kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Изучение редких и подлежащих охране растений, занесенных в Красную книгу Саратовской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа Саратовской области привлекает своей исконно русской красотой, широчайшей рекой Волгой и чудесными малыми реками с их чарующими берегами, плесами, перекатами,  с необычайной прелестью лесов, полянами с буйством цветов, бескрайними просторами лугов, полей, природными источниками и уникальными растениями. Пока у нас еще есть красивые, не нарушенные человеком уголки природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Изучение редких и подлежащих охране растений, занесенных в Красную книгу Саратовской области"»



Дерево, трава, цветок иль птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.





Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените ,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики….

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькавшую над житом.


Берегите Землю! Берегите!









МОУ «Краснолиманская основная общеобразовательная школа

Романовского района Саратовская область»


Тема работы:


«Изучение редких и подлежащих охране растений,

занесенных в Красную книгу Саратовской области,

произрастающих в озере «Коробок» пос. Красноармейский

Романовского района Саратовской области».




ФИО автора: Недобежкина Римма Алексеевна – учитель биологии

МОУ «Краснолиманская ООШ».







пос. Красноармейский

-2016 -


Оглавление:

Тема работы______________________________________ стр 2

Цели и задачи работы _____________________________ стр 3

Тезисы работы ___________________________________ стр 4

Характеристика местообитания редких растений_______________ стр 5

Описание внешнего вида кувшинки белой______________________ стр 11

Выявление местообитания редких видов_______________________ стр12

Суточный ритм цветения (время раскрывания и

закрывания цветков)________________________________________ стр 13

Наблюдение за объектами исследования________________________ стр 14

Выявление причин сокращения

численности кувшинки белой_________________________________ стр 15

Рекомендации по сохранению

популяции редких растений._________________________________ стр 16

Используемая литература___________________________________ стр 17









Тема работы:


«Изучение редких и подлежащих охране растений, занесенных в Красную книгу Саратовской области, произрастающих в озере «Коробок» пос. Красноармейский Романовского района Саратовской области».

















Цели и задачи работы:



  • Изучение и сохранение природного наследия родного края;

  • Изучение состояния существующих охраняемых растений;

  • Создание условий для понимания проблемы сохранения биологического разнообразия родного края;

  • Постоянное пополнение знаний об окружающей среде;

  • Воспитание бережного отношения к природным ценностям.












Тезисы работы:


  • Характеристика местообитания редких растений.

  • Описание внешнего вида кувшинки белой.

  • Выявление местообитания растений редких видов .

  • Суточный ритм цветения (время раскрывания и закрывания цветков)

  • Наблюдение за объектами исследования.

  • Выявление причин сокращения численности кувшинки белой

  • Рекомендации по сохранению популяции редких растений.













Характеристика местообитания редких растений.

Природа Саратовской области привлекает своей исконно русской красотой, широчайшей рекой Волгой и чудесными малыми реками с их чарующими берегами, плесами, перекатами, с необычайной прелестью лесов, полянами с буйством цветов, бескрайними просторами лугов, полей, природными источниками и уникальными растениями. Пока у нас еще есть красивые, не нарушенные человеком уголки природы.



Мы живем на территории Романовского района, в поселке Красноармейский, и на этой же территории находится цепочка озер-стариц, берега которых поросли камышом, тростником.

Речные поймы! Царство золотое

Разных трав, протоков и озер,

Есть озера – спрятаны от взора

Громко о таких не говорят…


Эти озера старое русло красивейшей реки Карай


Люблю я тихое твоё журчанье,

И берега поросшие травой,

Люблю подслушивать я стройных

ив шептание,

Над тихою прозрачною водой.

В минуты радости, в минуты грусти

Я рвусь к тебе, любимая река,

Бегом, вперёд, в степное захолустье

Трепещет сердце и дрожит рука.

Пройдут года, окончатся, как книжка,

Но помни, никогда не забывай

Как, бросив всё, к тебе бежал мальчишка

И как любил тебя, река Карай!

П. Атяскин. «Перезвон сердец».

Всем известно, что вода в водоеме течет в том случае, если имеется уклон местности. В результате постоянного движения земной коры одни участки суши поднимаются, другие опускаются. Когда-то, в далеком прошлом местность, по которой протекает река Карай стала медленно подниматься. Имеющийся уклон постепенно исчез, и река прорыла себе новое русло через рабочий поселок Романовка, оставив нам на память старое русло. И только во время весеннего половодья русло реки оживает. Цепочки озер соединяются и бурный поток весенних вод мчится с большой скоростью к железобетонному мосту, где вливается в новое русло реки Карай.







С приходом лета связь между озерами-старицами постепенно исчезает, и каждое озеро начинает жить своей собственной жизнью. Одно из таких озер находится на территории нашего поселка, и жители называют его «Наша речка

Коробок». Озеро имеет неопределенную форму, и ширина его варьируется в некоторых местах от 10 до 100м.

Растительный мир нашего озера очень многообразен. Мелководные участки сильно заросли водной растительностью: это рогоз широколистный, тростник, стрелолист обыкновенный, частуха, различные осоки.

По берегам – заросли кустарниковых ив, ольха, щавель конский,

плакун-трава, гусиная лапка, различные виды лютиков. И, конечно, берега в некоторых местах используются как накопители бытового мусора.

Несколько лет назад на низменной части, примыкающий к озеру, был колхозный овощной участок и в результате искусственного полива уровень воды понизился, а так как питание происходит за счет подземных источников, которые заилились, и за счёт весеннего паводка ,уровень воды не поднимается.









Водные растения разнообразны и по своему положению в водоеме. Одни из них целиком находятся под водой (роголистник, рдесты). Есть и такие, которые свободно плавают на поверхности (ряска, сальвиния). Некоторые обитатели водоемов имеют плавающие листья, но их корневище прикреплено ко дну, эти растения обитают на малой глубине. Это кувшинка белая, нимфа, необычайно редкое и очень красивое растение, занесенное в Красную книгу Саратовской области.


















Выявление местообитания редких видов растений


По берегу нашего озера протянулись три улицы нашего поселка это: ул. Красный Лиман, Радость и Соловьевка. На границе улиц Красный Лиман и Радость расположена наша школа. Я веду занятия кружка «Природа вокруг нас», уже третий год. Ребята принимают участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, делают проекты и презентации, ежегодно принимают участие в районной конференции «За страницами

учебника» и завоевывают призовые места. Проводя занятие кружка по изучению растительных сообществ на территории нашего поселка, мы обратили внимание на редкое и охраняемое растение, которое произрастает в нашем озере.

Исследовав все озеро, нашли две популяции белой кувшинки, в местах с небольшой глубиной, в тихих заводях, где течение медленное. Первая популяция самая большая, мы насчитали более 500 растений, вторая популяция намного меньше, всего 260 взрослых особей.

Мы заворожено смотрели на эти цветы, как будто видели их впервые. Цветки чисто-белые, издавали приятный тонкий аромат. Сам цветок чем-то напоминал пышную белую розу.




Описание внешнего вида кувшинки белой.


Одно из самых красивых водных растений, символ чистоты и милосердия – кувшинка белая (водяная лилия, белая нимфея). Своим внешним видом оно заставляло складывать о себе различные истории, мифы и легенды. Каждое место, где произрастала Кувшинка белая, имело свои представления о её происхождении.


Кувшинка белая относится к семейству Кувшинковые или Нимфейные, это многолетнее водное, светолюбивое травянистое плавающее растение, располагающееся по берегам или на мелководье только пресных водоёмов. Находясь в воде , хорошо переносит любые погодные условия в течение своего вегетативного периода. Растет в основном на илистых почвах.


Кувшинка белая это неповторимое по своей красоте растение, каждый человек найдет в ней что то свое: теплоту, холод, радость и разочарование, это растение многолико и в этом её прелесть. Кувшинка очень выносливое растение, и даже при сильном понижении уровня воды в водоеме она будет расти, цвести и плодоносить.


Кувшинка белая имеет прямостоячий стебель, округлого сечения, плотный по сечению, что не позволяет сорваться с места при сильном ветре или течении воды. Стебель тянется от подводного корневища до поверхности воды, на стебле не образуются листья, он растет отдельно. Стебель в зависимости от возраста, может иметь цвета от бордово – зеленого до светло зеленого.


Листья Кувшинки белой простые, крупные, плотные с блестящей, глянцевитой поверхностью, плавающие на поверхности водоема насыщенного темно – зеленого цвета, сердцевидной формы. Черешок такой же длины как и сама кувшинка, соединяет лист и корневище растения.


Корневище Кувшинки хорошо укрепляется в иле водоема, Корневище растения удивляет своими внушительными размерами. Толщина его – в руку или больше, длина – до одного метра, белое ( иногда темно – бурое), ползучее с темными рубцами, остатки черешков листьев. Здесь хранятся зимой запасы питательных веществ, необходимых для формирования листьев и цветков на следующий год. По всему корневищу располагается система воздухоносных каналов, предназначенных для обеспечения дыхания растения и придает прочность тканям растения, благодаря чему растение менее подвержено разрыву.


Но самое привлекательное в этом растении - это цветы. Цветы одиночные, крупные, глянцевитые, плавающие на воде, в диаметре могут достигать 20 см. Ярко белого, насыщенного цвета. Чашечка цветка с округлым основанием состоит из 4 – 5 лепестков. Лепестки многочисленные, расположенные по всему контуру цветка, матово – белого цвета, направлены в разные стороны и частично закрывают друг друга и поэтому сам цветок чем – то напоминает пышную белую розу. Тычинки цветка ярко – желтого цвета.


Цветок Белой лилии имеет свою особенность, он раскрывается только в ясную солнечную погоду с утра, а вечером закрывается в определенное время и прячутся под воду. Если приближается ненастье, кувшинка ведет себя совершенно иначе – цветки либо не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. Следовательно, по поведению цветков этого растения можно предсказывать погоду. Цветок издает приятный тонкий аромат. Цветение растения проходит с конца июня до начала сентября.


Черешок цветка рыхлый , пористый, пронизан воздухоносными каналами, в которые поступает кислород, необходимый для дыхания подводных органов. При обрывании цветков внутрь начинает проникать вода, цветок закрывается и больше уже не раскрывается, красота его пропадает - поэтому любоваться неповторимой красотой этого растения надо только в природных условиях.


Плоды кувшинки зеленые шарообразные, созревают под водой к концу лета ( август – начало сентября). Внешний вид представляет собой форму кувшина, откуда и пошло русское название растения – кувшинка.


Кувшинка белая является лекарственным растением, как большинство нимфейных - ядовитое . Поэтому применение медицинских препаратов на основе этого растения требует осторожности и обязательной консультации врача.


Из за красивых цветов растение стало редким на территории Саратовской области и занесено в Красную книгу. Популяции этого растения есть и у нас , в Романовском районе, но к сожалению наш район в Красной книге не указывается,…. а жаль!


В настоящее время Кувшинку белую цветоводы выращивают как декоративное растение в прудах, небольших водоемах на своих земельных участках, только такие растения имеют розовую окраску цветов.




Суточный ритм цветения (время раскрывания и закрывания цветков)



Оказывается, цветки кувшинки всплывают на поверхность воды и раскрываются рано утром, в 6 часов, и когда поднимается солнышко, они уже ему улыбаются.

К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду, так бывает только при хорошей погоде, когда солнечно и сухо.

Если же приближается ненастье, кувшинка ведет себя совершенно иначе – цветки, либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени.

выяснили, что по поведению цветков этого растения можно предсказывать погоду. Красивые белые цветки кувшинки многие стремятся сорвать.











Наблюдение за объектами исследования.

Наблюдение за этими растениями велось с весны 2015 года, и вот что было выявлено к весне 2016 года :

Места распространения

Наименование популяции

Год

Времена года

Число экземпляров

Озеро-старица

«Коробок»

№1


2015

Весна (Апрель-Май)

Осень (Сентябрь)

500

550

Озеро-старица

«Коробок»

№2

2015

Весна (Апрель-Май)

Осень (Сентябрь)

260

220

Озеро-старица

«Коробок»

№1

2016

Весна (Апрель-Май)

Осень (Сентябрь)

550 - 600

600 - 650

Озеро-старица

«Коробок»

№2

2016

Весна (Апрель-Май)

Осень (Сентябрь)

160

150 - 200


Наблюдая за этими растениями, убедилась, что ежегодно происходит сокращение популяций растения белая кувшинка, из 220 особей – осенью 2015 года, появилось весной - 2016года, только 160 особей. Мы предположили что, весенний разлив был очень бурным, вода в озере поднялась и кружила бешеным водоворотом. Зрелище было неописуемым, и вследствие этого часть растений унесло вместе с водой.








Выявление причин сокращения численности кувшинки белой

С целью выявления ещё причин сокращения были проведены исследования.

Описание исследований:

  1. Исследование на определение кислотности воды .

Было взято 4 пробы исследуемой воды в разных местах озера, разлили в 4 пробирки по 1мл., пробирки пронумеровали и добавили в каждую пробирку по 4-5 капель раствора универсального индикатора и по контрольной шкале кислотности, определили (по цвету), что РН= 7,5 т.е. кислотность чуть выше нормы.

  1. Определение нитратов в образцах воды .

В 2 пробирки налили исследуемой воды, добавили немного меди и по 1мл НNО3 (концент.) и нагревали, и по выделению бурого газа NO2 (оксид азота), подтвердили содержание нитратов, в результате смыва удобрений с полей талыми водами.

  1. Определение ионов свинца в образцах воды в связи с расположением вблизи водоема автомобильной дороги.

В 2 пробирки налили по 3мл Н2О, добавили по 3 капли СН3СООН (уксусная кислота) и по 3 капли К2Сr2O7 (дихромат калия). Выпал слегка желтый осадок, следовательно, ионы свинца в воде присутствовали.

И, конечно, ещё одна причина сокращения популяции этого уникального растения – человеческий фактор.

Эти исследования показали причины сокращения этих популяций.

Рекомендации по сохранению популяции редких растений.

В наши дни природный растительный покров испытывает на себе возрастающее влияние человека. Исчезают или становятся очень редкими некоторые виды растений. Все меньше остается «эталонов природы», которые формировались на протяжении тысячелетий.

Охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зеленых друзей:

  • Проведение разъяснительной работы, касающейся охраны природы через средства массовой информации;

  • Введение более строгих действенных мер по пресечению нарушений законов и постановлений по охране редких и исчезающих растений;

  • Создание статусных охранных зон;

  • Воспитание гуманного отношения к природе;

  • Специальное выращивание исчезающих растений в искусственной обстановке (ботанические сады).













Используемая литература:



  • В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины».

  • Красная книга Саратовской области (изд. «Саратов», 2002г).

  • Сборник стихов поэтов Романовского края «Перезвон сердец».

  • Интернет-ресурсы.















22



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Недобежкина Римма Алексеевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366597


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства