kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физиология гипноза

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматривается понятие гипноза, условия, повышающие внушаемость и степени гипноза.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физиология гипноза»

Физиология гипноза


Объективное изучение психики было положено Иваном Петровичем Павловым. Павлов с помощью метода условных рефлексов установил, что фундамент психической деятельности составляют два процесса - возбуждение и торможение, возникающее в коре больших полушарий.

Нервные клетки мозга отличаются ранимостью и утомляемостью, что может грозить им опасностью необратимого разрушения. На пути этой опасности, считает И. П. Павлов, самой природой поставлен защитный барьер - процесс торможения.

Согласно представлению Павлова, торможение, как и возбуждение, процесс движущийся: возникнув в одном участке коры больших полушарий, он может распространиться дальше. Именно так выглядит мозг в то время, когда человек крепко спит. Торможение переходит в сон, когда условия благоприятствуют распространению тормозного процесса. Торможение клеток головного мозга лежит в основе и гипнотического состояния. При глубоком естественном сне человек не восприимчив к тому, что происходит вокруг. А погруженный в глубокий гипноз, он не реагирует на внешние раздражения, но восприимчив ко всему, что относится к гипнотизеру. Гипноз – это одновременно и сон и внушение.

Представления И. П. Павлова о внушении складывались из исследований гипноза на собаках и наблюдений больных в неврологической и психиатрической клиниках.

В лаборатории И. П. Павлова провели опыт. Доктор Б. Н. Бирман и И. П. Павлов вырабатывали у собак условные рефлексы на 23 тона фисгармонии, 22 из них не подкреплялись последующим кормлением, а один тон - "до 256" - всегда сопровождался дачей пищи. Через некоторое время, тона, не обещавшие обеда, действовали на собак усыпляющее, их никакими силами не удавалось разбудить. Зато звучание "до 256" обрело поистине магическую силу. Едва слышное, оно мгновенно пробуждало собак и облизываясь, они тянулись к миске. И. П. Павлов на основании этого исследования писал: "Настоящая экспериментальная работа Б. Н. Бирмана приближает к решению вопроса о физиологическом механизме гипноза».

Сопоставляя условия наступления гипноза у животных, Павлов увязывает их с известными способами гипнотизации человека:

« Классический способ гипнотизирования - это слабые, однообразно повторяющиеся раздражения кожи, повторяющиеся слова. Гипнотизирование истеричных достигается сильными, неожиданными раздражителями. Как у животных, так и у людей большинство гипнотизирующих приемов тем скорее и вернее к цели, чем чаще они применяются ».

Главная загадка гипноза в том, что погруженный в это состояние человек, проявляет восприимчивость лишь к одному - к голосу, словам, жестам гипнотизирующего. Разгадка, считал Павлов, в том, что гипноз - это частичный сон, при котором среди моря залитых торможением спящих нервных клеток мозга остается небольшой островок клеток бодрствующих, возбужденных, настроенных на восприятие определенного раздражителя. Создается такой вид сна особыми искусственными условиями. На слуховой анализатор действуют монотонные звуковые раздражители (звук метронома, голос гипнотизера), которые истощают нервные клетки, вызывая торможение, что влечет возникновение гипнотического сна.


Для вызывания гипнотического сна через кожный анализатор пользуются своеобразным массажем. Гипнотизер возбуждает кожные рецепторы, от которых в кору головного мозга идет поток импульсов, что также вызывает процесс торможения и ведет к возникновению искусственно вызванного - гипнотического сна.

Гипнотическое состояние может возникать и у бодрствующего человека – при сильном утомлении, истощении нервной системы, психозах.


Наряду с раздражителями, благоприятствующими засыпанию, всегда имеется и такой, который оказывает противоположное действие, - сохраняет и поддерживает очаг возбуждения, или, как его назвал Павлов, "сторожевой пункт". У человека, погруженного в гипноз, этот пункт всегда "настроен" на голос того человека, который вызвал у него это состояние.


Анализ физиологических процессов, лежащих в основе гипнотического внушения, И. П. Павлов дал в 1927 году в последней главе "Лекций о работе больших полушарий головного мозга". Он писал: "Среди гипнотических явлений у человека привлекает внимание внушение. С точки зрения физиологии, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека». Человеку под гипнозом можно внушить, что в доме пожар, и он со страхом увидит бушующее пламя. Таким образом, гипноз – это одновременно и сон, и внушение


Слово того, кто начинает гипнотизировать, вызывает глубокое внешнее торможение. Отсюда большая сила внушения как раздражителя во время гипноза, и даже после него».

Рассматривая физиологическую сторону внушения, И. П. Павлов установил условия, способствующие повышению к внушаемости

1. понижение предела работоспособности корковых клеток, что облегчает торможение;

2. и, как считал И.П. Павлов, - это парадоксальная фаза, когда сильные раздражения реального мира уступают место слабым раздражениям, идущим от слов гипнотизера".


Следует отметить, что И. П. Павлов признавал ступени гипноза, которые выделял В. М. Бехтерев: малый гипноз (сонливость) – по окончании опыта человек помнит все, что с ним было; средний гипноз (гипотаксия) – в этом случае человеку можно придать необычную позу и в таком положении он будет находиться часами, пока не услышит приказа изменить положение; и глубокий гипноз (сомнамбулизм) – где человеку можно внушать различные образы. 80 – 90 % людей поддаются гипнозу. Но в глубокий гипноз можно погрузить не более 6 – 8 % людей. Установлено, что гипноз можно использовать для изучения закономерностей взаимодействия сознания и бессознательного, что позволяет по-новому посмотреть как на природу, так и на роль бессознательного в нашей жизни.

И.П. Павлов установил, что психической разобщенности, наблюдаемой при внушении, соответствует физиологическая разобщенность функции коры головного мозга, разорванность функциональных связей между отдельными ее частями. Оценивая сказанное, можно сказать, что изучение гипнотических состояний может оказать и оказывает большую помощь в познании работы нашего головного мозга.

И.П. Павлов, изучая условные рефлексы у животных, считал, что различные явления психики можно объяснить через понятие условного рефлекса.

Хотя в последние годы своей жизни И. П. Павлов пришел к выводу о существовании таких явлений в высшей нервной деятельности животных, которые не могут быть определены как условные рефлексы. К большому сожалению, это замечание Павлова осталось незамеченным и эти явления не стали предметом систематических исследований. Ученые нашей страны продолжали рассматривать условный рефлекс как явление физиологическое и одновременно "психическое", как "рабочую" единицу мозговой деятельности.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Физиология гипноза

Автор: Журавлева Полина

Дата: 28.12.2018

Номер свидетельства: 493155

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Физиология гипноза"
    ["seo_title"] => string(21) "fiziologiia_gipnoza_1"
    ["file_id"] => string(6) "493156"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1545946666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства