Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии
Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тогда результаты образования становятся значимыми за пределами системы образования, и оно приобретает прагматическую ценность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии»
Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии
1 сл. Концепция модернизации российского образования предполагает, что смена качества осуществится путём перехода на компетентностный подход в обучении. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования, причём под результатами понимается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Развивать эту способность позволяет теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
2 СЛ. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тогда результаты образования становятся значимыми за пределами системы образования, и оно приобретает прагматическую ценность.
3 СЛ. ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в России в конце 80-х годов.
Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер, советкий (а позднее – российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст
Первоначально ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
Что она даёт реально?
Неважно, какие задачи решаются сегодня: технические, рекламные или экономические. Владея ТРИЗ, человек владеет универсальным инструментом. 4 сл. Методологической основой для триз-педагогики является фантастический рассказ Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы педагогики будущего.
Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют
Программа подготовки должна обновляться и дополнятся.
Педагог должен быть сам универсальной творческой личьностью.
5 сл. Принципы и приемы педагогической техники разработал Анатолий Александрович Гин, педагог, специалист по ТРИЗ
6 сл. Он разработал 5 принципов современной триз-педагогики:
Принцип свободы выбор (в любом обучающем действие ученику предоставляется право выбора)
Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, использовать в обучении открытые задачи, задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей)
Принцип деятельности освоение учениками знаний осуществляется преимущественно в деятельности)
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи)
Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
7 сл. Изобретательская задача - содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед решающим стоит вопрос: «Как быть?»
Применять тризовские задачи можно на разных этапах урока, это зависит от цели, которую Вы перед собой поставили.
ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.
У меня есть целый сборник.
8 сл. 1. Прием “Обрати вред в пользу”.
Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,
В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.
Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.
Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?
Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети
9 сл. Прием «По образцу»
Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:
- Посмотрите на пеларгонию. Где у нее расположены листья?
- На стебле.
- Так какой же главный признак стебля?
- На стебле растут листья.
- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.
Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.
10 сл.Прием «Принцип посредника»
Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока. Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!» Причем здесь кошки?
Решение:
11 сл. Прием «Принцип посредника»
ОРЛЫ-РЕКЛАМИСТЫ
Во время съемок рекламного ролика для автомобильной компании орлы — по сюжету — должны были наброситься на автомашину, клевать переднее стекло, капот. Что сделать, чтобы орлы клевали машину остервенело, активно?
Противоречие: орлы должны клевать машину, чтобы можно было снять видео-клип, и не должны, потому что они не хотят этого делать.
ИКР: орлы сами набрасываются на машину. Используйте посредник — пищу, которая привлечет орлов в нужное место.
Вначале дрессировщик обучал своих питомцев обедать на капоте, покрытом кусками мяса. А затем в день съемок были изготовлены дворники и зеркала из... говяжьих потрохов. На них и накинулись орлы, создав масштабный образ разрушения. Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.
«Прыжки лягушки»
Лягушка на суше передвигается
прыжками. Почему тритон не
может так передвигаться?
_
(передние и задние лапы одинаковые)
«Пожар на
пароходе»
Однажды большой
океанский
пароход шел с грузом
хлопка
из Египта в Англию.
В плохо проветриваемых трюмах влажный хлопок стал постепенно нагреваться, а затем воспламенился. На пароходе возник пожар. Объясните причину самовозгорания хлопка.
Использование теории решения изобретательских задач способствует формированию учебно-познавательной компетенции, повышению уровня мотивации, качества знаний.