Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии.
Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося - непрерывный процесс, который не прекращается на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, и который, конечно, продолжается в школе. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Поскольку природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), присутствует в базовых национальных ценностях, то посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии. »
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на уроках биологии.
Фаткулина Ольга Александровна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 28
Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося - непрерывный процесс, который не прекращается на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, и который, конечно, продолжается в школе. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Поскольку природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание), присутствует в базовых национальных ценностях, то посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся. Линия эволюции живой природы, краеведческий материал, сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, формирование экологического сознания проходит через весь курс предмета.
Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».
В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.
Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.
Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток! И таких примеров можно приводить огромное количество.
Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создавать условия для развития творческих способностей школьников, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение удивительной красоты Российской природы. Человека, наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности.
Учителю биологии в своих изысканиях можно опереться на уникальный опыт В.А. Сухомлинского (ведь воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему) и его высказвание, что «природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога».
Организуя ежегодные походы, экскурсии, я могу продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях и наблюдать результат своего труда. Возвращаясь в класс, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к увиденным в естественных условиях растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.
Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)
Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах. Мы с ребятами участвовали в окружной акции «Чистый берег», экологических конкурсах «Берегите птиц!», «Знай и люби свой край», «Окружающий мир». Придумывали свои акции: «Сохрани дерево», «Прислушайся к природе, вдруг она просит твоей помощи» и других. Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.
Таким образом, задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера — целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования — природу Земли.
В связи с этим мною разработана программа духовно - нравственного развития учащихся на уроках биологии, цель которой обеспечить системный подход к формированию правильного и разумного отношения к базовой национальной ценности - природе, представления об уникальности жизни, понятия здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни посредством предмета «Биология».
Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:
нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;
патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;
здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;
гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;
политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.
Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, и портретные галереи ученых и выставки и стенды, и использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.
Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.
В заключении хочу сказать: ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.
Список использованной литературы
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009
2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008
3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание / М.: Педагогическое общество России, 2000