kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа по биологии по теме: «Берегите пчёл, люди»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых

Задачи:

  1. Изучить историю пчеловодства
  2. Исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье. Провести наблюдение за медоносной пчелой.
  3. Выяснить, какие продукты производят пчёлы.
  4. Провести эксперимент по определению качества меда и собрать копилку интересных сведений о пчеле. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по биологии по теме: «Берегите пчёл, люди»»



Конкурс исследовательских работ учащихся

“ШАГ В НАУКУ. СЕВЕРСКИЙ ТРАМПЛИН - 2017”










Направление: биология


Тема: «Берегите пчёл, люди»


Устинов Александр

МОУ СОШ №8 с. Грушевского
7 класс











Научный руководитель:
Горгосова Л. Н., учитель биологии, высшая квалификационная категория








с. Северное, 2016/2017учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-4

РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ ПЧЕЛОВОДСТВА

5-6

    1. История пчелы и пчеловодства

5

    1. Роль пчел

5-6

РАЗДЕЛ 2. ТАЙНА ЖИЗНИ ПЧЕЛ

7-12

2.1. Мой знакомый – пчеловод

7

2.2. Медоносная пчела

7-8

2.3. Пчелиная семья

8

2.4. Улей

8-9

2.5. Обоняние

9

2.6. Хоботок и усики, крылья и глаза

9-10

2.7. Полет и танец пчел

10

2.8. Сбор пыльцы

10-11

2.9. Укус пчелы

11

2.10. Причины исчезновения пчёл

11-12

РАЗДЕЛ 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТОВ ПЧЕЛОВОДСТВА

13-15

3.1. Мед

13

3.2. Прополис

13

3.3. Воск пчелиный

13

3.4. Пчелиный яд

14

3.5. Маточное молочко

14

3.6. Пыльца

12

3.7. Забрус

14

3.8. Анкетирование одноклассников, родителей и учителей

14-15

РАЗДЕЛ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (Проверка качества меда местных пчеловодов)

16-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

ЛИТЕРАТУРА

19






ВВЕДЕНИЕ


Актуальность

Пчёл можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Они приспособились питаться нектаром и пыльцой, используя нектар главным образом в качестве источника энергии, а пыльцу для получения белков и других питательных веществ. Роль насекомых в опылении растений колоссальна — от них зависит до трети продовольственных ресурсов человечества. Поэтому в современных условиях земледелия главная роль в опылении сельскохозяйственных культур, бесспорно, принадлежит медоносным пчёлам. Многочисленные исследования показали, что около 80% всей опылительной работы выполняют пчёлы и только 20% приходится на долю шмелей, бабочек, мух и других диких опылителей.

Установлено, что одна пчела посещает в минуту около 10 цветков. При каждом вылете, который продолжается в среднем примерно 10 минут, она посещает 100 цветков. В течение дня рабочая пчела делает около 40 вылетов и таким образом посещает примерно 4000 цветков. В пчелиной семье вылетает на работу 15—20 тысяч пчел и больше, которые могут опылить в течение одного дня 60—80 млн. цветков. Следовательно, благодаря однодневной работе одной пчелиной семьи в растениях может завязаться несколько десятков миллионов семян.

Доказано, что многие растения, такие, как гречиха, эспарцет, подсолнечник, белый и розовый клевер и некоторые другие, завязывают много семян, а на плодовых деревьях созревает хороший урожай только в том случае, если во время их цветения стояла погода, благоприятствовавшая вылетам пчел. В тех местностях, где очень мало или вовсе нет пчёл, насекомоопыляемые растения дают очень низкие урожаи семян и плодов.
В последнее время пчеловоды всего мира бьют тревогу: неожиданно начали гибнуть целые пчелиные колонии, а также началось необъяснимое исчезновение пчёл из ульев.

Исследователи уверены, что виной всему имидаклоприд – широко распространенный пестицид. Но ученые считают, что токсичные пестициды - это только одна из причин снижения количества пчел.
Разрушение природных мест обитания пчел в результате захвата земли человеком, засева ее монокультурами или застройки, лишает опылителей пищевого разнообразия и источников пищи.

Генетически модифицированные растения могут также отравлять пчёл и ослаблять их иммунную систему. И все же к единому мнению относительно причины гибели пчёл ученые пока прийти не могут. Это и пугает. В конце концов, причин, может быть множество.
Статистика Всемирного фонда защиты пчёл такова. В США каждую зиму пчелиные колонии уменьшаются на 30—35 процентов, в Европе — примерно на 20, хотя обычно в холодное время года потери должны составлять не более 10 процентов. В России численность пчелиных семей за последние десять лет стала меньше на четверть.

Альберт Эйнштейн, отличавшийся, как считается, редкой прозорливостью, еще в начале 40-х годов прошлого века предрек, что если на Земле исчезнут пчелы, то вскоре не станет и людей.

Снижение количества пчел на Земле, - уверены ученые, - это начало глобальной трагедии. Она неизбежно коснется нас всех. Хотя, окончательно с лица Земли пчелы вряд ли исчезнут, потому что они удивительно работоспособны, выносливы и довольно агрессивно вытесняют конкурентов. Возможно, они переживут и человечество.

Цель: исследовать тайный мир этих трудолюбивых насекомых

Задачи:

  1. Изучить историю пчеловодства

  2. Исследовать, как устроена жизнь пчёл в улье. Провести наблюдение за медоносной пчелой.

  3. Выяснить, какие продукты производят пчёлы.

  4. Провести эксперимент по определению качества меда и собрать копилку интересных сведений о пчеле.


Объект исследования: пчела, продукты пчеловодства.

Методы исследования: изучение материала с помощью энциклопедий, различных печатных изданий, интернета, наблюдение, беседа, эксперимент, анкетирование.

Характеристика работы: теоретическая и экспериментальная, основана на изучении и обобщении сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках, а также полученных в результате проведения собственных наблюдений.

Гипотеза: предполагаю, что роль пчелы в природе очень велика, а продукты пчеловодства находят широкое применение.



















РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ ПЧЕЛОВОДСТВА




    1. История пчелы и пчеловодства.


Пчёлы – древнейшие обитатели нашей планеты, а пчеловодство - одно из древнейших занятий человека. Пчёлы существуют на Земле давно – их останки найдены среди окаменелостей других насекомых. Пчела появилась на 28 млн. лет раньше человека. Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек знал и любил мёд. Это подтверждают древние наскальные рисунки.

В Древнем Египте мёд ценили высоко: все египетские фараоны носили титул «Повелитель пчёл». Символическое изображение этого насекомого при жизни фараона украшало царскую эмблему, а после смерти — его гробницу. Египтяне видели в пчелах образец самоотверженности, бесстрашия, презрения к опасности и смерти, а также блюстительниц идеальной чистоты и порядка. В Древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять в ульи перегородки и с их помощью изымать избыточные запасы мёда.

На Руси испокон веков занимались разведением пчёл, использовали продукты пчеловодства. Благодаря Петру I, появились стойкие связи с Европой, и первым из экспортных пчелопродуктов был воск.

По мнению древних, в том числе и наших предков, мёд не земное вещество, а Божий дар. Падает он на Землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчёлы.

Современное пчеловодство связано с тремя открытиями:

1) В 1815 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборный рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.

2) Немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчёлы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчёлам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек.

3) В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мёд из сотов, не повреждая их.


    1. Роль пчёл.


Медоносные пчёлы – единственные общественные насекомые, которых человек приблизил к своему дому. Экзамен «на полезность» она выдержала благодаря доставляемым человеку продуктам – мёду и воску, прополису, пчелиному яду, маточному молочку. Все эти продукты обладают целебными свойствами. Медоносные пчёлы активно участвуют в перекрёстном опылении растений, повышают их урожайность и жизнестойкость, что способствует воспроизводству и увеличению поверхности зелёной массы земли. Послужной список «добрых дел» пчёл этим не ограничивается. Пчела является кормом некоторым птицами, паукам - бокохорам.

Пчела не только дарит человеку самый сладкий продукт природы – мед, помогает решать экологические проблемы, но и дает возможность его любознательному и пытливому уму проникнуть в увлекательные тайны её жизни. Люди тысячелетиями наблюдают жизнь пчёл и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью при обороне своих семей, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.





































































РАЗДЕЛ 2. ТАЙНА ЖИЗНИ ПЧЁЛ




    1. Мой знакомый – пчеловод.


Иметь пчёл и ухаживать за ними – величайшее наслаждение. Чем больше их узнаешь, тем интереснее с ними работать. Общение с пчёлами вызывает массу радостных эмоций, обогащает духовно и облагораживает, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, пытливость, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.

Мой знакомый – Жуков Владимир Семёнович – пчеловод. За его плечами трудная и интересная жизнь. Он работал агрономом в колхозе «Путь к коммунизму». По жизни он шагает уверенно, его большие сильные руки не боятся труда. В народе бытует пословица: «Трудится, как пчёлка». Сейчас мой знакомый – заядлый пасечник, незаурядный человек, увлекающийся своим любимым делом. На первый взгляд может показаться, что разведение пчёл и получение меда дело не хитрое, на самом деле это целая наука, требующая от пасечника знаний и опыта.

Чтобы подойти к ульям, на голову надевают маску с защитной сеткой, тем самым закрыв лицо и голову. Одежда пчеловода обычно очень свободная. Шьется она из плотной хлопковой ткани. С одной стороны это защищает от укусов, с другой – одежда из натуральной ткани прекрасно «дышит» в жару. Она должна быть только белого цвета, чтобы не «разозлить» пчел. К белому пчелы относятся спокойно, ведь они очень легкораздражимые насекомые. Они не любят людей, которые резко машут руками, бегают по пасеке, их раздражает резкий запах духов, чеснока. Рукава должны быть с обтяжкой, чтобы под них не заползали пчелы. Некоторые опытные пчеловоды даже шутят по поводу костюмов: «Вот видит пчела такое чудо на нее идет, так и норовит ужалить».


    1. Медоносная пчела.

А почему пчелу назвали пчелой? В старославянском языке это слово писали «бъчела», а произносили как «бочела» или «бучела». Название полосатого насекомого произошло от звука, издаваемого им – жужжания, которое раньше называли «бжуть», а любой шум именовали «бук». Знаком «ъ» в старославянском языке обозначали короткий, неполногласный «о», который со временем во многих словах просто исчез. Звук «ч» смягчил стоящий впереди «б», и так появилось современное название пчелы.

Самый распространенный и общественный вид пчёл – обыкновенная пчела или пчела медоносная – перепончатое насекомое семейства настоящих пчел. Тело обычно чёрное, иногда пестро окрашенное, густо опушенное, покрыто тонким, но прочным веществом – хитином. Длина около 7-15 мм. Все тело пчелы ясно разделяется на три подвижно соединенных между собой части: голову, грудь и брюшко.

Всего в природе около 30 тыс. видов.

Породы медоносных пчел:

1.Самая распространенная в суровых условиях лесной зоны – средне- русская пчела, не имеющая себе равных по зимостойкости.

2. Итальянская пчела.

3. Жёлтая кавказская пчела.

4. Карпатская пчела, самая добрая пчела. При осмотре улья остается спокойной. Менее ройлива.



    1. Пчелиная семья.



Все медоносные пчёлы живут большими семьями, общинами, сообществами, поэтому их называют общественными насекомыми. Гармоничная семья состоит из:

- мамы (единственной полноценной самки),

- десятков тысяч рабочих пчел детей (медоносных пчёл),

- сотен трутней - пап.

Матка предназначена для откладывания яиц. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы, а из неоплодотворённых – трутни. Матку легко отличить по внешнему виду от рабочих пчёл: она длиннее и больше их. Рабочие пчёлы – составляют основную часть пчелиной семьи. Все многочисленные работы в улье выполняют рабочие пчёлы. Пчёлки чистят, охраняют и вентилируют гнездо, строят соты, выкармливают расплод, собирают нектар и пыльцу, перерабатывают их в мёд и пергу и складывают в запас, поддерживают в гнезде необходимую температуру и влажность воздуха, приносят в улей воду, прополис (пчелиный клей), которым замазывают все щели в улье.

Трутни – пчелиные самцы, предназначены для оплодотворения самки, сбором меда они не занимаются. Трутня легко отличить от рабочей пчелы: он значительно большего размера.

Пчелиная семья – высокоорганизованное сообщество насекомых. Каждая из ее многочисленных особей выполняет работу, необходимую всей семье. Работа в семье не прекращается ни днем, ни ночью, не затихает ни на минуту. Казалось бы, каждая особь выполняет свою работу самостоятельно, независимо от других, но именно из этих отдельных действий и складывается общая гармония семьи как целого организма.


    1. Улей.


В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев. Постепенно люди стали разводить пчёл вблизи жилья на специальных участках – пасеках. На пасеках медоносные пчёлы живут в ульях - домах для пчелиных семей, сделанных людьми. В пчелином улье проходит жизнь пчёл, в нем они строят свое гнездо. Задача пчелиного улья - максимально приблизить условия существования в нем пчелиных семей к условиям дупла - естественного жилища пчел. В гнезде пчёлы поддерживают необходимую температуру и определенную влажность. Пчелиный улей должен надежно защищать гнездо пчёл от всех неблагоприятных погодных условий, а также от врагов пчёл - мышей, птиц, муравьев и других. Улей должен обеспечивать пчелиную семью пространством для ее роста и местом для накопления больших запасов кормов, а это значит, что гнездо семьи в пчелином улье должно иметь возможность увеличиваться и уменьшаться в зависимости от времени года и потребности.

Всего в улье 60000 – 120000 особей. У пчел много врагов и нахлебников, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.


    1. Обоняние.


Можно сказать, что пчёлы – «чемпионы» по обонянию. Способность пчел находить среди массы различных схожих между собою цветков цветки определенного вида и даже сорта позволяет говорить о необычайно остром и тонком обонянии медоносных пчёл. Они в 1 тыс. раз сильнее чувствуют запахи, чем человек. Пчёлы способны улавливать аромат цветов на расстоянии более, чем 1 км. Эти органы находятся у пчёл на усиках. Обоняние имеет большое значение в жизни пчёл: по запаху они отличают чужих пчёл от пчёл своей семьи, разыскивают нектар и т. д. Они способны различать огромное количество запахов. Некоторые запахи действуют на них как сигнал опасности. Больше всего пчёл раздражает запах собственного яда. Поэтому, если только одна пчела ужалит человека, то другие пчёлы, чувствуя запах, немедленно устремляются на помощь своей подруге и тоже пускают в ход жало, нападая на врага. Точно также действует на них запах раздавленной пчелы. Ещё их очень раздражают резкие запахи чеснока, сельди, одеколона, бензина, пота, запёкшейся крови.



    1. Хоботок и усики, крылья и глаза.


Пчёлы имеют длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений. Хоботок служит пчёлам-работницам не только для собирания нектара и воды, но и для других целей. При помощи хоботка работницы кормят трутней, хоботками они раскладывают корм в ячейки, в которых помещаются воспитываемые ими личинки, хоботком пчёлы-приемщицы принимают нектар от пчёл-сборщиц и т. д.

У них также имеются усики, их ещё называют антеннами. У всех особей пчелиного семейства их два. В усиках пчелы размещены органы осязания, обоняния и, возможно, слуха.

У пчёл две пары крыльев — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней. Тоненькие, прозрачные и хрупкие на вид крылья позволяют пчеле развивать большую скорость и переносить груз, собранный с цветов.

У пчёл пять глаз. Три в верхней части головы и два спереди. Пчелы различают шесть цветов: ультрафиолетовый, фиолетовый, пурпурный, желтый, синий и сине-зеленый.


    1. Полет и танец пчёл.


Всё её тельце буквально напичкано сложной летательной, звуковой и обонятельной аппаратурой, необходимой для покорения воздушного пространства. Скорость полёта пчелы около 60 км/час. Пчела может абсолютно неподвижно зависать в воздухе, летать задним ходом.

Наблюдая за жизнью пчелиной семьи нельзя не заметить удивительную способность их передавать друг другу информацию. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчёлам. Важнейшее средство общения между пчёлами - особые телодвижения на сотах, так называемые танцы. Если пчела танцует вяло, то нектарное месторождение бедненькое. Если танцует долго, весело — значит, нашла местечко что надо. Если корм находится близко, то исполняется круговой танец – пчела двигается по кругу. Если же расстояние до корма более 100 м, то исполняется виляющий танец. С помощью танца пчела-разведчица сообщает не только расстояние, но и направление полета пчёлам-сборщицам. Ориентиром для этого служит солнце, ультрафиолетовые лучи, которые пчёлы различают даже, если небо затянуто тучами. Хорошо известно, что пчёлы могут ощущать запах растений медоносов на расстоянии километра. Поэтому пчёлы сборщицы не только наблюдают за танцем пчёлы-разведчицы, но и запоминают запах нектара и пыльцы на ней и соответственно безошибочно находят по имеющимся ориентирам их источник.


    1. Сбор пыльцы.


Нектар, собираемый пчёлами, через ротовые органы и пищевод поступает в медовый зобик пчелы, в котором она доставляет нектар в улей, где передаёт его молодым пчёлам-приёмщицам. Помимо нектара, пчёлы собирают с растений цветочную пыльцу, являющуюся их белковым кормом. Тело пчелы густо опушено волосками. При посещении пчёлами цветков между волосками накапливается большое количество пыльцевых зёрен. Их пчелы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки (углубления на задних ножках). Пыльцу при сборе пчелы увлажняют нектаром, благодаря чему пыльцевые зерна надёжнее удерживаются в корзиночках в виде плотных шариков, называемых обножкой.

Вернувшись в улей с обножкой, пчёлы сбрасывают принесённые комочки пыльцы в ячейки сотов. Молодые пчёлы тут же утрамбовывают пыльцу головой, а когда ячейка будет почти заполнена, заливают её доверху мёдом. Пыльца, сложенная в ячейки сотов, утрамбованная и залитая мёдом, называется пергой.


    1. Укус пчелы.


Человеку свойственно бояться пчёл. Даже смелые и мужественные люди могут теряться, когда к ним случайно подлетит пчела. Пчёлы очень восприимчивы к резким запахам, от которых они приходят в сильное возбуждение. Кроме того, раздражают пчёл резкие и быстрые движения, которые воспринимаются ими как угроза.

Для борьбы с наиболее опасными врагами природа наделила пчёл грозным оружием – жалом со смертельным ядом. Жало устроено так, что после укуса его зазубринки цепляются за подкожную клетчатку и кожу и вытащить его назад без усилий невозможно. Пчела, правда, старается вернуть себе свое орудие, но в этом действии она и погибает, так как жало отрывается от тела, причем вместе с железами и внутренними микроскопическими органами насекомого. Только от одного укуса пчелы погибают любое насекомое и мелкие животные – грызуны, от укусов сотен пчел — и крупные четвероногие. При этом нападение и укус пчёл – естественная оборонительная реакция. Если пчела начинает кружиться вокруг вас, то не отмахивайтесь от нее, а остановитесь и подождите, пока она не улетит.


    1. Причины исчезновения пчёл


Причина № 1.


Ученым всего мира похоже, удалось разгадать загадку массовой гибели пчёл, которая в последнее время приобрела масштабы глобальной катастрофы. Однако каждая группа исследователей предлагает свою версию отгадки. Американцы уверены, что пчёл губит совместная деятельность грибков и вирусов.В последние несколько лет мир пчеловодов столкнулся с необъяснимой пчелиной эпидемией. По прогнозам пессимистично настроенных исследователей, если так будет продолжаться и дальше, то к 2035-му году эти трудолюбивые насекомые могут полностью исчезнуть. Кто-то вспоминает пророчество Иоанна Богослова, которое гласит о том, что перед Концом Света сначала исчезнут все пчелы, а потом уж Апокалипсис и до людей доберется. Кто-то обвиняет во всем пестициды, генетически модифицированные растения и глобальное потепление.


Причина № 2.


А вот другие специалисты не согласны со своими коллегами. Они считают, что настоящей причиной эпидемии является распространение по всему миру систем сотовой связи, что отрицательное влияние на здоровье пчёл и на их способность ориентироваться в пространстве оказывают электромагнитные поля, которые создают мобильные телефоны и другие высокотехничные устройства. Излучение дезориентирует пчёл (в головках пчёл находятся ферромагнитики, которые сбиваются из-за электромагнитных волн) и вредит их здоровью. Ученые из индийского университета проводили исследования на местных популяциях пчёл. Они наблюдали за семьями пчёл из двух ульев в течение трех месяцев. При этом насекомых из первого улья подвергали электромагнитному излучению от двух мобильных телефонов, которые включали два раза в день на пятнадцать минут, а пчёл во втором улье не "облучали". В итоге выяснилось, что в первом улье пчелиная матка отложила в три раза меньше яиц, чем матка в "необлученном" улье, соответственно, и рабочих особей там стало заметно меньше. Более того, рабочие пчёлы из первого улья через какое-то время перестали возвращаться домой после сбора пыльцы — то есть наблюдались все симптомы пчелиной эпидемии.


Причина № 3.


Разрушение природных мест обитания пчёл в результате захвата земли человеком, засева ее монокультурами или застройки, лишает опылителей пищевого разнообразия и источников пищи.
Какая же из причин является правильной? Скорее всего, все. И если человечество не сможет исправить ситуацию, в ближайшее десятилетие мы можем остаться без медоносных пчёл.












РАЗДЕЛ 3. ПРОДУКТЫ ПЧЕЛОВОДСТВА




Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность.



    1. Мёд


Мёд - продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы. Для того чтобы произвести 500 г мёда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм мёда собирает много пчёл. Но и у одной пчелы немало работы: в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 150 до 300 кг мёда.

Использование мёда как эффективного лекарственного средства основывается на многих его свойствах, в том числе антибактериальном, бактерицидном, противовоспалительном и противоаллергическом действии. Мед используют как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы средство. Его применяют для лечения ран и ожогов.


    1. Прополис


Прополис - это пчелиный клей, которым пчёлы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны. Прополис содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства: обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов.


    1. Воск пчелиный


Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчёлы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов.


    1. Пчелиный яд


Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах мёда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное.


    1. Маточное молочко


Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. «Королевское желе» содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие: повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови, повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.


    1. Пыльца


Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальныхпыльцеуловителей.


    1. Забрус


Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии.


    1. Анкетирование одноклассников, родителей и учителей


Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо о жизни пчёл и ее продуктах. С целью выяснения я провел анкетирование, в котором приняли участие учащиеся, родители и учителя. По результатам анкетирования. в котором приняли участие 28 учащихся (9-10 лет) и 20 взрослых (30-66 лет), мы пришли к следующим выводам:

  1. Большинство опрошенных (98%) любят мёд, 2% аллергия.

  2. 12 % учащихся не знают о полезных свойствах мёда. А взрослые назвали даже несколько полезных свойств мёда.

  3. 90% участников опроса покупают мёд на рынке у пасечника Жукова В.С., 10% - в магазине.

  4. Только 6% сталкивались с некачественным мёдом.

  5. В основном (80%) участники опроса распознают мёд по вкусовым качествам и используют мёд в качестве лекарства (90%).

  6. 97% участников опроса чаще всего из продуктов пчеловодства используют мёд.




































РАЗДЕЛ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ




Мёд, кто ж его не любит? И детям и взрослым он не только очень нравится, но и полезен для здоровья. Мёд всегда пользовался и пользуется заслуженным спросом у покупателей. Люди не пройдут мимо торговой точки, которая предлагает свежий, качественный, очень полезный продукт. Найти качественный мёд на прилавках магазинов и рынков непросто.
В ходе данной работы была изучена специальная литература по определению качества мёда в домашних условиях. Исследованы образцы мёда и определено его качество.

Итоги практической работы.



Показатели качества мёда

1
цветочный

2
акации


3
цветочный

Вкус и запах

Вкус сладкий, приятный, без постороннего привкуса. Запах еле уловимый, нежный.


Вкус сладкий, приятный, без постороннего привкуса. Запах еле уловимый, нежный.


Вкус сладкий, приятный, без постороннего привкуса. Запах еле уловимый, нежный.


Раствор меда с водой (наличие осадка)

Без осадка

Без осадка

Без осадка

Реакция с йодом (наличие крахмала и муки)

Цвет не изменился

Цвет не изменился

Цвет не изменился

Реакция с уксусной кислотой (наличие мела)

Норма

Норма

Норма

Проба на промокательной бумаге (наличие сахара и воды)

Не

растекается и не промокает бумагу

Не

растекается и не промокает бумагу

Не

растекается и не промокает бумагу

Определение вязкости (зрелости) меда

Вязкий (зрелый)

Вязкий (зрелый)

Вязкий (зрелый)


Экземпляр мёда является натуральным качественным продуктом. Выходит, единственный способ не купить подделку – личное знакомство с пчеловодом, уверенность в его добропорядочности и знание, что его пасека расположена в благополучной местности. Исследование показало, что к покупке мёда нужно подходить очень серьезно, если рассчитываешь на его лекарственные свойства, а не только на сладкий вкус.



































ЗАКЛЮЧЕНИЕ




При подготовке работы и во время ее написания был собран и изучен материал с помощью интернета, энциклопедий, различных печатных изданий. Я познакомился с историей пчеловодства, провел наблюдения за медоносной пчелой, эксперимент по определению качества мёда, анкетирование среди детей и взрослых. В моей работе я постарался использовать сведения из жизненного опыта моего знакомого пасечника и, полученные лично мною. Я узнал много интересного об организации жизни пчелиного семейства и о том, какое значение имеют пчелы в жизни людей, причинах гибели этих замечательных насекомых, последствиях их исчезновения.

Подводя итог своего исследования, я пришел к следующим выводам:

1. Пчеловодство и опыт применения продуктов пчеловодства имеют тысячелетнюю историю. Люди издавна наблюдают за жизнью пчёл и не устают восхищаться свойственным им трудолюбием, самоотверженностью, запасливостью, совершенным качеством создаваемых продуктов.

2.Пчёлы – это удивительные насекомые, вероятно, самые полезные насекомые на нашей Земле. Их жизнь подчинена строгим законам и направлена на построение и непрерывное развитие пчелиной семьи. Иметь пчёл и ухаживать за ними – величайшее наслаждение. Общение с пчёлами вызывает массу радостных эмоций, позволяет лучше узнать живую природу, вырабатывает наблюдательность, стремление глубже познать жизнь этих насекомых.

3.Благотворное влияние пчёл и их продуктов на организм человека, заключается в том, что продукты их жизнедеятельности - мед, воск, маточное молочко, прополис, пчелиный яд - обладают лечебными свойствами. Пчелиные продукты также удовлетворяют пищевые, косметические и другие потребности человека.

4. Если есть возможность, то покупать мед следует у знакомого пасечника.

5. Пчела — это божественная искра соединившая растительный и животные миры во благо человека. Если, не дай Бог, мы потеряем пчёл, возможно, мы и не умрём, но изменения почувствуем. Изменятся все биоценозы (многие растения не могут размножаться без опыления), люди останутся без ряда привычных продуктов питания, косметики и лекарств. Стоит задуматься каждому, ведь в мире денег мы часто забываем, что купюры и золото есть, не будешь. Поэтому, хочется крикнуть всем « Берегите пчёл,люди!».




ЛИТЕРАТУРА


  1. Васюк А.А. Любителю-пчеловоду.-Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1987.- с.105.

  2. Виноградов В. П. Основы пчеловодства. - Москва: Колос, 1966.- с.120.

  3. Ижевский С.С. Как слышат насекомые.-М.: Свирель, 2000.- с.36.

  4. Короткова О.В. Что есть что. Пчёлы, шмели, осы.-Москва.: Кн. Изд-во, 1999 г. -с.45.

  5. Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

  6. http://doroshenkoaa.ru/pchelovodnaya-khrestomatiya/poslovitsy-o-pchelakh


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа по биологии по теме: «Берегите пчёл, люди»

Автор: Горгосова Любовь Николаевна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства