Городская контрольная работа
7 класс
Тип Хордовые. Классы Земноводные и Пресмыкающиеся.
Внешнее строение, многообразие и приспособление к окружающей среде.
Вариант II
Инструкция по выполнению работы
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 19 заданий. Часть 1 содержит 18 задания с кратким ответом. Часть 2 содержит 1заданиие с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 45 минут. Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в бланк ответов. Ответы к заданиям 16-18 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в бланк ответов. Задание 19 требует развёрнутого решения. В бланке ответов укажите номер задания и запишите его полное решение.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
ЧАСТЬ 1
Ответом к заданиям 1–15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в БЛАНК ОТВЕТОВ
1. У лягушек, как у всех наземных животных,
1) скелет состоит из костной ткани
2) глаза защищены веками, есть барабанная перепонка
3) пальцы стопы соединены плавательной перепонкой
4) откладка икры и развитие личинок происходит в воде
2. Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1
) жабры
2) лёгкие
3) воздушные мешки
4) трахеи
3. Личинки земноводных сходны с рыбами тем, что у них имеются
1) грудные плавники
2) брюшные плавники
3) наружные жабры
4) органы боковой линии
4. При понижении температуры окружающей среды пресмыкающиеся
1) усиленно питаются
2) мигрируют на большие расстояния
3) впадают в спячку
4) не изменяют своего поведения
5. Признаки, отличающие земноводных от других позвоночных, –
1) расчлененные конечности и дифференцированный позвоночник
2) сердце с неполной перегородкой в желудочке
3) голая слизистая кожа и наружное оплодотворение
4) замкнутая кровеносная система и двухкамерное сердце
6. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
1) касатка
2) тритон
3) крокодил
4) горбуша
7. Определите правильную последовательность развития бесхвостых земноводных.
1) оплодотворение → перемещение икры на сушу → развитие личинки → развитие лягушки
2) откладывание икры в воду → развитие личинки → оплодотворение → развитие лягушки
3) оплодотворение → откладывание икры в воду → созревание икринки → выход маленькой лягушки
4) откладывание икры в воду → оплодотворение → развитие головастика → появление маленькой лягушки
8. Какая особенность обеспечивает способность пресмыкающихся размножаться на суше?
1) охрана потомства
2) холоднокровность
3) строение яйца
4) количество откладываемых яиц
9. Главную роль при охоте лягушки за насекомыми играют органы...
1) слуха
2) осязания
3) зрения
4) обоняния
10. Позвоночных животных с неполной перегородкой в сердце, размножение которых тесно не связано с водой, объединяют в класс
1) Костные рыбы
2) Млекопитающие
3) Пресмыкающиеся
4) Земноводные
11. Какой фактор среды оказывает существенное влияние на размножение земноводных?
1) свет
2) температура
3) наличие воды
4) атмосферное давление
12. Земноводным, в отличие от Пресмыкающихся, свойственно
1) два круга кровообращения
2) внутреннее оплодотворение
3) развитие с образованием личинки
4) разделение тела на голову, туловище и хвост
13. Длинный раздвоенный на конце язык змеи — это:
1) ядовитый аппарат
2) орган осязания
3) орган вкуса
4) орган, управляющий координацией движения
14. Каких древних животных считают предками земноводных?
1) ихтиозавров
2) археоптериксов
3) стегоцефалов
4) кистеперых рыб
15. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности земноводных?
А. Лёгкие у земноводных развиты слабо, дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
Б. С появлением лёгких у земноводных сформировался второй круг кровообращения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 16–18 является последовательность цифр, которую следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки,
без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке.
В заданиях 16 выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
16. Чем пресмыкающиеся в отличаются от земноводных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) кожа сухая, с роговым чешуйчатым покровом
2) кожа голая, увлажнённая
3) размножение происходит в воде
4) размножение происходит на суше
5) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
6) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке
ответ
В задании 17 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
17. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС ЖИВОТНЫХ
А) кожа тонкая, слизистая 1) Пресмыкающиеся
Б) дышит при помощи лёгких и влажной кожи 2) Земноводные
В) кожа сухая, органы дыхания – лёгкие
Г) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Д) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке
Е) размножается в воде
ответ
В задании 18 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
18. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей царства Животные, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отряд Бесхвостые
2) семейство Жабы настоящие
3) вид Жаба зелёная
4) тип Хордовые
5) царство Животные
6) класс Земноводные
ответ
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задание 19 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, затем полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 19
Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных
Обитая на суше и в водной среде, земноводные приспособились к жизни в каждой из них. Обитать в водной среде им помогает уплощенная форма тела, удлиненная спереди голова, голая слизистая кожа, уменьшающая при движении трение тела о воду, наличие перепонок между пальцами стопы. Большинство из перечисленных признаков строения земноводных развиты и у рыб — настоящих водных животных. Сходны с таковыми у рыб размножение и развитие земноводных. Как и у рыб, у земноводных оплодотворение наружное, в воде, развитие с личинкой, имеющей вытянутую обтекаемую форму тела, кожистый плавник, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, дыхание жабрами и кожей, орган боковой линии. Наличие общих с рыбами черт строения свидетельствует о происхождении земноводных от древних рыб.
При нахождении земноводных на суше со слизистой их кожи постоянно испаряется влага. Испарение сопровождается потерей тепла и снижением температуры тела животного на несколько градусов. В условиях низких температур среды обитания они буквально цепенеют от холода, снижают активность питания и движения и становятся легкой добычей хищников.
В связи с наземным образом жизни в скелете земноводных, по сравнению со скелетом водных обитателей — рыб, произошли значительные изменения. Так, их череп подвижно сочленен с позвоночником, поэтому голова стала подвижной. Число отделов в позвоночнике земноводных увеличилось до четырех (шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой). Хорошо выражен плечевой и тазовый пояса. Тело передвигается на парных передних и задних конечностях. Кости конечностей подвижно соединены друг с другом суставами и работают по принципу рычагов. Пятипалые кисти и стопа опираются и отталкиваются при хождении или прыжках от земли.
Скелет земноводных слабый, так как в нем много хряща.
В выделяемой кожными железами лягушек слизи содержатся вещества, подавляющие размножение бактерий.
Используя содержание текста «Среда обитания, внешнее строение и скелет земноводных», ответьте на следующие вопросы.
Почему земноводные не живут в холодных регионах планеты? Какие особенности строения скелета ограничивают размеры тела земноводных?
В старину лягушек помещали в сосуды с молоком, чтобы оно дольше не скисало. На чем основан этот прием?
БЛАНК ОТВЕТОВ I вариант
Фамилия __________________________________________________________________
Имя __________________________________________________________________
Класс 7 « _____ »
ЧАСТЬ 1
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ответ | | | | | | | | | | | | | | | |
ЧАСТЬ 2
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛАНК ОТВЕТОВ II вариант
Фамилия __________________________________________________________________
Имя __________________________________________________________________
Класс 7 « _____ »
ЧАСТЬ 1
задание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ответ | | | | | | | | | | | | | | | |
ЧАСТЬ 2
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________