kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа"Выращивание картофеля под соломой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная работа содержит готовый материал для проведения опытной работы на пришкольном участке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа"Выращивание картофеля под соломой"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Тальники



Муниципальная научно-практическая конференция

«В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

Секция биологии






Выращивание картофеля под соломой


Автор: Говоркова Олеся,

учащаяся 9 класса

МКОУ СОШ с. Тальники


Руководитель: Куликова

Надежда Александровна

учитель биологии

МКОУ СОШ с. Тальники













Оглавление


Введение

Основная часть

  1. История картофеля

  2. Ботаническая справка

  3. Биологические особенности картофеля

  4. Агротехника выращивания картофеля под соломой

  5. Методика эксперимента

  6. Выводы

  7. Литература

  8. Приложение

    1. Результаты эксперимента

    2. План работы

    3. Фотографии

    4. Интересные факты



















Введение

Лето. Отпуск. А тут огород.


Полеводство – это выращивание полевых культур. Одной из таких культур является картофель. Надо хорошо изучить биологические особенности этой культуры, чтобы получать хороший урожай.

В наши дни нет в мире человека, который бы не знал вкуса картофельных клубней, или просто картошки. Применение картофеля очень многообразно.

Из картофеля вырабатывают крахмал, патоку, глюкозу, фруктовый сахар и другие продукты, которые используют при производстве бумаги, текстильных изделий, клея, в литейном и других производствах. Широкое применение крахмал, патока и глюкоза находят в кондитерской промышленности. Крахмал имеет и медицинское значение. Он входит в состав мазей, присыпок, паст и иных лекарственных средств, выпускаемых фармацевтической промышленностью.

Картофель издавна высоко ценится животноводами всех стран, как кормовая культура. На корм идут не только клубни, но и картофельная ботва в сушеном и силосованном виде.

А о пищевом значении картофельных клубней и рассказывать нечего, об этом знают все. Утверждают, что из картофеля хозяйки умеют приготовить 999 блюд одно другого вкуснее.

Получить ведро картофеля с куста, при этом, не копая, не окучивая, не пропалывая и не поливая - это мечта каждого, согласитесь? А ведь эту на первый взгляд сказку довольно легко сделать былью! Сторонники природного и органического земледелия уже давно взяли на вооружение старый и незаслуженно забытый способ выращивания картофеля под соломой и ежегодно получают замечательные урожаи при минимуме усилий. Я решила проверить этот метод на пришкольном участке нашей школы.


Гипотеза: получение урожая картофеля, не используя традиционные методы посадки

Цель: Сравнить два способа выращивания картофеля: традиционный и «картофель под соломой» по урожайности и трудоемкости

Задача опыта:

1. изучить литературу по данной тематике;

2. приобрести качественный материал для посадки;

3. экспериментально проанализировать два способа выращивания картофеля;

4. сравнить результаты;

5. сделать вывод о целесообразности использования способа выращивания картофеля под соломой в наших условиях.

Методы, используемые в данной работе:

  • наблюдение и эксперимент.

  • Основной метод - метод сопоставления и анализа качественных и количественных показателей, полученных при наблюдении за выращиванием картофеля.

Новизна: впервые проводятся посадка картофеля под соломой в условиях с. Тальники

Предмет исследования: Картофель Сарма

1.История картофеля

Это было почти 500 лет назад. Вслед за Христофором Колумбом, открывшим новый континент, в Америку на поиски сказочных кладов устремились испанские и португальские мореплаватели. Огнем и мечом покоряли они индейцев и расхищали их богатства. Волей случая эти пиратские экспедиции оканчивались иногда немаловажными открытиями.

Так произошло и с картофелем. Его обнаружили в 1536- 1537 гг. в индейском селении Сорокота (в нынешнем Перу) люди из военной экспедиции Гонсало де Кесада. Они назвали найденные клубни трюфелями за их сходство с соответствующими грибами. Годом позже, в 1538 г., другой искатель приключений, Педро Сиеса де Леон, в верховьях долины реки Каука, а потом в Кито (нынешний Эквадор) тоже нашел мясистые клубни, которые индейцы называли «папа". Таким образом, картофель был известен индейцам Южной Америки задолго до того, как туда попали европейцы. По всей вероятности, они нашли дикий картофель еще много тысяч лет тому назад. В погребениях и могильниках индейцев обнаружены вазы, имеющие форму одной или двух соединенных между собой картофелин. Советский ученый С. М. Букасов, исходивший немало сотен километров на древней родине картофеля, указывает, что человек и картофель как бы шли навстречу друг другу. Движимый чувством голода, первобытный человек искал в земле съедобные коренья и наткнулся когда-то на клубни дикого картофеля.

Древним индейцам Южной Америки принадлежит и заслуга изготовления особого рода сушеного картофеля, который они называли «чуньо». Дело в том, что в Перу и в других районах Анд климат своеобразный: днем сильно греет солнце, а ночью довольно холодно. И вот по ночам индейцы замораживали клубни, а днем сушили их на солнце. При этом происходило не только высушивание клубней картофеля, но и удаление из них горечи. Полученный продукт превосходно хранился до нового урожая.
Таким образом, чуньо - это своего рода консервы картофеля древних жителей Перу.
Со временем в Перу, Чили, Боливии картофель сделался не только продуктом питания, но и предметом торговли, и объектом религиозного культа.

Принято считать, что появление картофеля в России связано с именем Петра I. Это первая версия. И 2 пришёл с северо-востока.(приложение 4)





























2.Ботаническая справка

Картофель относится к семейству пасленовых. Это довольно обширная группа растений, насчитывающая более 2,5 тыс. видов. Сюда, кроме картофеля, относятся красно-оранжевые томаты, синие баклажаны, горький перец и даже ароматный табак.

К семейству пасленовых, кроме перечисленных выше полезных растений, относятся и такие ядовитые растения, как белена и дурман (их используют для приготовления некоторых лекарств). Есть в этом семействе и такое растение, как сладко-горький паслен. Корочка у стебля этого растения сладкая, а сердцевина горькая, ядовитая.

Картофель относится к роду «солянум», который насчитывает более двухсот разных растений. А теперь спустимся еще на одну ступеньку ниже, здесь мы встретимся с видом «туберозум», к которому и принадлежит картофель. Итак, познакомьтесь снова: «Солянум туберозум» - таково полное ботаническое название давно знакомого нам картофеля.

Картофель - многолетнее цветковое растение, хотя культивируется оно как однолетнее. Это значит, что растение в культуре живет только один год, точнее одно лето.

Растение картофеля представляет собой куст из травянистых стеблей с листьями. В кусте обычно бывает от четырех до восьми стеблей. Лист у картофеля сложный: он состоит из черешка, конечной доли и нескольких пар боковых долей.

Цветение куста начинается приблизительно через месяц после того, как из почвы появились всходы. Цветки картофеля обычно белые или голубые, иногда красно-фиолетовые. Отдельные цветки, как правило, собраны в соцветия. К концу лета из цветков образуются плоды с семенами. Плоды картофеля - это небольшие зеленые ягоды с очень мелкими семенами, настолько мелкими, что масса тысячи семян равна примерно 0,5 г. При полном созревании ягоды белеют. Пробовали, когда-то есть плоды картофеля, но эти попытки кончались неудачей, а иногда даже трагедией. Дело в том, что плоды (ягоды) картофеля ядовиты.

Как же все-таки используются ягоды? Ведь в них заключены семена и, надо думать, они нужны для посева, для размножения картофеля. Но, как это ни странно, семена картофеля для посева применяют сравнительно редко и в незначительных количествах. Картофель, как правило, размножают не семенами, а клубнями. Такой способ размножения называется вегетативным.

Впрочем, бывало, что и в обыденной жизни приходилось обращаться к плодам и семенам картофеля. Так было в Ленинграде в 1942 г, во время блокады. Клубней картофеля тогда не хватало, и ленинградцы сеяли картофель семенами.
Клубни - это как раз та часть растения, которую мы едим и ради которой мы его разводим. Что же представляют собой картофельные клубни? В отличие от многих других растений, у картофеля стебель делится на подземную и надземную части. Надземная несет на себе листья, цветки, а потом и плоды; подземная часть стебля представляет собой столоны. При созревании на конечной части столонов образуются утолщения. Это и есть клубни. На поверхности клубня, на кожуре его, можно увидеть глазки, в которых белеют маленькие почки. В каждом глазке от трех до пяти почек. После посадки клубня в землю при благоприятных условиях из почки выбивается росточек, а затем развивается стебель нового картофельного растения. Всходы обычно появляются через 20-25 дней после посадки.

3. Биологические особенности картофеля

Жизнь картофельного растения условно делят на три периода. Первый период — от всходов до начала цветения. На этом этапе главным образом увеличивается масса ботвы, прирост клубней незначителен. Второй период охватывает цветение и продолжается до прекращения прироста ботвы (практически до начала ее увяда­ния). В это время происходят наиболее интенсивные приросты клубней. Третий пе­риод — от прекращения приростов ботвы до естественного ее увядания. Приросты клубней еще продолжаются, но менее интенсивно, чем во втором периоде.

  • Картофель — культура умеренного климата. Он не вы­держивает отрицательных температур, плохо реагирует на температуру ниже 7-8°С и в то же время сильно угнетается уже при температуре почвы выше 20°С. Ботва картофеля повреждается при температуре минус 1-1,5°С. Оптимальная для прорастания температура 18-20°С. Всходы в этом случае появляются на 10-12-й день после посадки, в то время как при температуре почвы ниже 7°С — лишь через 30-35 и даже через 50 дней. Лучшее образование клубней в Иркутской области происходит при температуре почвы 16-19°С, что примерно соответствует темпера­туре воздуха 21-25°С. При снижении температуры рост клубней задерживается, а при 7°С — прекращается.

  • Картофельное растение весьма требовательно к свету. Даже при небольшом затенении у картофеля отмечается пожелтение ботвы, вытягива­ние стеблей, замедление или полное отсутствие цветения и снижение урожая клуб­ней

  • Картофель — требовательное к влажности почвы расте­ние. Потребность во влаге изменяется у него по фазам развития. Критическим пе­риодом является фаза начала цветения. Недостаток влаги в почве в этот период приводит к сильному снижению урожая клубней. Наиболее благоприятные условия для роста картофеля и образования высоко­го урожая клубней создаются при влажности почвы 70-80%

  • Лучшими для картофеля являются рыхлые почвы, с хоро­шей воздухопроницаемостью, небольшой влагоемкостью и водопроницаемыми под­почвенными горизонтами. Прорастающие клубни, корни и молодые клубни по­требляют во много раз больше кислорода воздуха, находящегося в почве, чем кор­ни и подземные органы других растений.

  • Из основных элементов питания картофель потребляет больше всего калия, затем азота и меньше всего — фосфора. Забирая из почвы питатель­ные элементы значительно больше, чем зерновые культуры, картофель дает хозяй­ственно-ценной продукции примерно в 2-2,5 раза больше с единицы площади, чем они. На это обращал в свое время внимание. При недостатке в почве азота отмечается слабое развитие надземных органов картофеля, уменьшаются облиственность растений, продуктивность работы лис­тового аппарата и урожай клубней. При избыточном азотном питании наблюдает­ся чрезмерный рост ботвы, задерживается образование клубней и удлиняется пе­риод вегетации; снижается устойчивость растений к различным заболеваниям и накапливаются нитраты. При нормальном азотном питании картофельное расте­ние лучше усваивает калий и фосфор. Хорошая обеспеченность картофеля фосфором ускоряет развитие растений, на­чиная с появления всходов. Повышаются темпы формирования корневой системы, раньше наступает период клубнеобразования. Калий, имеет большое значение для процесса фотосинтеза, белкового и угле­водного обмена, существенно влияет на величину урожая картофеля и его каче­ство

4. Агротехника выращивания картофеля под соломой

Метод выращивания картофеля в соломе прост. Первым делом выбирают участок и, если на нем есть прошлогодние растительные остатки или не перегнившая за зиму мульча, сгребают их в кучу. Прямо на голую взрыхленную землю на расстоянии 20 см друг от друга раскладывают пророщенные клубни картофеля ростками вниз. Почему именно вниз? А потому что при таком способе посадке верхушечным росткам, чтобы выбраться на поверхность, потребуется сначала обогнуть материнский клубень. В итоге подземная часть стеблей удлиняется, а чем длиннее стебель, тем больше на нем завязывается клубней. Затем каждый клубень засыпают 15-20сантиметровым слоем соломы или сена, травы, ботвы, сорняков — любых растительных остатков. На этом работы на картофельном поле можно считать законченными. Остается только ждать урожая, который даже выкапывать не придется — достаточно будет разгрести мульчирующий слой, и вот ваши клубни, как на ладони. Высаженный под солому картофель обычно всходит позднее, чем посаженный традиционным способом. И всходы его поначалу могут показаться бледными и хиленькими. Но отчаиваться не стоит! К концу сезона «соломенный» картофель догонит и перегонит своего окученного и прополотого собрата. В чем же секрет этого способа выращивания картофеля? Как известно, картофель дает самые большие урожаи в те года, когда лето «запаздывает», то есть в период всходов и развития картофельных кустов стоят невысокие температуры и время от времени идут дожди. Под слоем растительной мульчи хорошо сохраняется влага от дождей и рос, а также поддерживается оптимальная для вегетации температура (не выше +19°С). Кроме того, солома способствует эффекту «атмосферной ирригации», когда из-за разницы температур воздуха и почвы возникает конденсат, впитывающийся в землю и тем самым поддерживающий ее влажность без дополнительных поливов. Солома или другая растительная мульча не дает прорасти сорнякам и предохраняет растения от многих заболеваний.

5.Методика эксперимента

Тема опыта: Сравнить два способа выращивания картофеля: традиционный и «картофель под соломой» по урожайности и трудоемкости.

Цель опыта: Выяснить влияние необычной посадки на урожайность картофеля

Класс: 8 класс

Ответственная: Говоркова Олеся

Руководитель: Куликова Н.А.

Культура: Картофель сорт «Сарма»

Дата закладки: 13.05.2015

Методика опыта.

Перебрать и подготовить семенной картофель для проращивания(приложение 3)

Традиционный способ посадки:
Вскопали землю. Разбросали навоз. Выкопал и лунки. Разложили клубни. Засыпали клубни землей. Пропололи, окучили
Способ «картофель под соломой»:

Прорыхлили землю. Разложили клубни. Покрыли соломой, перемешанной с сеном. По мере роста картофеля подкладывали траву. Пропалывали сорняки. (приложение 3)

Основные правила для посадки способом «картофель под соломой»

Первое правило:

Клубни, если вы хотите добиться хорошего урожая, надо готовить задолго до высадки.

Второе правило:

Весной сажать нужно в теплую землю и укрывать слоем соломы не меньше 15-20 см.

Схема опыта: опыт, контроль

опытная делянка – 1х1м2- посадочный материал 10 клубней

контрольная делянка – 1х1м2- посадочный материал 10 клубней

План работы (приложение 2)




























6. Выводы

  1. Из результатов опыта видно, что опытный участок дал урожая больше на 900грамм(приложение1,2).

  2. Плюсы: глубокая обработка почвы не требуется; посадка быстрая и совершенно нетрудоемкая; не надо пропалывать и окучивать. Сквозь слой травы сорняки пробиться не могут, влага из почвы не испаряется, картофель формирует клубни в идеальных для него условиях – тепло, воздухопроницаемо, рыхло.

  3. Минусы: Во-первых, на большую площадь картофельного поля довольно непросто найти достаточно соломы или сена. Во-вторых, местами картошка может позеленеть, если где-то будет тонкий слой сена/соломы. В-третьих, в соломе могут поселиться мыши и даже погрызть клубни, а в сено могут наведаться слизни.

  4. Данный способ посадки имеет свои плюсы и минусы. И все- таки плюсы очевидны - можно заняться другими делами, ведь летом так не хватает времени. Даже можно позволить себе поехать отдохнуть и не бояться , что останешься без урожая картофеля

  5. Данный эксперимент хорош для жителей города, которые имеют дачные участки, находящиеся на большом расстоянии.

  6. Предлагаем всем огородникам освоить эту нехитрую, но эффективную агротехнику












  1. Литература

  1. Ганичкины. О и А. Все, об овощах. С-Петербург, .2007г.

  2. Ганичкина О. Дорогим огородникам Москва. 2007г.

  3. Немченко Э.П. Овощи в саду, Москва.1998г.

  4. Небесный С. Юным овощеводам, Москва.1987г.

  5. Наука – практике. М.А.Черткова, Москва 2007г.

  6. Интернет источники


























8.Приложение




Приложение №1

контрольный участок (кг)

8,1

47%

опытный участок (кг)

9

53%























Приложение №2

План работы

Содержание

Контрольный

участок

Дата

Опытный

участок

Дата

1

Подготовка клубней


13.05


13.05

2

Проращивание клубней


13.05-24.05


13.05-24.05

3

Подготовка почвы к посадке


23.05


23.05

4

Посадка картофеля

Обычным способом в лунки

24.05

Разлаживаем картофель, на вскопанную грядку чуть вдавив клубни в землю. Сверху накрываем сухой травой или соломой (толщина 20 см). Траву поливаем водой.

24.05

5

Всходы


12.06



6.

Прополка и рыхление


19.06


-----------

7

Окучивание картофеля


5.07


----------

8.

Цветение


12.07


-17.07

9.

Образование плодов (Ягоды на ветках)


27.07


28.09

10

Уборка урожая


18.09


18.09

11

Урожайность

8 кг100г


9кг





Приложение №3



























Приложение №4

  1. Картофель является самой важной не-зерновой культурой в мире, и занимает четвёртое место по важности среди всех сельскохозяйственных культур, после кукурузы, пшеницы и риса. Картофель выращивается примерно в 125 странах мира.

2. Картофель является экологически чистым продуктом. Его дёшево и легко выращивать, обходясь при этом без огромного количества удобрений и химикатов, хотя и некоторые производители используют их в любом случае. Для роста картофелю требуется меньше воды, чем другим основным культурам, таким как пшеница, рис и кукуруза. Всё это делает картофель идеальной культурой для фермеров, которые могут выращивать его в неблагоприятных условиях.

3. Картофель стал первым пищевым продуктом, выращенным в космосе. В 1995 году на шаттле «Колумбия» ростки картофеля были доставлены в космос.

4.Согласно книге рекордов Гиннеса самый большой в мире клубень картофеля весит 8 фунтов и 4 унции (3,8 кг). Клубень-рекордсмен был выращен Питером Глейзбруком из Ноттингемшира и представлен на выставке «National Gardening Show», проходившей 4 сентября 2010 года в Англии.

5. В 1621 году Губернатор Бермудских островов, капитан Натаниэль Батлер отправил груз картофеля губернатору штата Вирджиния Фрэнсису Вэйату. Так картофель впервые прибыл в Северную Америку.

6. Вплоть до конца 18 века, французы считали, что картофель вызывает проказу.

6Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, как известно, носила цветки картофеля в волосах, в качестве украшения.

7Агроном Антуан-Огюст Парментье популяризовал картофель во Франции, применяя принципы обратной психологии. Днём он размещал охранников вокруг своих картофельных полей, повышая ценность картофеля в глазах окружающих. А ночью оставлял картофельные поля без присмотра, чтобы каждую ночь, воры могли бы покидать их с мешками, наполненными этой ценнейшей картошкой!

  1. Во времена золотой лихорадки в 1897-1898 года на Аляске картофель был практически на вес золота. Золотоискатели, ценившие картофель за содержание витамина C меняли золото на картофель.






23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская работа"Выращивание картофеля под соломой"

Автор: Куликова Надежда Александровна

Дата: 01.05.2016

Номер свидетельства: 323703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства