kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элементы смыслового чтения на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста  уловить все детали и практически осмыслить всю информацию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элементы смыслового чтения на уроках биологии»


Для того чтобы уничтожить цивилизацию, необязательно сжигать книги.

Достаточно просто отучить людей читать их.

Рэй Бредбери


Чтение – рецептивный (воспринимающий) вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, направленный на извлечение информации из графически закодированного текста

Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей: процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных и художественно-эстетических задач

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

Умения смыслового чтения :

умение осмысливать цели и задачи чтения;

➢ умение находить и извлекать информацию из различных текстов;

➢ умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами;

➢ умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения: :вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, задание - прочитайте текст и выполните задания, - пользуясь текстом и собственными знаниями, ответьте на вопросы и т.д.

Умение читать графики, диаграммы, гистограммы, работать с таблицей, чтобы выполнить задание ГИА, как показывает практика, эти учебные действия у учащихся сформированы на недостаточном уровне. Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.

Пример 1. 7 класс. Тема «Рыбы: внешнее и внутренне строение».


Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок.

Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания.Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.

Ответ:

Рыбы – позвоночные животные.

Современных видов рыб около 30 тыс. видов.

Наука, изучающая рыб – ихтиология.

Губы впервые в эволюции появляются у млекопитающих. У рыб губ нет.

У рыб нет век.

Ноздри рыб не предназначены для дыхания, они открываются в органы обоняния.

У ланцетника нет боковой линии.

Пример 2. «Мир клеток»

П рочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное.

Ответьте на вопросы 1-3 и выполните задания 1- 4.

Приготовим препарат кожицы чешуи лука. Отделим от луковицы кусочек мясистой чешуи и с внешней ее стороны снимем кожицу. Частицу такой кожицы поместим в каплю воды на предметном стекле, расправим ее с помощью препаровальных игл и накроем покровным стеклом. Рассмотрим препарат под микроскопом. При увеличении в 56 раз видно, что кожица состоит из множества продолговатых клеток, плотно прилегающих друг к другу. Каждая из них имеет длину, ширину и толщину. Снаружи клетка покрыта тонкой прозрачной оболочкой. Сквозь нее видно внутреннее содержимое клетки. Под оболочкой находится вязкое бесцветное вещество — цитоплазма, внутри ее — плотное округлое тельце — ядро. При действии слабого раствора йода цитоплазма окрашивается в золотистый цвет, а ядро — в бурый и становится хорошо заметным. При сильном нагревании или замораживании цитоплазма разрушается. /В цитоплазме имеются пузырьки с клеточным соком – вакуоли (от лат. «вакуус» — пустой). Клеточный сок состоит из воды и растворенных в ней минеральных солей, а также сахаров и других органических веществ.

В молодых клетках вакуоли мелкие и их много. По мере созревания клеток вакуоли увеличиваются и сливаются в одну большую центральную вакуоль. Клетки мякоти спелого плода арбуза или томата, как и клетки кожицы чешуи лука, имеют оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. При большом увеличении микроскопа в цитоплазме растительных клеток видны мелкие тельца — пластиды (от греч. «пластидес» — создающие, образующие). Одни из них бесцветные, другие — зеленые, третьи — красные, оранжевые или желтые. Обычно в клетке из трех видов пластид имеется только один. При определенных условиях бесцветные пластиды могут превращаться в зеленые. Так, клубни картофеля на свету зеленеют: их бесцветные пластиды превращаются в зеленые.

Все клетки растений и животных, имеющие живую цитоплазму и ядро, питаются, дышат, растут и размножаются. Растворы питательных веществ и атмосферный кислород поступают в них через поры — мельчайшие отверстия в клеточных оболочках. Любое животное, как и растение, состоит из огромного количества клеток. Большинство из них мелкие, и их можно увидеть только при большом увеличении микроскопа. Клетки тела животных очень разнообразны по величине, форме и другим особенностям строение. Как и растительные клетки, они имеют цитоплазму, одно или несколько ядер. Однако у животных клеток нет плотной наружной оболочки (они покрыты тончайшей мембраной), в них отсутствуют пластиды и вакуоли с клеточным соком.

Вопросы к тексту (базовый уровень)

1. Какое строение имеет клетка кожицы чешуи лука?

2. Чем клетка мякоти плода арбуза сходна с клеткой кожицы чешуи лука?

3. Что произойдет с клеткой при нагревании и замерзании?

4. Из чего состоит клеточный сок?

Задания к тексту (повышенный уровень)

Задание №1. Почему клетки кожицы чешуи лука бесцветные, а клетки спелого плода томата оранжевые или красные?

Задание №2. Почему клубни картофеля на свету зеленеют? 18 19

Задание №3. Как в клетку проникают растворы питательных веществ?

Задание № 4. Чем клетки животного организма сходны с клетками растительного организма и чем они различаются? (Укажите по 2 сходства и 2 различия).

Задание № 5. Перечислите основные части большинства живых клеток. О чем говорит сходство строения клеток различных организмов?

Пример 3. Тема «Строение и функции отделов головного мозга».

Задание: соотнесите отделы головного мозга с выполняемыми ими функциями.

Отделы головного мозга

Функции отделов головного мозга

А).продолговатый мозг

Обеспечивает согласованность движений, равновесия тела и координацию движения.

Б) мозжечок

Управляет сердечной деятельностью, дыханием, пищеварением, обеспечивает защитные реакции: чихание, моргание, кашель, рвоту.

В) средний мозг

Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды.

Г) промежуточный мозг

Регулирует и контролирует работу всех органов, отвечает за сознание, память, мышление, речь.

Д) большое полушарие переднего мозга

Расположены центры зрения и слуха, центры мышечного тонуса и позы.


Апробация отобранных приемов привела к выводу, что их использование приносит положительные результаты. Систематическое и целенаправленное использование приемов смыслового чтения на уроках биологии дают положительный результат: умение осмысленно читать биологические тексты; умение находить главное в тексте и детализировать относящиеся к нему понятия; приобретение навыков самостоятельного составления схем и таблиц; умение свободно воспринимать и ориентироваться в научных, публицистических, официально – деловых текстах по биологии; умение понимать и применять в жизни различные языковые средства массовой информации.

Хочу отметить, что в использовании данного опыта есть и свои трудности. Требуется большее количество времени для изложения материала учителем, чем при использовании объяснительно-иллюстративного метода (особенно на начальных этапах работы).

Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся - это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.


Список использованных источников

1.Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]/ Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся учреждений общего среднего образования.

2.Почтарёва, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся 1 ступени общего среднего образования/ О.В. Почтарёва /

3.Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5- 9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Элементы смыслового чтения на уроках биологии

Автор: Куликова Ирина Михайловна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647370


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства