Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на занятиях в объединении «Юный биолог»»
Игровые технологии на занятиях в объединении «Юный биолог»
Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса в объединении «Юный биолог» являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: викторины, конкурсы, инсценировки. Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.
Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В играх ярко отражается образ жизни людей, труд, их быт, представления о чести, мужестве, смелости, проявляются такие качества, как смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля к победе. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В процессе игры совершенствуются все психические процессы. Игры стимулируют развитие детей.
Игра – древнейшее средство обучения и воспитания детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. В сочетании с другими методами и приемами игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.
Игровые формы обучения способствуют развитию творчества обучающихся, реализации краеведческого принципа и практической направленности обучения в биологии.
Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету.
В процессе игры обучающиеся незаметно для себя выполняют задания и делают это с увлечением, а не по обязанности. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности: дети учатся считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.
«УЧИТЬ ИГРАЯ» - заповедь современной школы.
В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения занятий:
Занятия-соревнования;
Занятия с групповыми формами работы;
Занятия – зачеты;
Занятия – обобщения;
Занятия – лекции;
Занятия – семинары;
Занятия – конференции;
Занятия – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.
Нетрадиционные формы занятий содержат в себе неограниченные возможности. Обучающиеся, получив задания, ответственно относятся к их выполнению, к подготовке выступлений перед группой.
Обучающийся, готовя сообщение для группы, чувствует себя в роли педагога (рассказывает новый материал, делает выводы с записью в тетради, формулирует вопросы группе). В конце занятия обучающийся должен дать оценку своей работе на занятиях, а также выслушать оценку своей работы. Все это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу одногруппника. Каждый учиться выслушивать мнение других, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.
На таких занятиях дети работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с научной литературой, периодической печатью, интернет – ресурсами. Такая организация занятий развивает очень ценное качество – умение отбирать нужный материал, умение излагать кратко свои мысли, делать выводы. Давать оценку описываемым событиям и явлениям.
Деятельность педагога на таких занятиях:
Координация деятельности обучающихся;
Следит за работой групп;
Помогает им по мере необходимости.
Результат:
Обучающиеся самостоятельно изучают новый материал на занятиях в гораздо большем объеме;
Вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу (отсутствие скованности на занятиях, необычность формы его проведения).