kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке «Начни исследовать»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь пойдет об опыте использования исследовательского принципа в обучении в рамках экологического кружка «Начни исследовать».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке «Начни исследовать»»



Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке «Начни исследовать»

Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии

МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенное? Ставропольский край


Исследовательский принцип в обучении идея его не нова. Цель тоже — воспитание творческой инициативы учащихся. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. В данной статье речь пойдет об опыте использования исследовательского принципа в обучении в рамках экологического кружка «Начни исследовать». Кружок наш работает в обыкновенной общеобразовательной сельской школе, подавляющее большинство наших исследований не несет никаких финансовых затрат, поэтому заниматься в нем могут все желающие, из любых семей, главное, чтобы было желание. Программа кружка «Начни исследовать» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 35 часа учебного времени из них: 6 -  часов лекций, 24 ч- практикумов и 5 ч – семинаров (конференция и «круглый стол»). Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета биологии. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость.

В исследовательской работе все должно быть серьезно. Учитель и ученик в совместной работе должны что-то открывать. Тогда отношение учащихся к проводимым исследованиям будет вдумчивым и осмысленным. Они сами начнут высказывать массу гипотез и предлагать разные варианты объяснений увиденного. Вот тут-то учитель, как более знающий экспериментатор, сможет вместе с ними проанализировать полученные результаты, объяснить их сущность, причинность и найти ответы, которые стоят на границе с незнаемым. Не стану упрощать, к такому поиску ребят надо подготовить. Без накопления определенных знаний по методике проведения опытов, навыков, умений подмечать, анализировать ничего не получится. Подготовку учеников к исследовательской деятельности в рамках экологического кружка я начала с практического изучения природы. Экскурсии в лес, на водоемы, где мы знакомились с представителями флоры и фауны, определяли по атласам и определителям растения, грибы, насекомых, птиц. В кабинете биологии мы оборудовали несколько аквариумов, где поселили не только традиционных рыбок, но и улиток, дафний, циклопов, жуков плавунцов, клопов, головастиков озерной лягушки. Отдельный аквариум оборудовали для пауков и скорпионов. Совершая экскурсии, школьники ведут наблюдения за птицами, например, при изучении некоторых особенностей биологии сорокопута жулана школьники узнали, что питается крупными насекомыми, мелкими зверьками, птицами, лягушками и ящерицами, которых высматривает с присады — вершины куста, проводов или сухой ветки. Часто запасает корм, накалывая добычу на шип колючего куста или острый сучок. В ходе экскурсий ребята задают много вопросов: «Побеги, каких деревьев в воде распускаются быстрее?», «Как идет этот процесс осенью, зимой и весной?», «Сколько яиц в среднем откладывает непарный шелкопряд?», «Как быстро растет ручейник?», «Сколько раз за жизнь линяет кивсяк?», «Может ли гидра проглотить длинного червячка?». На эти вопросы мы вместе с ребятами ищем ответы в ходе проводимых экспериментов и опытов. А сколько вопросов вызвали встреченные нами на экскурсии пауки и их удивительные паутины, а грибы трутовики, которые оказываются могут быть съедобными. Совершая экскурсии, мы собираем материал, который приносим в кабинет биологии, где определяем названия видов, наблюдаем, как выводятся гусеницы непарного шелкопряда из яиц, как питаются жуки плавунцы, как растут и развиваются головастики, как строит паутину паук, как выглядят споры грибов трутовиков под микроскопом.

Собранный в ходе экскурсий материал и наблюдения в дальнейшем используются для выполнения исследовательских работ. Темы исследовательских работ я предлагаю ученикам в соответствии с их возрастом и уровнем подготовки каждого. Так ученики 7 классов, члены кружка выполнили исследовательскую работу по изучению гнездовой биологии жулана обыкновенного. В ходе проведения исследований были изучены особенности размещения гнезд жулана в древесно-кустарниковом ярусе леса, определены морфометрические показатели гнезд, установлен материал, используемый для постройки гнезд. Наблюдения за непарным шелкопрядом позволили ученикам 8 класса выполнить работу «Оценка заселённости лесного биоценоза кладками непарного шелкопряда на территории Георгиевского лесничества». Школьниками был проведен учет кладок непарного шелкопряда, анализ яиц в кладках, изучены особенности предпочтения самками непарного шелкопряда древостоев для откладки яиц, произведен расчет степени предстоящего повреждения лесного биоценоза. Изучение пауков крестовиков в естественных и искусственных условиях обитания позволило написать исследование ученикам 6 класса, в котором были изучены особенности строения ловчих сетей пауков крестовиков в естественных и искусственных биотопах, выяснены особенности поведения пауков крестовиков в условиях искусственного содержания, проанализировано отношение школьников к паукам. Интересное исследование выполнили ученики 7класса при изучении видового разнообразия грибов трутовиков лесного биоценоза с. Новозаведенного. Был изучен видовой состав древесных грибов трутовиков в лесном биоценозе, выделены доминирующие виды, выявлены породы деревьев на которых произрастает наибольшее количество трутовиков, оценена степень зараженности лесного биоценоза древесными грибами паразитами.

Но не все проходит гладко, интересы учеников меняются. Многие готовы были наблюдать, проводить эксперименты, но не имели желания вести записи и тем более по всем правилам оформлять работы. В этот период главным было создание творческой атмосферы и моральная поддержка лучших исследователей. Не имело смысла кого-то упрекать. Ребята и так порой мало верят в свои силы. Все строилось на поддержке достижений лучших учеников. Расчет оправдался. Когда дети увидели достигнутые их това­рищами результаты, услышали похвальные оценки на школьной конференции со стороны других учителей, многим захотелось достичь того же. Ребята должны видеть итог своей работы. В нашей школе ежегодно проходит научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», на ней члены кружка представляют свои исследовательские работы, иллюстрированные таблицами, рисунками, коллекциями и гербариями, сделанными самими учениками. Лучшие исследовательские работы учащихся направляются на районные, краевые и всероссийские научно-практические конференции, и конкурсы.

Используется у нас в кружке и групповой метод исследований. Он помогает ребятам справляться со сложными заданиями. Участие в группах детей разного возраста обеспечивает преемственность при выполнении долговременных изысканий. Коллективная работа приучает ребят к взаимной ответственности за общее дело. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа, чем большее практическое значение она имеет. В этом надо убедить ребят, ненавязчиво обосновывая всю серьезность проблемы. Наибольший интерес у школьников вызывают исследования, направленные на изучение экологических проблем, связанных с местом проживания людей. Участвуя в краевой акции «Летопись добрых дел по сохранению природы» был выполнен групповой проект «Река Кума просит защиты» целью, которого является оценка экологического состояния реки Кумы на территории Георгиевского района. Исследовательская работа «Проблема размещения и утилизации бытовых отходов в селе Новозаведенном» позволила выявить несанкционированные свалки на территории села и его окрестностях, найти пути решения проблемы утилизации и размещения бытовых отходов.

Нельзя с полной отдачей исследовать что-то только ради самого исследования. Главное здесь — не увлече­ние новыми приборами и сложными вычислениями, а доказательность выводов, показ, что они не надуманы, а естественно следуют из полученных исполнителями данных. Среди ребят, которые когда-то занимались в нашем экологическом кружке, многие посвятили свою жизнь экологии, биологии и медицине.

В своей статье я коснулась лишь самых общих вопросов об использовании исследовательского принципа в обучении при организации занятий в экологическом кружке. У каждого учителя свои взгляды, своя методика, свои оценки детского творчества. И это понятно. У разных школ разные возможности, разный состав уча­щихся. Однако при всех этих различиях, бесспорно, то, что исследовательский принцип в обучении дает хорошие результаты.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Исследовательская деятельность учащихся в экологическом кружке «Начни исследовать»

Автор: Писаренко Надежда Ивановна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства