Интерактивная доска
при изучении темы
«Законы Г. Менделя»:
реализация дидактического потенциала
И. Б. Грецкова, учитель биологии высшей категории
Анализ педагогической целесообразности использования средств информационно-коммуникационных технологий (в частности, интерактивной доски) должен проводиться, во-первых, с позиций концептуальных положений, определяющих роль информационных технологий в системе образования и, во-вторых, с учетом специфики преподаваемого предмета.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого ученик становится активным участником образовательного процесса. Но как создать условия для самораскрытия и самоактуализации личности в процессе такого диалога? Как выстроить стратегию обучения, построенную не на информационной односторонней коммуникативности, а на принципе взаимодействия?
Попробуем привести ряд примеров реализации такого подхода с помощью интерактивной доски в условиях существующей классно-урочной системы. Такого типа задания органично вписываются в учебный процесс, позволяя формировать у школьников не только предметные результаты, но и метапредметные.
Заметим, что интерактивная доска легко вписывается в традиционный урок, открывая для учителя широкие возможности по совершенствованию образовательного процесса и позволяя наглядно объяснить и продемонстрировать многие химические закономерности и процессы, вовлекая учащихся в аналитическую и продуктивную деятельность.
Использование интерактивной доски на уроке значительно разнообразит тип выполняемых заданий. Технологические особенности интерактивной доски позволяют уйти от непосредственного натаскивания на решение задач определенного типа к конструированию заданий, направленных на установление соответствия, ранжирование, классификацию и т.п., что подведёт учащихся к осознанному восприятию учебного материала (связей, законов и закономерностей). При работе с интерактивной доской восприятие «насыщается» размышлением и качественно меняется. Динамизм и выразительность заданий, их интегративный характер способствуют повышению мотивации школьников, положительно влияют на качество и результативность процесса обучения.
При этом нельзя не отметить, что конструирование подобных заданий – достаточно трудоемкий процесс, требующий серьезной подготовительной работы как в содержательном, так и в технологическом аспекте. В свою очередь, технологический процесс подготовки задания и оказывается наиболее затратным по времени.
Одной из стандартных технологий использования интерактивных досок на уроках является технология Drag&drop («тащи и бросай»), на основе которой строится большая часть интерактивных заданий. Приведём ряд заданий по генетике с использованием технологии Drag&drop.
Рис. 1. Упражнение на определения потомства
Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно. Оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание и интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условия задачи и изучаемых закономерностей.
Рис. 2. Иллюстративные задания
Традиционными в этом плане являются задания на классификацию (отнесение к определенному множеству на основе выделяемого типологического признака). Представление такого рода заданий с помощью интерактивной доски позволяет визуализировать процесс рассуждения, с одной стороны, и оптимизировать его по времени – с другой (как правило, готовится сразу несколько слайдов).
Эффективность заданий на классификацию проиллюстрируем на примере: учащимся предлагается классифицировать признаки гороха на доминантные и рецессивные (рис. 3 а). Задание вполне традиционно. Интерактивная доска позволяет выполнять задания подобного типа с меньшими временными затратами, предлагая их учащимся разных классов одной параллели без предварительной подготовки доски.
| |
а) | б) |
Рис. 3. Задания на классификацию
Для выполнения следующего упражнения (рис. 4) учащимся предстоит определить доминантный признак, заполнить пустые ячейки, «клонируя» в них признаки наследования. Результат выполнения задания представлен на рис. 4, б.
| |
а) | б) |
Рис. 4. Задание на соответствие
Обратный тип задачи предлагается в виде упражнения на заполнение таблицы Пеннета. Учащимся необходимо проанализировать фенотип и генотип потомства. Результат выполнения задания представлен на рис. 3, б.
| |
а) | б) |
Рис. 5. Задание на заполнения таблицы Пеннета.
Отмечая дидактический потенциал интерактивных заданий, заметим, что можно установить и использовать программы и утилиты для интерактивных досок на любом компьютере даже без подключения к нему доски. Кроме того, это позволяет учителю готовить все необходимые материалы к очередному уроку в домашних условиях.
Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно.