kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Уровень физического здоровьяи адаптационный потенциал учащихся сельской малокомплектной школы" о состоянии здоровья учащихся, методах исследования и результаты исследования.

Особенностью учебного процесса в малокомплектных школах является дефицит педагогов-предметников, плохой наполняемостью классов, отсутствием кабинетов с соответствующим оборудованием, в таких школах не предусмотрен психолог,  нет медицинской сестры и соответствующей помощи.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является сфера образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ »

18




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Максимовская средняя общеобразовательная школа

Шебекинского района Белгородской области













УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ







Выполнила

ученица 10 класса

МБОУ «Максимовская СОШ»

Крупкина Алена Сергеевна


Руководитель

учитель химии и биологии

МБОУ «Максимовская СОШ»

Голубова Инна Александровна












Максимовка, 2012 год




Оглавление

Введение……………………………………………………………........................................3


Глава 1.

Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления (обзор литературы)…………………………………………………………...5

Глава 2.

Организация и методы исследования ……………………………………………..…..…7

Глава 3.

Результаты исследования и их обсуждение.

3.1. Характеристика контингента учащихся и педагогического корпуса школы…...9

3.2. Состояние здоровья учащихся…………………………………….……………….9

3.3. Соматическое здоровье………………………………………….............................10

Выводы …………………………………………………....……………….....…....... ...........14

Список литературы…………………………………………....…….............…...…………15

Приложение




























Введение


Актуальность выбранной темы объясняется обострением социально-экономических проблем, которое, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы (В.И. Сасова, 2009).

Особенностью учебного процесса в малокомплектных школах является дефицит педагогов-предметников, плохой наполняемостью классов, отсутствием кабинетов с соответствующим оборудованием, в таких школах не предусмотрен психолог, нет медицинской сестры и соответствующей помощи.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является сфера образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования (Р.Р. Дичев, 2006).

Происходящие в обществе негативные социально-экономические процессы особенно болезненно сказываются на детях. В связи с этим возникает необходимость осуществления объективной оценки положительных и отрицательных аспектов влияния обучения в современной малокомплектной школе на самочувствие и состояние здоровья, функциональное состояние и работоспособность школьников с учетом их индивидуальных физиологических возможностей и особенностей физического развития. Знание особенностей физиологической адаптации детей необходимы для разработки адекватных нагрузок для возрастно-половых групп школьников, и совершенствования учебно-воспитательного процесса (В.И. Сасова, 2009)

Изучение адаптации организма детей, знание уровня адаптационных способностей и возможностей на разных этапах онтогенеза может быть использован в качестве критерия для оценки количества здоровья на каждом отрезке онтогенеза (А.А. Псеунок, 2004).

Целью исследования на базе Максимовской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области было на основе изучения закономерностей влияние современной малокомплектной школы на здоровье детей обнаружить взаимосвязь физического здоровья учащегося и его адаптационные реакции на нагрузки.

Решаемые задачи:

1. Охарактеризовать понятие «здоровья», выявить современные подходы к формированию здоровья, особенности физиологической адаптации учащихся.

2. Проанализировать влияние внутришкольных факторов в малокомплектной школе на здоровье учащихся.

3. Оценить уровень и степень гармоничности физического развития школьников.

4. Оценить параметры физиологической адаптации школьников к процессу обучения в школе.

Ход естественного эксперимента предусмотрен с первого класса школы. Это не случайно. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Объект исследования − учащиеся сельской малокомплектной школы Шебекинского района Белгородской области.

Предмет исследования − изучение особенностей организации учебно-воспитательного процесса, состояние здоровья учащихся.

Рабочая гипотеза. Если снижение уровня здоровья учащихся связаны с обучением в малокомплектной школе, то личностно-ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить культуру школьников, это будет способствовать привитию потребности быть здоровым.











Глава 1. Здоровье человека, определение, многогранность форм его проявления

Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие состояния болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».

Здоровье детей и подростков – это фундамент, на котором формируется здоровье взрослого человека. Перенесённые болезни в детстве могут стать причиной нарушения здоровья взрослого.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной  активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. При этом важное значение имеет учет личностно − половых особенностей обучающихся и воспитанников.

Здоровый образ жизни многообразен, однако основными его элементами являются система движений посильных возрасту и состоянию здоровья; физиологически обоснованное питание, система закаливания организма, знание и использование методов психологической разгрузки; использование целебных и питательных резервов зелёного царства Земли и многое другое. Элементы здорового образа жизни должны способствовать не только отсутствию болезней, но такому состоянию здоровья, которое ВОЗ определяет как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Состояние здоровья рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям окружающей среды. Переход от здоровья к болезни происходит путём постепенного снижения адаптационных возможностей организма через пограничные состояния, которые получили название донозологических. Адаптация – одно из фундаментальных свойств живой материи.

Изучение механизмов физиологической адаптации организма школьников в процессе обучения является одной из важных проблем в современной возрастной физиологии. Её решение необходимо для понимания закономерностей многих биологических явлений, таких как рост, развитие, гиподинамия, так и для практических целей, связанных с обоснованием эффективных режимов труда и отдыха школьника (М.В.Антропова, 1988).

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей в настоящее время приобретают выраженный и устойчивый характер (А.Г. Ильин, М.И.Степанова, И.К.Рапопорт, 1999). Организация учебного процесса в сельской школе отмечена значительным повышением суммарной учебной нагрузки на детей без должного учета их состояния здоровья, закономерностей и темпов индивидуального развития.

В условиях современной жизни реализация одной из важнейших социальных потребностей человека – обучение, резко увеличивает физические и информативные нагрузки на обучаемых детей. Учебная деятельность школьников постоянно связана с необходимостью усвоения большого объёма учебной информации в условиях дефицита времени, длительных периодов гипокинезии, конфликтных ситуации, возникающих при оценке полученных знаний, и способствуют постоянному тоническому напряжению адаптивных гомеостатических систем обучаемых. Обучение сопровождается высоким физиологическим напряжением и способно оказывать негативное воздействие на механизмы саморегуляции функциональных гомеостатических систем организма, нарушая гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, что очень часто определяет отклонения в состоянии здоровья детей.

В связи с этим возникает необходимость выявления функциональных нарушений у детей школьного возраста, так как эффективность любых профилактических мероприятий, прежде всего, зависит от более раннего их выявления.

В последнее десятилетие возросло влияние внутришкольных факторов: на физическое здоровье учащихся, а введение в систему школьного образования новых технологий, повышение требований к объёму и качеству знаний приводят к снижению работоспособности, ухудшению функционального состояния организма детей (В.И. Ковалько, 2004).

Неотъемлемая черта интенсивных способов обучения – лимит времени, поэтому в условиях интенсивного обучения адаптационные механизмы человека работают с высокой степенью напряжения. Экстремальный характер продолжительной психической нагрузки неизбежно приводит к развитию состояния выраженного функционального напряжения, переутомлению и срыву адаптации (Г.И. Царегородцев, 1990).

Период, в течение которого учащиеся находятся в школе, следует рассматривать как период наибольшей нестабильности и чувствительности организма к факторам, влияющим на формирование здоровья.








Глава 2. Организация и методы исследования


Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.

Нами было обследовано 93 учащихся (50 мальчиков и 43 девочки) в возрасте 6,5 – 17лет, учащихся в 1-11 классов.

Исследования проведены в 2009-2010 учебном году.

Экспериментальное исследование направлено на оценку уровня физического развития и физиологической адаптации детей к процессу обучения.

Были изучены показатели состояния здоровья учащихся, их распределение по группам здоровья на основе данных медицинских карт школьников (ФАП с. Максимовка). Затем был определён комплекс антропометрических показателей, которые позволяют объективно оценить уровень физиологической адаптации учащихся к обучению в школе и, соответственно, их состояние здоровья.

При выборе методик мы руководствовались следующими положениями:

  • Полученные морфофункциональные параметры должны объективно и достоверно отражать уровень физического развития организма школьника, функциональное состояние его систем и органов, которые определяют напряженность механизмов регуляции и успешность адаптации к учебным нагрузкам в процессе обучения;

  • Методики должны быть простыми и доступными для проведения исследований в условиях школьного обучения детей без нарушения основного режима работы школы.

Первый блок экспериментальных методик включал оценку уровня и гармоничности физического развития школьников.

Для характеристики физического развития и телосложения проводили следующие антропометрические измерения: длину тела (см), массу тела (кг), окружность грудной клетки (см).

Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов.

Для установления соотношения размеров тела применяют метод индексов, его сущность состоит в том, что один размер (меньший) определяется в % долях другого (большего) размера.

Возрастные и половые пропорции тела общеизвестны (В.В. Бунак, 1940; Б.А. Никитюк, В.П. Чепцов, 1983; Б.Х Хит, 1968; Б.В. Хит, Д.Л. Картер, 1969) и их сопоставляют с полученными в эксперименте.

Второй блок методики заключался в том, что бы рассчитать следующие информационные индексы: весо-ростовой (ВРИ), индекс Кетли (ИК), индекс Эрисмана (ИЭ), индекс Пенье (ИП), индекс Рорера (ИР), индекс Пенье-Вервена (ИП-В) (Н.Р. Байдалов, 1987).

ВРИ рассчитывали как отношение массы тела (г) к его длине (см); ИК определяли как отношение массы тела (кг) к его длине возведенной в квадрат; ИЭ позволяет оценить степень и пропорциональность развития грудной клетки и органов грудной клетки. Определяется как разница между ОГК и ½ длины тела в см.; ИР показывает плотность телосложения: если показатели до 1,15 − ниже среднего, от 1,16 до 1,30 среднее, выше 1,31 высокая; ИП рассчитывали как сумму массы тела в кг и ОГК см и от роста вычитали эту сумму; по ИП-В определяли тип конституции.

Все данные обрабатывали с помощью стандартных статистических методик (среднее, среднеквадратическое отклонение, отличие средних по парному t – критерию Стьюдента).



















Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Характеристика контингента учащихся и педагогического корпуса школы.

В МБОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа» 93 ученика.

Контингент учащихся по полу: девочек − 43 (46,2%), мальчиков 50 (53,8%).

Социальный состав учащихся:

- количество неполных семей – 19

- малоимущие семьи – 10

- многодетные семьи – 25

- неработающие родители – 14

- количество учащихся, состоящих на учете в «группе риска» - 3 (Отчет соц. педагога, 2010)

Интегральным показателем адаптации учащихся к физическим и умственным нагрузкам служит успеваемость.

Конец формы

Результаты окончания учебного года в МБОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа»:

4 % учащихся окончили 2009 − 2010 учебный год на «5»;

25 % учащихся на «4»;

62 % учащихся на «3».

Качество образования - есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат (В. И. Ковалько, 2004).

В МБОУ «Максимовская средняя общеобразовательная школа» работает педколлектив, состоящий из 21 работника. Из них высшее образование имеют − 16 человек, среднее специальное − 4 человека и среднее − 1 человек.

Педагогический стаж работы учителей в образовательном учреждении:

  • 1 - 4 года – 3 человека; 5 - 9 лет –2 человека; 10-20 лет – 9 человек; свыше 20 лет – 7 человек.

Средний возраст педагогов работающих в школе − 43 года.

3.2. Состояние здоровья учащихся

Диагностика состояния учащихся Максимовской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области выявила следующие результаты: в 2010 году из 93 учеников школы 34 учащихся состоят на диспансерном учете, из них: у окулиста – 8 человек, у хирурга – 2 человека; у ЛОР - врача – 3 человека; у педиатра – 5 человек, у гастроэнтеролога – 13 человек, у эндокринолога – 1 человек, 2 человека – инвалиды детства (Отчет ФАП с. Максимовка,2010).

Имеются дети – 12 человек, у которых выявлено несколько заболеваний.

Наибольший процент заболеваний у детей от общего числа учащихся приходится на:

а) желудочно-кишечный тракт – 4,9%;

б) органы зрения – 4,3%;

в) опорно-двигательный аппарат – 2%.

Рост заболеваемости детей  наблюдаются по возрастам:

-    1-4 классы - 11%;   5-9 классы - 34,6%; 10-11классы - 54,4%

3.3. Соматическое здоровье


Физическая работоспособность является интегральным выражением возможностей человека и входит в понятие здоровье. У разных людей развитие отдельных компонентов физической работоспособности резко отличается. Она зависит от наследственных и внешних условий. На физическую работоспособность оказывают влияние самочувствие и мотивация индивидуума.

Кроме того, анализ физического развития проводится с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности, изучения влияния факторов окружающей среды, а также учебной и спортивной деятельности подростков.

Нами были обследованы 93 учащихся. Результаты обследования физического развития учащихся, представленные в таблице 3.1. и 3.2. (приложение I и II)

Приложение I

Таблица 3.1. Показатели физического развития учащихся 1-6 классов

1класс 2класс 3класс 4класс 5 класс 6класс

Показатели

M±m

M±m

M±m

M±m

M±m

M±m

Длина тела, см



119,3±2,16



128,1±2,66




128,8±1,35



141±6,82



138±1,37



142,5±5,35

Масса тела,кг



24,7±2,51



28,9±1,93



29,7±1,57



38,7±6,47



36,4±1,90



37,7±3,63


ОГК, см



56,5±1,61



60,7±1,37


61,6±1,68


66±5.20


69,4±1,50


68±3,72


Приложение II

Таблица 3..2. Показатели физического развития учащихся 7 -11 классов

7класс 8класс 9класс 10класс 11 класс

Показатели

M±m

M±m

M±m

M±m

M±m

Длина тела, см



155±1,87



159,7±13,3




164,7±3,64



167,3±2,14



172,2±2,08


Масса тела,кг



50±2,40



54,1±6,59



61,2±5,12



62,0±2,57



68,8±2,30


ОГК, см



79,7±1,87



80,7±4,62


86±3,78


86,2±0,92


91±2,80



По результатам исследования выявлена возрастная динамика показателей физического школьников 7 -17 лет, установлена отрицательная динамика физического развития школьников 5 класса. Возможно, эти школьники не имеют условий для занятия спортом и совершенствования физического развития.

Нормальное физическое развитие в начале учебного года имели 81,6% учащихся. На конец учебного года у 20% учеников не отмечено изменений в физическом развитии, т.е. отсутствовала положительная годовая динамика, возможно из-за наличия хронических заболеваний (приложение III).

Приложение III

Таблица 3.3. Максимальные и минимальные показатели индексов физического развития школьников от 7−до 17 лет.

Показатели

Возраст

Max

Min

Возраст

Max

Min

Возраст

Max

Min

ВРИ, кг/см


От 7 до 11 лет

331

147

От 12 до 15 лет

568

220

От15 до 17 лет

655

282

Индекс Кетле, кг/м²



12,6


25,2




35


16



39

18

Индекс Эрисмана,%



8,5


−9,5




27


−9



36

−10,5

Индекс Пинье



49


4,5




50


4



62

0

Индекс

Пенье-Вервена


85

60


123

68


137

71

Индекс Рорера


2,77

0,81


2,16

0,91


2,32

1,04


Было установлено, что у детей недостаточно развиты навыки здорового образа жизни, многие отстают в физическом развитии, - 8 учащихся имеют дефицит массы тела, что свидетельствует о неправильном, нерегулярном и недостаточном питании. Это приводит к патологии органов пищеварения. Были выявлены учащиеся, у которых избыток массы, такие дети встречаются во всех трех возрастных группах.

Приложение IV

Таблица 3.4. Типы конституции учащихся

Соматотип

Показатели

Учащиеся 1−11классов

Астеники


От 32 до 43

53%

Гиперстеники


До 10

Нормостеники


От 12 до 25

47%

На таблице 3.4. (приложение IV) видно, что большинство учащихся Максимовской средней общеобразовательной школы имеют астенический тип телосложения. У астеников (легкокостный тип) продольные размеры преобладают над поперечными: конечности длинные и тонкие, кости легкие, шея длинная и тонкая, плечи узкие, грудная клетка длинная, плоская, узкая, мышцы развиты сравнительно слабо.

В подростковом возрасте интенсивно развивается грудная клетка, о чем свидетельствует увеличение охватных размеров. Полученные данные подтверждают литературные, указывающие, что в пубертатном периоде увеличивается объём лёгких, совершенствуются органы дыхания, что способствует эффективному и экономичному приспособлению лёгочной вентиляции к уровню метаболических потребностей организма (М.В.Антропова, М.М.Кольцова, 1983).

Увеличение количества учащихся с понижением остроты зрения указывает на недостаточное освещение во время занятий не только дома, но и в школе. А при неправильно подобранной мебели формируется нарушение осанки, развиваются сколиозы. Процент этих заболеваний за год увеличился на 2,3 % (Отчет ФАП с. Максимовка).

Годовой прирост учащихся в длине составил 5 – 9см. Особенно отмечено увеличение ростовых показателей у девочек старших классов.

Показатель уровня физического здоровья исследованных школьников представлен в таблице 3.5. (приложение V).

Приложение V

Таблица 3.5. Распределение детей 7 −17 лет по уровням физического здоровья (%).

Уровень физического здоровья

Мальчики

Девочки

Низкий

55,26

60,85

Ниже среднего

18,26

16,8

Средний

22,78

19,41

Выше среднего

3,7

2,94

Высокий


В исследовании не выявлены подростки, имеющие высокий показатель физического здоровья. Средний уровень здоровья имеют 22,78 % мальчиков и 19,41 % девочек. Более половины обследованных школьников (55,26 % мальчиков и 60,85 % девочек) имеют низкий уровень физического здоровья. Следует отметить, что с возрастом количество подростков с низким показателем уровня здоровья увеличивается. Это подтверждает и анализ медицинских карт.

Значимость определения данного показателя заключается в том, что чем ниже уровень физического здоровья, тем больше вероятность возникновения ряда заболеваний (иммунных, включая инфекционные).













Выводы

Наше исследование было направлено на изучение физического здоровья и адаптационный потенциал детей, обучающихся в 1-11классах.

В результате исследования были определены следующие тенденции:


1. Оценка состояния здоровья учащихся показала, что организм школьников на разных этапах онтогенеза чрезвычайно чувствителен и подвержен влиянию широкого спектра факторов, особенно комплекса факторов школьной среды.


2. Исследования подтвердили зависимость между физическим здоровьем школьников и их успеваемостью: наличие отклонений в состоянии здоровья, чаще встречается среди слабоуспевающих подростков.


3. В исследовании не выявлены подростки, имеющие высокий показатель физического здоровья. Средний уровень здоровья имеют 22,78 % мальчиков и 19,41 % девочек. Более половины обследованных школьников (55,26 % мальчиков и 60,85 % девочек) имеют низкий уровень физического здоровья.


4. Традиционная организация образовательного процесса в малокомплектной сельской школе создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к снижению физиологических адаптаций и способствуют развитию хронических болезней, снижению успеваемости.


В результате всего выше перечисленного можно сделать обобщение, что современный ребенок попал под пресс неблагоприятных факторов, все эти факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащегося и на его мотивацию к обучению.









Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики / Г.Л.Апанасенко// М.: Просвещение. − 1987.−119 с.

2.  Баевский Р.М. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья /  Р.М. Баевский, А.П. Берсенева // Функциональные особенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. – Ставрополь. – 1977. – С. 33-40

3.  Байдалов Н.Р. Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников /  П.П. Байдалов, Т.С. Копосова, Л.В. Гендитная, Н.Н. Кононюк // Л.: Изд-во «Ленинград». – 1987. – 30 c.

4. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., перераб. – М.: Физкультура и спорт. – 1990. – 208 с.

5. Бунак В.В Антропометрия. Практический курс / В.В. Бунак // М.: Изд- во МГУ. – 1941. – 85 с.

6. Бараненко В.А. Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников: Учебно − методическое пособие. − Екатеринбург, 2004. − 70 с.

7. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья / Под ред. И.И. Брехмана // СПб.: Наука. – 1993. – 269 с.

8. Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Свакина // Ростов н /Д.: «Вако». – 1997. – 120 с.

9. Глушкова Е.К. Динамика работоспособности и функционального состояния организма учащихся среднего возраста при обучении в современной школе / Е.К. Глушкова // М.: Просвещение. – 2004. – 192 с.

10. Гора Е.П. Экология человека / Е.П. Гора. − М.: Дрофа, 2007. − 540 с.

11. Дичев Р.Р. Проблема адаптации и здоровье человека / Р.Р. Дичев, К.Е. Гасаров // М.: Медицина. – 2006. – 288 с.

12. Зайкин М. Специфика малочисленного класса // Сельская школа. − 1999. − № 4. − С. 88

13. Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели / В.М. Зубкова // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: Просвещение, 1995. – С. 128-135.

14.Ильин А.Г. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / Г.А. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Рапопорт // Росс. педиатр. журнал. – 2009. – № 5. – C. 14-18

15. Криворучко Т.С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс / Т.С. Криворучко // Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. − М.: Просвещение, 1977. – С. 158-177

16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в школе / В.И. Ковалько // М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

17. Китеев В.А. Виды малокомплектных школ: примерное положение // Завуч. − 2001. − № 4. − С. 88

18. Псеунок А.А. Адаптация детского организма к умственным нагрузкам / А.А. Псеунок // Педиатрия. – 2004. − № 6. – С. 74-76.

19. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников / Ю.М. Пратусевич. − М.: Просвещение, 1994. – 230 с.

20. Сасова В.И. Все о малокомплектной школе / В.И. Сасова // М.: Народное образование, 2009. – 25 с.

21. Степанова М. Малокомплектная школа: взгляд врача − гигиениста // Директор школы. − 2007. − № 2. − С. 105

22. Косицкий Г.И. Физиология человека. − 3-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Косицкий. − М.: Медицина, 1985. – 497 с.

23. Хрипкова А.Г. Физиологические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. − Советская педагогика, 1980. – № 10.– С. 18

24. Цицишвили Р.В. К вопросу о нормировании режима сна школьников Режим дня детей и подростков / Р.В. Цицишвили. − М.: «ВАКО», 2002. – 199 с.

25. Шепель В.М. Гигиена самосбережения / В.М. Шепель // Журнал «Воспитание школьников». − М.: Школьная пресса, 2009. – №9. – С .69-74.

26. Якунин Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Якунин. − М.: АПК и ПРО, 2002. – 62 с.





  приложения

Приложение VI

КАРТА ОБСЛЕДУЕМОГО


Фамилия________________________________ Имя_________________________

Дата рождения_______________ Месторождения___________________________

Отец_____________ Мать_________________

Школа____________________класс__________________________

Домашний адрес_______________________________________________________

Дата обследования______________полных лет____________________________

Заболевания_________________________________________________________

Кол-во пропущенных дней по причине болезни______

группа здоровья________


Антропометрические данные:

Длина тела______________ Масса тела____________

Окружность грудной клетки на выдохе________

Весо-ростовой индекс (ВРИ)_____________

ИндексЭрисма (ИЭ)___________

Индекс телесной массы (ИТМ)_______________

Индекс Пенье (ИП)___________________

Индекс Рорера (ИР)___________________

Индекс Пенье – Вервена ( ИП-В)___________________

Уровень физического развития___________________________________________

Состояние осанки_______________________________________________________

Состояние зрительного аппарата__________________________________________

Время бега на дистанции 30м/с_________ Челночный бег 3*10м/с______________

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, кол-во раз__________________________

Наклон вперёд из положения сидя (гибкость), см______ Бег на 1000м, м/с_______

________________________





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Голубова Инна Александровна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232467


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства