kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность -основа системно-деятельностного подхода в обучении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об особенностях организации исследовательской работы на уроках биологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность -основа системно-деятельностного подхода в обучении.»

Исследовательская деятельность – один из методов реализации системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Автор: Журавлева О.В.

учитель биологии МБОУ «Ржевская ООШ»

Ровеньского района

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение биологии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали биологию как нужную и интересную науку?

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса биологии помогает учебное исследование, учитывающее потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Понятие исследования является неоднозначным. Анализ работ российских и зарубежных исследователей (О.Н. Аринина, Л.И. Богомолова, В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, П.И. Третьяков, Д. Питт, Г.К. Селевко, Н.В. Турчина, И.Д. Чечель), рассматривающих обучение путём исследования, свидетельствует о сложности данного явления, широте и многообразии его трактовок. [1,3]

Г.К. Селевко рассматривает исследование, как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. В том числе, как комплексный обучающий метод технологии индивидуального обучения (А.С. Границкая, И.Э. Унт, В.Д. Шадриков), один из способов обучения групповых технологий (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин), вариант технологии проблемного обучения, компонент методики обучения альтернативной технологии свободного труда (С. Френе), способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Г.С. Альтшуллер, И.Д. Волков, И.П. Иванов), метод обучения технологии саморазвивающего обучения в школе старшей ступени (Г.К. Селевко). [2]

В ходе исследовательской деятельности учащиеся учатся:

- ставить цель, выдвигать гипотезу,

- наблюдать, анализировать, сравнивать,

- пользоваться различными источниками для нахождения информации,

- самостоятельно обрабатывать собранный материал,

- делать выводы, представлять результаты своей работы.





Структура урока-исследования:



ДП (деятельность педагога) ДУ (деятельность ученика)



Создание проблемной ситуации Принятие проблемной ситуации





Выявление проблемы исследования



Управление поисковой
деятельности обучаемых Самостоятельный поиск



Обсуждение выводов

Требования, предъявляемые к исследовательской работе учащихся на уроке:

1) в результате исследования обязательно должна быть решена какая-либо проблема;

2) в процессе проведения исследования используются необходимые исследовательские методы;

3) исследование выполняется самостоятельно учащимися;

4) учитель не вмешивается в работу, он выступает в роли консультанта;

5) результаты выполненного исследования должны иметь практическую значимость;

6) если исследование выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;

7) по окончании работы над исследованием на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты работы.



Чаще используется три вида урочных занятий:

Первый вид – уроки, в основе которых полностью лежит исследовательская работа по определённой теме курса. Это специально выделенные учебные часы для проведения практических занятий по предмету.

Выбор формы проведения таких уроков зависит от вида исследования. Здесь предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении исследования. Актуализируемые предметные знания по биологии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе выполнения исследовательской работы и освоения новых знаний учащимися.

В 9 классе проводим экскурсию на водоем. Здесь же выполняется исследовательская работа «Определение класса качества воды по сапробности и индексу Вудивисса».

Задания к экскурсии

Блок №1

1. Опишите погоду.

2. Опишите рельеф местности, тип почвы.

3. Запишите виды растений, которые растут возле школы, распределите их по жизненным формам.

деревья

кустарники

травы




4. Выпишите названия исчезающих видов растений.

5. Определите лекарственные растения.

6. Запишите виды животных, которых вы встретили. Распределите их по типам.

Блок №2

1 группа

1. Определить виды прибрежных растений.

2. Провести отлов на дне водоема и определить виды животных. Выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного — двух экземпляров.

3. Выполнить исследовательскую работу «Определение класса качества воды по сапробности и индексу Вудивисса» по инструктивной карточке.

2 группа

1. Определить виды растений в верхних слоях водоёма.

2. Собрать животных, находящихся на поверхности воды и определить их вид. Выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного — двух экземпляров.

3. Выполнить исследовательскую работу «Определение класса качества воды по сапробности и индексу Вудивисса» по инструктивной карточке.

3 группа

1. Определить виды растений на дне водоёма.

2. Произвести обследование водных растений (элодеи, роголиста, рдестов), собрать животных, определить их виды. Выловить из данного водоема и рассадить по баночкам возможно большее число различных видов водных животных, беря каждого вида не более одного — двух экземпляров.

3. Выполнить исследовательскую работу «Определение класса качества воды по сапробности и индексу Вудивисса» по инструктивной карточке.

(приложение 1).

Второй вид - уроки, частью которых является исследовательская работа учащихся при выполнении лабораторных работ.

Например, на уроке «Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви» учащиеся выполняют работу « Исследование ногтей»

(оборудование: ручные лупы, инструктивные карточки).

Предварительные сведения: цвет, форма и поверхность ногтей может свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.

Ход работы:

Признак

Вывод о здоровье или заболевании

1.

Гладкие бледно-розовые ногти

здоровые

2.

Бледный цвет

Возможно малокровие

3.

Наличие желтизны

Возможно заболевание печени

4.

Синюшный цвет ногтей

Возможна сердечная недостаточность

5.

Вогнутая форма ногтей

Недостаток железа в организме

6.

Сильновыпуклая форма ногтей

Возможна сердечная и лёгочная недостаточность

7.

Длинные продольные линии на ногтях

Плохая всасываемость в системе пищеварения

8.

Белые пятна на ногтях

Признак стресса

9.

Поперечные борозды на ногтях

Возможно плохое питание или запущенная болезнь



Итог работы: Сделайте вывод о состоянии своего здоровья (каждый ученик самостоятельно).

Общий фронтальный вывод: Состояние ногтей связано с состоянием здоровья. Не все приведённые ниже признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья

Третий вид – урок, на котором могут использоваться исследования, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам. Очень познавательными являются уроки, на которых старшие ученики рассказывают младшим о своих исследования. А потом этот материал используется на уроках. Таким, например, является материал исследования на занятии курса «Белгородоведение» в 5 классе, делается сообщение по теме «ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТКАНИ ИЗ КОНОПЛИ В НАЧАЛЕ ПРОШЛОГО ВЕКА» (Автор: Некрасова Оксана ученица 9 класса (фрагмент)

Актуальность исследования

В 1961 году Советский Союз ратифицировал Конвенцию ООН "О наркотических средствах", в которой растение cannabis наряду с героином объявлялось опасным для здоровья наркотиком. В итоге к настоящему времени Россия из производителя превратилась в крупнейшего импортера натурального волокна, растительного масла и другого ценного промышленного сырья на основе конопли. В селе Ржевка, Ровеньского района, Белгородской области наши прадеды выращивали коноплю и изготовляли из неё ткань. Это практически забытый процесс. Мы решили выяснить, как из конопли получали ткань.

Рабочий вопрос: Как из конопли посевной получить ткань?

Цель: выяснить особенности процесса получения ткани из конопли посевной.

Задачи: изучить биологические особенности конопли посевной; опросить старожилов села об особенностях выращивания и обработки конопли посевной;

выяснить преимущества ткани из конопли; привлечь внимание общественности и администрации села к проблеме исчезновения старых ремесел.

Объект исследования: конопля посевная.

Предмет исследования:

способы выращивания и переработки конопли посевной.

Выяснили биологические особенности конопли посевной.

Мы встретились со старожилами нашего села. Из их рассказов мы узнали, как в селе Ржевка выращивали коноплю посевную и потом из неё получали ткань. Это очень долгий и трудоёмкий процесс.

Изучив литературу по теме работы, мы выяснили преимущества ткани из конопли: конопляная ткань поддерживает нормальный теплообмен человеческого организма; обладает высокой степенью устойчивости и при обработке сохраняет полезные и ценные свойства природного материала; не дает развиваться болезнетворным микробам; не дает развиваться болезнетворным микробам.

Мы провели в Ржевском доме культуры беседу — презентацию «Дедовский способ получения ткани из конопли», с целью привлечь внимание общественности к проблеме исчезновения старых ремесел.

Затем учащиеся 5 класса работают по данному материалу на занятии.

Деятельность учителя и учащихся на разных этапах урока различна.

Этап

работы

Содержание

работы

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Подготовка

Определение целей и темы исследования

Обсуждение предмета с учителем, поиск дополнительной информации

Создание мотивации, наблюдение

Планирование

Определение источников информации, способов сбора, анализа и представления результатов, процедур и критериев оценки исследовательской деятельности

Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Планирование, формулировка задач

Предложение идей, высказывание предположений

Исследование

Сбор информации, решение исследовательских задач

Исследовательская деятельность по проблеме исследования

Наблюдение, консультирование, косвенное руководство

Анализ и синтез данных

Обсуждение, анализ информации, формулирование выводов

Обсуждение, анализ информации, формулирование выводов

Наблюдение, консультирование учащихся

Представление результатов

Демонстрация материалов, представление результатов в форме письменного или устного отчета

Представление (отчет), обсуждение работ

Мотивирование учащихся, создание чувства успеха; подчеркивание социальной важности достигнутого

Оценка результатов и процесса исследовательской деятельности

Коллективное обсуждение результатов исследования; самоанализ исследовательской деятельности

Участие в коллективном обсуждении и самооценка

Участие в коллективном анализе и оценке результатов исследования; мотивирование учащихся. Анализ исследовательской деятельности в целом.

Исследовательская деятельность находит свое дальнейшее продолжение во внеурочной деятельности. Презентацию результатов исследований ученики проводят на заседаниях объединения «Юные экологи» или школьных конференциях, на различных мероприятиях муниципального и регионального уровня. Тем самым у обучающихся есть шанс публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности.

В результате исследовательской деятельности у обучающихся в наибольшей степени развиты навыки самостоятельной работы; сформированы умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; развиваются универсальные учебные действия.

Библиографический список:

  1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии, - М.: Сентябрь, 1996.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  3. Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.

  4. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практич. материалов /сост. О.И. Чистикова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012.



8






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Исследовательская деятельность -основа системно-деятельностного подхода в обучении.

Автор: Журавлева Ольга Васильевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства