kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое исследование "Секреты донских степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое исследование "Секреты донских степей"»


Секреты донских степей.

Вид проекта: исследовательский.

Проблема: действительно ли солёная почва влияет на расцветку степных тюльпанов?

Цель проекта: организовать поиск информации о местности балки Соленой (Солёнки) и исчезнувших хуторов располагавшихся вдоль балки. Провести исследование почвы и воды Солёнки. Воспитывать уважение к природе и предкам, населявшим территорию донского края.

Содержание

  1. Введение.

  2. Признаки солёной почвы (словари, энциклопедии, интернет ресурсы).

  3. Анализ бесед со старожилами об исчезнувших хуторах.

  4. Итоги проекта.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.

  7. Приложение.

Исследование в рамках проекта:

- исследование воды, почвы, диких тюльпанов балки Солёной;

- беседы со старожилами хутора Свободный и станицы Ермаковской.

Результативность: оформлены результаты исследования, составлен маршрут от хутора Верхнекольцов до хутора Янов вдоль балки Солёной. Подготовлен фото отчёт.

Ведение.

Идея проекта «Солёные тюльпаны» или Секреты донских степей возникла в ходе изучения истории хуторов Верхнего Кольцова (ныне хутор Верхнекольцов), Нижнего Кольцова (ныне хутор Нижнекольцов), хутора Лихобабовки (ныне хутор Свободный). Изучая корреспонденцию прошлых лет в библиотечном архиве, я прочитала статью опубликованную в газете «Районные вести» в феврале 2003 года.

… «Дальше по трассе имеется мостик, по сути, труба, от неё с правой стороны на запад начинается местность, называемая Солёнкой, потому,

что вырытые колодцы всегда имеют солёную воду, непригодную для питья. Бывают годы, когда бугры Солёнки покрываются ковром диких

мелких тюльпанов, называемых народом лазориками, в основном красного и жёлтого цвета.

Лазорики, благодаря уникальному составу почвы, только в Солёнке бывают ещё оранжевого, белого, фиолетового цвета. Многие житель округи выкапывали луковицы цветущих тюльпанов фиолетового, белого цвета, высаживали в собственных дворах, но на новом месте они расцветали красного или жёлтого цвета.

При движении по балке на запад, после Солёнки на расстоянии трёх километров от дороги располагался хутор Шарпаевка, который прекратил существование в середине шестидесятых годов. Он насчитывал около двадцати дворов и имел молочно-товарную ферму, перенос которой в хутор Фоминка явился, на первый взгляд, основной причиной ухода жителей из родного места.

При движении по балке на запад через четыре километра располагается хутор Фоминка, известный всей округе с детства елками, которые привозили во все школы для празднования Нового года. Фоминский лес знаменит ещё и тем, что в нём праздновали 19 мая – День пионерии.

Хутор Усть – Фоминка располагается на северо-запад от Фоминки примерно на расстоянии трёх километров». ( газета «Районные вести» от 18 февраля 2003 года)

Идея проекта возникла сразу, но воплощение требовало обдумывания, постановки целей, а главное, надо было не упустить время цветения лазориков, так как особенно запали в душу строчки об этих диких тюльпанах, и долго мучил вопрос: «Действительно ли в Солёнке столь разнообразные по цвету дикие тюльпаны?

Достижение цели предполагало решение ряда задач:

- собрать информацию о данной местности;

- выбрать методы для практического изучения темы;

- разработать формы предоставления результатов проекта.

Выполнение проекта включало в себя несколько этапов:

  1. Начинание:

- уточнение темы, цели, задач проекта;

- выбор методов;

- обсуждение задания.

2. Планирование:

- анализ проблемы;

- определение источников информации.

3. Поиск информации:

- беседы со старожилами;

- изучение литературы по признакам солёной почвы.

4. Выполнение:

- опрос;

- обработка и анализ полученных данных;

- разработка маршрута.

5. Оформление:

- оформление материалов;

- оформление приложения.

В работе над проектом использовались следующие методы:

- сбор и обработка информации;

- работа с литературными источниками;

- опрос;

- разработка и описание маршрута.

После уточнения темы и составления плана была изучена, по возможности, вся имеющаяся информация по признакам солёности почвы. Следующим этапом стоял этап бесед со старожилами. Первая беседа произошла с уроженкой хутора Свободный о многообразии диких тюльпанов, и что каждый год, будучи пионерами, ребята в день рождения В.И Ленина , 22 апреля, ходили за тюльпанами в Солёнку. Собранные охапки разноцветных тюльпанов приносили к памятнику Владимиру Ильичу Ленину, который по сей день находится у клуба хутора Верхнекольцов. Она также дополнила рассказ тем, что земля в балке Солёной была по весне и осени вязкой, и случалось нередко увязали там сельскохозяйственные машины, переправляющиеся через балку на посевные работы. И что в жаркие летние дни частенько на водопой к пруду приходили попить солоноватой воды дикие животные, а в самом пруду в кристально чистой воде водилось много рыбы.

Первое посещение Солёнки было на майские праздники нынешнего года, но оно не увенчалось успехом. В балке стояла вода, а по рассказам это было небезопасно. Рисковать не стали.

Второе посещение было двадцатого мая. Балка уже значительно подсохла, но еще в некоторых местах можно было взять воду для исследования. (Приложение № 1), в эту поездку была взята и почва (Приложение № 2). Но главная загадка – это разноцветные лазорики.

Обнаружили мы их не сразу. Вначале нам попадались цветы, листьями похожие на тюльпаны, но соцветия были другими, необыкновенными (Приложение № 3).

К сожалению, огромное поле цветущих лазориков нам увидеть не удалось, но разнообразные по цвету действительно встречались (Приложение № 4). Солёнка продолжала жить. Вот на нашем пути небольшой пруд, поросший камышом, с такой же кристально- чистой водой, как и много лет назад. (Приложение № 5). Было так хорошо и спокойно на душе. Степные просторы звали вдаль. И мы не удержались от посещения каменного Шарпаевского «сфинкса», как мы его назвали (Приложение № 6). Каменный выступ находился на холме, поросшем скудной растительностью, а по весне и цветами. (Приложение № 7) Скорее всего холм образовался из-за слежавшегося многовекового песка, на самой вершине которого величественно красовался каменный выступ, действительно чем-то похожий на сфинкс. С вершины холма были видны заброшенные сады исчезнувшего хутора Шарпаевка, которые со временем дали дикую поросль плодовых деревьев, заполнивших посевные поля с левой стороны извилистой дороги.

Второе посещение подходило к концу, не терпелось скорее приехать домой и исследовать почву и воду на солёность, а еще расспросить старожил о каменном «сфинксе».

уроженка станицы Ермаковской поведала нам сказочную историю хутора Шарпаевки. Эта легенда передавалась из уст в уста бабушками своим внукам в длинные зимние вечера.

…Проживал когда-то, в те далёкие времена в нашей местности богатый помещик по фамилии Шарпаев. И был в его хуторе большой и красивый плодовый сад, который ежегодно давал хороший урожай и славился на всю округу. Вот и хутор был назван Шарпаевкой. Красивые женщины и молодухи жили в том хуторе, поговаривали, что каждая вторая из них была колдуньей, а лунными летними вечерами частенько слышалось их гулянье со стороны шарпаевского пруда. С наступлением сумерек ребятишки, да и взрослые боялись даже смотреть в сторону Шарпаевки.

В беседе с жителем станицы Ермаковской, который знал территорию Солёнки наизусть, так как будучи колхозным пастухом, исходил её ногами и изъездил на резвом коне, выпасая колхозный скот. Он и рассказал о каменной шишке, названной нами «сфинксом», о том, что в советское время серьёзно говорили о спрятанных в этом кургане золоте скифов и даже собирались приступить к раскопкам, но по расчётам колхозного начальства надо было пригнать много техники, а ещё больше истратить горючего. На таких несбывшихся замыслах разговоры и закончились. Легенду о помещике Шарпаеве он опроверг, сказал, что на Дону помещиков не было, а проживали только зажиточные казаки. А о звуках, доносящихся со стороны шарпаевского пруда, не отрицал, сказал, что сам слышал их, когда ночью пас лошадей.

Третье посещение Солёнки началось с хутора Шарпаевка. (Приложение №8). В глубине балки мы обнаружили углубления, поросшие травой, предположительно землянки, или, скорее всего подвалы, заросший пруд, к которому вели широкие протоптанные животными тропы и примятая трава, предположительно лежбище диких животных. (Приложение № 9) На фруктовых деревьях – дичках было плодов немного, виднелись кое-где мелкие яблоки и груши, а вот огромный тутовник, называемый на Дону тютиной, со стволом около семидесяти сантиметров, был усыпан сладкими и сочными ягодами. (Приложение № 10). Полакомившись, мы пробрались в гущу зарослей, где цвела мальва, репешок и тысячелистник (Приложение № 11).

Дорога по ходу балки Солёной вела нас к хутору Греков (ныне не существует), который располагался когда-то с правой и левой сторон дороги, выходившей на продолжение центрального шоссе станицы Ермаковской. О хуторе Греков нет упоминаний в статье , вероятнее всего его вымирание произошло ещё раньше или хутор был ничем не приметный.

Дорога вела нас к хутору Фоминка. В настоящее время хутор насчитывает сорок четыре подворья. Достопримечательностью является здание школы, которому пошло второе столетие, точнее сто одиннадцать лет, несмотря на это, здание существует и в настоящее время здесь находиться подростковый клуб.

Знаменитого на всю округу Фоминского леса уже нет, сгорел он года три назад, а на его месте до сих пор видны чёрные шпили сгоревших деревьев (Приложение №12)

Извилистая степная дорога проходила через хутор Усть- Фоминка, Приложение № 13) от хутора почти ничего не осталось, виднелись еще кое-где прямые изгороди резеды ( в народе названные дерезой) замыкал Усть – Фоминку большой пруд, в котором и по сей день водится много рыбы. (Приложение №14)

А, далее мы увидали медленное, еле заметное движение реки Быстрой, на берегу которой был когда - то хутор Янов. (Приложение №15) Славился хутор гусями. Они здесь плодились в несметном количестве, потому что спокойно выращивали своё потомство на приветливых, поросших сочной травой берегах реки Быстрой.

Вдалеке, на другой стороне реки виднелись фермы хутора Исаева, (Приложение №16), а километров через пятнадцать на запад простилались земли Калитвинского района.

Вот и закончилось наше небольшое, но интересное путешествие по крохотной части земли Донской.

Итоги проекта:

  1. Собранный материал (вода, земля) были исследованы на концентрацию соли в химической лаборатории школы. Была выпарена вода в количестве 50 граммов, в результате получено 2 миллиграмма соли. По расчётам, концентрация соли составляет 5%. Земля была растворена в дисцилированной воде, пропущена через фильтр и выпарена. Вода при выпаривании оставила почти незаметный слой соли. По изученному дополнительному материалу «Признаки солёной почвы» в различных источниках следует, что земля, где произрастают дикие тюльпаны слабосолёная.

  2. На вопрос: «действительно ли состав почвы влияет на цвет диких тюльпанов?», подтверждения в изученной литературе не нашлось.

  3. По поставленной задаче оформлена схема маршрута. Заключение

Как и сколько бы, не изучался Родной край, окружающая природа, всё равно остаются загадки, которые не дают успокоиться и зовут на дальнейшие исследования.

Мне было интересно работать над этой темой, но не менее интересной представляется работа над проектами в будущем. Уже есть задумки и планы.

Главным итогом работы над проектом является то, что непонаслышке, а своими глазами, можно было увидеть красоту донских степей.

А самое главное, я достигла того, что запланировала.

Благодарю тех, кто мне помогал, консультировал, советовал и направлял.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Экологическое исследование "Секреты донских степей"

Автор: Бирюкова Елена Анатольевна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства