ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Биология» на тему «Каннибалы России»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Биология» на тему «Каннибалы России»
Задачи проекта: Рассказать о каннибализме в России. Понять из-за чего люди выбирают такой путь. Рассказать о самых известных происшествиях, связанных с людоедством, за последнее время. Узнать, какое наказание люди несут за такие действия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Биология» на тему «Каннибалы России»»
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ишунский учебно-воспитательный комплекс» имени генерал-лейтенанта
Жидилова Евгения Ивановича муниципального образования
Красноперекопский район Республики Крым
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Биология»
на тему «Каннибалы России»
Работу выполнила:
обучающаяся 10 класса
МБОУ Ишунский УВК имени
Жидилова Е.И.
Сиротюк Екатерины Константиновны
Руководитель проекта:
Гладырева Оксана Васильевна,
учитель биологии
МБОУ Ишунский УВК имени
Жидилова Е.И.
Ишунь, 2023
Содержание
I. Паспорт проекта.
II. Введение, цели и задачи проекта
III. Основное содержание проекта.
Людоеды России
1.1. История возникновения и развития каннибализма .
1.2 .Формы каннибализма
1.3.Самые известные случаи каннибализма в России.
1.4. Каннибализм с точки зрения современной психиатрии.
IV. Заключение
V. Литература
Паспорт проекта
Название проекта: «Каннибалы России »
Руководитель проекта: Гладырева Оксана Васильевна
Автор проекта: Сиротюк Екатерина Константиновна, ученица 10 класса
Учебная дисциплина: Биология
Тип проекта: индивидуальный, информационно-познавательный
Цель работы: Ознакомиться со списком самых кровавых убийств в истории России .Выявить схожесть в их « почерках» , мотивы убийств . Проанализировать историю жизни людей каннибалов , выявить их психические расстройства . Ознакомиться с историей возникновения и развития каннибализма .
Задачи проекта: Рассказать о каннибализме в России. Понять из-за чего люди выбирают такой путь . Рассказать о самых известных происшествиях , связанных с людоедством , за последнее время . Узнать , какое наказание люди несут за такие действия .
Результат проекта (продукт): электронная презентация
Введение, цели и задачи проекта
Какие ассоциации мы связываем с каннибализмом? Если судить об истории понятий каннибализм, так же как и людоедство, указывает на патологию в отношении само собой разумеющейся нормы. Но эта патология насчитывает не одно тысячелетие. Зародившись еще в древности, каннибализм процветает по сей день. Стоит отметить, что людоедство находит своё отражение не только в отсталых африканских странах, но и в развитых европейских, где каннибализм представляет собой один из основных обрядов, который проводят сатанистские секты. Каннибализм - форма внутривидовых отношений, заключающаяся в поедании особей своего вида.
Я выбрала тему – «Каннибалы России»,потому что я услышала историю об Андрее Романовиче Чикатило , меня заинтересовали похожие истории и почему люди идут на такие зверские преступления . Я бы хотела рассказать о некоторых случаях , изучить биографию «популярных» преступников . Узнать , какое наказание люди несут за такие действия .
Цель работы : Ознакомиться со списком самых кровавых убийств в истории России. Выявить схожесть в их « почерках» , мотивы убийств . Проанализировать историю жизни людей каннибалов , выявить их психические расстройства . Ознакомиться с историей возникновения и развития каннибализма . Исходя из цели , были выделены следующие задачи:
Рассказать о каннибализме в России .
Понять из-за чего люди выбирают такой путь .
Рассказать о самых известных происшествиях , связанных с людоедством , за последнее время .
Узнать , какое наказание люди несут за такие действия . Актуальность данной темы заключается в том, что такое явление как каннибализм находит свое отражение и в новейшее время. Людоедство, именовавшиеся в древности «божественной трапезой» в XXI веке зовется «бесовской» и является главным ритуальным действом практически всех сатанистскх сект. Проблема каннибализма насчитывает немало столетий, и чтобы разобраться в ней, надо изучить историю становления этой проблемы и заглянуть в древность.
Основное содержание проекта
Каннибалы России
1.1. История возникновения и развития каннибализма .
Каннибализм - форма внутривидовых отношений, заключающаяся в поедании особей своего вида. Название «каннибалы» произошло от «канимба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити, ужасных людоедов. В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов. Следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития -- род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Доисторическая археология дает тому достаточные подтверждения. Были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии, Италии, Франции, даже в некоторых древних могилах или курганах, но следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных -- но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов. Также считают , что есть другая версия появления каннибализма.
1.2 .Формы каннибализма
Существует несколько форм каннибализма: бытовой, религиозно-магический, сексуальный, символический.
– Бытовой каннибализм издавна практиковался для удовлетворения пищевых потребностей человека. С увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное длительным, массовым и тяжёлым голодом явление. Бытовой каннибализм описан у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, Бразилии и проч. В современной истории отмечалось несколько случаев массового каннибализма, например, голод в некоторых регионах СССР в 20-30-е годы. Аналогичные явления зафиксированы в разных странах мира в периоды засух, наводнений и других стихийных бедствий.
– Религиозно-магический каннибализм определяется, прежде всего, мистическими мотивами. Он осуществляется в форме поедания различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей - эндоканнибализм. Подобная практика была основана на архаическом убеждении в том, что сила и другие свойства убитого, когда его съедали, переходили к тому, кто его съел. У некоторых народов умерщвлялись и съедались старики, чтобы их душа не умерла вместе с увядающим телом, а продолжала бы жить в их потомках. Рудиментарные проявления религиозно-магического каннибализма сохранились в некоторых обрядах современных мировых религий и поныне, это, в христианстве, например, причащение (вкушение хлеба и вина, символизирующих тело и кровь Христа).
– Сексуальный каннибализм -- особенность сексуального поведения некоторых насекомых (богомолы, некоторые виды мух и комаров) и многих пауков, заключающаяся в том, что самка в процессе спаривания или после его окончания съедает партнёра. Один смысл такого поведения очевиден: самка накапливает силы для выращивания потомства, в чём заинтересован и покойный самец. Некоторые исследователи видят в этом и отбор наилучших самцов для производства потомства.
– Символический каннибализм связан с «опосредованным» поеданием тела человека. Так, например, это происходило у хондов Индии. В этом племени длительное время существовал обряд meriah - добровольной жертвы, которая покупалась общиной. За несколько дней до жертвоприношения meriah освящался, т.е. отождествлялся с божеством, которому приносилась жертва, а затем опаивался опиумом и удушался. После удушения тело разрезали на куски, каждый из которых давался определенной деревне, после чего он закапывался в землю, где планировалось высаживать семена. Однако, по мнению М. Элиаде, это не меняло суть данного обрядового действия. Урожай, выросший на такой почве, символически содержал тело жертвы. Есть такой урожай - означало есть тело жертвы. Помимо указанных видов, антропофагии различают еще корыстные, психопатические, вынужденно-мистические формы каннибализма. В качестве причин каннибализма называют социальные и биохимические факторы. К социальным относят недостаток или снижение пищевых ресурсов, экологические катастрофы и проч. Так, существуют мнение, что переход к каннибализму у племен маори в Новой Зеландии был вызван истреблением страусов Моа. Подобная ситуация привела к дефициту в рационе питания местного населения мяса и спровоцировала людоедство. К биохимическим факторам каннибализма причисляют недостаток серотонина в крови. В 2002 г. на данную тему опубликовано исследование Cedrini R., Giammanco M., Milazzo A. под названием «Каннибализм ацтеков и потребление кукурузы: связь с дефицитом серотонина».Греческий историк Страбон за несколько лет до рождения Христа заявлял, что употребление в пищу человеческой плоти было весьма распространённым явлением в Ирландии, а святой Иероним сообщал в своих трудах о подобной практике в Шотландии, где разбойники, промышлявшие на границе, ещё и пили кровь побеждённых врагов. Во время войны между испанцами и арабами в IX веке испанки, разрезав на части, съели арабского вождя Саувара за то, что он уничтожил всех их мужчин. В конце XIII века путешественник Марко Поло (1254-1324) из Венеции посетил Дальний Восток и, в частности, Китай. Поло, а вслед за ним другие путешественники подтвердили, что действительно во многих китайских и тибетских племенах люди поедали мясо своих соплеменников. В 1564 г. турки одержали верх над польским военачальником Вишневецким. Они вырвали из его груди сердце и съели его. В XYI веке во многих европейских странах палачи получали право распоряжаться не только кровью, но частями тела своих жертв и употреблять их по своему усмотрению. Даже в XIX веке китайский палач вполне мог съесть сердце или мозги своей жертвы. Практика употребления в пищу человеческого мяса фактически существовала в той или иной степени повсюду в мире. От южных морей до Ванкувера, от Вест-Индии до Ист-Индии, в Полинезии, Меланезии, Австралии и Новой Зеландии, Северной, Восточной, Западной и Центральной Африке, на всей территории Южной Америки - повсюду можно обнаружить свидетельства каннибализма даже в наши дни. Повсеместно было отмечено одно поразительное явление: стоит кому только попробовать человеческое мясо, как у него возникает неутолимая потребность в нём, подобная постоянному сексуальному голоду, и теперь уже мясо никакого животного не может его заменить. Такое людоедское обжорство постоянно усиливается.
1.3.Самые известные случаи каннибализма в России.
Николай Джумагалиев
Самый знаменитый каннибал Советского Союза. В отличие от своего современника Андрея Чикатило, которого в первую очередь занимали убийства и сексуальное насилие (он откусывал половые органы некоторых жертв), Джумагалиев был самым настоящим каннибалом и всех своих жертв употреблял в пищу. По его мнению, это придавало ему сверхспособности — такие как умение видеть будущее.
Джумагалиев родился в казахском посёлке и долго не мог определиться с тем, чем ему стоит заниматься. К 27 годам, когда он совершил первое убийство, он уже переменил множество профессий и работал пожарным. К тому же он успел немало поскитаться по Советскому Союзу, пожив в Сибири, в Якутии, на Чукотке, в Мурманской области и на Урале. Все попытки получить высшее образование закончились неудачей.
Первое убийство он совершил в 1979 году неподалёку от трассы Узунагач — Майбулак, напав на одинокую женщину. Он перерезал ей горло, после чего пил её кровь. Позднее почти всем своим жертвам он перерезал горло, объясняя это тем, что прочитал в оккультном трактате, что в этот миг можно увидеть душу человека, будто бы покидающую тело через рану.
Джумагалиев расчленил тело жертвы и забрал мясо с собой. Дома он жарил на сковороде внутренние органы, делал пельмени и остался весьма довольным этим опытом. Хотя позднее признавался, что в первый раз ему пришлось заставлять себя есть человеческое мясо через силу.
В следующие несколько месяцев 1979 года маньяк совершил ещё пять убийств. Он подкарауливал жертв на трассе, вламывался в одиноко стоящие дома или убивал своих случайных спутниц. Но через полгода Джумагалиева арестовали по совсем другому делу. После пьянки с коллегами он застрелил другого пожарного из ружья. Психиатрическая экспертиза признала Джумагалиева шизофреником, и уже через несколько месяцев он был отпущен.
Сразу после возвращения домой он продолжил свою кровавую деятельность. На этот раз он оставался на свободе больше года. За это время он успел совершить три убийства. После последнего он и был задержан. Совершенно перестав стесняться, Джумагалиев прямо во время пьянки у себя дома зарезал одну из находившихся у него гостей, с которой уединился в другой комнате. Зашедшие в комнату гости обнаружили голого хозяина, увлечённо разделывавшего очередную жертву. Мигом протрезвев, они кинулись в милицию. Но от милиционеров голый Джумагалиев убежал, несмотря на декабрьский мороз. Он спрятался у сестры, а во время обыска в его квартире милиционеры обнаружили соленья с человечиной. Через несколько дней маньяк был задержан у своей родственницы. Поскольку он уже был признан шизофреником, его отправили в психиатрическую больницу.
Но на этом история не закончилась. В 1989 году Джумагалиев сумел бежать и два года оставался на свободе. Чтобы сбить поиски со следа, он попросил знакомого переслать письмо от его имени из Москвы в Бишкек. Новость о том, что людоед разгуливает по советской столице, вызвала панику в городе, и представителям МВД пришлось успокаивать москвичей, что ситуация под контролем.
Тем временем Джумагалиев придумал хитрый план. Устав от бродяжничества, он решил попасть в тюрьму за незначительное преступление и там скрыться от поисков и заодно подкормиться, поскольку в последние два года он скитался по горам и выменивал у местных жителей собранные им травы на еду.
Джумагалиев попытался похитить овец и сделать это так, чтобы попасться. Его план удался, и он был задержан. Людоед выдал себя за китайца, однако вызвал подозрение тем, что не мог внятно объяснить, как он оказался в СССР. Помощь в сомнительном деле запросили у Москвы, и там очень скоро выяснили, что прикидывающийся безобидным китайцем человек является людоедом и убийцей.
Вскоре после его задержания распался СССР, и на волне интереса к скандалам и сенсациям Джумагалиев на короткий срок стал звездой прессы, раздавая интервью как отечественным, так и зарубежным журналистам.
Где сейчас: находится в Республиканской психиатрической больнице специального типа для особо опасных преступников в посёлке Актас в Алма-Атинской области. В 2014 году был обвинён в десятом по счёту убийстве, совершённом в 1990 году в Актюбинске.
Александр Спесивцев
Самый известный каннибал постсоветской России. Посильную помощь людоеду оказывала его мать, заманивавшая жертв и помогавшая избавляться от тел.
Спесивцев воспитывался матерью-одиночкой, к тому же родился сильно недоношенным и всё детство постоянно болел. Это располагало к установлению между матерью и сыном особых отношений: вплоть до подросткового возраста он спал в кровати с матерью.
Семья вела замкнутый образ жизни, ни с кем не общаясь. В школе Спесивцев не имел друзей, подвергаясь насмешкам. Главным его увлечением были уголовные дела, которые он читал вместо книг, и фотографии трупов, которые он любил рассматривать. Их приносила с работы мать, работавшая помощником адвоката.
С личной жизнью у него также не получилось. Понравившаяся ему девушка в конце концов отказала ему. Свою несостоявшуюся невесту Спесивцев убил первой, в 1991 году. Тогда его признали шизофреником и отправили в психиатрическую клинику. Но через три года его отпустили.
После этого маньяк начал убивать детей и подростков. Под различными предлогами он заманивал их в свою квартиру, где истязал, а затем убивал и расчленял. А мать заботливо варила ему суп из человечины. Позднее она стала помогать ему, заманивая подростков в квартиру под предлогом оказания помощи безобидной пожилой женщине.
Спесивцев даже не попадал в поле зрения правоохранительных органов, поскольку по документам он продолжал числиться в психиатрической клинике (вероятно, мать выкупила его за взятку, этим и объясняется "недоразумение" в документах). Обнаружить маньяка помогла случайность, как и в случае с недавними краснодарскими людоедами. Слесари проверяли трубы во всём подъезде и постучались и к Спесивцевым. После того как он наотрез отказался открывать им дверь, они сходили за участковым. В квартире обнаружили расчленённые части тел, суп из человечины и ещё живую жертву. Спесивцев сумел убежать, пока слесари ходили за участковым. Но через несколько дней он был задержан у подъезда. Спесивцева обвиняли в совершении 19 убийств, однако на суде удалось доказать только четыре. В отличие от Джумагалиева, объяснявшего свой каннибализм ненавистью к женщинам и оккультными интересами, Спесивцев не мог внятно объяснить, зачем он убивал. Он сетовал на то, что демократия погубила гораздо больше людей, чем он, а проклятые демократы не заботятся о таком больном человеке, как он, и совсем его не лечат. Где сейчас: маньяк был отправлен в психиатрическую клинику для особо опасных преступников в Волгоградской области. Примерно раз в год возникают слухи, что его вот-вот выпустят как излечившегося, однако врачи регулярно опровергают эту информацию. Кроме того, по одному из эпизодов он был признан вменяемым, и даже в случае его гипотетического освобождения он сразу же отправится за решётку. В больнице маньяк пишет стихи, рисует цветочки и ведёт себя тихо. Его мать, отсидев за соучастие 12 лет, освободилась в 2008 году и попыталась вернуться в свою квартиру, но едва не была линчёвана. В настоящее время живёт замкнуто вместе с дочерью в одном из посёлков Кемеровской области. Квартира Спесивцевых, в которой людоед совершал свои преступления, сгорела и в настоящее время опечатана.
Семья Узбаевых
Этот случай произошёл уже в постсоветском Казахстане и является из ряда вон выходящим даже по меркам маньяков-каннибалов. Семья Узбаевых, состоявшая из одних женщин, питалась своими родственниками. Большая семья Узбаевых ютилась в двухкомнатной алма-атинской квартире и вела, мягко говоря, затворнический образ жизни. Соседи практически никогда не видели никого из членов семьи, а окна квартиры всегда были закрыты и занавешены шторами — в любую погоду, любое время суток и время года. Из-за дверей квартиры постоянно доносился неприятный запах, однако соседи списывали его на нечистоплотность странной семейки. Об их кулинарных пристрастиях стало известно случайно. Участковый врач-терапевт, приехавшая на вызов в подъезд дома, сообщила правоохранителям о сильном трупном запахе, исходящем от одной из квартир. Приехавшие с проверкой правоохранители обнаружили в шкафу квартиры четыре мумифицированных тела со следами людоедских пиршеств. Оказалось, что в последние несколько месяцев мать — Загипа Узбаева — и три её дочери питались своими родственницами — тремя другими сёстрами и бабушкой матерью Загипы .Где сейчас: были осуждены и отправлены на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу закрытого типа.
1.4.Каннибализм с точки зрения современной психиатрии.
Вера в то, что поедание соответствующих частей тела человека ведет к тому, что каннибал приобретает те желаемые способности, которыми обладала жертва, сохранилась от древнего человека в коллективном бессознательном и проявляет себя в поступках и современных людей. Это явление хорошо известно этнологам. Психические расстройства, такие как шизофрения или психопатия, которые снижают сострадательность и нравственность человека, также становились причиной каннибализма. В одном конкретном случае параноидальный шизофреник по прозвищу «людоед» подробно рассказал о том, как он убивает и готовит своих жертв, прежде чем съесть их. Вместо того, чтобы отвергнуть эту часть своей личности, он с готовностью принял ее. У Джумагалиева диагностирована шизофрения. Однако это не освобождает нас от необходимости ответить на архисложный вопрос: каков внутренний, личностный смысл совершенного Джумагалиевым, что толкало его на столь чудовищные поступки. Несомненно, его отличали жестокость, абсолютное бесчувствие к людям, некросадизм. Не вызывает сомнения также, что это глубоко отчужденная личность, практически полностью потерявшая связь с внешним миром, ненавидящая женщин, расцениваемых им как источник и средоточие зла. Однако эти верные констатации, равно как и наличие шизофрении, не очень приближают нас к раскрытию причины, почему он убивал женщин и, главное, почему употреблял в пищу тела убитых. Требует объяснения то немаловажное обстоятельство, что Джумагалиев убивал женщин, а не мужчин или детей. Мне представляется, что ответ может быть следующим: с женщинами он был сдержан и застенчив, то есть, скорее всего, опасался отпора с их стороны, и поэтому они представлялись ему враждебной силой: сожительствовал лишь со случайными, легкодоступными женщинами, иными словами, выбор сексуального партнера был для него совершенно не персонифицирован, что в конечном итоге тоже связано со страхом быть отвергнутым другими; от таких связей он заразился опасными венерическими заболеваниями; не сложились у Джумагалиева должные отношения и с Я., с которой он более или менее долго сожительствовал.
Общая мотивация преступлений Спесивцева понятна — он мстил всему человечеству, убивал, реализуя свою огромную брутальную потенцию. Тщедушных, худосочных, болезненных людей на свете много, но лишь ничтожная доля из них решится поднять на другого руку. Именно высокая агрессивность, которая вначале находила свое выражение в насилии против соседей и других близких, давала ему возможность совершить первое убийство — Жени, а затем убивать еще и еще, не испытывая колебаний и не боясь никого и ничего. Я полагаю, что немалую силу ему прибавляла сама смерть, которая существовала здесь же, рядом, помогая ему, но и требуя новых жертв. Он и приносил их, в бессильной надежде найти удовлетворение сжигавшей его ненависти. Почему же Спесивцев еще занимался людоедством?
Заключение
Каннибализм уходит своими корнями глубоко в древность и проявляется в разных формах, начиная ритуальным жертвоприношением и заканчивая вынужденным людоедством. На разных этапах исторического развития представление о каннибализме было неоднозначным. В первобытном обществе люди поедали друг друга, считая, что сила и мощь противника перейдет к ним. В древних восточных цивилизациях, в частности на территории Израиля, поедание было неким ритуалом, которому способствовали высшие силы. В античности сохраняются черты каннибализма как ритуального действа, но в самосознании людей появляется отвращение к каннибализму, как варварскому занятию. С определенной точки зрения всю историю человечества можно интерпретировать как постоянную борьбу с постоянно возникающим у отдельных его представителей стремлением к каннибализму. Причем это стремление не следует понимать как некий «первобытный инстинкт» или вообще как свойство человека в его гипотетическом естественном состоянии, напротив, каннибализм, как и всякое извращение, предполагает довольно высокий культурный уровень. Искусство каннибализма почти утрачено, (не считая сатанистских сект). Однако символические отголоски его встречаются и поныне, когда мы слышим, например, что одна корпорация съела другую с целью расширить свой сектор рынка.