kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тогда результаты образования становятся значимыми за пределами системы образования, и оно приобретает прагматическую ценность.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии»


Использование ТРИЗ для развития учебно-познавательной компетенции учеников на уроках биологии


1 сл. Концепция модернизации российского образования предполагает, что смена качества осуществится путём перехода на компетентностный подход в обучении. Этот подход акцентирует внимание на результатах образования, причём под результатами понимается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Развивать эту способность позволяет теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2 СЛ. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Тогда результаты образования становятся значимыми за пределами системы образования, и оно приобретает прагматическую ценность.

3 СЛ. ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в России в конце 80-х годов.

Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер, совет­кий (а позднее – российский) инженер-изобретатель, пи­сатель-фантаст


Первоначально ТРИЗ применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.

Что она даёт реально?

Неважно, какие задачи решаются сегодня: технические, рекламные или экономические. Владея ТРИЗ, человек владеет универсальным инструментом. 
4 сл. Методологической основой для триз-педагогики является фантастический рассказ Альтшуллера «Третье тысячелетие», в котором он описывает принципы педагогики будущего.

  1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют

  2. Программа подготовки должна обновляться и дополнятся.

  3. Педагог должен быть сам универсальной творческой личьностью.


5 сл. Принципы и приемы педагогической техники разработал Анатолий Александрович Гин, педагог, специалист по ТРИЗ

6 сл. Он разработал 5 принципов современной триз-педагогики:

  1. Принцип свободы выбор (в любом обучающем действие ученику предоставляется право выбора)

  2. Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, использовать в обучении открытые задачи, задачи стимулирующие самостоятельное генерирование идей)

  3. Принцип деятельности освоение учениками знаний осуществляется преимущественно в деятельности)

  4. Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью приемов обратной связи)

  5. Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.


7 сл. Изобретательская задача - содержит проблему, которую надо решить, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед решающим стоит вопрос: «Как быть?»

Применять тризовские задачи можно на разных этапах урока, это зависит от цели, которую Вы перед собой поставили.

ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.

У меня есть целый сборник.

8 сл. 1. Прием “Обрати вред в пользу”.

Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.

Например,

  • В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.

  • Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?

Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.

  • Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?

Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети

9 сл. Прием «По образцу»

Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:

- Посмотрите на пеларгонию. Где у нее расположены листья?

- На стебле.

- Так какой же главный признак стебля?

- На стебле растут листья.

- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.

Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.

10 сл. Прием «Принцип посредника»

Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока.
Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»
Причем здесь кошки?

Решение:

11 сл. Прием «Принцип посредника»

ОРЛЫ-РЕКЛАМИСТЫ

Во время съемок рекламного ролика для автомобильной компании орлы — по сюжету — должны были наброситься на автомашину, клевать переднее стекло, капот. Что сделать, чтобы орлы клевали машину остервенело, активно?

Противоречие: орлы должны клевать машину, чтобы можно было снять видео-клип, и не должны, потому что они не хотят этого делать.

ИКР: орлы сами набрасываются на машину. Используйте посредник — пищу, которая привлечет орлов в нужное место.

Вначале дрессировщик обучал своих питомцев обедать на капоте, покрытом кусками мяса. А затем в день съемок были изготовлены дворники и зеркала из... говяжьих потрохов. На них и накинулись орлы, создав масштабный образ разрушения. 
Еженедельник «Собеседник», 1993. — № 52. — С. 6.

«Прыжки лягушки»

Лягушка на суше передвигается

прыжками. Почему тритон не

может так передвигаться?

_

(передние и задние лапы одинаковые)


«Пожар на

пароходе»

Однажды большой

океанский

пароход шел с грузом

хлопка

из Египта в Англию.

В плохо проветриваемых трюмах влажный хлопок стал постепенно нагреваться, а затем воспламенился. На пароходе возник пожар. Объясните причину самовозгорания хлопка.



Использование теории решения изобретательских задач способствует формированию учебно-познавательной компетенции, повышению уровня мотивации, качества знаний.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курдина Татьяна Ивановна

Дата: 08.06.2020

Номер свидетельства: 552927

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства