kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно- познавательный проект: "О чем расскажет анализ крови"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество сейчас живет в очень быстром темпе, порой не успевая заняться собой, обратить внимание на свое здоровье. Проект позволит учащис понять смысл анализа крови, раскрыть состав крови и значение этой жидкости для организма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно- познавательный проект: "О чем расскажет анализ крови"?»

1


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Боровская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Тимура Ибрагимова»

ОГРН 1027401512214, ИНН 7427005902, КПП 745801001 Брединского района Челябинской области 457321 Челябинская область, Брединский район, с. Боровое, ул. Мира, дом 11 /35141/ 72-1-83, E-mail: [email protected]







Тема проекта:

«О чем расскажет анализ крови?»

Тип проекта: информационно- познавательный

















Выполнила:

Нафигина Влада, ученица 7класс

Наставник:

Гришина Наталья Михайловна








Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………..2

Глава I.Состав и значение крови…………………………………………………………….3

1.1.История изучения крови…………………………………………………………….……3

1.2.Изучение состава крови приборами……………………………………………….…….4

1.3.Состав и функции крови……………………………………….…………………………4

1.4.Лабораторные анализы крови……………………….…………………………………...5

1.5.Виды анализов крови……………………………………………………….…………….6

Глава II. Практическая часть…………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………….….10

Список литературы………………………………………………………………………….11

Приложения………………………………………………………………………………….12





































Введение

Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей -здоровая душа. Действительно, кровь - самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови - важнейшее условие жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Актуальность работы: В наше современное время жизнь людей меняется быстрыми темпами. Одно считается неизменным: наш организм и его целостность. Чтобы не происходило, но у нас есть защита, энергия и спасение в лице основной жидкости – крови. Именно она поддерживает постоянство состава тканевой жидкости и обеспечивает надёжный обмен веществ. Ну а нашему организму необходимы такие вещества, без которых жить невозможно, например, кислород, органические молекулы, минеральные соли и вода. Поэтому, какие бы времена не были, исследование крови всегда остаются актуальными. До сих пор используются запасы донорской крови, которая необходима при переливании. Учёные создают уже искусственную кровь, которая помогает сохранить жизнь. Многие учащиеся не знают значение крови для своего организма.

Цель: Изучить состав и анализы крови

Задачи:

1.Изучить состав и функции крови

2.Выяснить, какие бывают анализы крови, изучить их.

3.Изучить интересную информацию о крови

4.Провести опрос среди учащихся 7 – 11 классов, обработать данные

5.Составить таблицу с показателями нормы самых распространенных анализов.

6.Ознакомить с данной информацией как можно больше людей.













Глава I. Состав и значение крови

1.1.История изучения крови. Любому врачу надо знать, чем страдает его пациент - для того, чтобы помочь и не навредить. А для постановки диагноза зачастую нужно провести ряд исследований. Поэтому предпосылки для развития лабораторной диагностики появились тогда же, когда появилась и сама медицина. Вспомним, как все начиналось. В древние времена в процессе постановки диагноза врачи могли полагаться только на свои органы чувств. Правда, задействовался почти весь их спектр – не только слух и зрение, но и обоняние, и вкус.

Огромную роль в развитии диагностики сыграло изобретение микроскопа. Голландский ученый Антонио ван Левенгук, живший в XVII веке, известен не только как создатель микроскопов, но и как первооткрыватель простейших организмов. Сконструировав прибор, позволяющий увидеть мир в невообразимом доселе приближении, странно было бы не опробовать его на всем, что есть под рукой.

В средневековье и даже в современном периоде до Бэкона высказывались самые наивные и фантастические мнения о крови, рассматриваемой как особая жизненная жидкость, не имеющая какой-либо связи с прочими тканями, которые могли бы восстанавливать ее.

К концу XIX и в начале XX вв. спустя продолжительный период тщательных поисков, связанных с изобретением оптического микроскопа, внедрением анилиновых красителей удалось разработать научные основы кровяной ткани рассматриваемой как особый компонент мезенхимной ткани. Задачи динамической цитологии привели уже после первой четверти XX в. к разработке гипотез о кроветворении и теории монофилии, дуализма или полифилии. В то же время значительный вклад внесли одновременно проводимые исследования по патологии крови, выделившие самостоятельные патологические области по линиям пораженных кровяных клеток. Возможность рассмотреть ткани и жидкости человеческого организма, и в первую очередь кровь, позволила развиваться такой науке, как гематология. Это ветвь лабораторной науки, изучающая свойства крови и ее изменения при том или ином заболевании. С общего анализа крови и сегодня начинается обследование пациента при любом заболевании или профилактическом осмотре. С улучшением технических качеств микроскопа свойства крови описывались все более подробно, появилась возможность оценивать так называемую формулу крови – количество и характеристики тех или иных форм эритроцитов, лейкоцитов.

В развитии гематологии, одной из ветвей лабораторной диагностики, важную роль сыграли войны, которые к ХХ веку приобретали все более кровавый характер. Например, гематология стала бурно развиваться во время Первой мировой войны. Для раненых с большими кровопотерями было необходимо переливание крови, и его тогда начали достаточно активно применять. При переливании важна совместимость крови донора и реципиента. В 1901 г. венский ученый Карл Ландштейнер открыл три группы крови у людей (за что в 1930 г. был удостоен Нобелевской премии). Спустя год была выделена четвертая группа. Через несколько лет после этого переливание крови стало массовой процедурой. В начале ХХ века начали изучать групповую принадлежность, резус-фактор, совместимость крови и научились правильно подбирать кровь для переливания. Вторая Мировая война стала одним из мощных факторов развития микробиологии и разработки антибиотикотерапии. Активно изучалось влияние бактерий, например, при раневой инфекции, и оценивались результаты ее лечения пенициллином, открытым перед началом войны.

1.2.Изучение состава крови приборами Основой для развития клинической лабораторной диагностики являются такие науки как химия, физика и биология, достижения которых применялись для исследования биологических жидкостей и тканей человека. Микроскоп позволил также рассмотреть примеси и клетки, присутствующие в моче пациента: соли, мелкие камни, песок, бактерии, лейкоциты и эритроциты. Обнаружение этих веществ помогало диагностировать заболевания мочеполовой системы, а также болезни, связанные с нарушением обменных процессов в организме, например - подагра.

Практически одновременно с микроскопом был создан колориметр - прибор, который может перевести в цифровые значения цвет (плотность окрашивания) того или иного жидкого субстрата. Прежде всего колориметр применялся для оценки цвета мочи – у которой, как мы знаем, весьма богатая палитра. Колориметрия широко используется в медицинских лабораториях до сего дня с целью количественного определения всех тех субстратов, которые дают окрашенные растворы, или могут дать окрашенное растворимое вещество в ходе химической реакции. По плотности цвета оценивается концентрация искомого вещества. Микроскоп и колориметр не были изобретены специально для нужд медицины, но медики, увидев в них огромный потенциал, стали широко применять их в своей практике. Эти два открытия послужили толчком для научного развития клинической лабораторной диагностики. До того момента употреблять термин «наука» в данном контексте не приходилось.

1.3. Состав и функции крови Кровь – удивительная жидкость. Кровь - жидкая и подвижная соединительная ткань внутренней среды организма. Состоит из жидкой среды - плазмы - и взвешенных в ней форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела ввиду наличия гистогематических барьеров.

Кровь состоит из 4-х основных компонентов:

Эритроци́ты - "красные кровяные тельца — клетки крови позвоночных животных . Они насыщаются кислородом в лёгких и разносят его по телу животного.

Лейкоциты - "белые клетки" - неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека и животных, выделенная по признакам наличия ядра и отсутствия самостоятельной окраски. Образуются в красном костном мозге, обнаруживаются во всём организме животного. Главная функция лейкоцитов - защита организма от патогенов и удаление продуктов разрушения тканей.

Тромбоциты – "кровяные пластинки" - образующиеся в клетках красного костного мозга и играющие важную роль в заживлении и регенерации повреждённых тканей . Именно от тромбоцитов зависит сохранение крови в жидком состоянии, растворение образовавшихся тромбов и защита стенок кровеносных сосудов от повреждения.

Плазма — "нечто сформированное" - жидкий матрикс. Она переносит клетки крови и белки по всему телу. 55% крови состоит из плазмы; остальные 45% — это форменные элементы: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Основные функции крови:

ТРАНСПОРТНАЯ. Кровь доставляет кислород в органы, забирает из них образовавшийся углекислый газ и переправляет его в лёгкие, развозит по всему организму питательные вещества; доставляет ненужные вещества к выделительным органам- почкам

ЗАЩИТНАЯ. Врагов, от которых она защищает не увидеть- они слишком малы. Ведь это проникающие в организм бактерии и возбудители инфекционных болезней. Но в крови есть клетки, которые всегда начеку, постоянно ведут бой с непрошенными гостями.

ТЕРМОРЕГУЛЯТОРНАЯ Кровь регулирует температуру тела. Нагреваясь в органах (мышцах, печени), кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно тёплое.

1.4. Лабораторные анализы крови. Раньше гематолог пользовался только своим зрением, микроскопом и примитивными машинками, позволяющими вести счет лейкоцитам и эритроцитам. Технический прогресс изменил работу гематологической лаборатории после разработки в 1956 году братьями Культер кондуктометрического метода подсчета форменных элементов в крови. Первый гематологический анализатор был достаточно примитивным и проводил подсчет всех клеток крови вместе, позднее появились автоматические анализаторы, позволяющие выполнять дифференцированный подсчет различных типов клеток. В настоящее время кровь анализируют автоматы-роботы. Но, несмотря на то, что существуют такая великолепная техника, решающая роль в заключении, которое дает лаборатория, принадлежит специалисту лабораторной диагностики. Анализ крови из вены более информативен и точен по сравнению с анализом капиллярной крови из пальца. ... Но не пытайтесь самостоятельно интерпретировать результаты, делать выводы и выбирать лечение, - доверьтесь опытному врачу.

Срок выполнения исследования анализа крови. Для проведения исследования требуется 1-3 дня. Срочные анализы крови выполняются в течение одного рабочего дня. Сроки действия результатов общего анализа крови составляют 10-14 дней. По истечению этого срока при необходимости доктор может назначить повторное исследование. Вы можете сдать в поликлинике. Цены на анализ нужно уточнить.

1.5. Виды анализов крови. Медицинские анализы подразделяются на множество видов. Однако к самым распространенным относятся:

  • Общеклинические

  • Иммунологический

  • Биохимические

  • Определительный

  • Гормональные

-анализ гемоглобина. Он играет важную роль в транспортировке кислорода из лёгких в каждую клетку организма.

- анализ эритроцитов. Данные форменные элементы содержат гемоглобин. Снижение их количества свидетельствует о малокровии.

- анализ цветового показателя – параметра, предоставляющего информацию об относительном содержании гемоглобина в 1 эритроците.

- анализ ретикулоцитов. Это незрелые эритроциты с остатками РНК. Они показывают скорость образования красных кровяных телец.

- анализ тромбоцитов. Играют важную роль в процессе свёртывания крови. Отклонение показателя от нормы свидетельствует о его нарушении.

- анализ скорости оседания эритроцитов. Увеличение данного параметра – признак наличия какой-либо патологии.

- анализ лейкоцитов. Их задача – борьба с вирусами и бактериями. Увеличение их количества говорит о воспалительном процессе.

- анализ эозинофилов. Их увеличение может свидетельствовать о наличии заболевания аллергического или паразитарного характера.

- анализ базофилов. Они препятствуют распространению аллергенов.

- анализ лимфоцитов – клеток, отвечающих за приобретённый иммунитет.

- анализ моноцитов. Они являются мощной защитой организма от болезнетворных микроорганизмов.

Таблица 1.Нормы показателей в детском, подростковом, взрослом возрасте

Анализ на определение группы крови и резус-фактора. Данное исследование считается одним из самых важных. Оно проводится в следующих случаях:

  • подготовка к хирургическому вмешательству;

  • беременность (для исключения или выявления резус-конфликта);

  • необходимость переливания крови или её компонентов;

  • наличие гемолитической болезни у новорождённых.

Некоторые люди делают отметку в паспорте о том, какая у них группа крови и резус-фактор. При возникновении несчастного случая данная информация может спасти жизнь. Для данного вида анализа кровь берут из вены.

Исследование не требует особой подготовки, нужно придерживаться стандартных рекомендаций:

  • исключить приём пищи за 4 ч до сдачи биоматериала;

  • за 12 ч снизить интенсивность физических нагрузок и избегать попадания в стрессовые ситуации;

  • в течение этого же времени нежелательно курить и употреблять алкогольные напитки.

Анализ на свертываемость. Другое название исследования – коагулограмма. Свойство жидкой соединительной ткани образовывать тромбы препятствует её потере при нарушении целостности тканей и не позволяет попасть в рану болезнетворным микроорганизмам. Различные патологии способны нарушить процесс свёртывания крови. Отклонения показателей в любую сторону создают серьёзную угрозу здоровью.

С одной стороны, повышается риск образования тромбов, с другой – большой кровопотери. В ходе исследования определяется скорость образования сгустков и свёртывания плазмы, выявляются заболевания, послужившие причиной нарушения процесса, и пр.

Подготовка к анализу стандартная:

  • не кушать за 12 ч, только пить негазированную воду;

  • за 48 ч запрещено употреблять спиртосодержащие напитки.

  • не кушать за 12 ч, только пить негазированную воду;



































Глава II. Практическая часть

В ходе работы над проектом мы задались вопросом, а знают ли мои сверстники, о чем может рассказать анализ крови? Нами было опрошено 61 ученик с 7 по 11 классы нашей школы. Было предложено 6 вопросов, на которые мы получили следующие ответы. Приложения 2- На вопрос: Какие функции выполняет кровь? -75% опрошенных назвали верные функции крови, и 25% - не знают ни чего о функциях крови. Зачем сдают анализы крови? 75% участников анкеты ответили, чтобы узнать о состоянии своего здоровья 6,5% опрошенных назвали конкретный анализ: уровень сахара в крови, уровень тромбоцитов и группу крови. 16% опрошенных вообще не знают, зачем необходимо сдавать анализы. На 3 вопрос: Что можно узнать по анализу крови-52% сказали, что о заболеваниях, 31% назвали конкретные группы анализов- анализ на группу крови, определение уровня гемоглобина, эритроцитов, тромбоцитов. 24% опрошенных ни чего не возможно узнать по анализу крови. На 4 вопрос: Сколько существует типов анализа крови?29% опрошенных назвали приблизительное число, в основном это учащиеся старших классов по данному вопросу они имеют определенный жизненный опыт. 82 % опрошенных положительно ответили на вопрос о сдаче анализов в свой жизни, а также 82% не испытывают страха при сдаче анализа крови.

Таким образом, на основании анализа данных анкетирования, можно сделать вывод, что учащиеся нашей школы знают функции крови, по рекомендациям медицинских работников сдают анализы, а значит следят за своим здоровьем. Ряд учащихся могут по результатам анализов определить свое состояние здоровье. Полностью интерпретировать общий анализ крови может только врач. Однако, взглянув на свой анализ, вы тоже можете получить общее представление о своем здоровье.













Заключение

В ходе работы над данным проектом я узнала, что такое кровь, ее состав и функции. Анализ крови – это своеобразное «окошко»,  через которое можно заглянуть в организм человека и оценить его жизненные силы. Он отражает состояние нашего здоровья. На сегодняшний день с помощью анализа крови можно узнать свои болезни и склонности к ним. Людям  стоит задуматься о своём здоровье и научиться следить за ним. Полностью интерпретировать общий анализ крови может только врач. Однако, взглянув на свой анализ, вы тоже можете получить общее представление о своем здоровье.
























Список использованной литературы:

1.http://www.medicinform.net/human/fisiology4_2.htm

2. http://www.24speshki.net/7minut/1184-o-chem-rasskazhet-kaplya-krovi.html

3.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%E7%F3%F1-%F4%E0%EA%F2%EE%

4.Электронный журнал: «Мама и малыш» http://2mm.ru/

5. https://myslide.ru/presentation/skachat-obshhij-analiz-krovi






























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


Вопросы анкетирования учащихся 7-11 классов

1.Какие функции выполняет кровь?

2.Зачем сдают анализы крови?

3.Что можно узнать по анализу крови?

4.Сколько существует типов анализа крови?

5.Ты когда - либо сдавал(а) кровь на анализ?

6.Боишься ли ты сдавать анализы?

Приложение № 2







Приложение № 3







Приложение № 4

Приложение № 5

Приложение № 6






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Информационно- познавательный проект: "О чем расскажет анализ крови"?

Автор: Гришина Наталья Михайловна

Дата: 03.10.2025

Номер свидетельства: 675021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства