Просмотр содержимого документа
««информационно-аналитическое обеспечение урока как ресурс стимулирования познавательной активности учащихся на уроках биологии»»
«ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА КАК РЕСУРС СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»
Классическая педагогика прошлого утверждала: ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика невозможна без развития его познавательного интереса.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Поэтому очень важно так организовать познавательную деятельность, использовать такие средства и методы, чтобы учащиеся с интересом старались узнать новое, удивлялись, открывали, стремились заглянуть вперёд.
Проблемно-компьютерное обучение.
Одно из приоритетных направлений обновления содержания образования заключается в необходимости вычленения новой системы универсальных знаний, умений, то есть ключевых компетенций. Специфика такого подхода состоит в том, что усваиваются не “готовые знания”, кем-то предложенные к усвоению, а “прослеживаются условия происхождения данного знания”. Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, носит продуктивный, творческий, поисковый характер и сама становится предметом усвоения. Такую возможность предоставляет использование на уроках технологии проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Проблемное обучение и формирование на его основе предметных компетенций вооружает школьников методами познания окружающей действительности, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения;
В связи с появлением персональных компьютеров можно сказать, что возник новый вид проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Информационные технологии способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и её направленности на поиск и исследование. Они позволяют моделировать и визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности. Информационные технологии предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Internet для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы. Они многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу и современного человека. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся. Использование на уроке информационных технологий возможна лишь при наличии электронных ресурсов, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
В последние годы наряду с компьютерной техникой в на уроках активно используется интерактивная доска. Можно выделить следующие направления использования интерактивной доски в учебном процессе:
1. Презентации, демонстрации и создание моделей.
Интерактивная доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи.
2. Улучшение темпа и течения занятия.
Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп.
3. Активное вовлечение учащихся.
Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Таким образом, современный творческий учитель, используя информационных технологии, имеет возможность организовать современный урок, таким образом, когда учащиеся не только получают определённый набор знаний, но и их познавательной деятельность носит развивающий эффект.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Грудёнов Я. И. Совершенствование методики работы учителя: Кн. для учителя. М. 1990.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. – М.: Просвещение, 2002.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998.
www.interaktiveboard.ru интерактивная доска на уроке в школе.
www.fcior.edu.ru федеральный центр информационно - образовательных ресурсов.