kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гуманитарно-экологическое исследование по теме «Экологический путеводитель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Калмыкия – один из многочисленных регионов России, где одной из проблем является загрязнение окружающей среды. Сегодня в Калмыкии находится огромное количество неутилизированных бытовых отходов – мусора.  В самой Элисте, вдоль дорог, возле закусочных предприятий, возле жилых домов, на новостройках и даже в реке  Элистинке – кругом мусор, мусор, мусор.   Проблему отходов можно сравнить с мифической гидрой, с которой боролся Геракл: на месте одной отрубленной головы немедленно вырастают две.                                                                                               

    В природе не бывает отходов. Все организмы и породы разлагаются и используются вновь и вновь. Однако человек нарушает это равновесие, создавая массу неусвояемых отходов и мусора.

Они возникают неожиданно и всякий раз на новом месте. Кажется, еще вчера на этом месте у дороги было чисто, только трава росла, а через день – лежит куча всякого хлама. Кто же это делает? И почему?  К каким последствиям может это привести? Как относились к проблемам мусора наши предки?

Когда же образовались первые свалки?  Почему же мы только сейчас забили тревогу по этой проблеме? Почему она не беспокоила людей в древности?  Отличается ли мусор прошлого от отходов наших дней?  Желание найти ответы на эти вопросы  и обусловило актуальность данной работы.

Цель работы:

  • Проведение исследования загрязнённости экологической тропы.

Задачи работы:

  • Познакомиться с традициями и обрядами калмыков.
  • Изучить виды мусора на примере одной семьи.
    •  Провести практическую работу, включающую исследовательскую и краеведческую деятельность.
    • Изучит публикации о влиянии окружающей среды на самочувствие человека.
    • Формировать у школьников чувство гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины.

Методы исследования:

- изучение краеведческой  и художественной литературы

- беседа и анкетирование

-исследование и анализ мусора

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гуманитарно-экологическое исследование по теме «Экологический путеводитель» »

16


МБОУ «Элистинский технический лицей»


Республиканский заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»






Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»


Тема: «Экологический путеводитель»











Выполнила:

Сангидова Илона

учащаяся 10«А» класса

МБОУ «Элистинский технический лицей»

358000 г. Элиста, ул. Пушкина,3

Руководитель:

Нимгирова Елена Николаева,

учитель химии и биологии МБОУ

«Элистинский технический лицей»
358000 г. Элиста, ул. Пушкина,





г. Элиста, 2013




Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3

1.Литературный обзор: традиции калмыков…………………………5

2. Экологический путеводитель……………………………………….7

3. Практическая работа…………………………………………………9

4. Заключение…………………………………………………………..13

5. Список литературы………………………………………………….15



































Введение

Калмыкия – один из многочисленных регионов России, где одной из проблем является загрязнение окружающей среды. Сегодня в Калмыкии находится огромное количество неутилизированных бытовых отходов – мусора. В самой Элисте, вдоль дорог, возле закусочных предприятий, возле жилых домов, на новостройках и даже в реке Элистинке – кругом мусор, мусор, мусор. Проблему отходов можно сравнить с мифической гидрой, с которой боролся Геракл: на месте одной отрубленной головы немедленно вырастают две.

В природе не бывает отходов. Все организмы и породы разлагаются и используются вновь и вновь. Однако человек нарушает это равновесие, создавая массу неусвояемых отходов и мусора.

Они возникают неожиданно и всякий раз на новом месте. Кажется, еще вчера на этом месте у дороги было чисто, только трава росла, а через день – лежит куча всякого хлама. Кто же это делает? И почему? К каким последствиям может это привести? Как относились к проблемам мусора наши предки?

Когда же образовались первые свалки? Почему же мы только сейчас забили тревогу по этой проблеме? Почему она не беспокоила людей в древности? Отличается ли мусор прошлого от отходов наших дней? Желание найти ответы на эти вопросы и обусловило актуальность данной работы.

Цель работы:

  • Проведение исследования загрязнённости экологической тропы.

Задачи работы:

  • Познакомиться с традициями и обрядами калмыков.

  • Изучить виды мусора на примере одной семьи.

    • Провести практическую работу, включающую исследовательскую и краеведческую деятельность.

    • Изучит публикации о влиянии окружающей среды на самочувствие человека.

    • Формировать у школьников чувство гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины.

Методы исследования:

- изучение краеведческой и художественной литературы

- беседа и анкетирование

-исследование и анализ мусора



























1.Литературный обзор: традиции калмыков

Пусть на кочевке струится дым,

Пусть на кочевке поднимается пыль,

Пусть счастье и благоденствие той земли

Распространится на человека, поселившегося здесь.

/Нармаев М/

Калмыки очень бережно относились к окружающей их природе. Если молиться своей земле и воде, вести себя правильно, то небеса будут даровать людям счастье, и не только людям, а всем живым существам на свете,- так считали наши предки.

Белый старец – хозяин земли и воды. Жертвоприношение свежесваренным калмыцким чаем хозяину местности даровало богатство и счастье.

С ноября по март месяц кочевники обитали на зимних пастбищах, по весне возвращались на летние. К переселению готовились все вместе, старое место зимовки убирали тщательно.

При смене кочевья все имущество, а также члены семьи подвергались действию очистительной силы огня.

По словам Амур-Санана: «Огонь у калмыков - самое чистое, то есть на свете; огонь очищает все. Отсюда и родился обычай при всяком начинании, переселении устраивать «шюр». За зиму завелось много нечисти, через огонь эта нечистая сила не пройдет, и таким образом можно освободиться от нее. «Сгинь, пропади нечистая сила»- говорят калмыки. Мы прошли через огонь. Теперь перед нами вольная степь, весь мир». [8]

Приехав на новую стоянку, вновь зажигали очаг, с помощью огня доставленного с прошлой кочевки, совершали «цацал» калмыцким чаем, молочной водкой.

Степные озера, колодцы (например, озеро Сарпа) ежегодно очищались, огораживали, освещали, бросали в воду серебряные монеты, чтобы хозяин и духи воды был доволен:

Молитесь Окон Тенгри,

Молитесь хозяину земли и вод,

Чтобы у вас было что поесть и выпить…

Учитесь беречь то, что имеете, не сорите там, где живете - завещали нам предки. Но следуем ли мы их заветам, соблюдаем ли их традиции?





















2. Экологический путеводитель

1 этап – экологическая тропа – территория лицея, прилегающая к лицею автостоянка.

Наблюдения: Во дворе лицея можно увидеть мусорный контейнер, у входа в здание лицея имеются небольшие урны. По рассказам рабочего лицея мусор из контейнера вывозится через каждые пять дней. Двор всегда чист и ухожен, в чем немалая заслуга лицеистов и сотрудников. К сожалению, прилегающие территории не всегда бывают убраны, владельцы авто могут позволить себе оставить мелкий мусор. Перед зданием лицея находится пищевой киоск, где многие останавливаются перекусить, но забывают убрать за собой. Заключение: территория требует благоустройства, перенесение киосков в другие места в целях сохранения здоровья лицеистов, а также запретить автостоянку.

2 этап – экологическая тропа – ГКЗ – государственный концертный зал столицы.

Наблюдения: Территория содержит 6-7 мусорных бачков и поэтому выглядит чисто, но в утренние часы здесь бывает грязно, особенно в теплое время. Кроме того, здесь находится банкомат и недисциплинированные горожане забывают выбрасывать квитанции в урну, плюются. Хотя наши предки считали плевки на землю большим грехом.

Заключение: Желательно увеличить количество мусорных бачков, ввести штрафные санкции к нарушителям чистоты.

3 этапэкологическая тропа – корпус №5 КГУ.

Наблюдения: Напротив корпуса КГУ имеется несколько чебуречных, снабженных мусорными бачками и даже бумажными коробками.

Наблюдения: Тропинка плавно движется через тихий уголок с огромным количеством деревьев к аллее А.С.Пушкина. Здесь элистинцы любят посидеть, поговорить с друзьями, детьми, почитать или помечтать в одиночестве. Возле каждой скамеечки имеются небольшие урны. Но можно стать свидетелем картины как молодой человек или девушка бросает конфетную обертку или другой предмет мимо урны, не заботясь исправить свой промах. К сожалению, и люди преклонного возраста позволяют себе бросать мусор, где попало.

Заключение: содержимое урн и мусора вокруг чаще составляют окурки, пачки из - под сигарет, пластмассовые бутылки, полиэтиленовые пакеты, упаковки и т.д. Подсчёт показал, что в среднем в течение 30 минут (с 13.00 до 14.30) из 12 человек урной воспользовались 7 человек, 3 человека посчитали, что наши наблюдения и просьба воспользоваться урной для мусора не является необходимостью, 2 человека не посчитали нужным воспользоваться урной, бросили мусор мимо бачков.

4этап - экологическая тропа — речка Элистинка.

В конце 60-х годов ХХ века река Элистинка была многоводной и чистой, в ней водилась рыба и в летний зной плескалась ребятня. Сегодня некогда живую и веселую речку не узнать.

Наблюдения: Экологическое состояние Элистинки в настоящее время критическое. Вдоль берега речки можно наблюдать горы мусора: целлофановые пакеты, пластиковые бутылки, автомобильные покрышки и другие бытовые отходы, которые сбрасывают жители близлежащих улиц (ул. Кирова, Гоголя, Горная, Чернышевского, Николаева и др.) В связи с этим часть ее русла представляет собой непролазные камышовые заросли и заболоченную местность.

Вода в речке мутная, грязная, непригодна для питья – точнее, опасна для здоровья.

Заключение: необходимо проводить экологический ликбез среди жителей района, устраивать субботники и воскресники по уборке территории, обратить внимание городских властей на проблему мусора.






3. Практическая работа «Бытовые отходы моей семьи»

Цель: определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их распределение по категориям.

Ход работы:

Моя семья состоит из 4 человек. В течение 3-4 дней записывала в таблицу все, что попадает в мусорное ведро и рассортировали по категориям: стекло, бумага, дерево, пластиковые изделия, пищевые отходы и т.д.

Взвешивала отходы каждой категории перед тем, как их выбросить.

Определила общий суммарный вес и соотношение каждой категории отходов. Затем разделила полученное число на количество членов семьи, определив количество, приходящееся на одного члена семьи

Состав отходов:

отходы

бумага

пищевые отходы

пластик

стекло

текстиль

прочее

Количество,(грамм)

340

520

300

100

250

400

Отходы мусорного ведра: вторичное их использование в домашних условиях

Состав отходов

составляющие

консервные банки, пластиковые изделия

использовать как вазы, формочки для печенья

апельсиновые, мандариновые, лимонные корки

приготовление цукатов или варенья

пищевые отходы

корм для бездомных животных

стеклянная посуда

различные поделки(панно, мозаика и т.п.)

обертка от конфет и прочие изделия

различные поделки


Вывод: Моя семья выбрасывает в день около 1кг 980 г. мусора, в неделю- 13кг860г, в год - около 691кг420г.




















4.Анализ информации СМИ, интернет - источниках о

проблеме отходов в г.Элиста

По отчетным данным, общий объем учтенных отходов производства и потребления в Калмыкии превышает 200тыс. тонн. А сколько отходов накапливается на несанкционированных свалках, учету уже не поддается./Приложение 2/

Сегодня особенно остро стоит проблема размещения и захоронения отходов производства и потребления. Ежегодный объем мусора на свалках увеличивается на 6-8%. Общая площадь территории, занятой под так называемые полигоны ТБО составляют в республике 134,1 га, количество учтенных мест организованного захоронения – всего лишь 18.Существующие объекты по размещению и захоронению бытового мусора не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям. На свалках часты самовозгорания, умышленные поджоги отходов. Отмечается недопустимо большой объем отходов, направляемых на захоронение, низкий уровень извлечения из них вторичного сырья. Иными словами, в Калмыкии отсутствует система переработки и вторичного использования отходов. Существующая система сбора, сортировки и переработки разного рода мусора остается несовершенной, потому что нет соответствующих технологий, слабо развита сеть профильных предприятий.

Город Элиста - столица Калмыкии. Элисту еще называют "шахматной столицей России". Элиста - единственный город Республики Калмыкия, превышающий по населению 100 тыс. человек. Фактическое число жителей на конец 2011 года составляло около 105 тыс. человек. Город расположен в самом центре калмыцких степей.

В Элисте только одна городская свалка и 7 несанкционированных. Ежедневно на улицы Элисты выходят мусоровозы, грузовики, ассенизаторские машины с хорошо знакомым жителям символикой " Спецавтохозяйство". Благодаря выделенным городом субсидиям построена специальная площадка хранения таких отходов, а каждый житель Элисты может сдать, причем совершенно бесплатно, энергосберегающие лампы, аккумуляторы, градусники и прочие опасные для обычного бытового захоронения вещи. В условиях города Элисты с годовым накоплением отходов в 200-250 тыс.куб.м. бытовых отходов переработке подвергается только 10% твердых бытовых отходов и около 60% отходов производства. Частично отходы вывозят на загородные полигоны для захоронения, частично они попадают в места неорганизованного хранения (около 10 %). Около 6 % отходов остается на территории города.























5. Заключение

В ходе моей работы я поняла, что от каждого человека зависит чистота в школе, в родном городе, да и в каждом дворе. Надо следить за тем, куда попадает наш мусор: в урну, в контейнер, или летит рядом. Мы должны стараться использовать отходы повторно, ведь многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки.

В результате своей работы я сделала вывод, что основным источником загрязнения окружающей среды и свалок являются бытовые отходы – это бумаги, синтетические вещества, пищевые отходы. И мне бы хотелось предложить некоторые решения по поводу сокращения количества бытовых отходов.

  • Увеличение количества урн

  • Сбор и сдача бумажных отходов

  • Развитие утилизации синтетических веществ

  • Сбор и сдача металлолома

  • Использование пищевых отходов в качестве удобрений

  • Введение штрафных санкций за выброс мусора, отходов в неустановленных местах

  • Не мусорить на улицах города, на дорогах, селах и т. д.

  • Агитационные плакаты, видеоролики

Перспективы дальнейшей деятельности


Ещё вчера я всерьёз не задумывалась над проблемой «Куда девается мусор?», Пусть не сегодня, но моему городу грозит опасность.

Поэтому главная задача на будущее: рассказать друзьям, соседям, просто прохожему об этом материале. Научить их делать поделки из бытовых отходов. Обратиться к горожанам с просьбой о помощи и бережном отношении к природе.








Библиография

    1. Александрова В.П., Гусейнов А.Н. и др. Изучаем экологию города на примере московского столичного региона (пособие учителю по организации практическиз занятий) //М.: Издательство Бином.-2009-207с

2. Новиков Ю.В.,М. «Экология, окружающая среда и человек»

3. Боржанова Т Г.«Обрядовая поэзия калмыков»-М., 2007г

4. Амур-Санан «Мудрешкин сын» -Э.,1987г

5. Эрдниев У.Э. «Калмыки»,-Э.,1985г.

6.






























Карта г. Элиста с названиями улиц





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Гуманитарно-экологическое исследование по теме «Экологический путеводитель»

Автор: Нимгирова Елена Николаевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства