Использование модульной технологии на уроках биологии для формирования УУД обучающихся
Использование модульной технологии на уроках биологии для формирования УУД обучающихся
Статья представляет опыт работы учителя биологии по применению модульных уроков биологии в 7 и 8 классах. Приведены приемы формирования УУД учащихся на разных этапах урока, а также даны фрагменты технологических карт учащихся по темам: Простейшие, Грибы, Растения.Для получения информации о результативности школьного эксперимента по применению модульной технологии среди обучающихся 7-8 классов было проведено анкетирование, которое показало, что обучающиеся положительно относятся к данной форме организации занятий, их интерес к предмету повысился, хотя многие отмечают, что получить желаемую оценку за четверть значительно труднее.Использование предлагаемой технологии обучения показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично» Результаты контрольных работ показывают более высокий уровень успеваемости и качества обученности учеников 7 класса 2013-2014года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование модульной технологии на уроках биологии для формирования УУД обучающихся »
Миниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Леонидово
Использование модульной технологии на уроках биологии для формирования УУД обучающихся
Составитель:
Мартынова Ольга Вадимовна
учитель биологии МБОУ СОШ с.Леонидово
1 квалификационная категория
Леонидово . 2015 г
Актуальность.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Эти требования оказались недостаточными в современном мире.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимая решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупнолсти универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Общая характеристика УУД.
УУД –это осознанное действие ученика, в основе которого лежит самостоятельное построение алгоритма –последовательности выполнения действий по решению учебной задачи.
УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Учащиеся овладевают основными видами УУД в процессе изучения разных учебных дисциплин, в том числе и естественнонаучного цикла (биологии).
Технологии и методики формирования универсальных действий в обучении биологии
По моему мнению, модульная технология соответствует тем целям и задачам, которые изложены в концепции модернизации содержания общего образования.
Эта технология направлена на:
Достижение полного усвоения каждым учеником материалов базисного компонента содержания образования и повышенного уровня с учётом особенностей и способностей учащихся;
Формирование у всех учащихся устойчивых познавательных интересов и способов их удовлетворения своими силами.
Развитие интеллекта, памяти и речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий учащихся: стимулирует самостоятельную работу учеников; помогает сформировать практические навыки анализа информации; подталкивает учеников к самообучению, самоорганизации.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Таким образом, модуль выступает средством обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей
Универсальные учебные действия учащихся формируемые при модульной технологии:
- умение ставить цель своей деятельности и подчинять все свои действия этой цели;
- умение самостоятельно добывать знания, приобретать определенные специальные навыки;
-умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески.
Роль учителя при модульном обучении.
Составление модулей – инструкцией;
Уточнение инструкций при практической работе с ними;
Контроль знаний и коррекция умений и навыков.
Становление опыта:
Данная технология применяется мной второй год.
На первом этапе в течение первого полугодия 2013-2014 учебного года проводилась работа по изучению теоретических основ модульной технологии, изучалась возможность использования данной технологии в обучении биологии. Были проведены первые уроки по модульной технологии на уроках систематизации и обобщения в 6,7,8,9 и 10 классах, но не во всех классах одинаково эффективно они прошли. Некоторые учащиеся не успевали выполнить все задания из-за того, что просто не умели самостоятельно работать. Поэтому важным условием перехода на модульное обучение считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Исходя из подготовительного этапа, было принято решение апробацию начать проводить в 6-7 классах, так как у учащихся этих классов к моменту начала эксперимента в достаточной мере сформированы основные навыки учебной работы.
В течение второго полугодия 2013-2014 учебного года в учебный процесс постепенно внедрялись элементы модульной технологии: блочная подача учебного материала, составление опорных схем и работа с ними, работа по маршрутным заданиям, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, работа по карточкам–инструкциям, взаимопроверка, элементы рейтинговой системы оценки и т.д.
Мной было замечено, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. Поэтому в 2014-2015 учебном году использую не систему блочно-модульной технологии, а элементы – модульные уроки при изучении отдельных тем школьного курса биологии 7-8 класса – « Растения», « Животные», «Человек». В этом случае часть материала разделов изучается с применением модулей, а часть - с применением традиционных и нетрадиционных форм уроков: урок - сказка, урок - ролевая игра, урок - КВН, конференция, семинар и т.д.
Например:7 класс:
Тема: Простейшие (2 ч)
Планирование : 1. Модульный урок . Простейшие: общая характеристика, многообразие, значение. Обзорная лекция. Совместное изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Систематика простейших. Закрепление новых знаний с применением взаимопередачи тем. Лабораторная работа в парах постоянного состава. Проверка и коррекция знаний.
Тема: Тип Кишечнополостные (3 ч)
Планирование:1. Модульный урок Общая характеристика Тип Кишечнополостные. Совместное изучение с применением взаимопередачи тем. Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа по выполнению заданий. Контроль и коррекция ЗУН.
8 класс на изучение темы "Кровеносная и лимфатическая системы" по программе отводится 6 часов, из них 4 часа - модульные уроки, 2 часа - традиционные; на изучение темы « Дыхание» отводится 6 часов из них 2 часа модульные уроки, "Покровные органы. Терморегуляция" отводится 3 часа, из них - 1-2 часа - модульные уроки
Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа. Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7).
Типы учебных элементов (по носителю учебной информации)использую различные:текстовой,табличный,иллюстративный,словесный,компьютерный,аудиовизуальный
Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта (тест) урока. Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы я убедилась в том, что инструктивные задания не должны носить слишком "опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями.
Приемы, которые я использую для формирования действий целеполагания и планирования:
А знаете ли вы что…”. Данный прием позволяет повысить мотивацию обучающихся при решении учебной задачи, позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и мотивирует на поиск информации из различных источников.
Дополнение цели урока с помощью слов-помощников
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
Данный прием дает возможность учащимся самим поставить перед собой задачи, формирует у них учебное умение ставить перед собой задачи и находить способы их решения.
Формулировка темы в виде вопроса:Тема урока может быть сформулирована так «Почему этих животных отнесли к одному типу?» выявляются признаки по которым классифицированы животные и в соответствии с этим на первом этапе урока уже можно показать морфологические отличия разных групп животных.
При этом отмечу, что цель урока, которую ставлю перед собой как учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы.
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия «план» –- инструкцией технологической карты для учащихся. Постепенно обучающиеся научатся самостоятельно работать по решению учебной задачи.По ходу урока периодически возвращаемся к учебным элементам (УЭ) плана, отмечаем выполненное, определяем цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролируем ход решения учебной задачи, учащиеся корректируют и оценивают свои действия.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий использую следующие виды заданий: – «Преднамеренные ошибки»,– Поиск информации в предложенных источниках,– Взаимоконтроль,– «Ищу ошибки»
Например:Урок биологии 7 класс по теме: «Общая характеристика Царства Грибы».
№ УЭ
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать.
Формируемые УУД
УЭ -0
Цель урока: в результате работы над модулем вы получите представление о______________; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.
Внимательное посмотрите на слайд разнообразных грибов?
Ответьте на вопросы:
Какие организмы изображены?
Какие ассоциации у вас возникают, когда говорят о грибах?
Как вы думаете, грибы приносят пользу или вред?
Что должны знать люди об этих организмах, что бы не причинить вред своему здоровью?
Вернитесь к цели урока и сформулируйте тему урока..
Работа в парах. Взаимопроверка
УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Урок биологии 7 класс по теме: «Общая характеристика подцарства Простейшие».
№ УЭ
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать.
Формируемые УУД
УЭ -0
Цель урока: в результате работы над модулем вы получите представление о______________; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы.
1.Прочитайте текст:
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
2. Предположите что же это за существа?
3.Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
4.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
5.Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
Работа в парах. Взаимопроверка
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
На этапе УЭ-2-5 ( учебного модуля) для формирования познавательных УУД включаю,
задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации т.е.обучение приемам работы с информации
В ходе обучения использую разнообразные приемы работы с текстом учебника:
- найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
- поставь вопросы к данному абзацу; составь суждение по тексту параграфа;
-выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
-расскажи по опорным словам (разверни информацию);
- создай таблицу (сверни информацию),
составь план изучения темы; составь набор понятий темы; составь предложения по теме, используя слова “так, как”, “потому что”, следовательно”, “если, то”; составь разные предложения с одним и тем же понятием ....
Работа с таблицами, графиками, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно применять следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество); – «На что похоже?»– Поиск лишнего,– «Цепочки»,– Составление кластеров,– Работа с разного вида таблицами,– Составление и распознавание диаграмм,– Работа со словарями
Например:Урок биологии 7 класс по теме: «Общин признаки царства Растения».
№ УЭ
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать.
Формируемые УУД
УЭ 2
Цель : получить представление о царстве растений.
Задание.
1.Прочитайте текст учебника.
2.Ответьте на вопросы:
На какие группы можно разделить все растения? Каковы особенности каждой группы растений? 3.Закончите схему.
Время работы 7 минут.
Работайте индивидуально.
Взаимоконтроль .
Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение текста и извлечение необходимой информации.
Урок биологии 7 класс по теме: «Простейшие».
№ УЭ
Название учебного элемента. Цели и задачи формулируются для ребёнка.
Рекомендации (Как сделать?)
Время работы. Как работать.
Формируемые УУД
УЭ 3
Цель:: определить признаки, характерные Типа Простейшие
Рассмотрите рисунок. Как называется изображенный организм? Подпишите основные части клетки. Укажите ядро, цитоплазму, клеточную мембрану
Работайте парами.
Пользуйтесь текстом учебника, записями в тетради.
Структурируют знания, анализируют объект, ориентируются в своей системе знаний.
Формированию коммуникативных УУД уделяется большое значение на модульных уроках, так как использую различные формы работы: общеклассную (с экспертным контролем учителя или учащихся), групповую, парную, индивидуальную (с самопроверкой и взаимопроверкой), а также их сочетание. В ходе урока коммуникативные УУД помогают учащимся планировать учебные сотрудничества не только с учителем, но и с одноклассниками.Для того, чтобы научить детей общаться и взаимодействовать, предстоит ввести правила работы в паре/группе.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий на этапах разных этапах урока:
– составь задание партнеру; ,– отзыв на работу товарища;,– групповая работа по составлению кроссворда по теме;,– «отгадай, о ком говорим»;,– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);,– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Осваивая личностные универсальные умения, ученик более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:,–– подведение итогов урока;– творческие задания;– самооценка события, происшествия;
Например Урок биологии 8 класс по теме: « Заболевания органов дыхания и их предупреждения».
№ учебного элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий, оценка
Формируемые УУД
УЭ -3
Цель: выявить негативное значение табакокурения на органы дыхания
1.Прочитайте в дополнительный материал о табакокурениио составе табачного дыма и его действии на организм.
2.Опираясь на данный материал, придумайте маленькую сказку под названием «Дымокур, его друзья и враги» по следующему плану:
1. Как Дымокур на свет появился?
2. Любимые занятия Дымокура (или в чем вред курения для организма человека).
3. Друзья и враги Дымокура.
4. Дымокур мне друг или враг (ваше отношение к курению)?
3. Расскажите сказку партнеру в паре
4. Дайте рецензию
Источник статья «Вред курения»
Работайте индивидуально
Работайте в паре
самоопределение, внутренняя позиция обучающихся.
Анализ результатов апробации и внедрения модульной интерактивной технологии обучения
Для получения информации о результативности школьного эксперимента среди обучащихся 7-8 классов было проведено анкетирование, которое показало, что обучающиеся положительно относятся к данной форме организации занятий, их интерес к предмету повысился, хотя многие отмечают, что получить желаемую оценку за четверть значительно труднее.
Использование предлагаемой технологии обучения показало значительное увеличение числа учеников, усваивающих программный материал на «хорошо» и «отлично» Результаты контрольных работ показывают более высокий уровень успеваемости и качества обученности учеников 7 класса 2013-2014года. Активность учеников на уроке примерно одинаковая у обоих классов, но способность высказывать свою точку зрения, умение поставить цель и проанализировать уровень ее достижения более развиты у учащихся 7 класса.
Результаты мониторинга сформированности сформированности УУД:
До эксперимента :
Умение самостоятельно ставить цель урока - 5 человек (25%)
Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами -
7 человек (35%)
Умение работать в парах, группах, индивидуально - 7 человек (35%)
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы - 6 человек (30%)
Умение оценивать себя, других - 5 человек (25%)
Диагностирующий эксперимент
Умение самостоятельно ставить цель урока - 12 человек (60%)
Умение работать с литературой, учебником, видеофрагментами - 14 человек (70%)
Умение работать в парах, группах, индивидуально - 16 человек (80%)
Умение сравнивать, анализировать, делать выводы - 15 человек (75%)
Умение оценивать себя, других - 15 человек (75%)
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том , что применение данной технологии обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
Преимущества:
1.Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
2.Ученик сам планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность. Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
3.Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей.
Однако можно вы делить и негативные моменты.
Перспективы
Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по модульным блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять, Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование сформированности УУД особенно метапредметных, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным обучением.
ЛИТЕРАТУРА:
Кукушин, В. С. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – Ростов н/Д. – 2002.
Селевко Г.К. Освоение технологии саморазвития личности учащихся. - Ярославль, 2001.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
Ясвин В.А. Новая школа как развивающая среда: сб. науч. тр. - М.: ИНИМ РАО, 2010. [Электронный ресурс] - http://inim-rao.ru.