Просмотр содержимого документа
«Эффективные практики организации деятельности учащихся на уроках при подготовке к ГИА (раздел «Человек и его здоровье»).»
Эффективные практики организации деятельности учащихся на уроках при подготовке к ГИА (раздел «Человек и его здоровье»).
Имея небольшой опыт педагогической деятельности могу сказать, что подготовка к ОГЭ по биологии очень сложная и кропотливая работа как для учителя и для учащихся и можно с уверенностью сказать, что нет единственного пути в достижении этих проблем. Понятно одно, что это систематическая работа, включающая в себя и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность не только в старших классах, но и на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс.
Итак, особое внимание уделяю внеурочной работе с учащимися на консультациях, это обусловлено малым количеством часов, отводимых на изучение биологии. В рамках консультаций весь учебный материал, который ученик обязан знать при сдаче государственной итоговой аттестации (уровень обязательной подготовки), разбиваю на крупные темы на основе кодификатора элементов содержания к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ и ОГЭ.
В системе повторения центральное место занимает раздел «Человек и его здоровье», так как и в предыдущие годы, половину всех заданий составят вопросы, проверяющие знания строения, жизнедеятельности и гигиены человека. Экзамен начинается с чтения и осмысления вопроса, при подготовке учащихся к экзамену на консультациях учимся читать формулировки вопросов, обращать внимание на глубину постановки проблемы, на диагностические функции задания.
Второе направление- это работа на уроках. При организации повторения планирую уроки с обязательным повторением содержания разделов курса, пройденных в предыдущие годы. Так же я провожу различные формы текущего контроля использую задания, аналогичные заданиям ЕГЭ и ОГЭ. Основной акцент при проверке уделяю направлению на выявление следующих умений: обосновывать биологические процессы и явления, доказывать единство и развитие органического мира; сравнивать наследственность и изменчивость организмов; определять нормы здорового образа жизни, поведения человека в природе; просчитывать последствия глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязи строения и функций на уровне клеток, тканей, систем, целостного организма и экосистемы; находить причинно-следственные связи в природе; формулировать выводы на основе знаний, полученных на уроках биологии. На уроках я применяю новые информационные технологии , что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала. Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия.
Подготовка учащихся к экзаменам с помощью ИКТ может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности. На уроках по биологии и во внеурочное время я использую такие мультимедийные учебные пособия, как:
«Биология 10-11 класс. Интерактивный курс для школьников»,
«1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс», атласы по ботанике, зоологии, анатомии и др.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В них реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии, 3D-модели, видеосюжеты.
Их применение позволяет решить следующие дидактические задачи:
-усвоить базовые и углубленные знания по предмету,
-систематизировать усвоенные знания,
-психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,
-обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Громадный потенциал образовательных услуг несет сеть Интернет.
Для подготовки к ЕГЭ можно использовать мультимедиа учебники:
Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты:
1). Современные уроки биологии – он-лайн уроки. http://biology-online.ru/ онлайн уроки с анимациями, схемами и таблицами
2). Полная биология в школе даром http://fullbiology.ucoz.ru/ видео для учёбного процесса по всем классам, фотоальбом, таблицы.
3). Учителя вызывали? http://interneturok.ru
4). Биологический словарь On-line http://bioword.narod.ru - универсальное справочное интернет-издание, предназначенное как для биологов, так и для широкого круга представителей смежных наук, учащихся и всех интересующихся живой природой.
5). Сайт школы №12 г.Казани http://12.ort.ru/ - страница Кабинет биологии содержит разделы - готовимся к урокам, контрольные он-лайн, интерактивные тесты, ГИА, ЕГЭ и т.д.
6). Сайт «Биология для не ботанов» http://schoolbio.my1.ru/ - лекции по общей биологии, презентации по биологии, иллюстративный материал к урокам биологии, задачи по генетике, материалы для учеников и т.д.
7). Сайт учителя биологии Корниенко Наталья Павловна http://titorovanatali.ru/ - лекции по ботанике, зоологии, словарь-справочник по анатомии и т.д.
8). На сайте «Видеоуроки в сети Интернета» можно найти много полезного материала для работы учителя биологии. Это видеоуроки, готовые тесты, презентации, лабораторные и практические работы, сценарии уроков, планирование по биологии и много другого полезного материала. http://videouroki.net
9). Сайт «По биологии.ру» содержит учебные материалы по всему курсу биологии с 6 по 11 классы http://побиологии.рф/
10). Современный учительский портал http://easyen.ru/
11). Блог репетитора по биологии по SKYPEС адыкова Бориса Фагимовича. http://www.biorepet-ufa.ru/
12). Сайт «Поучу.ру» http://pouchu.ru/bio/ - презентации, учебные пособия, ЕГЭ и ГИА 2014, контрольные и лабораторные работы
На занятиях по подготовке к экзаменам сначала провожу краткий обзор изучаемого материала, затем идет просмотр презентаций, видеофильмов, материалов из электронных пособий и других наглядных материалов.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую задания из открытого банка заданий ЕГЭ (ОГЭ) по биологии, размещенного на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/ и на образовательном портале для подготовки к экзаменам http://bio.reshuege.ru/. Также использую электронные тренажеры, тесты по решению заданий первой части и презентации по решению заданий второй части.
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую задания системы "СтатГрад" - http://statgrad.mioo.ru/
На различных сайтах информационной поддержки ЕГЭ (http://bio.reshuege.ru/, http://egeigia.ru/, http://ege.yandex.ru) предлагаются варианты пробного тестирования в режиме On-line. Во внеурочное время учащиеся могут выйти на сайт и принять участие в этом тестировании.
Использование многочисленных интернет ресурсов по подготовке к ГИА дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также вести подробный учет знаний и умений учащихся, выстраивая свою дальнейшую работу с учеником индивидуально.
Для контроля знаний учащихся использую тестовый контроль. Он меня привлекает тем, что – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
Таким образом, хочу подчеркнуть, что только системная работа учителя, определение им траектории своей деятельности, индивидуальный подход к каждому ученику, выбор форм и методов работы, наиболее эффективных в определенной ситуации будут являться залогом качества результатов детей на итоговой аттестации