kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Информационно-познавательный проект "Иммунитет и его роль в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательный проект "Иммунитет и его роль в жизни человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект "Иммунитет и его роль в жизни человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дербишевская средняя общеобразовательная школа»











Индивидуальный проект

Иммунитет и его роль в жизни человека

Тип проекта: информационно-познавательный































Содержание



Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретическая часть

1.1. Что такое иммунитет?....................................................................................4

1.2.Виды иммунитета…………………………………………………………….5-6

1.3.Органы иммунной системы………………………………………………….7

1.4.Факторы риска патологий иммунной системы…………………………….8-9

1.5.Основные правила развития иммунитета…………………………………10-11

2. Практическая часть……………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………. 13

Список литературы……………………………………………………………….14


Аннотация наставника

Данный проект актуален. От силы иммунитета зависит продолжительность жизни человека, его учёба, способность трудиться, в дальнейшем создавать семью, воспитывать детей.

Тимур в своём проекте сначала выяснил понятие иммунитет, затем рассмотрел виды иммунитета, риски патологий и основные правила укрепления иммунитета. Думаю, что цель и задачи проекта достигнуты. Проектный продукт «Виды иммунитета» будет использован на уроке биологии на тему «Иммунитет» и на классных часах, посвященных здоровому образу жизни.

Введение

Актуальность

Иммунитет — это тот защитный барьер, который не позволяет вирусам, бактериям, микробам, аллергенам проникнуть в организм, благодаря крепкой иммунной системе человек реже болеет и легче переносит заболевания.

Когда весь мир проходит через сложные времена пандемии коронавируса, унесшей жизни и нанесшей непоправимый ущерб здоровью миллионов людей по всему миру, День иммунитета приобретает особую важность и актуальность.

1 марта отмечается Всемирный день иммунитета, учрежденный ВОЗ в 2002 году с целью привлечь внимание общества к проблемам распространения различных иммунных заболеваний во всем мире, а также напомнить о важности сохранения и укрепления иммунитета.

По данным ВОЗ, всего 10% людей обладают иммунитетом, способным защитить их от большинства инфекционных заболеваний, 10% имеют врожденный иммунодефицит и потому болеют чаше. У оставшихся 80% сила иммунной системы зависит от условий и образа жизни.

Поэтому во Всемирный день иммунитета призываем вас ответственно относиться к своему здоровью и здоровью своих близких и укреплять свою иммунную систему, лучшие друзья которой — здоровый образ жизни, сбалансированное питание и позитивные эмоции.

Цель проекта: изучить виды иммунитета.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по данной теме.

2. Узнать, что такое иммунитет?

3. Рассмотреть виды иммунитета.

4. Познакомиться с органами иммунной системы.

5. Факторы риска и правила формирования иммунитета.

6. Подготовить проектный продукт «Виды иммунитета».

Теоретическая часть

1.1 Что такое иммунитет?

Иммунитет или иммунная система – это система организма, которая защищает его от всех чужеродных веществ извне (вирусы, бактерии, грибы и т.д.) и контролирует уничтожение вышедших из строя или устаревших собственных клеток (например, именно иммунитет защищает нас от опухолевых образований). Для того чтобы иммунные клетки не разрушали клетки собственного организма существует иммунологическая толерантность.

Дефицит отдельного звена иммунитета приводит к возникновению различных заболеваний. Проявляется он повторными, тяжёлыми, рецидивирующими инфекциями. Нарушение же противоопухолевого иммунитета приводит к развитию злокачественных новообразований. Иногда иммунные клетки начинают разрушать клетки собственного организма, это аутоиммунные заболевания. Когда наша иммунная система чрезмерно реагирует на некоторые вещества, возникают аллергические заболевания.

1.2 Виды иммунитета

Врожденный, неспецифический иммунитет присутствует у человека с момента рождения, также он называется неспецифичным или видовым. Для него не имеет значения опыт столкновения с чужеродными агентами в прошлом, он вступает в работу при первом контакте с патогеном, распознавая его по конкретным маркерам. Видовой иммунитет такой патоген не всегда может определить с высокой точностью, но его ответ наступит быстрее по сравнению с приобретенным.

Составляющей врожденного иммунитета является кожа – она выступает внешним барьером, предотвращающим проникновение чужеродных веществ. Секрет потовых желез тоже обладает защитными свойствами, ведь кислая среда пагубно действует на некоторые бактерии. В слюне человека также содержатся ферменты, обеспечивающие защиту организма.

Врожденный иммунитет может быть видовым и индивидуальным. Видовой иммунитет характеризуется невосприимчивостью конкретного вида живого существа к тем или иным возбудителям. Например – есть патологии, которые встречаются у людей (холера, корь или оспа), но ими не болеют животные или птицы.

Индивидуальный врожденный иммунитет у разных людей будет отличаться. Он передается ребенку от родителей генетически, а также внутриутробно от матери. Ребенок получает антитела, которые помогают ему бороться с чужеродными клетками.

На клеточном уровне иммунитет представлен различными видами «белых» клеток крови – моноцитами, макрофагами, базофилами, нейтрофилами, эозинофилами и натуральными киллерами (NK-клетки). У каждого вида лейкоцитов есть своя определенная функция. На молекулярном уровне защитными свойствами наделены некоторые белки и ферменты.

Адаптивный, специфический, приобретенный – все это синонимы приобретенного иммунитета. Такая защита формируется в течение всей жизни и является уникальной – у каждого человека приобретенный иммунитет будет разным. Если врожденный иммунитет обладает быстрой реакцией, то специфическому иммунитету необходимо время, чтобы изучить и запомнить врага. Но при следующей встрече реакция организма будет намного быстрее – иммунные клетки уже знакомы с этим патогеном и знают как нужно действовать.

Классифицируют на активный и пассивный.

  • Приобретённый активный иммунитет возникает после перенесённого заболевания или после введения вакцины

  • Приобретённый пассивный иммунитет развивается при введении в организм готовых антител в виде сыворотки или передаче их новорождённому с молозивом матери или внутриутробным способом.

Другая классификация разделяет иммунитет на естественный и искусственный.

  • Естественный иммунитет включает врождённый иммунитет и приобретённый активный (после перенесённого заболевания), а также пассивный иммунитет при передаче антител ребёнку от матери.

  • Искусственный иммунитет включает приобретённый активный после вакцинации (введение вакцины или анатоксина) и приобретённый пассивный (введение сыворотки).



1.3 Органы иммунной системы

Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы. К центральным органам относят красный костный мозг и тимус, а к периферическим — селезёнку, лимфатические узлы.

Красный костный мозг — центральный орган кроветворения и иммуногенеза. Содержит самоподдерживающуюся популяцию стволовых клеток. Красный костный мозг находится в ячейках губчатого вещества плоских костей и в эпифизах трубчатых костей. Здесь происходит дифференцировка В- лимфоцитов из предшественников. Содержит также Т-лимфоциты.

Тимус — центральный орган иммунной системы. В нём происходит дифференцировка Т-лимфоцитов из предшественников, поступающих из красного костного мозга.

Лимфатические узлы — периферические органы иммунной системы. Они располагаются по ходу лимфатических сосудов. В каждом узле выделяют корковое и мозговое вещество. В корковом веществе есть В-зависимые зоны и Т-зависимые зоны. В мозговом есть только Т-зависимые зоны.

Селезёнка — паренхиматозный зональный орган. Является самым крупным органом иммунной системы, кроме того, выполняет депонирующую функцию по отношению к крови. Селезёнка покрыта капсулой из плотной соединительной ткани, которая содержит гладкомышечные клетки, позволяющие ей при необходимости сокращаться. Паренхима представлена двумя функционально различными зонами: белой и красной пульпой. Белая пульпа составляет 20 %, представлена лимфоидной тканью. Здесь имеются В-зависимые и Т-зависимые зоны. И также здесь есть макрофаги. Красная пульпа составляет 80 %. Она выполняет следующие функции:

1.Депонирование зрелых форменных элементов крови.

2. состояния и разрушения старых и повреждённых эритроцитов и тромбоцитов.

3.Фагоцитоз инородных частиц.

4.Обеспечение дозревания лимфоидных клеток и превращение моноцитов в макрофаги.

1.4 Факторы риска патологий иммунной системы

1. Курение.

Курение является основной причиной возникновения ряда заболеваний: ишемической болезни сердца, злокачественных новообразований трахеи, бронхов, легких, губ, пищевода, глотки, гортани, развивается хроническая обструктивная болезнь легких.

в сигарете никотин, с уверенностью можно отнести к наркотическим веществам, только зависимость к нему развивается гораздо медленнее, чем к традиционным наркотикам.

Курение приводит к преждевременной смертности. Среди курящих уровень смертности выше, чем среди некурящих.

2. Злоупотребление алкоголем.

Нет ни одного органа в организме человека, на котором бы не сказалось губительное действие алкоголя. Запомните, безвредных спиртных напитков не бывает!

Частое употребление алкоголя может стать причиной серьезных проблем со здоровьем. Исследователи доказали связь употребления алкоголя с возникновением более шестидесяти видов болезней, в том числе: заболеваний центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, онкологических заболевании. Алкоголь влияет на все процессы в организме.

Уровень смертности систематически пьющих в 2-3 раза выше, чем непьющих. В структуре смертности ведущее место занимают травмы, отравления, заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания.

Употребление энергетических напитков приводит к нарушениям в работе центральной нервной системы, повышению артериального давления, депрессии, в тяжелых случаях к смерти.

3. Переедание.

Переедание означает потребление такого количества пищи, энергетическая ценность которого больше расходуемой нами энергии, что приводит неминуемо к увеличению веса. Лишний вес - это база для возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической болезни, сахарного диабета, заболеваний опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, ряда онкологических заболеваний. Ожирение неблагоприятно влияет на потомство.

4. Гиподинамия.

Гиподинамия – низкая физическая активность. Многочисленными клиническими и экспериментальными исследованиями установлено, что при гиподинамии сокращается объем мышечной массы (атрофия мышц, в том числе и сердечной), снижается тонус мышц, их работоспособность; уменьшается масса и плотность костей, повышается выделение минеральных веществ из них в кровь, поэтому кости становятся более хрупкими, появляется наклонность к образованию камней в почках; снижается эластичность сухожилий и связок, уменьшается объем движений в суставах, ухудшается координация движений.

При гиподинамии нарушаются все виды обмена веществ в организме, в том числе и жировой, что способствует развитию избыточного веса и ожирения; растет уровень холестерина и липопротеидов в крови, быстрее развивается атеросклероз; повышается артериальное давление, что способствует развитию гипертонической болезни; ухудшается работа дыхательной системы, нарушается пищеварение, снижается иммунитет.

Выключается конечное звено стрессовой реакции - движение, поэтому в организме накапливаются гормоны стресса и нарастает состояние психического напряжения, что ведет к развитию так называемых болезней цивилизации (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, неврозы, психические расстройства и др.).

5. Стрессы.

Стресс – это реагирование организма на любое воздействие, которое нарушает равновесие или стабильное состояние здоровья. Такое воздействие может быть как эмоциональным, так и физическим. На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие.

Стрессовая ситуация приводит к раздражительности, агрессивности, депрессии, неврозам, бессоннице.














1.5 Основные правила формирования иммунитета

1. Занятие физической культурой и спортом.

Спорт - это наше долголетие. Зарядка – самый простой и доступный всем вид спорта. Движение для человека – жизнь. Необходимо тренироваться в любом возрасте, есть разнообразные виды физических упражнений.

2. Правильное питание.

В рацион питания следует включать как можно больше фруктов, овощей и продуктов, в состав которых входят полезные вещества (витамины, минералы). Откажитесь от фастфуда, газировки, полуфабрикатов, чипсов, сухариков и прочего.

3. Нет вредным привычкам.

Вредные привычки – главные враги нашего организма. Здоровый образ жизни не с наркоманией, табакокурением, чрезмерным употреблением спиртных напитков.

. Режим дня.

Наряду с плодотворной работой следует разумно отдыхать и восстанавливать свои силы. Надо стараться не переутомляться ни физически, ни умственно. Необходимо ложиться спать не позже 23 часов, на сон надо отводить не менее 7-8 часов. Постоянное недосыпание отрицательно может сказаться на здоровье.

. Позитивное настроение.

Наиважнейшее правило здорового образа жизни – это светлое и позитивное настроение! Радуйтесь хорошим моментам, достижениям и не заостряйте внимание на оплошности и неудачи. Не стоит тревожиться по пустякам!

6. Свежий воздух.

свой дом, квартиру или офис ежедневно, выезжайте на свежий воздух. Для физического состояния обязательно глубокое и правильное дыхание.

Соблюдение личной гигиеной.

Гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитических грибков и других вредных микроорганизмов.

9. Профилактическая активность.

Раннее обращение за медицинской помощью позволяет своевременно выявить хронические неинфекционные заболеваний, а также факторы риска их развития.

Регулярная вакцинация, диспансеризация и профилактические медицинские осмотры являются важнейшими массовыми и высокоэффективными медицинскими технологиями сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения.


2. Практическая часть

Для создания проектного продукта купил ватман. Используя интернет – ресурсы подобрал схему « Виды иммунитета». Написал сначала простым карандашом, затем обвёл маркером.

Данный продукт может быть использован на уроке биологии в 9 классе по теме «Иммунитет» и на классных часах в старших классах.

Заключение

Иммунитет – это сложная система, все ее звенья тесно переплетаются между собой.

Если в последнее время вас постоянно сопровождают усталость, вялость, сонливость, вы стали больше уставать, чаще болеть (более двух раз в год), то, возможно, причина кроется в снижении иммунитета. Организму с ослабленной иммунной системой становится сложнее бороться с внешними факторами, и он начинает сигнализировать вам о том, что ему нужна поддержка и помощь. В таком случае необходимо повышать иммунитет.

Многие возможности иммунной системы зависят от генетических особенностей человека, его «генетического портрета». Однако не менее важное влияние оказывают стиль жизни каждого, его привычки, условия питания, эмоциональные нагрузки. Нам предоставляются возможности активизировать иммунитет своего организма, сбалансировать иммунитет согласно потребностям.

Для этого не обязательно обращаться к светилам медицины и пить горстями химические препараты. Необходимо использовать естественные факторы, стимулирующие иммунитет. Человек сам создает условия, которые могут укрепить или ослабить.

Нужно регулярно заботиться о своем здоровье, проходить профилактические осмотры, избегать стрессов, побольше двигаться – тогда иммунная система скажет вам спасибо и будет эффективно выполнять свои функции.


Список литературы:



1.Ярилин А. А . Иммунология. — М.: ГЕОТАР, 2015. — 737 с. — ISBN 978- 5-9704-1319-7.

2.Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А. Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 – 1967, т. 11. – 716 с.

3.Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. - М., “Знание”, 2012. – 248 с.

4.Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., «Медицина», 2017, т.1, с. 298 – 307.

5.Ройт А. Основы иммунологии. М., “Мир”, 2011. – 328 с.

6.Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. - Пособие для поступающих в ВУЗы - М., АНМИ, 2005. – 97 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Информационно-познавательный проект "Иммунитет и его роль в жизни человека"

Автор: Якупова Минслыу Валеевна

Дата: 02.10.2024

Номер свидетельства: 657095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства