« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ»
Преподаватель биологии
Харитонова Н.А.
Амвросиевка
2018 год.
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы технологии «Развитие критического мышления» представлены в исследованиях Л.В.Байбородовой, И.О. Загашева, С.И.Заир-Бека, И.В.Муштавинской, Г.К.Селевко, Л.Н.Сухоруковой, на страницах научно-методических журналов и Интернет-сайтах.
На основании выше изложенного цель методической разработки:
- рассмотрение особенностей использования технологии «Развитие критического мышления на уроках биологии».
Для реализации заявленной цели определяются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы технологии «развитие критического мышления»;
- разработать методические рекомендации по использованию приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления на уроках биологии»;
- проанализировать эффективность использования технологии на уроках биологии в ГПОУ «Амвросиевский профессиональный лицей».
Образовательная технология «Развитие критического мышления», в основе которой лежит самостоятельная работа студентов с различными источниками информации (учебные и научно-популярные тексты, лекции учителя, видеофильмы, электронные образовательные ресурсы и др.), позволяет развивать критическое мышление студентов, т.е. позволяет формировать способность ставить новые вопросы, приводить обоснованные аргументы, принимать продуманные решения.
ГЛАВА1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В соответствии с требованиями нового Государственного стандарта образования ДНР использование на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления» является актуальным. В лицее мы часто сталкиваемся с такой проблемой: преподаватель готов к уроку, полон интересных замыслов, предвкушает, как он вместе со студентами будет их осуществлять, но… Урок начался, урок закончился, а студенты остались равнодушными, вяло реагировали на всё то, что предлагал преподаватель.
Думается, это проблема касается не только каждого педагога в отдельности, но и всего образования в целом. Дело в том, что на современном этапе развития общего среднего образования необходимо активизировать познавательную деятельность студентов – заинтересовать студента, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости – опираясь на субъект- субъектную основу взаимодействия, когда обучающийся не объект, которому взрослые (преподаватели и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его. Возможно, помощь в решении этих проблем может оказать применение в практике работы преподавателя современных педагогических технологий. На своих уроках я часто использую технологии проблемного, группового обучения, методы и приёмы технологии проектной деятельности. Но наиболее продуктивной я считаю технологию развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления студентов посредством интерактивного включения их в образовательный процесс.
В чем же «инновационность» представленной технологии? Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
1.1.Что такое «Технология развития критического мышления»?
Критическое мышление — это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Технология стала известна в России с 1997 года. Философия технологии: нельзя научить, можно научиться.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. Под критическим мышлением понимают проявление любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
1.2 Содержание, цели и задачи технологии «Развития критического мышления»
Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода. Цель технологии – повышение мотивации учения, расширение знаний и развитие интеллектуальных умений, развитие умений обобщать и т.д.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
Повышение: качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета;
учебной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
социальной компетентности;
формирования навыков анализа и синтеза предметных текстов.
«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.
Исходя из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
При всём разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Таким образом, критическое мышление – это открытое мышление, не предусматривающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт.
1.3 Основные направления формирования мыслительной деятельности у учащихся в технологии «РКМ»:
Заинтересовать обучающегося.
Побудить его к деятельности.
Создать условия для обобщения.
Научить добывать информацию.
Способствовать развитию критического мышления.
Научить самоанализу.
Что дает эта технология?
-формирует личную ответственность за собственное образование;
-развивает навыки работы с текстом.
Признаки технологии «Развития критического мышления»:
Социальность: (работа осуществляется в парах, в группах);
Продуктивность: (формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком);
Ожидаемые результаты применения технологии «Развитие критического мышления»:
-появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения: «Преподаватель-обучающийся», «обучающийся-группа», и «обучающийся- обучающийся»;
-повышается ответственность за качество собственного образования;
-формируются навыки работы с информационными источниками разных типов;
-раскрывается творческий потенциал студентов.
Принцип: «Как можно больше обучающегося и как можно меньше преподавателя».
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2.1Структура урока в концепции «Развития критического мышления».
Технология процесса обучения складывается из трех этапов: вызов, осмысливание, размышление/рефлексия.
1.Стадия вызова (ликвидация чистого листа).
Первый этап работы направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личной заинтересованности каждого студента в получении новой информации. Обучающийся ставит перед собой вопрос: «Что я знаю»? по данной теме. Возможна работа с вопросами по данной проблеме урока.
Формы и приемы применения технологии на стадии вызова:
-опора на ключевые термины, осмысливание понятий на своем языке (что вы знаете, думаете?);
-письменная работа (запись в тетради « Что я знаю об этом объекте, по этой теме»);
-заполнение в таблице колонки «Знаю», «Хочу узнать»,
Карта познания,
кластер,
краткое эссе,
перепутанные логические цепочки и др.
2. Стадия осмысления (реализация осмысления) На данной стадии обучающийся под руководством учителя с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
Задачи:
-создание устойчивой мотивации обучающегося на активное получение новой информации;
-соотнесение полученной информации с тем, что обучающемуся известно.
Формы и приемы применения технологии на стадии осмысления:
-чтение текста с пометками – И.Н.С.Е.Р.Т.
«V» - «это я знаю»;
«+» - «новая информация»;
«-» - «информация, противоречащая моим знаниям»;
«?» - информация, требующая пояснения»;
«!» - «это интересно».
-составление кластера;
-составление синквейна;
-чтение текста со стопом;
-составление интеллект-карты темы;
-свернуть информацию данную в виде текста в таблицу, схему, диаграмму и тд., проанализировать, сделать вывод;
3. Стадия рефлексии (размышление). Размышление, обобщение того, «что узнал» обучающийся на уроке по данной проблеме.
Организация работы направлена на целостное осмысление и присвоение информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу (что я думаю об этом сейчас, как это соотносится с тем, что я знал раньше, как изменились мои представления), анализ всего процесса изучения материала.
Формы и приемы применения технологии на стадии рефлексии:
-вопросы Блума;
-вопросы преподавателя;
-письменная работа, тест;
-6 шляп мышления (опиши это…, сравни это…, проанализируй это…, приведи «за» и «против», поддержи или опровергни это…, примени это…);
-фиш Боун;
-слепое письмо.
-составление кластера.
-синквейн.
2.2. Эффективное применение педагогического инструментария технологии «Развитие критического мышления»
Технология РКМЧП предлагает широкий набор методических приемов, методов и стратегий ведения урока, что способствует формированию навыков работы с различными источниками информации и умений бесконфликтного общения.
Предлагаю описание наиболее часто используемых приемов и методов данной технологии и их практическое применение на уроках биологии.
2.2.1 Графические приемы организации материала
Приём может быть применён: на стадии вызова. Систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопроса или заголовков смысловых блоков, но особенно большой потенциал он имеет на стадии рефлексии, поскольку способствует обобщению и систематизации материала, установлению причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками, более глубокому осмыслению содержания
Кластер. Кластер – это выделение крупных смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди. Систематизация учебного материала Преподаватель рисует на доске модель, напоминающую Солнечную систему. В центре размещается овал, в который вписывается тема урока или ключевое понятие темы. Вокруг него, как планеты вокруг Солнца, рисуются овалы меньших размеров – это крупные смысловые единицы темы Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе. Максимальная продуктивность определяется наглядностью, компактностью, насыщенностью информацией, простотой исполнения
2.2.2. Визуальные формы организации материала
Приём представляет собой таблицу, состоящую из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя.
Бортовой журнал. Бортовой журнал – приём обучающего письма, согласно которому учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Научить фиксировать свои мысли, связывать полученную информацию со своим личным опытом. Приём представляет собой работу с таблицей, состоящей из двух граф. В первую необходимо записать, что ученику известно по данной теме на стадии вызова, а во вторую, – что нового узнал, вынес для себя. Обучающийся, имея теоретические знания, сможет осознанно использовать их в своей жизни, т.к. материал изучается, основываясь на личном опыте обучающегося.
2.2.3. Формы письменной рефлексии
Синквейн. Этот приём может стать стратегией урока, но особенно часто применяется на стадии рефлексии, т.к. синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Безусловно, интересно использование этого приёма в качестве средства творческого самовыражения.
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме Цель применения: Научиться резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, принимать мнения одноклассников; стимулирует развитие коммуникативных качеств у учащихся. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов; в четвёртой строке приводится фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово) Продуктивность приёма в том, что прежде всего – это способ рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление
2.2.4. Метод рефлексивного обобщения полученных знаний
Выражение «put on your thinking hat (cap)» на русский язык можно перевести, как «призадуматься, поразмыслить». Обыгрывая этот оборот, Эдвард де Боно предлагает «поразмыслить» с помощью шести шляп, представляющих различные способы мышления Используется на стадии рефлексии, так как стимулирует учащихся к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, побуждает к определению направления дальнейшей работы. «Шесть шляп мышления» Метод систематизации и обобщения материала шестью разными способами Формирование у обучающихся навыка к разнообразной, «разноцветной» оценке изученного и пережитого, обобщение и систематизация материала Преподаватель предлагает обучающимся разделиться на шесть групп. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. Стимулирует обучающихся к оценке и систематизации изученного, исходя из собственного восприятия мира, поэтому прочность усвоения учебного материала повышается.
Таким образом, система работы преподавателя направлена на развитие у обучающихся способности к активному воспроизведению информации, готовности рассмотреть проблемы с разных точек зрения, умение отследить ход своих мыслей и строить логические выводы, способности применять полученные навыки и знания в различных ситуациях .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Известно, что любое новшество встречает на своем пути и безоговорочное одобрение, и сдержанную поддержку и отчаянное сопротивление.
Хорошо владеть традиционной методикой преподавания необходимо. Разнообразить или украсить свой урок, применяя новый прием – значит повысить его продуктивность. От этого выигрывают все: и обучающийся, который научился чему-то новому, и преподаватель, который смог увлечь класс, повысить интерес к своему предмету.
Применение на уроках разнообразного набора инструментария технологии РКМ помогает преподавателю развивать у студентов различные виды компетентности. Формирует самостоятельное мышление; вооружает методами и способами самостоятельной работы; реализует возможность управлять образовательным процессом в системе «преподаватель-студент». Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для преподавателя, так и для обучающегося.
Для преподавателя на уроке:
Выделять цели учения; повышает мотивацию к учению; обеспечивает активизацию образовательного процесса; стимулирует мышление; создает атмосферу творчества, самостоятельности.
Для студента на уроке:
работать в парах, группах; создавать свой продукт; аргументировать, создавать, анализировать; формирование умений работать с различными источниками информации.
Если занятия по развитию критического мышления проводятся регулярно, то студенты, как правило, более активно включаются в работу по предмету, получают боле высокие оценки. Для проведения таких уроков не нужны дополнительные дидактические материалы и пособия.
Итак, подводя итоги работы по использованию на уроках биологии технологии «Развитие критического мышления», можно сделать выводы, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Она является общепедагогической, надпредметной, рефлексивной, компетентностно-ориентированной технологией, открытой для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.