Просмотр содержимого документа
«Использование приемов мнемотехники на уроках биологии»
Использование приёмов мнемотехники на уроках биологии
Наш мозг - это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами, что такое «память» и какая у неё природа, люди интересовались с глубокой древности. Многое о мозге и процессах запоминания уже известно. Например, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренней поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Гипоталамус – часть промежуточного мозга важная структура для формирования памяти.
Ни для кого не секрет, что биология подчас требует запоминания сложной терминологии, заучивания определенных понятий. И поэтому важно найти такие приемы, чтобы сложный и объемный фактический материал стал доступным и легко запоминающимся. Учитель в процессе обучения создает специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Именно поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием определенных терминов.
«Термин – это слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой–нибудь специальной области науки, техники искусства» (С.И. Ожегов).
Термин, как правило, выполняет две функции:
1. служит названием понятия (номинативная функция)
2. отражает содержание понятия.
Существует множество приемов и методов запоминания, один из которых мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, мысленных образов. Важность методик мнемотехники подтверждена практикой1 и результатами последних отечественных и зарубежных исследований, открытием в России и за рубежом школ мнемотехники.2
Мнемо́ника (греч, τὰ μνημονικά — искусство запоминания), мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Еще древние греки разработали правила запоминания, основанные на простых, но весьма эффективных принципах и назвали их в честь богини памяти Мнемозины. В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями глубокую древность, насчитывает как минимум 2000 лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э., первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехникой интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Греки обнаружили, что память во многом основана на АССОЦИАЦИЯХ, на умении обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами.
То, что прочно ассоциируется, – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, – забывается. К тому же объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий, и различными способами глубоко прочувствованный ОБРАЗ. Третьим столпом, на котором зиждется память, является ЛОКАЛИЗАЦИЯ (ФИКСАЦИЯ).
Помимо этих трех фундаментальных, обязательных принципов имеются еще ряд других:ассоциация, юмор, воображение, счет, символизм, цвет, порядок и последовательность, преувеличение.
Основные приёмы мнемотехники: 1. Составление смысловой фразы из начальных букв запоминаемой информации 2. Рифмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки. 3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов 4. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией 5. Метод Цицерона на пространственное воображение. Представьте, что обходите свою комнату, где Вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. 6. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти: необходимо внимательно посмотреть на предмет интерьера, человека или пейзаж, затем закрыть глаза и мысленно попытаться воссоздать образ увиденного объекта с максимальной точностью. Для повышения эффективности от этой методики, вы можете зарисовывать картинки из своей памяти.
7. Интеллект – карты для запоминания
Техника мнемоники облегчает запоминание в отдельных случаях (там, где придуманные искусственные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро).
Однако, в некоторых случаяхневерное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного (логического) запоминания механическим заучиванием.
Слова с неизвестным, абстрактным значением большинству учащихся запомнить сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием – чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемоника не совершенствует память, она только облегчает запоминание, да и то лишь в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.
Хочу поделиться с коллегами своей небольшой «копилкой» мнемонических приемов, в которую вошли как достаточно известные, часто используемые учителями биологами, некоторые составлены самостоятельно или совместно с учениками.
1.Прием - Составление смысловой фразы
Классификация. Царство Животные. Классификация Царства Растений
Все
Вид
Растения
Род
Симпатичны
Семейство
Посмотри
Порядок
Кругом
Класс
Они
Отдел
Царствуют
Царство
Рэп (Рок)
Род
Считают
Семейство
Очень
Отряд
Классной
Класс
Темой
Тип
Царь
Царство
Систематика растений
Цирк, Огромный Купол Пестрый, Словно Радугу, Вознес (ты).
Систематика животных
Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.
Характеристика Классов Двудольных и Однодольных Цветковых растений
Признаки Двудольных
Признаки
Фраза
Количество семядолей в зародыше
2 Семядоли
2 Семена
Жилкование
Сетчатое
Сидели
Тип корневой системы
Стержневая
Скромно
Признаки Однодольных
Признаки
Фраза
Количество семядолей в зародыше
1 семядоля
1 Семен
Жилкование
Параллельное
Пинал
Дуговое
Дорогой
Тип корневой системы
Мочковатая
Мяч
Отделы позвоночника
Отделы позвоночника
1 вариант
2 вариант
Шейный
Шарик
Шампиньоны
Грудной
Грозный
Грибы
Поясничный
Пес
Приготовил
Крестцовый
Кусает
Карлуша
Копчик
Копчик
Карлик
Форменные элементы крови
Элементы
1 вариант
2 вариант
Эритроциты
Это
Эрик
Тромбоциты
Так
Тратил
Лейкоциты
Легко
Лавандос
Круги кровообращения
Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу: «Большой лев желает править придворными».
А в малом (легочном) круге кровообращения — с правого желудочка, и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «Маленький принц желает любви придворным».
Вена – Сосуды, несущие кровь В сердце
Артерия – Сосуды, несущие кровь От сердца (При произношении слышится ат).
Митоз
Чтобы лучше запомнить последовательность фаз митоза предлагается следующее предложение «Поставить МАТ» - профаза, метафаза, анафаза, телофаза
Профаза мейоза I
С тадии профазы мейоза I: (Любит Зина ПДД)
Прием «Ассоциации»
Суть метода заключается в образовании ассоциаций. Главное в этом методе – яркость образа. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, может даже абсурдными.
Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновая кислота
ДНК
РНК
Азотистые основания
1. А –Т
2. Ц- Г
1. Ц-Г
2. А-У
1.Апельсин на Тарелке
2. Цветок в Горшке
1.Циркач горланил: «АУ!»
2.Гулящий
Цыган
Украл
Автомобиль
Функции белков
Нелепая фраза быстро запоминается и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:
Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж.
Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая.
Зрительный анализатор. Фоторецепторы
Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
Эмбриогенез
Основные этапы в эмбриональном развитии предлагаются запомнить в формате слова -ассоциации
Бластула
Бо
Гаструла
Ги
Нейрула
Н
Я родился
Я
БОГИНЯ
Обмен веществ
Анаболизм–Аня строит; катаболизм–Катя рушит.
Конъюгация – процесс точного и тесного сближения гомологичных хромосом.
КОНЬ отправился на ЮГ покупать АКЦИИ.
Митохондрии - Митя ходит (похожи на следы)
Прием Аббревиатура (акроним)
Растительные ткани Животные ткани
ЛИМПОПО
Л-Лист Дядюшка
И – Имеет С- Соединительная
М – Механическую Э - Эпителиальная
П – Покровную М - Мышечная
О – Образовательную Н- Нервная
П - Проводящую
О-Основную ткани
Ткани животных
Э – Эпителиальная
С – Соединительная
М – Мышечная
И
Н – Нервная
Е – единое
Ц – целое
Геохронологическая шкала
Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы:
Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы - Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский,
Ты, Юра, Мал – Триасовый, Юрский, Меловой,
Пей Ночью Чай - Палеоген, Неоген, Четвертичный.
Атмосфера
От ближайшего к Земле слоя до самых отдаленных слоев атмосфера разделяется на Стратосферу, Мезосферу, Ионосферу и самый внешний слой – Экзосферу. Чтобы запомнить порядок их расположения, скажите: Смелые Мореплаватели Исследуют Экватор.
Прием «Рифмизация»
Клетка.
Клетка живая на город похожа.
Стена крепостная в клетке есть тоже.
Мембраной она названа –
Чужих не впускает она!
В клетке внутри – цитоплазма в движении,
Подобна дорогам и направлениям.
Куда по дорогам спешит народ?
Конечно, на фабрику или завод.
Эндоплазматическая сеть,
словно заводы
Производит жиры, белки, углеводы.
Для города электрический нужен ток,
Здесь митохондрии – энергии исток.
В городе есть полицейских отряд,
В клетке лизосомы за порядком следят.
Их синтезирует комплекс Гольджи
На полицейский участок похожий.
Но главное это – ядро несомненно.
Ядро управляет клеткой бессменно.
В хромосомах записаны законы и правила,
Которые природа для клетки составила.
Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языкоглоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остается запомнить только подъязычный – XII пара нервов.
То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.
5. Приём ключевого слова
Способ этот очень простой и заключается он в следующем: к слову нужно подобрать другое ключевое слово из русского языка, которое будет похоже на него по написанию первой буквы.
Выделение первых букв при запоминании плодов и семейств.
Сложноцветные - Семянка
Бобовые - Боб
Злаки – Зерновка
6.Прием - ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТА
Мнемотехника помогает развивать:
1. ассоциативное мышление
2. зрительную и слуховую память
3. зрительное и слуховое внимание
4. воображение и связную речь
5. ускоряет процесс автоматизации и дифференциации учебного материала.
К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики: «Учите ребёнка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Для любого учителя, неравнодушного к своей работе, крайне важно, чтобы его ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки яркими, эмоциональными и запоминающимися.
В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно. Попробуйте применить основные мнемонические приемы на себе — и вы скоро ощутите ее полезность и незаменимость.
Американский психолог Даниэль Лапп, профессор Стэндфордского университета «Курс улучшения памяти» (1995 г.)