирование ЦНС и формирование других органов.
Органогенез
Начало развития тканей и систем органов.
Эктодерма – развитие кожи, нервной системы, органов чувств.
Энтодерма – развитие пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы, легких.
Мезодерма – развитие скелета, мышц, сердца, кровеносной системы и крови, почек, половых органов.
Все живые организмы в своем индивидуальном развитии проходят одинаковые стадии – от образования зиготы, до развития систем органов. На ранних стадиях строение зародышей у разных организмов – идентично. Специфические признаки появляются лишь на более поздних стадиях. Об этом свидетельствует закон зародышевого сходства.