Просмотр содержимого документа
«Элементы смыслового чтения на уроках биологии»
Для того чтобы уничтожить цивилизацию, необязательно сжигать книги.
Достаточно просто отучить людей читать их.
Рэй Бредбери
Чтение – рецептивный (воспринимающий) вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, направленный на извлечение информации из графически закодированного текста
Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей: процесс восприятия, понимания и интерпретации текста, обеспечивающий решение учебно-познавательных и художественно-эстетических задач
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
Умения смыслового чтения :
умение осмысливать цели и задачи чтения;
➢ умение находить и извлекать информацию из различных текстов;
➢ умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами;
➢ умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Среди заданий ГИА есть такие, которые проверяют эти умения: :вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, задание - прочитайте текст и выполните задания, - пользуясь текстом и собственными знаниями, ответьте на вопросы и т.д.
Умение читать графики, диаграммы, гистограммы, работать с таблицей, чтобы выполнить задание ГИА, как показывает практика, эти учебные действия у учащихся сформированы на недостаточном уровне. Приведу примеры наиболее успешных и результативных приемов смыслового чтения на уроках биологии.
Пример 1. 7 класс. Тема «Рыбы: внешнее и внутренне строение».
Задание: найди ошибки в тексте. В тексте допущено 7 ошибок.
Рыбы - это совершенно особые беспозвоночные животные. Их насчитывается более 1 млн. видов. Для их изучения существует особая наука ихотология. Внешнее строение рыб полностью приспособлено к жизни в воде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела, они покрыты чешуей и слизью. Для передвижения у них есть плавники. На голове рыб расположены: рот, окруженный губами, глаза с веками, ноздри для дыхания.Как и у ланцетника, у рыб имеется особый орган чувств - боковая линия.
Ответ:
Рыбы – позвоночные животные.
Современных видов рыб около 30 тыс. видов.
Наука, изучающая рыб – ихтиология.
Губы впервые в эволюции появляются у млекопитающих. У рыб губ нет.
У рыб нет век.
Ноздри рыб не предназначены для дыхания, они открываются в органы обоняния.
У ланцетника нет боковой линии.
Пример 2. «Мир клеток»
П рочитайте текст, останавливаясь на значках /, осмысливая прочитанное.
Ответьте на вопросы 1-3 и выполните задания 1- 4.
Приготовим препарат кожицы чешуи лука. Отделим от луковицы кусочек мясистой чешуи и с внешней ее стороны снимем кожицу. Частицу такой кожицы поместим в каплю воды на предметном стекле, расправим ее с помощью препаровальных игл и накроем покровным стеклом. Рассмотрим препарат под микроскопом. При увеличении в 56 раз видно, что кожица состоит из множества продолговатых клеток, плотно прилегающих друг к другу. Каждая из них имеет длину, ширину и толщину. Снаружи клетка покрыта тонкой прозрачной оболочкой. Сквозь нее видно внутреннее содержимое клетки. Под оболочкой находится вязкое бесцветное вещество — цитоплазма, внутри ее — плотное округлое тельце — ядро. При действии слабого раствора йода цитоплазма окрашивается в золотистый цвет, а ядро — в бурый и становится хорошо заметным. При сильном нагревании или замораживании цитоплазма разрушается. /В цитоплазме имеются пузырьки с клеточным соком – вакуоли (от лат. «вакуус» — пустой). Клеточный сок состоит из воды и растворенных в ней минеральных солей, а также сахаров и других органических веществ.
В молодых клетках вакуоли мелкие и их много. По мере созревания клеток вакуоли увеличиваются и сливаются в одну большую центральную вакуоль. Клетки мякоти спелого плода арбуза или томата, как и клетки кожицы чешуи лука, имеют оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоли с клеточным соком. При большом увеличении микроскопа в цитоплазме растительных клеток видны мелкие тельца — пластиды (от греч. «пластидес» — создающие, образующие). Одни из них бесцветные, другие — зеленые, третьи — красные, оранжевые или желтые. Обычно в клетке из трех видов пластид имеется только один. При определенных условиях бесцветные пластиды могут превращаться в зеленые. Так, клубни картофеля на свету зеленеют: их бесцветные пластиды превращаются в зеленые.
Все клетки растений и животных, имеющие живую цитоплазму и ядро, питаются, дышат, растут и размножаются. Растворы питательных веществ и атмосферный кислород поступают в них через поры — мельчайшие отверстия в клеточных оболочках. Любое животное, как и растение, состоит из огромного количества клеток. Большинство из них мелкие, и их можно увидеть только при большом увеличении микроскопа. Клетки тела животных очень разнообразны по величине, форме и другим особенностям строение. Как и растительные клетки, они имеют цитоплазму, одно или несколько ядер. Однако у животных клеток нет плотной наружной оболочки (они покрыты тончайшей мембраной), в них отсутствуют пластиды и вакуоли с клеточным соком.
Вопросы к тексту (базовый уровень)
1. Какое строение имеет клетка кожицы чешуи лука?
2. Чем клетка мякоти плода арбуза сходна с клеткой кожицы чешуи лука?
3. Что произойдет с клеткой при нагревании и замерзании?
4. Из чего состоит клеточный сок?
Задания к тексту (повышенный уровень)
Задание №1. Почему клетки кожицы чешуи лука бесцветные, а клетки спелого плода томата оранжевые или красные?
Задание №2. Почему клубни картофеля на свету зеленеют? 18 19
Задание №3. Как в клетку проникают растворы питательных веществ?
Задание № 4. Чем клетки животного организма сходны с клетками растительного организма и чем они различаются? (Укажите по 2 сходства и 2 различия).
Задание № 5. Перечислите основные части большинства живых клеток. О чем говорит сходство строения клеток различных организмов?
Пример 3. Тема «Строение и функции отделов головного мозга».
Задание: соотнесите отделы головного мозга с выполняемыми ими функциями.
Отделы головного мозга
Функции отделов головного мозга
А).продолговатый мозг
Обеспечивает согласованность движений, равновесия тела и координацию движения.
Регулирует сложные двигательные рефлексы, обмен веществ и постоянство внутренней среды.
Г) промежуточный мозг
Регулирует и контролирует работу всех органов, отвечает за сознание, память, мышление, речь.
Д) большое полушарие переднего мозга
Расположены центры зрения и слуха, центры мышечного тонуса и позы.
Апробация отобранных приемов привела к выводу, что их использование приносит положительные результаты. Систематическое и целенаправленное использование приемов смыслового чтения на уроках биологии дают положительный результат: умение осмысленно читать биологические тексты; умение находить главное в тексте и детализировать относящиеся к нему понятия; приобретение навыков самостоятельного составления схем и таблиц; умение свободно воспринимать и ориентироваться в научных, публицистических, официально – деловых текстах по биологии; умение понимать и применять в жизни различные языковые средства массовой информации.
Хочу отметить, что в использовании данного опыта есть и свои трудности. Требуется большее количество времени для изложения материала учителем, чем при использовании объяснительно-иллюстративного метода (особенно на начальных этапах работы).
Использование различных педагогических приемов, направленных на развитие навыков смыслового чтения, помогает мне решать следующие педагогические задачи: учить учащихся определять свои учебные цели, отстаивать свои взгляды, определять смысл прочитанного, учить учащихся культуре понимания текста и поддерживать положительную мотивацию к чтению. А для учащихся - это возможность освоения и развития интеллектуальных (сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, определять содержание понятий) и коммуникативных (формулировать и задавать вопросы, определять смысл прочитанного, работать в группе, выступать с сообщениями) компетенций.
Список использованных источников
1.Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]/ Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся учреждений общего среднего образования.
2.Почтарёва, О.В. Формирование читательской грамотности учащихся 1 ступени общего среднего образования/ О.В. Почтарёва /
3.Сметанникова, Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5- 9 классах: как реализовать ФГОС: пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.