Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе.
В работе представлен опыт работы по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в преподавании биологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе.»
Использование информационно-коммуникационных технологий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе
Васильева Г.Е., учитель биологии
г. Великий Новгород
Методические подходы к обучению в связи с сегодняшними вызовами времени изменились, т.к. возникла необходимость в модели обучения, которая строится на использовании ИКТ и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, что обеспечивает превращение ученика в активного участника процесса обучения. Считаю, что применение информационных технологий обеспечивает наглядность, привлечение большого объёма дидактического материала; расширяет возможность самостоятельной деятельности, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, формирует навыки исследовательской деятельности и обеспечивает доступ к различным справочным системам, тем самым способствуя повышению качества образования.
Сегодня невозможно представить себе организацию учебной деятельности без использования ИКТ, которые позволяют оптимизировать образовательный и воспитательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы, электронные учебники и пособия, интернет-ресурсы использую при проведении учебных занятий, внеурочной деятельности, текущего контроля успеваемости, для организации собственной педагогической деятельности (ведение электронного документооборота) и деятельности учащихся в информационной среде.
Работая по новым ФГОС, у меня возникла необходимость изменения методических подходов к обучению на всех ступенях. Возникла необходимость в модели обучения, которая построена на использовании ИКТ и электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Использование ИКТ на уроке изменило роль ученика - из пассивного слушателя он делается активным участником процесса обучения.
Внедрение ИКТ и ЭОР в учебный процесс имеет три основных направления:
первое - использование ИКТ и ЭОР как средства организации учебной деятельности;
второе - использование ИКТ и ЭОР как современное средство наглядности;
третье - использование ИКТ и ЭОР для совершенствования своей педагогической деятельности.
Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата - делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося, формирует положительное отношение к изучению биологии.
Использую ИКТ и следующие ЭОР как средства организации учебной деятельности:
УМК «Сфера жизни» Н.И.Сонин, В.Б. Захаров Биология 5-9 классы (Концентрический курс), УМК В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Биология 10-11классы электронные приложения к учебникам, которые дают возможность изучать материал и выполнять предложенные задания к каждому уроку учебника. Данные приложения использую для организации различных форм деятельности на уроке: фронтальной, работе в парах, группах, индивидуальной. Содержание пособий использую на уроках, построенных в технологии развития критического мышления. Наличие ЭОР у каждого ученика позволяет продолжать работу по закреплению новых знаний дома. Задания с удовольствием выполняются учащимися, что обеспечивает положительную мотивацию к изучению биологии.
Мультимедийные учебные пособия «Биология 5-9 классы» 1-4 части, «Биология 10-11 классы» 1-2 части использую на уроках при изучении нового материала, проведении лабораторных и практических работ, закреплении изученного материала.
Интегрированные наглядные пособия «Строение и жизнедеятельность организма растения», «Беспозвоночные животные», «Позвоночные животные», « Строение и жизнедеятельность организма человека», «Эволюция систем органов», интерактивные задания «Анатомия» для 8 класса, «Общая биология» для 9-11 классов (коллекция образовательных ресурсов для интерактивных досок) позволяют учащимся формировать и отрабатывать УУД.
«Биология. Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ», «Биология. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ» использую для организации контроля, самоконтроля, самооценки предметных и метапредметных результатов в классе и в домашней работе.
Использую интернет-ресурсы - путешествую с учащимися по различным материкам, природным зонам, различным странам, находим информацию о растениях и животных, ищем интересные данные об эволюции Земли, происхождении человека: http://biolgra.ucoz.ru/, http://www.ebio.ru/,http://biodat.ru/db/fen/anim.htm, http://zooclub.ru/, http://evolution.powernet.ru/. Данные ресурсы помогают в организации фронтальной, индивидуальной и групповой работы по виртуальным путешествиям в растительный и животный мир разных стран. Учащиеся выступают в роли путешественников, разработчиков маршрутов экскурсий, исполняют роль экспертов и т.д.
Применяю ИКТ как современное средство наглядности. Для этого в своей работе я использую мультимедийный проектор, интерактивную доску, персональный компьютер. Используя сайты Интернета, я подбираю наглядный материал для своих уроков: картинки, фотографии, звуковые эффекты, видеофайлы, фильмы. С образовательного портала http://school-collection.edu.ru использую при разработке уроков библиотеку электронных наглядных пособий (БЭНП) «Биология», которая представляет собой набор мультимедийных информационных объектов и инструментальных средств для работы с ними. Библиотека помогает мне решать задачи по использованию в учебном процессе современных электронных учебно-методических комплексов и их интеграции с традиционными учебными пособиями.
Для совершенствования своей методической деятельности использую следующие порталы:
https://globallab.org/ru/ Глобальная школьная лаборатория
Таким образом, использование ИКТ как средства организации учебной деятельности и как современное средство наглядности стали привычными для учащихся, а для меня стали нормой работы, что является одним из важных результатов инновационной работы учителя. Доказательством использования ИКТ и ЭОР являются презентация опыта на семинарах для учителей Великого Новгорода и области, а также обмен опытом в рамках работы МО учителей предметов естественнонаучного цикла МАОУ «Гимназия «Гармония».